Языковой анализ текста в начальной школе памятка

Обновлено: 03.07.2024

Данная работа содержит различные приемы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выполнил: учитель начальных классов МОУ СШ №74 Тракторозаводского района г. Волгограда Пироган Наталья Николаевна

Волгоград – 2016 год

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.

Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Подсистемы обучения родному языку (языковое образование, литературное развитие, речевое развитее) взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Изучение роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка положили начало работы Л. П. Федоренко. В исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда- это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды. Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст.

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся школы не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

· недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

· отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов;
• коммуникативные и игровые ситуации.

Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ и совместный их анализ. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь, используются электронные образовательные ресурсы.

Если проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повышаются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ художественного текста в начальной школе

(рекомендации к урокам литературного чтения).

Чтобы полноценно обеспечить восприятие текста, обязательно надо связать все компоненты процесса обучения ,учебного материала, методики его изучения, субъектов читательской деятельности.

Через анализ текста проверяется полнота восприятия текста. Вспомнить какие основные признаки влияют на методику чтения выбранного произведения( рассказ- наличие системы событий и героев), басня-аллегория, мораль, сатира, сказка- фантастический замысел, разновидность.

Устанавливается тема произведения, которая соотносится с проблемой, поднимаемой в других произведениях. Можно определить, что нового несет в себе этот текст среди похожих по тематике.

Восстановить сюжет. Завязку и т.д. Выяснить. Что в нем понятно детям при первом восприятии, а что необходимо уточнить. Если нет сюжета, то надо восстановить последовательность рассуждений. Картин. Частей.

Раскрыть особенности композиции произведения. Установить влияние настроения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа.(если есть диалог, то можно предложить чтение в лицах ит.д.)

Составить описание художественных образов произведения.(памятка-составить портрет, определить поступки, отношения между героями и др.)

Провести анализ языка авторского стиля. Языка. Выделить словарные, образные и ключевые ряды слов.

Сформулировать выводы, уделить внимание воспитательным, познавательным и эстетическим задачам.

Виды анализа текста.

1.Стилистический-подбор слов-образов, в которых проявляется авторское отношение к изображаемым событиям.

2.Проблемный- по вопросам и ситуациям.

3.Развитие действия- работа над сюжетом и его элементами, эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу.

Особенностью словарной работы в школе является то, что она проводится в процессе всей учебной деятельности. Учащиеся изучают лексику непосредственно на уроках русского языка, литературного чтения, в связи с математикой, изучением природы, музыки, изобразительного искусства, спорта и т.д. Таким образом, словарный запас учащихся быстро растет от урока к уроку, от дня к дню. Важно, чтобы усвоение новых слов не было спонтанным, чтобы учитель направлял этот процесс, тем самым облегчая его для учащихся, чтобы обеспечить точность, полноту усвоения слов. Поэтому большое значение придается работе над словарным запасом учащихся в школе.

Обучение младших школьников анализу текста в процессе изучения лексики русского языка

Теоретические основы лексической работы на уроках Русского Языка в начальных классах

Словарная работа в преподавании русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев многогранной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является предпосылкой для овладения родным языком: его орфоэпией, орфографией, грамматикой, правильным употреблением слов, наконец, связной речью в целом.

Урок — это педагогическое произведение, он должен характеризоваться целостностью, внутренней взаимосвязью его частей и единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это позволяет контролировать познавательную активность учащихся.

В рамках данной темы мы дадим определения основных понятий.

Слово — основная единица языка, качество языка и успех общения зависит от богатства и мобильности словарного запаса.

Лексика (от греч. lexicos — словарный запас) — это совокупность всех слов языка, его словарный запас. Лексика может быть активной и пассивной. Активный словарь состоит из часто употребляемых слов, значение которых понятно всем носителям данного языка. Пассивная лексика включает устаревшие или новые термины. Например: боярин, вече, стрелец, цирюльник — цирюльник; понеже — потому что; комон — конь; ланиты — щеки; навивать — подстрекать; и т.д.

Словарная работа в школе — это область методики русского языка; она включает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значения, эмоциональной и экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизация словарного запаса, использование вновь изученных слов в собственной речи, включение их в число слов, постоянно употребляемых учащимися; очистка словаря, т.е. т.е. исключение из активного словарного запаса учащихся слов, употребляемых в их собственных высказываниях. т.е. исключение диалектных, разговорных, вульгарных слов из активного словарного запаса учащихся. В начальных классах словарная работа ведется исключительно практически, с 4-го класса предоставляется теоретическая поддержка в виде кратких сведений по лексикологии, а затем стилистике.

Словарная работа имеет разные цели и содержание:

  1. она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
  2. он может иметь грамматические цели: Освоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей трудности (например, родительный падеж множественного числа существительных: носки, но чулки; волосы, головы, апельсины, килограммы).
  3. лексические упражнения можно использовать для обучения детей орфоэпическому произношению слов, и особенно для соблюдения нормативного ударения (щавель, звонить, красивый, километр и т.д.).
  4. чтобы освоить написание слов с непроверяемыми орфограммами, необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Специальные приемы обучения

Написание слов в алфавитном порядке. К концу первого класса учащиеся изучают алфавит. Знание детьми алфавита можно использовать для работы над словами с непроверяемым написанием. После записи слов с непроверяемым написанием на доске учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположить их в алфавитном порядке и подчеркнуть непроверяемые слова, например.

Выборочный диктант. Учитель читает вслух текст с непроверяемыми орфографическими словами. Учащиеся слушают предложения и записывают слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик этого текста учащиеся записывают слова с орфографическими гласными, а в другой — с не орфографическими.

Группировать и записывать слова в соответствии с орфографическими признаками. Учащиеся записывают слова как в алфавитном порядке, так и группами в соответствии с орфографическими особенностями слов.

Запись родственных слов — других частей речи. Задача создания одних частей речи из других частей речи. Пример: диктуется слово береза, запишите прилагательное к нему (березовый).

Подбор слов с противоположными орфограммами. Это слова типа: Шоссе — коса. Предлагается записать 2-3 такие пары под диктовку или с доски. После группировки их по наличию двух или одного согласного.

Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных методов работы над лексикой и правописанием является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению. Пример: синонимы к слову отечество — родина, а антонимы к слову мешать — помогать, поддерживать.

формирование предложений с заданными словами. Этот вид работы способствует закреплению орфографических навыков, закреплению и обогащению словарного запаса, усвоению синтаксической структуры языка, закреплению непроверяемых написаний.

Составьте по опорным словам. Предлагается написать эссе на определенную тему, используя опорные слова с непроверенными написаниями.

Выбор и написание слов с иностранными элементами. После того, как дети выучат иностранные элементы слов, можно давать задания на подбор и написание большего количества слов с этими элементами. Пример: дополните слово грамматическим элементом (грамм, килограмм и т.д.).

Замените описательные фразы синонимами. Замените описательный оборот словом-заменителем с непроверяемым написанием. Эта работа может быть устной и в виде карточек, кроссвордов, написанных на доске. Существует множество вариаций.

Письменный пересказ текста с использованием заданных слов. Учащиеся кратко пересказывают содержание текста в письменной форме, используя слова на доске с непроверяемыми написаниями (гласные, двойные согласные).

Причины возникновения лексических ошибок

Во-первых, основной и главной причиной лексических дефицитов является бедность словарного запаса учащихся.

Во-вторых, недостаточное внимание уделяется профилактике. Практика устного рассказа по плану или пересказа текстов с учетом и анализом ошибок в устной речи учащихся практически отсутствует.

Причины сгруппированных дефектов можно объяснить следующим образом:

Группа 1: Большинство ошибок вызвано использованием слов с нетипичным или неподходящим для данного контекста значением.

Причина появления недостатков в этой группе заключается в том, что студентов не учат думать о значении, смысле слова в данном предложении.

Студент услышал слово и использует его, но не знает его значения и поэтому использует слово, которое само по себе правильно, но не подходит к данному контексту.

Многие ошибки в словах связаны с неправильным использованием аффиксов, в основном префиксов в глаголах.

Причины такого рода дефицитов заключаются в том, что учеников не учат понимать значение частей речи в слове. Учитель не обращает должного внимания на ошибки учащихся, вызванные неправильным использованием аффиксов.

Ошибки в использовании слов, не соответствующих контексту стилистической окраски, которые. Использование разговорных слов, слов литературного языка, неправильное употребление эпитетов — все эти недостатки показывают, что учащиеся не умеют пользоваться художественными средствами языка. Мало внимания было уделено анализу языка исследуемых произведений.

Причины недостатков, отнесенных ко второй группе, объясняются бедностью словарного запаса студентов. Недостаточное количество литературных слов приводит к искажению литературных слов, каламбурам и замене диалектных и разговорных слов словами литературного языка.

Причинами недостатков, относящихся к третьей группе, являются, с одной стороны, бедность словарного запаса учащихся, а с другой — неспособность учащихся охватить вниманием целую, законченную мысль, небольшой отрывок. Недостаток внимания и привычка соотносить одно предложение с другим, представлять одну часть текста с другими частями, неумение контролировать свою речь от лексических дефектов также является одной из причин появления дефектов в этой группе.

Согласно этому, типичными причинами лексических дефектов являются недостаточный словарный запас учащихся и неадекватная словарная работа в школе.

Методические рекомендации по проведению словарной работы в начальной школе на уроках русского языка

Основными источниками обогащения и совершенствования словарного запаса являются произведения художественной литературы, тексты учебников, тексты фильмов и телепередач, речь учителя и других работников школьных и внешкольных учреждений.

При подготовке урока учитель отметил для себя, какие слова и словосочетания будут использованы для словарной работы: объясняются 2 — 3 слова, которые могут быть непонятны большинству учащихся, даются 3 — 4 слова или сочетания для работы над уточнением их нюансов, эмоциональной окраски, сочетаемости; все отработанные слова включаются в пересказ или высказывания самих учащихся с вопросами учителя.

Редко случается, что новое слово понимают не все ученики. Проверки показывают, что в классе почти всегда есть хотя бы несколько учеников, которые правильно понимают все слова и фразы, встречающиеся в рассказе, и в то же время есть до 10 человек, которые вообще не понимают этот рассказ или неточно понимают до 10-12 слов. При коллективной или групповой работе над лексикой учитель опирается на тех учеников, чей словарный запас более развит.

С точки зрения методологии, следующие методы уточнения значений слов были опробованы и широко используются (методы ранжированы в соответствии с их развивающим потенциалом):

(b) Анализ словообразования часто сопровождается сравнением слова с другими словами, чтобы подчеркнуть различия, различить значение паронимов, например: Клубника и земляника (оба слова образованы от слова земля); серебро и серебристый (сделанный из серебра и похожий по цвету на серебро) и т.д.

г) Вариация предыдущей методики заключается в том, чтобы дети самостоятельно записали новое слово в другом контексте. Это отличный способ глубоко раскрыть значение слова (в сложных случаях учитель может контекстуализировать его).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.


Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Читайте также: