На каком основании пифагор различал философию и мудрость философов и мудрецов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число – основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они - некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица.

Единица – это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное. Раздробите любой предмет на мельчайшие частицы – каждая частица будет одна. Утверждая, что числовое бытие есть единственно неизменное бытие, Пифагор пришел к выводу, что все предметы есть суть копии чисел. Например, камень есть Один камень. Он есть копия числа Один, или, есть воплощение абстрактного Одного в конкретном камне. Человек есть воплощение абстрактной Единицы в данном человеке.

Единица есть абсолютное число. Единица обладает вечностью. Единице не надо находиться ни в каком отношении к чему-либо иному. Она существует сама по себе. Два есть только отношение одного к одному. Все числа есть лишь числовые отношения Единицы, ее модификации. А все формы бытия есть лишь определенные стороны бесконечности, а значит и Единицы. Первоначальное Один заключает в себе все числа, следовательно, заключает в себе элементы всего мира.

Пифагор был убежден, что числа есть действительные предметы, а не простые символы. Число – это определенное состояние материальных предметов, сущность вещи. Предметы – это реальные проявления абстрактного бытия. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

Пифагор учил, что душа человека бессмертна. Ему принадлежит идея о переселении душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Душа, как число, представляет собой Единицу, т.е. душа совершенна по существу. Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится обрести вновь свое прежнее совершенно е состояние.

Несовершенством Пифагор называл отклонение от Единицы; поэтому Два считалось проклятым числом. Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть. Но если умом и страстями обладают и животные, то разумом (рассудком) наделен только человек. Какая-либо из этих трех сторон в человеке может возобладать, и тогда человек становится по преимуществу или разумным, или здравомыслящим, или же чувственным. Соответственно он оказывается или философом, или обыкновенным человеком, или животным.




Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число – основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они - некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица.

Единица – это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное. Раздробите любой предмет на мельчайшие частицы – каждая частица будет одна. Утверждая, что числовое бытие есть единственно неизменное бытие, Пифагор пришел к выводу, что все предметы есть суть копии чисел. Например, камень есть Один камень. Он есть копия числа Один, или, есть воплощение абстрактного Одного в конкретном камне. Человек есть воплощение абстрактной Единицы в данном человеке.

Единица есть абсолютное число. Единица обладает вечностью. Единице не надо находиться ни в каком отношении к чему-либо иному. Она существует сама по себе. Два есть только отношение одного к одному. Все числа есть лишь числовые отношения Единицы, ее модификации. А все формы бытия есть лишь определенные стороны бесконечности, а значит и Единицы. Первоначальное Один заключает в себе все числа, следовательно, заключает в себе элементы всего мира.

Пифагор был убежден, что числа есть действительные предметы, а не простые символы. Число – это определенное состояние материальных предметов, сущность вещи. Предметы – это реальные проявления абстрактного бытия. Пифагор был первым, кто обозначил космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, осознается им, что позволяет совершенно по-новому видеть мир.

Пифагор учил, что душа человека бессмертна. Ему принадлежит идея о переселении душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Душа, как число, представляет собой Единицу, т.е. душа совершенна по существу. Но всякое совершенство, поскольку оно приходит в движение, обращается в несовершенство, хотя и стремится обрести вновь свое прежнее совершенно е состояние.

Несовершенством Пифагор называл отклонение от Единицы; поэтому Два считалось проклятым числом. Душа в человеке пребывает в состоянии сравнительного несовершенства. Она состоит из трех элементов: разум, ум, страсть. Но если умом и страстями обладают и животные, то разумом (рассудком) наделен только человек. Какая-либо из этих трех сторон в человеке может возобладать, и тогда человек становится по преимуществу или разумным, или здравомыслящим, или же чувственным. Соответственно он оказывается или философом, или обыкновенным человеком, или животным.

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых
мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по
способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к
нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомуд-
ром (философом).
Диодор Сицилийский

Мудрость- ум в условиях отсутствия потенции разума.
Любовь-инсинуации разума, на тему собственности.

Любомудрие (философия) по сути - онанизм словоблудия.

Напомню.
Всякое слово - лживо дважды. Косноязычием говорящего и непониманием внемлющего.

Пифагор был разумен. В отличии мудрость, работает не далее ума, точнее содержания информации.

Например обычный компьютер, подключённый к сети интернета намного мудрее, любого человека - но понятно, разумом не обладает.

Разум- разделённый сомнениями и способный удерживать противоречия, ум.

Вот сомнениями и противоречием- Пифагор отличался от сраных мудрецов . что собственно и проявилось в высказывании.

Впрочем и мои сомнения в вашем разумении (умении пользоваться разумом) организуют, выше написанное. )))

yjkj hi Ученик (121) Напрасно. Вы мне не верьте ))) Моя цель разбудить ваш разум, а вовсе не дать истинную информацию.

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых
мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по
способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к
нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомуд-
ром (философом).
Диодор Сицилийский

От Пифагора — религиозного деятеля и пророка — мы переходим теперь к Пифагору — философу и ученому. На эту сторону его деятельности традиционно обращали больше внимания в исследовательской литературе[150]. Естественно, самосский мыслитель занимает почетное место в любом труде по истории античной философии и античной науки. Соответственно, в данной сфере больше выясненного, бесспорного и меньше разного рода загадок.

Итак, вот некоторые свидетельства, приписывающие именно Пифагору честь изобретения этих слов и объясняющие, почему он их придумал. Чем философ отличается от мудреца?

Объяснение, в общем-то, вполне последовательное и производящее впечатление аутентичного. Если исходить из него, получается, что Пифагор упрекал своих предшественников в чрезмерной самонадеянности. Они полагали, что мудрость уже открыта им, в то время как на самом деле путь к мудрости бесконечен. Поэтому лучше быть скромнее, говорить о своей любви к мудрости, влечении к мудрости, а не об обладании мудростью.

Мудрец знает, философ ищет. Поэтому мудрецы высказывали свои мнения в форме кратких декларативных изречений, афоризмов, не утруждая себя тем, чтобы их доказывать. А для философа аргументация своих тезисов решительно необходима.

Но кем же тогда были пресловутые Фалес, Анаксимандр и иже с ними, если не философами, как принято считать? Ю. А. Шичалин полагает, что их точнее было бы называть учеными, естествоиспытателями. Они ведь действительно занимались проблемами природы, физического мира, размышляли о законах, управляющих этим миром.

Впрочем, как бы то ни было, ни в одной книге об античной философии ее история не начинается с Пифагора. Такова традиция, и вряд ли какие-либо доводы способны ее изменить. Тем не менее нужно отдавать себе отчет в том, что роль великого самосца в становлении мировой философской мысли — и на ключевом этапе, у самых ее истоков! — исключительно велика.

Наряду с одной крайней позицией, утверждающей, что до Пифагора не было философов, есть и другая, не признающая философом самого Пифагора. Он-де являлся религиозным учителем, пророком, чудотворцем — кем угодно, но не представителем философии как определенной формы познания и мышления. Для философии характерен рационализм, а в учении Пифагора слишком уж много элементов иррационального.

Помимо всего прочего, указывается на то, что Пифагор не писал философских трудов. Это, кажется, можно считать соответствующим действительности. Отсутствие сочинений Пифагора подтверждается целым рядом античных свидетельств. Процитируем несколько важнейших.

Свидетельства такого рода можно было бы приводить и далее, но в этом уже вряд ли есть большой смысл. Им противостоит следующее высказывание Диогена Лаэртского:

«Некоторые говорят вздор, будто Пифагор не оставил ни одного писаного сочинения. Но сам физик Гераклит чуть не в голос кричит: "Пифагор, сын Мнесарха, превыше всех людей занимался изысканиями и, отобрав эти сочинения, создал свою мудрость, свое многознание, свое дурнописание". Так он судит потому, что сам Пифагор в начале сочинения "О природе" пишет: "Нет, клянусь воздухом, которым дышу, клянусь водой, которую пью, не приму я хулы за эти слова…" В действительности же Пифагором написаны три сочинения — "О воспитании", "О государстве" и "О природе". А сочинение, приписываемое Пифагору, принадлежит Лисиду, тарентинскому пифагорейцу, который бежал в Фивы и был учителем Эпаминонда. Далее, Гераклид, сын Сарапиона, в "Обзоре Сотиона" утверждает, что Пифагор написал, во-первых, книгу в стихах "О целокупном", во-вторых, "Священное слово", которое начинается так:

Юноши, молча почтите вниманием это вещанье…

Таким образом, Диоген Лаэртский просто неправильно понял свидетельство Гераклита, посчитав, что тот говорит о произведениях самого Пифагора. Но, помимо этого, позднеантичный историк философии приводит, как видим, целый длинный список работ, якобы принадлежавших перу самосца. А с ними как быть?

Тут всё тоже не так сложно, как может показаться. Эти работы были на самом деле созданы позже, другими людьми, и только приписаны Пифагору. Зачем это делалось?

Так и получилось, что даже много позже смерти Пифагора продолжали появляться произведения, написанные будто бы им, а на самом деле — его последователями. Диоген Лаэртский, кстати, и сам на это указывает; он даже готов признать, что Пифагору приписывали чужие сочинения и по совсем другой причине — будто бы чтобы опорочить его. Этого-то как раз могло и не быть…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Для мудрости нет предела

Для мудрости нет предела 12 ноября 2000 года. Бискайский залив45°30’ с. ш., 08°32’ з. д.08:30. Ночь была очень сложная, ветер встречный, дождь холодный. Идут пароходы.11:00. Встает солнце, а над мачтой яхты тучи и идет дождь. Воздух стал теплее, волна подлиннее, а впереди простор.

Дорогой мудрости

Дорогой мудрости О том, как Сенека понимал восхождение к мудрости, мы узнаем из одного из последних сохранившихся писем к Луцилию. Первый шаг на этом пути состоит в умении определять истинные ценности. Благодаря этому мы впервые постигаем понятие «ценности природы и

ПОСТИЖЕНИЕ МУДРОСТИ ТОЛЬТЕКОВ

ПОСТИЖЕНИЕ МУДРОСТИ ТОЛЬТЕКОВ — Обстоятельства, при которых произошло мое первое знакомство с учением дона Хуана, — пишет в своей книге "Мудрость тольтеков" Норберт Классен, — сделали "магию" для меня не только помощницей в жизни, но и моим жизненным путем. В то время у

Йеше Цогьял Победоносный Океан Мудрости

Йеше Цогьял Победоносный Океан Мудрости Карола Шнайдер-ВалднерЙеше Цогьял жила в VIII веке. Ее относят к числу женщин, достигших Просветления в Тибете в период становления буддизма в этой стране. Следуя советам своего учителя, Цогьял всю жизнь открыто пренебрегала

Ощущение старости и мудрости

Ощущение старости и мудрости Странно в 55 лет воспринимать себя стариком.— Какая-то неизменяемая сущность, сохранившаяся с детства до наших дней, с ужасом косится на изменившихся друзей и с ещё большим страхом обнаруживает перемены во мне самом. Старость — это

Глава 4 Волнение речей над глубинами мудрости

Глава 4 Волнение речей над глубинами мудрости Махарши почти ничего не писал и вообще был невысокого мнения о литературном труде, ибо считал, что поэт или писатель не приобретают ничего нового, зато теряют не только душевный покой, но и необходимую для духовного развития

Биография

фото 706

Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.

Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.

С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.

Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.

Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.

Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.

В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.

Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

Философия Пифагора

Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.

Пифагорейская философия базируется на двух столпах:

  • мистические учения и религия;
  • научные знания.

Учение также выделяет категорию двух противоположностей:

Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:

  • беспредельное и предельное;
  • правое и левое;
  • спокойствие и движения;
  • светлый цвет и темный;
  • один и множество;
  • четные и нечетные цифры;
  • мужское и женское;
  • прямое и кривое;
  • квадратное – в форме вытянутого прямоугольника;
  • добро и зло.

На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.

В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.

Пифагорейское учение о числах

Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.

фото 707

Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.

Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.

Гармония в пифагорейской философии

Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств. Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов. Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.

Пифагорейское учение о вселенной

Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.

По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.

Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.

Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.

Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.

Гармония сфер

Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.

Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.

Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.

Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.

Пифагорейское учение о переселении душ

Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.

При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.

фото 708

Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.

Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.

Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.

Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.

Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.

Философия Пифагора

Уроженец острова Самос – один из известнейших древнегреческих философов – Пифагор (570-490 гг. до н. э.) был не только великим мыслителем, но и создателем первого в мире научного сообщества. Основанная им в Кротоне философская школа объединяла поддерживавших друг друга единомышленников, занимавшихся наукой и строивших собственные политические теории.

Жизнь Пифагора овеяна множеством легенд, сегодня историкам уже сложно отделить правду от вымысла. Его учение также покрыто многолетними наслоениями из работ его учеников. Ни одной работы самого Пифагора не существует, судить об его идеях учёные могут только по изложениям авторов, живших несколькими веками позднее. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что школа Пифагора была закрытым обществом, державшим большую часть своих концепций в тайне. Информация о содержании пифагорейского учения стала появляться только спустя век после смерти философа.

В целом, в пифагореизме можно выделить три составляющие:

  • математическую;
  • религиозно-мифологическую
  • и, собственно, философскую.

Роль числа в философии пифагорейцев

По мнению Пифагора, всё в мире определяется количественными соотношениями между явлениями и предметами. Число, являясь одновременно и чем-то абстрактным, и материальным, задаёт в мире некий порядок и определяет место каждой вещи. Именно благодаря этому, мир гармоничен и целостен. В пифагореизме число одновременно выступало и первоосновой, и ключевым элементом методологии – ведь именно через него можно описать мир, свойства вещей и даже какие-то нравственные качества.

Пифагор обожествлял числа и наделял каждое из них своими смыслами. Так, например, единица – это начало любой вещи, а двойка – та же вещь, но уже наделённая какими-то качествами. Безусловно, обожествление чисел было напрямую связано с религиозными взглядами Пифагора, почерпнутыми ими на Востоке. Сама идея сакральности чисел не была нова. Их обожествляли древние вавилоняне и ассирийцы. До сих пор особый смысл в те или иные числа или числовые комбинации вкладывают сторонники христианства, ислама и т. д. Однако, несмотря на эти мистическо-религиозные примеси, учение Пифагора было первым шагом в сторону математизации философии и превращения её в строгую науку.

Понятие души в пифагореизме

До Пифагора в греческой философии и религии существовало достаточно архаичное убеждение, что душа человека является жизненной энергией, после смерти попадающей в мрачное царство Аида.

Пифагор переосмыслил учение о душе, сделав его более сложным и многоплановым. Он придерживался мнения, что душа не является единым целым, а включает в себя: ум, рассудок и страсть. Однако в учении Пифагора не сохранилось рассуждений о том, как соотносятся между собой эти части и как они характеризуются.

Зато сохранились его идеи о переселении душ (метемпсихозе). По мнению Пифагора, тело является лишь тюрьмой для души, которая после смерти физического тела находит новое. При этом между двумя перерождениями душа может находиться и в подземном мире. Сам Пифагор якобы утверждал, что провёл в царстве Аида 207 лет. Число инкарнаций может быть бесконечно, но итогом этих процессов должен быть катарсис – очищение, в ходе которого душа понимает свою суть и обретает память о прежних жизнях. Для того чтобы быстрее достичь катарсиса, необходимо заниматься науками и искусством, а также придерживаться аскезы. Подобные занятия возвышали человека над прочими людьми и приближали его к божествам.

Поскольку души могут переселяться не только в человеческие тела, но и в тела животных, Пифагор и его ученики были приверженцами вегетарианства и выступали против кровавых жертвоприношений.

Космогонические теории пифагорейцев

Сам космос и все небесные тела, включая Землю, имеют шарообразную форму, поскольку из всех геометрических фигур шар наиболее гармоничен. Не располагая точными астрономическими инструментами и основываясь только на интуиции и основах математических знаний, пифагорейцы вывели удивительно точное заключение: все планеты движутся по орбитам, а величина орбит и скорость движения напрямую зависят от размеров небесных тел. Пифагор был первым, кто объяснил смену времён года и суток вращением Земли вокруг своей оси и её движением по орбите.

Этика Пифагора

В философии Пифагора наметилась новая для древнегреческой науки тенденция: отход от натурфилософии и появление первых зачатков философской антропологии. Пифагорейцы уделяли внимание проблемам человека и общества и выработали собственную этическую систему.

Пифагор считал добродетель одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. Включал же он в неё следующее:

  • почитание старших, особенно родителей;
  • почитание богов и героев;
  • превосходство разума над страстями;
  • взаимопомощь и поддержку (именно на этих принципах строились отношения и внутри самой пифагорейской школы);
  • равнодушное отношение к земным благам и роскоши;
  • стремление к познанию истины и добру;
  • преодоление жадности, скандальности и грубости;
  • здоровый образ жизни и чистоту мысли;
  • меру в проявлении эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • скромность и умеренность.

Главными пороками человеческой натуры Пифагор считал эгоизм и погоню за сиюминутными удовольствиями. Преодолеть их можно было за счёт развития чувства родства со всеми людьми и общинного начала.

Основой пифагорейской этики была любовь: к прекрасному, к людям, к науке, к собственному телу.

Политические взгляды пифагорейцев

В этой ситуации пифагорейцы оставались убеждёнными консерваторами и считали, что нужно обязательно придерживаться обычаев отцов, даже если они не совершенны. Закон и царская власть даны людям богами, и не во власти смертных существ менять божественный порядок. Только в государстве с сильным правителем возможно процветание. Анархия же является абсолютным злом. Чрезмерная свобода, по мнению пифагорейцев, развращала. Любопытно, что подобный консерватизм в пифагорейской школе уживался вместе с довольно широкими либеральными взглядами. Так, например, в пифагорейский союз принимали женщин, которые имели тот же набор прав, что и мужчины.

Нужно отметить, что школа Пифагора в Кротоне к тому моменту практически управляла всем городом и устанавливала там собственные порядки, которым жители были вынуждены подчиняться. Но политические идеи пифагорейцев противоречили позициям, которых придерживались полисные демократы, что вызвало массовые недовольства. Помимо монархических взглядов, Пифагору припомнили и его отказ от приношения в жертву богам животных, практиковавшегося в греческой народной религии. Предположительно в 491 г. до н. э. в Кротоне вспыхнул мятеж, в ходе которого пифагорейский союз был разгромлен, а многие его члены при этом были убиты. Относительно дальнейшей судьбы самого Пифагора греческие авторы высказывали различные версии. Одни утверждали, что он был убит вместе со своими учениками, другие – что спасся, но покончил с собой, а третьи – что спокойно умер своей смертью.

Но, несмотря на разгром, идеи пифагорейцев продолжали жить и распространяться. Сторонники учения были многочисленны, они трансформировали учение Пифагора и сделали его базисом для дальнейшего развития древнегреческой философии.

Читайте также: