Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей кратко

Обновлено: 28.06.2024

Рассмотрение методики организации воспитания как процесса присвоения общечеловеческих ценностей. Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются (интериоризируются) личностью индивидуально и избирательно.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 04.12.2011
Размер файла 7,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются (интериоризируются) личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если и осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.

Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к само­воспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего су­ществования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевремен­ного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки лично­стью. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечело­веческих ценностей.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осу­ществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью -- происходит экстериоризация. Характерной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания; одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.

Восприятие и интериоризация личностью, перевод во "внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано что социальные ценности воспринимаются не только сознанием рациональным мышлением, но и прежде всего чувствами.

Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей сковывается на естественном усилении тех побуждений, которое по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания. воспитание интериоризация ценность общечеловеческий

Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую перераработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они со­держат в себе достоинства и недостатки.

Недостаток первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалам, имеющие социальную ценность, объясняются их смысл и необходимость. В то же время недостаток второго способа связан с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную -- ориентацию на развитие личности. В этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культы но-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания -- принцип непрерывного общ и профессионального развития личности.

Процесс общего, социально-нравственного и профессиональ­ного развития личности приобретает оптимальный характер, ког­да учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономер­ность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Подобные документы

Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Характеристика игр-драматизации, их содержание в старшем дошкольном возрасте. Изучение представлений детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах. Сказка "Три поросенка".

дипломная работа [188,5 K], добавлен 20.12.2010

Понятие нравственного воспитания в современной Российской Федерации. Изучение общечеловеческих моральных ценностей (долга, чести, достоинства) личности. Смысл и значение правил этического поведения человека. Усвоение детьми навыками культурного поведения.

курсовая работа [31,5 K], добавлен 16.01.2014

Создание условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры.

презентация [1,4 M], добавлен 25.08.2014

Специальность педагога-учителя и воспитателя. Цели обучения и воспитания. Взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся в учебном процессе. Формирование системы общечеловеческих и национальных ценностей. Адаптация к педагогической деятельности.

учебное пособие [747,7 K], добавлен 24.11.2009

Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников. Разработка психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное воспитание классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников в школе.

диссертация [1,0 M], добавлен 19.07.2012

Характеристика возрастных особенностей младших подростков и особенности жизнедеятельности классного коллектива. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей несовершеннолетних. Формирование ценности личности в сфере общего образования.

курсовая работа [395,3 K], добавлен 09.03.2012

Возрождение материальных и духовных ценностей национальной культуры Дагестана. Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи. Религиозный характер народной системы образования в республике. Патриотизм в национальном самосознании дагестанских народов.

В отечественной педагогике формированию сознания личности и его роли в поведении, в формировании личностных качеств уделяется большое внимание. Ученые отмечают, что личностные качества формируются в деятельности и общении, и от степени активности личности зависит ее формирование.

Ребенок с рождения способен к саморазвитию: по законам природы происходит рост и развитие организма, физиологических систем. Ребенка побуждают к активности безусловные рефлексы, инстинкты, естественные потребности. Постепенно начинают проявляться задатки, образуются стереотипы поведения, навыки, привычки; развивается психика, мышление, познавательные процессы, проявляется темперамент, наследственные генетические особенности.

Стимулы спонтанного саморазвития и активности (инстинкты, рефлексы, физиологические потребности) дополняются психологическими – чувствами, страстями, мотивами, которые формируются под воздействием общества, микросреды, которая питает развитие общественного начала в человеке.

Потребности, как источник активности рассматривает А.Н. Леонтьев, считающий, что потребности подходят две стадии развития.

Первая стадия рассматривается как внутреннее, скрытое условие для деятельности, как идеал, который сопоставляется с реальным миром и теми средствами, которые необходимы для удовлетворения этой потребности.

Вторая – это опредмечивание потребности содержанием. Потребность активизирует деятельность и находит в ней свое завершение. Потребность порождает мотивы деятельности, которые способствуют выбору цели.

Выбор цели определяется ценностными ориентациями личности. То есть сознательно.

Основными компонентами сознания являются знания, суждения (умозаключения), убеждения. Убеждения – это знания, принятые, прочувствованные и реализованные в опыте поведения, привычках, поступках. Чувства способствуют формированию отношений человека к человеку, к людям старшим, младших, к традициям, обычаям, которые соблюдаются в данном обществе. Поэтому в педагогическом процессе от учителя к ученикам передается не только исторический опыт человечества, но и его оценка, отношение к этому опыту. Отношения отражаются в нравственных идеалах личности. Идеалы как высшие образцы, достойные подражания, связывают исторические эпохи и поколения, сосредотачивая все самое лучшее, достигнутое человечеством. В процессе взросления ребенок приобщается к ценностям общества, формируются его идеалы, которые изменяются (от конкретного идеала в младшем возрасте, к собирательному в подростковом возрасте и обобщенном – в юности). Восприятие и присвоение норм, требований общества, ценностей культуры – индивидуально и избирательно. Поэтому иногда ценностные ориентации личности не совпадают с ценностными ориентациями, выработанными общественным сознанием.

Задача воспитания – обеспечить выбор личностью духовных ценностей, сформировать систему гуманистических ценностных ориентаций личности. Ценность приобретает личную значимость и становится мотивомдеятельности, когда она интериоризированаличностью во внутренний план и стала собственной ценностной ориентацией личности.

Выработка собственных ценностей возможна тогда, когда человек осознает эту ценность, то есть воспринимает сознанием (рациональным мышлением), и положительно (или с восторгом, воодушевлением) чувствами принимает ее.

Таким образом, интериоризация ценностей предполагает диалектическое единство когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности.

Ученые рассматривают два способа организации воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Один заключается в том, что стихийные и специально созданные условия избирательно актуализируют отдельные ситуации побуждения. Благодаря многократному повторению эти побуждения постепенно упрочиваются и переходят в устойчивые мотивационные образования.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к требованиям педагога, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых вытекало бы нравственное поведение.

Поведение как система поступков человека, проявляется во взаимодействии его со средой. В поступке реализуются умения, привычки, воля, характер. Поведение является сложным компонентом личности, которое формируется в разнообразных видах деятельности, в различных ситуациях общения, отношений, в процессе обучения и внеурочной деятельности.

Формирование гуманных отношений, высоко нравственного поведения требует целенаправленной организации педагогического процесса, оптимального выбора содержания, форм, методов, средств.

При этом необходимо помнить, что в педагогическом процессе возникают противоречия между сознанием и поведением личности, сознанием и чувствами; между долгом и поведением; между притязаниями и реальными возможностями личности; между тягой к взрослости, стремлением к самостоятельности и уровнем сформированности ответственности за свои поступки; между новыми потребностями и старыми возможностями, между новыми требованиями и привычными нормами поведения.

Разрешение этих противоречий приводит к развитию, появлению новообразований. Если противоречия лежат в зоне актуального или ближайшего развития личности, то воспитание ведет за собой развитие.

В педагогическом процессе могут встречаться противоречия, которые не способствуют развитию и формированию личности воспитанника. Например, противоречия между целями и задачами, которые выдвигает педагог и целями и мотивами воспитанника; между компонентами педагогического процесса, которые выбрал педагог (средства, формы, методы) и принятием их воспитанникам; между сложившимися воспитательными отношениями в семье и в образовательно-воспитательном учреждении; противоречия в деятельности педагога, связанные с его профессиональным мастерством.

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избира­тельно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том _случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь _его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гума­нитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его ус­пешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образо­вания, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознатель­ный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их осно­ве устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманис­тических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотива­ционно-ценностное отношение.

Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовос­питанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы чело­век ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реали­зации, правильного своевременного контроля, оценки и корректиров­ки своих действий.

Та или иная ценность становится объектом потребности личнос­ти в том случае, если осуществляется целенаправленная деятель­ность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью. Таким об­разом, воспитание может быть рассмотрено как социально организо­ванный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять ди­намику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляе­мая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему "учитель - учащийся" ввести определенные факторы, которые стиму­лируют самодеятельность воспитанника, то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащий­ся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей дея­тельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требова­ниями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интери­оризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в про­цессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью - проис­ходит экстериоризация. Характерной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания: одна потребность отрицает другую, хо­тя и включает ее в себя на более высоком уровне.

Восприятие и интериоризация личностью, перевод во "внутрен­ний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных цен­ностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когни­тивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленны­ми исследованиями. В них показано, что социальные ценности восп­ринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто "сопровождается", а "окрашивается" чувствами. Участие чувств оп­ределяет реальность принятия этого значения личностью, а не прос­то его понимание. Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к дея­тельности), социального и индивидуального в личности.

Такое единство характеризует достаточно высокий уровень раз­вития ценностных ориентаций личности, что позволяет ей избира­тельно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентиро­ваться в мире материальной и духовной культуры.

Можно выделить два способа организации воспитания как целе­направленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситу­ативные побуждения, которые при систематической активизации пос­тепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации об­щечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.

Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и кото­рые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне восприни­маемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесе­ние с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержатель­но-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предпо­лагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" че­рез сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Полноценная организация воспитания как процесса интериориза­ции общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенны­ми, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистичес­кие побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым спосо­бом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняет­ся их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второ­го способа связана с возможностью чисто формального усвоения тре­буемых побуждений.

Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требова­ний, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внеш­ним. С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремле­ний, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внут­ренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гума­нистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собс­твенную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходи­мого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности.

Педагогика - Учебное пособие ( В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов)

§ 4. воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культу­ры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, по­будителями к действию в том случае, если они осознаются и при­нимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гу­манизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориента­ции, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отно­шение.

Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к само­воспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, что­бы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудитель­ную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевремен­ного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Та или иная ценность становится объектом потребности лич­ности в том случае, если осуществляется целенаправленная дея­тельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки лично­стью. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечело­веческих ценностей.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуще­ствляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему "учитель — учащийся" ввести определенные факторы, которые стимулируют самодеятельность воспитанника, то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне со­поставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объ­ект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интерио­ризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности по­могает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реа­лизовать ее на практике. Новые объекты деятельности становят­ся новой потребностью — происходит экстериоризация. Харак­терной особенностью этого процесса является то, что здесь про­является в своеобразной форме действие закона отрицание отри­цания: одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.

Восприятие и интериоризация личностью, перевод во "внут­ренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собст­венных ценностных ориентации невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль игра­ют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них пока­зано, что социальные ценности воспринимаются не только соз­нанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто "сопровож­дается", а "окрашивается" чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание. Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности.

Такое единство характеризует достаточно высокий уровень раз­вития ценностных ориентации личности, что позволяет ей изби­рательно относиться к окружающим явлениям и предметам, аде­кватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Можно выделить два способа организации воспитания как це­ленаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившие­ся и специально организованные условия избирательно актуали­зируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систе­матической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценно­стей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предпо­лагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.

Второй способ организации воспитания с целью интериори­зации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитан­ником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформиро­ваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла фор­мируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегча­ет воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством оши­бок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую пе­реработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через со­знательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Полноценная организация воспитания как процесса интерио­ризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они со­держат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соот­ветствии с теми или иными психолого-педагогическими условия­ми, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуе­мые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго спосо­ба связана с возможностью чисто формального усвоения требуе­мых побуждений.

Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требо­ваний, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания долж­но быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые воз­можности формирования гуманистической направленности лич­ности.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Каменске-Шахтинском

По дисциплине: Педагогика

Выполнила студентка: Дмитриева А.Г. Специальность: социальная работа

Зачетная книжка №9213

2.Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей через ценности национальной культуры……..………………………………………….. 6

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

Для сохранения национальной самобытности при отборе воспитательного материала должны учитываться народные традиции, культурное, духовное и историческое наследие нации. Ведущим принципом здесь должен выступать принцип этнической природосообразности образования. Данный принцип гласит, что содержание этнического образования, методы, приемы и формы обучения, а также и воспитания, должны соответствовать этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям народа. [4]

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

    • это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
    • воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
    • на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
    • воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

    Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

    Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. [5]

    2. Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей через ценности национальной культуры

    Понимая воспитание в широком смысле как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, рассмотрим ценности и цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержание каждого компонента воспитательного процесса.

    Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; о понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

    Безусловно, воспитание это не трансляция суммы знаний: знания, когнитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.

    Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов в гражданском и патриотическом воспитании, на наш взгляд, непропорционально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее народу, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.

    Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом какой-либо общественной организации.

    Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Думается, что в дополнительном образовании для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей, всего народа и государства.

    Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

    Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, Дворце как втором доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе дополнительного образования много.

    Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

    Читайте также: