Почему очень сложно дать определение понятию жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

К живым организмам относят животных, растения, бактерии, грибы, вирусы.

2. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов.

3. Какие свойства живого вам известны?

1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.

4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

5. Живые организмы развиваются.

6. Всё живое размножается.

7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.

Вопросы

Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.

2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?

3. Каковы основные свойства живого?

1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.

4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

5. Живые организмы развиваются.

6. Всё живое размножается.

7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.

4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?

5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Задания

1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.

Открытые биологические системы – это системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.

2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.

Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный (молекулы, из которых состоит клетка), клеточный (мышечная клетка), организменный (волк), популяционно-видовой (популяция волков в смешенном лесу), экосистемный (сосновый лес) и биосферный (биосфера).

Вопрос 2. В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий. Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.

Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой – обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией, т.е. существование организма как открытой системы. Но это явление встречается и в неживой природе. При горении из воздуха поглощается кислород, и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяются разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в живой природе — возможность осуществлять реакции синтеза высокомолекулярных соединений (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада.

Вопрос 5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Наследственность — свойство организмов передавать признаки своего строения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Изменчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвязаны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле.
Наследственность и изменчивость обеспечивают: индивидуальное наследование и изменение отдельных признаков; воспроизведение в особях каждого поколения всего комплекса морфофункциональных характеристик организма конкретного вида; перераспределение у видов с половым размножением в процессе воспроизведения наследственных задатков, в результате чего потомок имеет сочетание признаков, отличие от их сочетания у родителей. Изменения в генетическом материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочетания определяют степень приспособленности особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком разнообразного материала для отбора наиболее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и развития по наследству. Это ведет к возникновению новых видов организмов.

Ответ

Живые организмы обладают определёнными свойствами: движением, обменом веществ, ростом, развитием, самовоспроизведением, саморегуляцией и др. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому.

Например, рост характерен и для минералов (кристаллы в насыщенном растворе соли могут расти), однако этот рост имеет качественные отличия от роста живых организма. Для горящей свечи характерны процессы обмена веществ и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

В общем смысле жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и самовоспроизведение специфических структур.


Emmett Brown :

Важные признаки отличия живого от неживого:

  • сходство химического состава;
  • сходная структурная организация;
  • обмен веществ и энергии;
  • открытость;
  • саморегуляция;
  • раздражимость;
  • самовоспроизведение;
  • наследственность;
  • изменчивость;
  • развитие и рост.

Субстрат жизни — это белки. Нуклеиновые кислоты отвечают за синтез белковых молекул, хранение и передачу наследственной информации. Клетки, состоящие из биополимеров, способны к самовоспроизведению благодаря удвоению молекул ДНК.

Многообразие жизни: основные термины и понятия

Упорядоченная иерархичная система живого включает в себя следующие уровни:

  • молекулярный;
  • клеточный;
  • организменный;
  • популяционно-видовой;
  • экосистемный;
  • биосферный.

Обменные процессы между организмами и окружающей средой — необходимое условие существования. Если прекращается обмен, то прекращается и жизнь. Организмы устойчивы, они сохраняют уникальные свойства в постоянно меняющихся условиях среды обитания.

Вирусы — кристаллоподобные частицы, построенные из молекул РНК или ДНК, белков. Вирусные частицы вне клеток организма-хозяина не проявляют признаки живого, не размножаются. Поэтому одни исследователи считают, что вирусы — особая форма жизни; другие полагают, что это неживые объекты, состоящие из органических молекул. Имеется генетический материал, способность создавать себе подобные частицы. Однако нет клеточного строения и собственного обмена веществ.

Потому что жизнь существует на разных уровнях структурно-функциональной оргвнизации: молекулярно-генетическом, клеточном, порганизменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном (иногда выделяют и промежуточные уровни) . А большинство определений жини (в том числе классические - Энгельса, Волькенштейна) охватывает только какой-то один уровень (или два) , чаще всего молекулярно-генетический и клеточный

а почему это сложно?
Жизнь - это существование организма от его рождения и до его гибели.

ну или что-то в этом роде

Только один пример.
Возьмем вирус.
Пока он не попал в клетку, это просто кристалл, то есть нечто совершенно не живое. И он может так существовать сколько угодно.
Но как только он попадает внутрь клетки - это уже вполне живой организм, подсраивающий работу клетки под себя, исправно размножающийся итд.
Есть разумеется и другие проблемы с определением жизни и живого существа.

форма существования белковой материи,

по сути - это ВОСХОЖДЕНИЕ к смерти

Забыла упомянуть что это сказал Энгельс. Бред полный,наши знания природы неполные чтоб задавать такие вопросы.

Потому что наши знания окружающего нас мира неполные а в некоторых местах ошибочные. Как можно рассуждать о таких вещах если только недавно стало известно счто есть жизнь после смерти, доказательство тому хотя бы свидетельства людей, переживших клиническую смерть и описавшие события в палате в то время как их "белковые" тела оставались мертвыми. Так что определение Энгельса о том что "Жизнь это неотьемлемая форма существования белковых тел" давно пора выкинуть на помойку, вместе с диалектическим материализмом.

непонятно одно, почему все зацикливаются на простеньком определении жизни по Энгельсу, хотя есть ещё куча достаточно полных и совершенных, на мой взгляд, определений, которые предложены учёными, скорее материалистами

Масса форм белковой материи - аминокислоты, ферменты, витамины и прочие не относятся к живой материи. Я могу предложить свой вариант - жизнь - это способность белковых образований к размножению и эволюции.

потому что существуют как минимум два направления, химико-биологическое и филосовское определения понятия жизни. и Бог знает сколько их в каждом из направлении. А когда есть большой выбор, тяжело выбрать тот что тебе по душе, потому как каждый проживает свою жизнь и видет ее посвоему.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
ЖИЗНЬ (ЭС) - это одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций к различным формам движения, приспосабливаемостью к среде, и т. п.
ЖИЗНЬ (ТС) - это совокупность явлений, происходящих в организмах; ОРГАНИЗМ, в общем случае, - это сложно организованное ЕДИНСТВО, целостность; ЖИТЬ - это существовать, находиться в процессе жизни, бытия.

Потому, что это оккультные знания. Жизнь есть реальное и объективное существование законов и закономерностей, побуждающих к эволюционному развитию реальные миры с их обитателями в Сферах КВС.

потому что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства систем но среди этих признаков нет такого который был бы присущ живому : Биология страница 10 . 9 класс

Читайте также: