Какие обязанности были в деревенской общине кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня очередное " погружение " в быт среднестатистической крестьянской семьи конца 19 - начала 20 века. Снова ищу и цитирую для читателей моего канала документальные свидетельства очевидцев и историков, а также показываю " говорящи е" архивные фотоснимки той эпохи.

И на этот раз предлагаю затронуть такую тему, как разделение обязанностей в семье типичного крестьянина в царской России. Какую работу по хозяйству и в быту делал муж, а какую - жена, и посмотрим насколько эти гендерные традиции сохранились до наших дней.

Первым делом заглянем в описание Кашинского уезда Тверской губернии, где имеется конкретный перечень базовых женских работ:

"Женщины зиму прядут, кормят мелкую скотину и мужчинам в присмотре за крупною помогают. С марта по июнь ткут холсты и сукна, вышивают гарусом ширинки и платки, в огородах копают, садят овощи и помогают мужчинам в чищении лугов.

В июне возят навоз и оный разбивают. В июле ходят на сенокос, лен полют, потом выбирают и рожь жать начинают. В августе продолжают жнитво, выбирают и стелят лен, овец стригут.

В сентябре дожинают хлеб, огородные овощи убирают, мнут и треплют лен. В октябре и ноябре пособляют молотить".

Про работу же деревенских мужиков можно найти информацию в книге этнографа О.П. Семеновой-Тяньшанской, изданной ещё до революции. Причем, интересно, что в этом издании приводится даже довольно подробный режим дня.

К семи-восьми часам мужик возвращается домой и завтракает (картошка, хлеб). В рабочую пору мужики охотно пьют вoдкy (для подкрепления) за завтраком, обедом и ужином (по шкалику, по два). Если в деревне есть шинок, то, позавтракавши и направляясь в поле, мужик туда заходит и там выпивает свой шкaлuк. После завтрака мужик опять в поле — до обеда (12 часов дня).

А зимою мужик встает часов в шесть. Задает корм скотине. Иногда молотит. Плетет лапти на всю семью, а остальное время лежит на боку и спит.

Кроме этого, в упомянутой книге мы узнаём, что на мужике лежат непосредственные обязанности по изготовлению и снабжению всего своего семейства лаптями, валенками и веревками. Кроме того, сообщается, что его дело ухаживать за лошадью. А вот уход за коровой лежит на бабе. При этом, все овцы, свиньи, козы, куры и гуси тоже на ней.

Таким образом, получается, что если вся обувь изготавливалась мужиком, то вся одежда - женщиной. Напомню, что практически до начала XX века одежда русских крестьян была домотканой . И всё её производство входило в круг обязательных женских дел. А обеспечить сукном и пошить из него одежду надо было на всю семью.

Более того, чтобы изготовить одежду, нужно было сначала вырастить лён. Правда, сеял его мужик, а вот молотили его, как правило, бабы.

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).


В древние времена почти все постройки на Руси были из дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и её продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От брёвен в избе стоял приятный смолистый запах.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

В избе центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.


Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Быт крестьян

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.


Особой гордостью хозяек были прялки: точёные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), крынки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетёные изделия – лукошки, короба.

Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье

по половому признаку

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребёнок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребёнок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребёнок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребёнку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ему делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребёнка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребёнком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки-самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.


В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестёр, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала матери готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Её так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать бельё в речке, готовить еду и даже печь хлеб.

Средневековая деревня и ее обитатели

История

В Средние века большую роль в развитии европейского сообщества играла патриархальная деревня. Именно средневековая деревня и ее обитатели поставляли на стол королям, духовенству, феодалам и горожанам мясо, фрукты, рыбу и овощи. В период с IX по XII века в сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

Типичная средневековая деревня

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

А сразу за окраиной деревни располагались возделанные поля и разнотравье для выпаса скота. Почти в каждом дворе выращивали коров, свиней, овец и коз. Дети смотрели за птицей: голубями и гусями.

Хозяйство крестьян

Все деревни принадлежали какому-нибудь зажиточному феодалу, и только от него зависело, получит ли двор разрешение на рыбную ловлю, выпас скота или возделывание своего куска земли.

Домашнее хозяйство средневековых бедняков

Домашнее хозяйство средневековых бедняков было простым. Это деревянный дом с узкими и незастекленными окнами (в качестве защиты от кровососов использовались мочевые пузыри крупного рогатого скота, натянутые на раму). Внутри стоял большой стол, вдоль стен размещались лавки и сундуки с одеждой. На них же и спали, если не хватало денег приобрести досок для кровати. На этом описание домашнего уюта заканчивается: в бедняцких домах ничего больше не было.

Питание крестьян было довольно скудным. В котелке камина готовили каши и тушили овощи. Изредка удавалось добыть себе мяса или рыбы. В селениях готовили пиво из ячменя и фруктовые вина.

Если семья решалась переехать в город и продать свою землю и дом, то требовалось разрешение феодала и всех жителей деревни. Любая местность, будь то луг, лес или болото, стоила денег, поэтому продать свое имущество было делом очень трудным. Чаще всего, чтобы было легче жить, люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял свою роль:

Крестьяне следил за посевами

  • был рыбаком или охотником;
  • воспитывал всех детей, пока родители занимались другими делами;
  • следил за посевами;
  • шил одежду и обувь;
  • ковал орудия и изготавливал предметы обихода.

Большой плюс коллективного деревенского хозяйства состоял в том, что община могла сообща строить важные объекты инфраструктуры — например, церкви, мельницы, больницы. Если в групповом хозяйстве предстояли сделки с землей или, например, раздел имущества, то крестьяне самостоятельно регулировали эти вопросы. В том случае, если поселение принадлежало феодалу, на собраниях слово обязательно давали его представителю.

Население средневекового села

Любой реферат на эту тему повествует о том, что почти каждая деревня в Европе IX−XII веков была закрепощена феодалом. Изредка попадались селения, где проживали свободные крестьяне, однако в большинстве случаев и они переходили под опеку знатного человека, который смог бы их защитить от войн в обмен за работу.

Обычно население деревни делилось на три категории по роду занятий:

  1. Ремесленники.
  2. Скотоводы.
  3. Пахари.

Важно, что практически все деревенские жители, вне зависимости от того, были они свободными или крепостными, не умели читать и писать. В одном и том же поселении могли жить свободные люди и крепостные феодала — на калитку свободных вешалась специальная табличка. Однако мало кто мог понять, что на ней было написано. Безграмотность и бедность считались главными чертами крестьян.

В редких зажиточных семьях дети могли получить церковное образование. Для того чтобы восполнить количество людей во дворах, практиковались очень ранние браки. Постоянные войны и болезни уносили много жизней, поэтому девочек рано выдавали замуж, чтобы они успели родить по 5−7 детей.

Сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда

Традиционно дети наследовали занятия родителей и продолжали их дело. Например, сын кузнеца уже в 16−17 лет знал все премудрости этого тяжелого труда и становился полноценным работником кузни.

Таким образом, рисунок судьбы ребенка — это продолжение жизни его отца или матери. Крайне редко у сыновей была возможность уехать на заработки в город. Девочек же с детства приучали к мысли о рождении детей и зависимости от семьи будущего мужа.

Европа того времени жила благодаря труду крестьян, которые, несмотря на трудности, кормили не только своего феодала, но и близлежащие города. Безграмотность, нищета, лишения и оброк со стороны богатых собственников земли стали препятствием для развития культуры. Европейские государства на рубеже IX−XII веков погрязли в бесконечных распрях и войнах, а жители деревень вынуждены были кормить себя и своих детей самостоятельно.

Читайте также: