Культура как феномен кратко

Обновлено: 07.07.2024

9.Философия культуры и её отличие от истории и социологии.

10.Проблематика философии культуры.

11.Три постулата традиционной (классической) философии.

12.Три постулата постклассической философии.

13.Ориентированность философии культуры.

14.Типы научного объяснения.

15.Уровни познания в культурологии.

16.Оппозиция двух культур.

17.Классификация культурологических научных подходов.

21.Влияние техники на человечество.

22.Стадии развития общества по Э. Тоффлеру.

24.Искусство и мораль.

30Концепции происхождения Вселенной и человечества.

31.Природа и живые системы.

33.Теория ноосферы и её создатели.

34.Глобальные проблемы современности.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М. 1993

2. Розин В. М. Введение в культурологию. М. 2000.

3. Культурология. Под редакцией С. А. Хмелевской. М. 2002.

4. Культурология. Под редакцией А. А. Горелова. М. 2002

5. Культурология. Под редакцией А. А. Радугина. М. 2001

6. Культурология. Под редакцией Н. Г. Багдасарьян. М. 2002.

7. Культурология. Под редакцией Г. В. Драча. Рн/Д. 2001.

ТЕКСТЫ:

ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории.

ЦИЦЕРОН М. Т. Тускуланские беседы.

МОНТЕНЬ М. Опыты.

РУССО Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусстве.

ФИХТЕ И. Несколько лекций о назначении ученого. Лекция №5 ( о Руссо).

Данилевский Н. Россия и Европа.

Шпенглер О. Закат Европы.

Тойнби А. Постижение истории.

Тоффлер Э. Третья волна.

Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий).

Гроф С.,Ласло Э.,Рассел П. Революция сознания.

Тематика рефератов:

1. Понятие культуры.

2. Культура и цивилизация.

3. Миф как культурная форма.

4. Материальная и духовная культура.

5. Элитарная и массовая культура.

6. Религия и культура.

7. Культура и игра

8. Прогностика и футурология в культуре.

9. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.

10. Шпенглер и его философия культуры.

11. Культурология как научная дисциплина.

12. Природа и культура.

13. Культура и личность.

14. Городская и сельская культура.

15. Мораль и культура.

16. Искусство как феномен культуры.

17. Религия и наука.

18. Наука как раздел культуры.

19. Культурологическая концепция А. Швейцера.

20. Культурологическая концепция П. Сорокина.

Лекция № 2

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

2. Науки о культуре.

Предмет культурологи

ХХ век привёл к активному взаимодействию наук между собой и появлению новых, в том числе и культурологии.

Культурология –комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и общества.

Три познавательные ориентации в культурологии:

1. Историческая (описательная): объективное описание событий без объяснения причин, — история культуры.

2. Научная (объяснительная): объяснение явлений культуры,— науки о культуре.

3. Философская (метафизическая): – определение культурной ценности для человека его внутреннего и внешнего мира; — философия (собственно) культуры; - поиск смысла жизни через ценности.

Предмет культурологии –изучение содержания жизни индивида и общества.

Цель культурологии - понимание как своей, так и другой культуры, определение своего собственного культурно-значимого поведения, осознание собственной культурной ценности.

Задача культурологии - осмысление картины мира.

Науки о культуре.

В культурологии проявляется два типа знания: естественнонаучное и социогуманитарное, образующие модель мироздания по отношению к человеку.

Новое понимание природы как бесконечного источника сил и энергий и использование их на основе научного познания.

2. Гуманитарный подход – использование научных знаний в нетехнических областях познания. Такой подход позволяет понять другого человека, объяснить культурный или духовный феномен, понять смысл человеческой деятельности. Гуманитарные науки - педагогика, образование, самообразование, критика, художественное творчество, и др.

Знания естественных наук – объективные, фиксирующие вечные законы природы;

Знания гуманитарных наук – рефлексивные знания, знания о знаниях: мысль о мысли, тексты о текстах и т. д.

Два уровня познания :

Эмпирия— описание фактов, феноменов.

Теория— построение идеальных объектов, теоретические знания.

Техническая культура – мир подчиняется законам природы, которые можно познать и поставить на службу человеку.

Гуманитарная культура – отказ от научно-инженерного подхода в отношении жизни человека, общества или природы. Живые субъекты важно понять, услышать, с ними нужно вести диалог, но ими нельзя манипулировать, превращая их в средства.

Формирование двух типов людей с различным видением мира и образом жизни:

а./Инженерно-технический тип, естественно-научный- функциональный, т. е. как направлять знания на пользу человеку;

б./Гуманитарный тип —смысложизненный, т. е. поиск смысла человеческой жизни;

Культурологию изучают разные дисциплины, с разных сторон и по-разному рассматривающие культуру. Особое место среди этих дисциплин занимает антропология.

Антропология – сравнительное изучение человека и общества:

а/Культурная антропология— наука об искусственном, неприродном мире человека.

Три культурологических момента в антропологии:

2. Сохранение обычаев, традиций, привычек и т.п.;

3.Сохранение целостной системы, противополагаемой другим культурным системам.

Необходимо рассматривать все аспекты жизни культуры, т. к. ни один из них нельзя понять и оценить без учёта других (эффект теоремы Гёделя о неполноте).

Философия культуры

Культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в археологии, этнографии, искусстве, социологии и т. д. Необходимость синтезировать данные этих (и других) наук позволяет говорить о философском характере культурологии.

Для своего понимания культура требует объяснения. Такая объясняющая методика называется герменевтикой (В. Дильтей). Проблема понимания общая и для культурологии и для гносеологии (теория познания в философии). Здесь культура сомкнулась с философией науки. И герменевтика и гносеология, с которыми культурология имеет общие принципы, являются формами философской рефлексии.

Философия культуры это осознание сущности и значения культуры.

Проблемы философии культуры впервые осознаются софистами (философская система в Др. Гр.— VI в. до н. э.), показавшими противостояние природного и нравственного (культурного), необходимость возврата к простоте первобытного состояния; первые критики культуры.

Эпоха Возрождения — призыв к подражанию природе по античному образцу.

Одним из главных феноменов культуры является философия.

Философия как высшее проявление культуры ориентирована:

Античность (Аристотель) –на идею Блага, Разума, Божества;

Новое время( Ф. Бэкон) –на идею могущества человека над природой;

Постклассическая (современная) –на этические идеи гуманизма.

Современное культурно-философское мышление – инстинкт самосохранения человеческого рода, воля его к жизни, к самоограничению, отказ от форм бытия хотя и привлекательных, но губительных.

Философия культуры признаёт разные культуры и их самоценность, направляет их изучение и исследование, способствует здоровью культуры, т.е. действует культуросообразно.

I.МОНОТИПОЛОГИИ.

Этнографическая типология.

а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснование культурных различий.

Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие территории.

Расы 1-го порядка:

Расы 2-го порядка:

1. американоидная – из монголоидной;

2. австралоидная – из экваториальной.

б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) –особенности хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социо – экономических условий.

Три подтипа:

1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство;

2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство(одомашнивание);

3/Пашенное земледелие–сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой.

в/ лингвистическая (языковая) классификация:

Морфологическая(типологическая) – рассматривает языки исходя из сравнительно – сопоставительного метода, систематизируя группы морфологически подобных языков;

2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества:

Четыре периода:

Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами.

1/ огонь и орудия;

4/ устойчивые группы и сообщества;

2.Эпоха культур древности –в трех областях земного шара:

а/ 4000 т. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинская;

б/3000 т. до н. э. – доарийская культура Инда;

в/ 2000 т. до н. э. – архаический мир Китая.

Основные черты – письменность, технологическая рационализация.

II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

Гендерная типология.

Матриархат.

Ценности – связь с землей, кровные узы.

Характеристика – пассивное восприятие и отношение к природе.

Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли, - ценностное основание.

Важность жизни человека, счастье людей.

Материнская любовь – сердечная, широкая, всеобщая.

Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71).

Патриархат.

Деятельное начало –изменение природы, рациональное мышление, подчинение социальным законам.

Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына.

Ограниченность отцовского начала.

Семья, основанная на отцовском праве, становится обособленной организацией.

б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].

Женское и мужское играют равновеликую роль для человечества: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям.

3.По типу хозяйственной деятельности:

а/ Земледельческие –традиционные, природосообразные, восточные;

б/ Индустриальные –техногенные, западные.

4.По географическому положению:

III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

1.Тип хозяйствования:

а/ сельскохозяйственный;Временной принцип

б/ индустриальный;по Э. Тоффлеру -

в/ постиндустриальный.тысячелетний.

2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу):

а/ Рациональный –правовой тип государства – закон, а не авторитет.

б/ Традиционный –святость обычаев и традиций.

Патриархальная общность с авторитетом во главе.

3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ: а/ тоталитарный –абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

б/ авторитарный –доминирует элита, подавляющая оппозицию и прессу ради собственного благополучия и власти.

в/ монархический –власть в руках одного главы государства и передается по наследству.

Классификация искусств.

Изобразительное - воздействует на человека через зрительное восприятие, т. е. визуально. Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство - имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве.

Музыка– рассчитана на слуховое восприятие и отличается прямым и особо активным действием на чувства людей.

Синтетические искусства –органическое слияние или свободная комбинация разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое — театр (драматический и оперный), балет, эстрадное искусство, цирк.

Лекция № 8.

КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ

Читайте также: