Мотивационно личностные аспекты деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Человека побуждает к деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических потребностей, человек обладает ещё и социальными, познавательными, эстетическими и другими потребностями.

А.Н. Леонтьев выделяет два этапа в функционировании каждой потребности: первый - до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй -- после этой встречи, когда потребность превращается в мотив. С момента преобразования потребности в мотив и зарождается деятельность, потому что мотив побуждает к действиям, направленным на предмет, удовлетворяющий потребность.

Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. По своей роли, или функции, не все мотивы равнозначны. Как правило, один из них главный, другие -- второстепенные. Главный мотив называется ``ведущим мотивом''. Второстепенными называются ``мотивами - стимулами''. Если первые мотивы побуждают, инициируют деятельность, то вторые больше дополняют, стимулируют её.

Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы. Один из механизмов изменения мотивационной сферы деятельности А. Н. Леонтьев назвал механизмом превращения цели в мотив или сдвига мотива на цель. Суть этого механизма состоит в том, что цель, образуемая ранее каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Эмпирические исследования показывают, что превращение в мотив может произойти только в том случае, если при совершении этого вида деятельности накапливаются положительные эмоции.

Для понимания психологии деятельности большое значение имеет рассмотрение деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Определение. Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Определение. Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие. Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.

Определение. Интериоризация - это переход действия из внешнего плана во внутренний.

Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией.

Определение. Экстериоризация - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане.

В результате деятельность представляется как взаимодействие процессов интериоризации и экстериоризации: 1) действия с внешними вещами преобразуются в процессы, протекающие в сознании; 2) на основе деятельности и сознания формируются цель, мотивы, умственный план действий и операций, которые реализуются во внешней деятельности.

Итак, можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач. На этом я заканчиваю характеристику трех основных уровней в структуре деятельности — действий, операций и психофизиологических функций. С этими уровнями связано обсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности. Переходя от уровня, действий вверх, мы встретимся с другим кругом проблем, которые имеют гораздо более близкое отношение к проблемам личности.

Лекция 8 Психологическая теория деятельности (продолжение)

- МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ,- ОСОБЕННЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

- МОТИВЫ И ЛИЧНОСТЬ;

- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

- ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Начиная анализ строения деятельности с уровня действий, я исходила из допущения, что цель сразу дана субъекту. Но это была временная абстракция. Теперь настало время задать вопросы: а откуда берутся цели? Что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления?

Для ответа на эти вопросы нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность—это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм.

В живом организме периодически возникают определённые состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Вот эти состояния объективной нужды организмами чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и, не только человек, но и высшие животные), то к этому списку "элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две.

Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, ее лицо, прикосновения — первые раздражителя, на которые появляется положительная реакция ребенка. Это так называемый комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5—2 месяцев.

Операционально-технические аспекты деятельности. Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности.

Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, – цель.

Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а раскрывается в действии.

2. Действие – это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, рассматривая в качестве объекта изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Итак, первые два момента состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти два принципа различаются тем, где в соответствии с каждым из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект). Для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция (от лат. re. – против + actio – действие) – это ответное действие. Активное, инициирующее начало здесь принадлежит стимулу. Уотсон считал, что через систему реакций можно описать все поведение человека, однако факты свидетельствовали о том, что многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что для человека цель как закон определяет способ и характер его действий. Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к жизни человека именно со стороны ее человеческой специфики. Такую возможность не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности, суть которых состоит в следующем:

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия. Несколько простых примеров помогут проиллюстрировать это понятие.

3. Чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой. Но, если закладка выпала, приходится прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Налицо опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних – это одновременно и характеристики операции.

Итак, согласно теории деятельности:

1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;

2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;

3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.

Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект одновременно представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Можно сказать, что психофизиологические функции являются органическим фундаментом процессов деятельности. Без опоры на них невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Заканчивая характеристику трех основных уровней в структуре деятельности – действий, операций и психофизиологических функций, отметим, что с этими уровнями связано обсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях (познавательную потребность).

Предмет потребности часто определяется как мотив. Не следует понимать определение мотива как предмета потребности слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать. Предмет может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.

Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий, поскольку один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Переходя к проблеме соотношения мотивов и сознания, отметим, что мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два класса: осознаваемые и неосознаваемые. Примерами осознаваемых мотивов могут служить значимые жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Класс неосознаваемыхмотивов существенно больше, и до достижения человеком определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов чрезвычайно важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Неосознаваемые мотивы, как и сознаваемые, проявляются в сознании, но в особых формах. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные.

Эмоции – очень важный показатель, служащий ключом к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно того, что он помог другому, поскольку его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Именно чувство разочарования подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

Другая форма проявления мотивов в сознании – личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) играют роль дополнительных побудителей, они порождают только эмоции, но не смыслы.

Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда нейтральный до определенного момента объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает гораздо больше волновать вас, если вы назначаетесь старостой.

Связь мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то у разных людей это здание будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и различные события. В зависимости от силы ведущего мотива здание может быть высоким и низким и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются человеком в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода или интересы дела, самосохранение или честь.

Развитие мотивов. При анализе деятельности единственный путь – от потребности к мотиву, а затем – к цели и действию [П—М—Ц—Д (потребность – мотив – цель – деятельность)]. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности [Д—М—П (деятельность – мотив – потребность)]. Иначе и не может быть: например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном биологических.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только при накоплении положительных эмоций: хорошо известно, что одними наказаниями и принуждением любовь или интерес к делу привить невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных мостиков, которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов до тех пор, пока новый мотив не войдет в эту систему на правах одного из них. Примером может послужить такая ситуация. Ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и теперь школьник продолжает заниматься им уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

Внутренняя деятельность. Разработка теории деятельности началась с анализа внешней, практической деятельности человека. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности.

Что же такое внутренняя деятельность? Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется умственной и которой человек занимается постоянно. Эта работа далеко не всегда представляет собой собственно мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных или научных задач – часто во время таких размышлений человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.

Функция этих действий состоит в том, что внутренние действия подготавливают действия внешние. Они экономизируют усилия человека, давая ему возможность, во-первых, точно и быстро выбрать нужное действие, а во-вторых, избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса.

1. Подобная активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Иными словами, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Столь же очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность, не меняя своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее.

Могут ли психические процессы и функции быть описаны понятиями и средствами теории деятельности? Можно ли усмотреть и в них структурные особенности деятельности? Оказывается, можно! Советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой именно деятельностного подхода к названным процессам.

1. Раздел ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Тема 3. Мотивационно-личностные аспекты
деятельности
3.1. Отношения цели и мотива
3.2. Свойства, генезис и функции смысловых
образований
3.3. Понятие и уровни смысловой сферы
личности
3.4. Динамика смысловых процессов


Духовные ценности
Значение
Механизм сдвига мотива
Мотив ведущий
Мотив неосознаваемый
Мотив смыслообразующий
Мотив-стимул
Невроз зоогенный
Опредмечивание потребности
Полимотивированность
Потребностное состояние
Смысл (сущность)
Смысл жизни
Смысл личностный
Смысловая сфера личности
Смысловые диспозиции
Смыслообразование
Смыслоосознавание
Цель
Ценностные ориентации
Ценность

3. 3.1. Отношения цели и мотива

Цель - осознанное, т.е. выраженное в словах, предвосхищение
будущего результата.
Этот результат косвенно связан с мотивом деятельности.
В современной психологии термин “цель” используется в 3 значениях:
• сознательный образ будущих результатов;
• предвосхищение будущих полезных для организма результатов
(отождествляется целесообразность и целенаправленность);
• формальное описание конечных ситуаций, задаваемых любой системе.
Психологический анализ имеет дело с первым значением.
Целеобразование - порождение новых целей (практически не
исследовано).

4. Цель и мотив

Генетически исходным для человеческой деятельности
является несовпадение мотива и цели.
В отличие от цели, мотивы актуально не сознаются
субъектом. Можно не отдавать отчета в мотивах, их
побуждающих. Однако, всегда можно привести
мотивировку действий, но она вовсе не всегда содержит
указание на действительный мотив.
До определенного возраста большинство мотивов не
осознаются. Осознание мотивов - это важная и трудная
работа, по сути - это специальная деятельность, которая
имеет свои мотивы: самопознание и нравственное
совершенствование.
Все это обусловливает достаточно сложные отношения
между мотивами и целями

5. Особенности отношений целей и мотивов

Цель может приобрести самостоятельную побудительную силу, стать
мотивом. Этот процесс носит название "сдвиг мотива на цель" и
является основным механизмом образования новых мотивов.
Цель, ранее побуждаемая к ее достижению каким-то мотивом, со
временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е.
сама становится мотивом.
Превращение цели в мотив может произойти в том случае, если
накапливаются положительные эмоции. Предмет не может стать
мотивом по заказу, он должен пройти длительный период
аккумуляции положительных эмоций, которые свяжут его с системой
существующих мотивов и позволят войти в нее на правах одного из
них.
Мотив может быть осознан и в результате этого превращен в
мотив-цель.

6. Мультирегуляторная модель личности (по Д.А. Леонтьеву)

Почему человек делает то, что делает?
Потому что хочу (логика удовлетворения потребностей)
• Потому что он первый начал (логика реагирования на стимул)
• Потому что я всегда так делаю (логика предрасположенности,
стереотипа)
Эти системы регуляции, системы отношений общие для людей и животных.
• Потому что все так делают (логика социальной нормативности)
Эта система регуляции существует только у человека
• Потому что для меня это важно (логика смысла или жизненной
необходимости)
Система регуляции специфическая для личности; ориентируясь на смысл,
человек может подняться над ситуацией.

7. 3.2. Свойства, генезис и функции смысловых образований

8. Происхождение и функции смысловых образований

9. 3.3. Понятия и уровни смысловой сферы личности

Смысловая сфера - это ядро личности, определяющее ее
нравственное отношение к миру.
Состоит из отдельных смысловых образований:
ситуативные смысловые содержания;
смыслы, возникающие в рамках отдельных видов
деятельности и определяемые отношением того или
другого объекта (явления) к потребностям человека;
ценностные ориентации, как наиболее осознанные и
принятые человеком общие смыслы его жизни.

10. Основные смысложизненные концепции

Смысл жизни - вершина смысловой сферы личности.
С точки зрения философии смысл жизни - это идея о конечной цели
(ценности) человеческой жизни.
Основные вопросы :
• Имеет ли смысл жизнь?
оптимистические концепции (да)
пессимистические концепции (нет)
• Если жизнь имеет смысл, то где его искать?
имманентные концепции (в самой человеческой жизни)
трансцендентные концепции (вне жизни отдельного человека)
• Если смысл заключается в самой человеческой жизни, то в чем
конкретно?
гедонизм (наслаждение)
эвдемонизм (счастье)
утилитаризм (польза)
ригоризм (выполнение долга)

11. Смысл жизни и его осознание (по Д.А.Леонтьеву)

Между смыслом жизни и сознанием возможны такие отношения:
• Неосознанная удовлетворенность.
Такая жизнь протекает гладко и без рефлексии, не побуждая к
размышлениям о ее смысле.
• Неосознанная неудовлетворенность.
Человек чувствует фрустрацию, пустоту, неудовлетворенность, не осознавая
причин этого.
• Осознанная неудовлетворенность.
Человек ощущает отсутствие смысла и активно, сознательно и
целенаправленно ищет этот смысл.
• Осознанная удовлетворенность.
Человек способен отчитываться себе о смысле собственной жизни. Это
осознанное представление не расходится с реальной направленностью
жизни и вызывает положительные эмоции.
Отдельный случай – вытеснение смысла жизни, когда адекватное
осознание объективной направленности жизни содержит в себе
угрозу самоуважения.

12. Типы структур смысла жизни (по В.Э.Чудновскому)

13. Потребность в смысле жизни (по К.Обуховскому)

14. Человек в поисках смысла (по В.Франклу)

• Человек стремится к нахождению смысла жизни.
• Нереализованное стремление ощущается как фрустрация или
экзистенциальный вакуум.
• Смысл не может быть дан человеку, но он может его найти.
• Нахождение смысла – первый шаг к осмысленности жизни.
• Далее ценности должны быть реализованы в продуктивных
творческих действиях человека.
• Категории ценностей в зависимости от форм поведения и
деятельности: творческие ценности, ценностные переживания,
ценности отношения.

15. 3.4. Динамика смысловых процессов

Выделяется три класса видов и форм
динамики смысловых процессов:
• Смыслообразование
• Смыслоосознание
• Смыслостроительство

16. Смыслообразование

• Смыслообразование - это процесс распространения смысла от
ведущих, "ядерных" смысловых структур к частным,
периферическим, производным в конкретной ситуации
развертывающейся деятельности.
• Источником смыслообразования в текущей деятельности
могут выступать;
- мотивы
- смысловые конструкты
- смысловые диспозиции.
• В смыслообразовании не происходит содержательной
трансформации смыслов, происходит лишь их расширение за
счет присоединения новых элементов.

17. Смыслоосознание

18. Смыслостроительство

• Смыслостроительство - это процесс содержательной
трансформации смыслов; осуществляется в трех классах
ситуаций:
- в критических жизненных ситуациях, когда
возникает необходимость изменения содержания и
иерархии смыслов;
- в ситуациях контакта и взаимодействия с другими
людьми - носителями иных смысловых содержаний;
- в ситуациях, связанных с восприятием и
художественным, эстетическим переживанием
произведений искусства.

Читайте также: