Какие типы политических процессов вам известны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аватар

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.


Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

которые читают вместе с этой






Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие – в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

Политический процесс – процесс, в ходе которого изменяется политическая власть, представляя целую систему с изменяющимся состоянием и стадиями развития в политической системе. Политический прогресс также выражается в борьбе за власть, конкурентность, использовании коллективных или индивидуальных интересов. Процесс можно представить в виде цепи, где каждый элемент взаимосвязан, состоит из политических явлений и различных действий субъектов политической власти, направленный на захват, удержание власти.

Типология политических процессов

Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:

  1. Согласно Веберу, существует два типа политического прогресса, которые соответствуют иным типам культуры – демократический и элитарный.
  2. Существующие политики и культурные ориентации объясняют процессы в политической деятельности:
    • горизонтально ориентированных процесс – базируется на всеобщем равенстве и автономности весомых участников, которые обладают политической властью и способами давления;
    • вертикально организованный процесс – непредсказуемое появление интересов и потребностей, которые напрямую противопоставляются интересам государства, принятым ценностям в обществе; управляющее лицо должно организовывать интересы различных социальных групп, обеспечивать свободы гражданам.

Максимальное достижение равновесия в политической сфере в ходе изменения всей системы:

  1. Технократический. В политике приобретают популярность технологические и процедурные факторы, куда относятся традиции, нормы, способы и методы принятия решений. Технократический способ нашёл своё воплощение в странах, характеризующихся однородной культурой – англосаксонские страны. Стабильность в политической сфере достигается с помощью следования населением традиций, что способствует эффективной работе институтов, т.к. их лидеры являются представителями интересов населения.
  2. Идеократический. Политический процесс, которому свойственно независимость личности, разделение политических ролей и выполняемых ими функций, формирование модернизации – это всё характерно традиционным обществам. Внедрение новых культурных особенностей, норм и интересов в этнических и социальных отношениях принималось общенациональным решением.
  3. Харизматический. Тип политического процесса нашёл своё распространение в восточных обществах, где максимальное значение имеют статус и роль политического деятеля, часто лидера приравнивают к богам. Оптимальной эффективности можно добиться, смешивая харизматический, технократический и политический процесс, где политические изменения приобретут положительный оттенок.

Основные виды политических процессов

  1. Создание специализированных органов политической системы, где появляются политические учреждения и формируется свод норм и правил во взаимоотношении с ними;
  2. В ходе деятельности процессов политической системы, происходит воспроизведение компонентов: в политической деятельности происходит постоянное изменение системы, появление новых политических учреждений и формирование отношений, помимо этого, политическая жизнь обеспечивается действиями, направленными на поддержание созданных отношений, через культурные, правовые, идеологические предписания.
  3. Действия, направленные на разработку и принятие политических решений, определение целей и задач, а также путей их достижения., выбор средств для эффективности выполнения задач.

Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.

Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:

– мероприятие, которое имеет высокий уровень организованности, где руководители восстания определяют и назначают цели и задачи. Цели выражаются в социальных установках, листовках, лозунгах.

– характеризуется массовостью, интенсивностью действий, имеет большое количество участников и ограничено по времени существования. Бунты появляется в качестве реакции на какие-либо проблемы и причины, ноющие экстраординарные действия правительственных органов.

Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.

Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.

Функции политического процесса:

  1. Координация – действия людей, направленные в определённом характере, способные изменяться при необходимости.
  2. Корреляция – изменения в проводимой программе, связанные с появлением некоторых обстоятельств, затрудняющих или облегчающих достижение цели.
  3. Программирование – выбор наилучшего метода достижения цели, поиск рационального способа.

Планирование политического процесса

  1. Согласованность действий и задач между политическими силами и институтами.
  2. Информированность участников действий о программе мероприятия.
  3. Создание оценочного листа на той или иной территории проведения политического процесса, куда входят доминанты, противоречия, интересы.
  4. Принятие решений о формировании общего настроя участников, который создаст условия для достижения намеченных целей и задач.

Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
  • субъект;
  • объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средства, методы, исполнители процесса;
  • ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
  • государство,
  • социальные, этнические, конфессиональные группы,
  • политические институты,
  • граждане как индивиды,
  • граждане как совокупность избирателей (электорат).

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

Содержание:

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.

Содержание:

  • формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
  • разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
  • выбор оптимального политического решения проблем.

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.

Содержание:

  • придание решениям правовой формы,
  • определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
  • осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

Читайте также: