Анализ стихотворения глаза цветаевой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворение “Глаза” было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй – надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить.

Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, ее супруг воевал в рядах Белой армии, выживать с дочерью пришлось своими силами. Поэтому фантазийный мир ранних стихотворений Марины Цветаевой был вытеснен миром реальным, с его горечью и откровениями.

– крестьянские глаза и неизбывная печаль в них. Нет ни одного слова, прямо указывающего на тоску и горечь. Однако повторение “привычные к слезам” и не совсем подходящее к описанию глаз прилагательное “соленые” не оставляют сомнений: эти глаза видели больше горя, чем радости.

В первой и второй строфе Цветаева указывает на цвет – зеленые. Именно такие глаза были у самой Марины Ивановны, поэтому стихотворение отражает в немалой степени чувства автора. Нельзя сказать, что это – попытка примерить на себя простонародный образ (что было весьма популярно у творческой интеллигенции тех лет),

“Была бы бабою простой”, – дважды повторяет героиня, пытаясь понять, какой тогда стала бы ее жизнь. И удальство, бесшабашность, свойственные самоощущению Цветаевой, прорываются и здесь: “всегда платили б за постой все эти же глаза”. И далее следует нарочитая скромность: “молчала бы, потупивши глаза”, “спят под монашеским платком”…

Этот переход от веселья к тишине и смирению отражает и неспокойное настроение лирической героини, и такое же настроение среди тех самых крестьян, выражение чьих глаз она подсмотрела.

Само слово “глаза” повторяется в произведении девять раз на пять строф, всегда – в сильной позиции. Ударение в этом слове подчеркивает последний слог, окончание строки и каждой строфы. И после прочтения остается впечатление, что описываемые глаза принадлежат не только лирической героине, а целой нации, женщинам, крестьянкам. “Что видели – не выдадут крестьянские глаза!” – это утверждение заставляет задуматься о том, что же они видели. Страшное, горькое, мертвое…

В строках стихотворения – самоощущение целого народа, выраженное через одну его единицу.

Стихотворный размер в произведении не очень четкий, плавающий. При разном интонировании может получиться четырехстопный ямб или двустопный пеон, но если принимать во внимание обилие двухсложный слов, правильнее будет назвать ямб. Сокращенная последняя строка каждой строфы словно отчеркивает сказанное, придавая стиху энергичности.

Этой же цели служат и многочисленные, столь любимые Цветаевой тире в середине предложений.

Художественно-выразительных средств в стихотворении немного, голос лирической героини звучит с нарочитой простотой. Это впечатление усиливается простонародными словами: “баба”, “постой”, “потупивши”, “застилась”. Вкрапления выглядят очень естественными, как будто автор на самом деле смогла найти внутри себя ту “народную жилку”, которая есть в каждом русском человеке.

История создания

Творчество Цветаевой – это уникальный пласт русской поэзии. Поэтесса была разносторонним мастером слова. Однако до революционных событий она даже не знала о том, что чувствуют крестьяне, как они живут. Однако Цветаевой довелось общаться с крестьянами. Она видела их взгляд, который произвел на неё сильное впечатление.

После встречи с крестьянами Цветаева изменила свои взгляды на жизнь. Впрочем, это стало происходить с поэтессой в тот момент, когда она оказалась свидетельницей кровавых событий 1917 года. Многие считают, что именно после этих событий у Цветаевой стало больше появляться грустных мотивов в стихотворениях.

Читайте по теме:

Композиция

5 катренов построены по принципу кольцевой композиции. Каждые первые 2 строки рифмуются.

Произведение является лирическим, т.к. в нём кроме описаний есть акцент на чувства героини, которая увидела крестьянские глаза.

Средства выразительности

Лексические повторы – основа композиции. Глаза в стихотворении становятся основным связующим звеном, на основании которого держится повествование.

Читайте по теме:

Эпитеты

Глаза названы и зелёными, и солёными; многие эпитеты описывают крестьянские глаза.

Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, её супруг воевал в рядах Белой армии, выживать с дочерью пришлось своими силами. Поэтому фантазийный мир ранних стихотворений Марины Цветаевой был вытеснен миром реальным, с его горечью и откровениями.

В первой и второй строфе Цветаева указывает на цвет — зелёные. Именно такие глаза были у самой Марины Ивановны, поэтому стихотворение отражает в немалой степени чувства автора. Нельзя сказать, что это — попытка примерить на себя простонародный образ (что было весьма популярно у творческой интеллигенции тех лет), скорее, читателю предлагается исследование натуры поэтессы.

Стихотворный размер в произведении не очень чёткий, плавающий. При разном интонировании может получиться четырёхстопный ямб или двустопный пеон, но если принимать во внимание обилие двухсложный слов, правильнее будет назвать ямб. Сокращённая последняя строка каждой строфы словно отчёркивает сказанное, придавая стиху энергичности. Этой же цели служат и многочисленные, столь любимые Цветаевой тире в середине предложений.

Родилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно, догадывалась, что жизнь бывает другая с болью, разочарованием и ненавистью.

Главная тема элегии – глаза крестьян, наполненные грустью и уныньем. В произведении нет ни одного слова о тоске и печали. Но в элегии повторяется описание солен глаз, привыкшие к слезам, это указывает на, то, что эти глазах видели много горя, бед и трагедий.

Она описывает зеленые глаза, такие же, как у самой поэтессы. Элегия отображает именно чувства автора. Поэтесса применяет на себе роль обыкновенной девушки. Она могла б усмирить свою гордыню стать покорной крестьянской девушкой. Следя за обыкновенными крестьянами, Цветаева подмечает, что эти люди удивительной душевной мудрости, обладает необыкновенным спокойствием, терпением и мудростью. А необыкновенная замкнутость, которая свойственна этим людям и есть ответная реакция на все горести и унижения, которые они пережили в те сложные времена.

Размер стихотворения не четкий, расплывчатый. В элегии художественной выразительности не много. Голос эпической героини доносится с простотой. Все это подкрепляется народными словами. Все элегия переплетена естественностью. Поэтесса смогла найти внутри себя народную жилку, что есть в душе каждого обычного человека. Стоит только протянуть к ней руку.

Марина Цветаева по настоящему была неординарной талантливой поэтессой. В своих произведениях она описывала настоящие сложные чувства, взгляды на жизнь. Перечитывая ее элегию, понимаешь, что все это она познала в своей непростой сложной судьбе.

Картинка к стихотворению Глаза

Глаза Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

К теме поэта и поэзии обращались и обращаются все поэты. И это неспроста. Всем нам свойственно задумываться о том, кто мы и ЧТО мы в этом мире. А уж поэты, которые воспринимают мир не столько разумом

В 1845 году поэт Афанасий Фет был офицером полка в Херсонской губернии. Фет любил красивых молодых девушек, и на службе завел знакомство с двумя сестрами Марией и Еленой. Первая дама не подходила Фету, который мечтал возвратить

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений,

Игорь Северянин был одним из самых известных и скандальных поэтов XX века. Будучи основоположником эгофутуризма, он считается одним из самых новаторских авторов того времени. Свои стихотворения поэт публиковал с 1904 года, однако

смиренные глаза

Глубина зелёных глаз

Эти глаза видели многое, им не привыкать к пустому столу, сначала хлеб отдавали барину, сейчас Советской власти, но раньше помещик оставлял минимум на жизнь, ныне же забирают последнее.

Всё эти же — веселые —
Зеленые глаза.

Поэтесса на миг переносит себя на место крестьянки, отрываясь от своей социальной прослойки. Была бы она простой бабой, то пережила бы это легко. Просто закрывала бы глаза от солнца не зонтиком, а рукой, качала бы на руках дитя, не пользуясь кроваткой, а любовь… она жива во всех слоях русского народа.

Слияние города и деревни

В первые послереволюционные годы все смешалось в стране, крестьяне пошли в город, город стал вытягивать из деревни последние соки. Вместе с тем у крестьян осталось достаточно смирения, они привыкли к боли, но не испытывают жажду мщения… глаза остаются такими же смиренными.

Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.

Девушки из деревни также верны традициям и до поры предпочитают спать под монашеским платком. Воспитание под ветром степей не ставит под вопрос этические нормы и не ломает вековые догмы. Вместе с тем в этих красных от слез и ветра глазах чувствуется настоящая жизнь, настоящие чувства, когда да – это да, а нет – это нет и все лишнее от лукавого.

В стихе использованы эпитеты, например, крестьянские/зеленые/соленые/смиренные глаза и олицетворение – глаза, что видели — не выдадут.

Строки наполнены печалью, но в них живёт толика надежды, поэтому войдите внутрь стиха и ощутите то, что ощущала при его написании Марина Цветаева. Это поможет понять стихотворение, совершить экскурс в историю и заглянуть в будущее Родины.

Текст

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зеленые — соленые —
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой —
Всегда б платили за постой —
Всё эти же — веселые —
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой —
От солнца б застилась рукой,
Качала бы — молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком…
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза…
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!

Читайте также: