Почему автор знакомит читателя с семьей кабановых только в пятом явлении кратко
Обновлено: 30.06.2024
Загрузить презентацию (538 кБ)
- Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
- Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)
3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:
Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):
– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).
– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).
– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?
Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:
– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?
– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.
В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.
1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?
б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?
2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?
б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?
3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?
б) Почему Варвара не поняла Катерину?
4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?
б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?
Опрос по группам.
4. Актуализация знаний: Составление таблицы.
Тема пьесы “Гроза” | Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. |
Идея пьесы. | Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. |
Конфликты: | Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках. |
Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?
"воздушные замки" признаны одним из лучших произведений лермонтова. в этом замечательном и трагичном по своей сути стихотворении, лермонтов использует образ наполеона, который был одним из его любимых героев. наполеон больше всего на свете любил францию, посвятил ей свои победы и годы своей жизни. но после ярчайших и поистине грандиозных побед, был вынужден был закончить остаток жизни на крошечном острове, в далеке от любимой страны. в основе произведения лежит скорбь. скорбь о том, что время безжалостно - оно забирает с собой любовь и переживания, родных и близких, даже славу о великих победах.
несмотря на огромные человеческие жертвы, в которых повинен великий полководец, лермонтов рисует образ наполеона как любящего, одинокого и человека, которого предали многие его соратники, но который даже после смерти привязан своей любовью к свому сыну и к любимой франции.
Вопрос по литературе:
Почему Островский в пьесе "Гроза" знакомит читателя с семьей Кабановых только в пятом явлении?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 27.11.2017 16:40
- Литература
- remove_red_eye 12658
- thumb_up 50
Ответы и объяснения 1
Вероятно потому что важна последовательность описаний персонажей, начиная с персонажей мужского пола
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?
4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?
5. Расскажите о жителях Калинова.
6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?
Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.
Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.
II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Расскажите о семье Кабановых.
2. Докажите, что Марфа Игнатьевна – глава семьи.
4. Каким открывается нам внутренний мир Катерины?
5. Почему Кабаниха ненавидит Катерину?
6. В чем различие жизни Катерины в доме родителей и в семье мужа?
7. Каковы взаимоотношения Катерины с другими членами семьи Кабановых?
8. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
IV. Пересказ содержания 2–5-го действий (или отдельных фрагментов) от лица одного из главных героев: Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары. (Ученик сам выбирает, от чьего лица будет рассказывать о событиях в Калинове.)
Домашнее задание (по группам):
2-я группа: Выписать цитаты, характеризующие Дикого и Кабаниху.
3-я группа: Ответить на вопросы:
3) Что является причиной необузданного произвола Дикого?
4) Как относится Кабаниха к Катерине, Тихону, Варваре?
Ход уроков
Эпиграф к урокам:
Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.
Н. Добролюбов
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)
Читайте также: