Деятельность дефектолога в школе
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Организация работы учителя-дефектолога
в образовательных учреждениях 1
Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога дошкольных и школьных образовательных учреждений (далее ОУ).
На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.
Целью работы учителя-дефектолога является:
своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач :
выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель);
динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:
1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
3. Аналитическое направление : сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).
Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены:
на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
консультативную работу с педагогами и родителями;
участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.
Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.
В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.
Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.
Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию :
индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. п риложение 1);
журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. п риложение 2) ;
журнал посещаемости занятий;
расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;
перспективный план работы (по направлениям) (см. п риложение 3) ;
перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;
календарные планы групповых и индивидуальных занятий;
индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;
аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. п риложение 4) ;
методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;
тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;
паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
Методические рекомендации по ведению документации
учителя-дефектолога 2
Приложение 1
Индивидуальная карта развития ребёнка,
зачисленного на занятия к учителю-дефектологу
Фамилия, имя, отчество ____________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Школа или ДОУ ______________класс (группа) ________________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявление негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) _______________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики __________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) __________________________________________________________
– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь) ______________________________________________
– способность переноса на аналогичные задания ________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность, инертность действий, самоконтроль) ______________________
Темп работы (на учебном и внеучебном материале) ______________
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация
Сформированность пространственно-временных представлений
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) ______________________________________
Особенности внимания ____________________________________
Особенности памяти ______________________________________
– уровень развития наглядных форм мышления ________________
– словесно-логическое мышление ___________________________
Особенности конструктивной деятельности ___________________
Общая характеристика речевого развития _____________________
Сформированность учебных навыков:
– сформированность понятий числа, числовой последовательности __________________________________________________________
– вычислительный навык __________________________________
– навык решения задач ____________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
– навык каллиграфического письма __________________________
– навык орфографического письма под диктовку _______________
– списывание текста ______________________________________
– выполнение грамматических заданий _______________________
– характерные ошибки ____________________________________
– темп чтения ___________________________________________
– способ чтения _________________________________________
– понимание прочитанного ________________________________
– навыки работы с текстом ________________________________
– характерные ошибки ____________________________________
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) ___________________________________________
Дополнительные сведения: ________________________________
Планируемые мероприятия специалиста: _____________________
Дата обследования _______________________________________
Приложение 2
Журнал учёта обследуемых учащихся (воспитанников)
Журнал движения ребенка Ф.И.О.,
Направление коррекционной работы
Вид коррекционной работы (индивидуальная, фронтальная)
Приложение 3
Перспективный план работы учителя-дефектолога
(примерный)
Цель проводимых
мероприятий
Ответственный за проведение
1-й класс или подготовительная группа
Определение актуального уровня развития, ЗБР. Выявление учащихся, нуждающихся в помощи
1–4 классы или средняя, старшая группы
Определение сформированности психических
функций, учебных навыков
– посещение уроков, занятий, анализ работ
Изучение особенностей учебной деятельности.
Определение эффективности коррекционной работы
Проведение индивидуальных и групповых занятий
Коррекция нарушений психического развития.
Формирование умений и навыков для усвоения программного материала
Выступления на МО учителей, воспитателей.
Участие в работе ПМПк
Педагоги коррекционных классов или групп
Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекции.
Разработка индивидуальных комплексных программ и анализ их эффективности
Согласно плану консилиума
Приложение 4
Отчет о результатах работы учителя-дефектолога
на конец учебного года
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.
- Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
- Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
- А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью моей работы , если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Вот несколько примеров занятий.
1. познавательные раскраски
На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
2. Работа с фланелеграфом.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
3. Работа с песком.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
4. работа с прищепками.
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.
И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.
Основные цели, задачи и направления деятельности учителя- дефектолога с детьми с ОВЗ и учащимися с низким уровнем школьной мотивации в условиях школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа учителя-дефектолога в МБОУ школе № 8 в условиях ФГОС. | 227.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-дефектолога в МБОУ школе № 8 в условиях ФГОС.
Материал подготовил учитель- дефектолог МБОУ
школы № 8 Кравченко Антон Сергеевич .
Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и тот факт, что появились обновленные требования к содержанию образовательной деятельности для данной категории учащихся в условиях реализации ФГОС уже говорит о том, что мы живем в гражданском обществе, у которого есть будущее.
ФГОС предполагает создание в каждом образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии младших школьников. Создать эти условия и осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель - дефектолог, учитель- логопед и психолог.
Учитель-дефектолог- это не самая распространенная профессия, но к сожалению, все более востребованная. Кто же такой учитель- дефектолог и чем он занимается с учащимися в общеобразовательной школе?
Цель деятельности учителя- дефектолога заключается :
- в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ , испытывающих трудности в обучении - в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы
- в обеспечении помощи детям с низким уровнем школьной мотивации получения образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих проблем в освоении образовательной программы.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ и дети с низким уровне школьной мотивации.:
- к категории детей с ОВЗ относят детей , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
- к категории детей с низким уровнем школьной мотивации относят детей :
с сохранным интеллектом, но имеющих проблемы в усвоении школьной образовательной программы по причине нарушения познавательных / психических процессов: нарушением памяти, внимания, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных представлений и снижением уровня мыслительной активности).
Хотелось бы более подробно остановиться на категории детей с низким уровнем школьной мотивации, психофизиологически не готовых к школьному обучению, нежелающих заниматься интеллектуальной деятельностью и нуждающихся в коррекционной помощи специалистов — психологов, дефектологов, логопедов. Если эти дети не получают специализированную помощь, то закономерно возникают различные трудности в их обучении, приводящие к достаточно стойкой школьной дезадаптации. И учителя, и родители твердо знают: не полюбит ученик школу к третьему классу — он ее никогда не полюбит, не начнет ребенок получать удовольствие от интеллектуальных усилий и достигнутых результатов - весь период начальной школы будет упущен для формирования активной познавательной деятельности, для становления познавательных интересов. К счастью, существует период начального школьного обучения ( с 7 до 11 лет), при котором ребенку отпущен природой определенный потенциал развития. Использовать его необходимо полностью и своевременно, посещая занятия учителя- дефектолога, иначе будет пропущен сенситивный период развития той или иной психической функции.
Дети с ОВЗ и дети с низким уровнем школьной мотивации могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов : учителя- дефектолога, психолога, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
В настоящее время МБОУ школа № 8 городского округа Кинешма, создает специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ и детям с низким уровнем школьной мотивации в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги общественности.
Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора формы получения образования в МБОУ школе № 8. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение предоставляющие возможность для успешного присвоения культурного опыта каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.
Процессы интеграции предполагают разнообразные вариативные формы включения детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации в образовательный процесс МБОУ школы № 8 :
В МБОУ школе № 8 предусматриваются следующие виды и формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные ниже формы определяются в соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции: постоянная, комбинированная, частичная, временная.
Полная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, которые в условиях ДОУ компенсирующего вида достигли уровня психофизического развития возрастной нормы, а так же детей с низким уровнем школьной мотивации. При этой форме дети обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь специалистов в виде дополнительной внеурочной деятельности.
Частичная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, и получающих образование в условиях специального (коррекционного) класса или класса компенсирующего обучения. При этой форме интеграции учащиеся включены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками, они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).
Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создания специализированных условий обучения в соответствии с его особенностями. При этой форме интеграции учебный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем школьной мотивации индивидуализируется в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В настоящее время эта форма интеграции рассматривается чаще как инклюзия.
Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно-педагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических занятиях дефектолога.
Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное, Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программу занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). подгрупповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
Занятия носят коррекционно-развивающую направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов..
К основным задачам коррекционно-развивающей работы относятся:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специфики их способностей.
- формирование и развитие наглядно- образного и логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
-развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
- формирование положительной мотивации к учению.
-формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе (при подгрупповых и парных занятиях ).
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Аналитическое направление – предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия всех специалистов школы.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Учитель-дефектолог работает с младшими школьниками, имеющие задержку психического развития (ЗПР, расстройство аутистического спектра (РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии (умственной отсталостью). С данной категорией обучающихся я работаю индивидуально и фронтально (с классом).
Занятия направлены на психомоторное и речевое развитие данной категории обучающихся.
Индивидуальные занятия с обучающимися провожу по блокам:
1) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
(младшие школьники 1-4 кл)
Основная задача познавательного развития детей с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром приведет к существенным сдвигам в умственном развитии детей лишь в том случае, если дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательным к тому, что его окружает; повышает уровень и объем чувственного познания: ощущения, восприятие, речь, представления.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром – расширять кругозор обучающихся, уточнять у них представления о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенок знакомится с основами безопасности жизни, экологическими знаниями.
2) Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
(младшие школьники 1-4 кл)
Занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия направлены:
на формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению; развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных;
В процессе занятий по развитию речи обязательно решаю следующие задачи:
расширение и систематизация словаря;
обучение построению высказывания;
совершенствование грамматического строя;
составление рассказов и т. д.
3) Подготовка к обучению грамоте
(младшие школьники 1-4 кл)
Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии являются:
развитие способности к различению звуков в слове на слух;
правильная и отчетливая артикуляция звуков;
звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание;
согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию;
ознакомление с печатными буквами и соотнесение звука и буквы;
последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка);
в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка);
условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее;
замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки;
создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно;
практическое деление слов на слоги;
условно-графическое обозначение предложения;
вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов;
термины: звук, слог, слово, предложение.
4) Сенсомоторное развитие
(младшие школьники 1-4 кл)
Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию.
На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию направлены на развитие:
зрительного восприятия (восприятие, формы, восприятие величины, восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия);
слухового восприятия (развитие неречевого и речевого слуха).
В структуру каждого занятия включаю игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Индивидуальная работа с обучающимися обеспечивает такие условия развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике младшего школьника.
При поступлении детей в школу я провожу диагностическое обследование ребенка, имеющего диагноз на протяжении двух этапов:
• 1-ый этап (две недели сентября) : выявление особенностей
психического развития (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы) и речевого развития в целом.
На данном этапе определяются и уровень обучаемости детей, степень сформированности знаний, умений, навыков; собираю анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаю условия воспитания в семье.
• 2-й этап (две недели мая) : определяется динамика и
результаты работы за год, а также составляется прогноз дальнейшего обучения ребенка. На основе результатов диагностики осуществляется перевод обучающегося на следующую возрастную ступень обучения.
По результатам анализа диагностического обследования детей составляется план индивидуальной коррекционно-образовательной работы на предстоящий учебный год.
Основное внимание, прежде всего, уделяется формированию психологических механизмов для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, созданию условий для формирования возрастных новообразований в психике. В своей работе, на индивидуальных занятиях стараюсь отобрать и совместить образовательные, коррекционные и развивающие задачи.
Помимо индивидуальных занятий я ежедневно провожу фронтальную
(с классом) работу с обучающимися.
На индивидуальных занятиях по средствам специально- отобранных методов и приемов развиваю:
основные виды памяти и внимания;
уровни восприятия и мышления, воображение;
стимулирую развитие учебной мотивации и познавательной активности;
совершенствую двигательные функции: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков;
закрепляю основные понятия, изученные на индивидуальных занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
провожу проверку домашнего задания;
закрепляю основные понятия по ранее изученным темам;
отрабатываю с ребенком основной материал по темам, пропущенные им по причине болезни или иным семейным обстоятельствам.
На коррекционных уроках (занятиях) использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Необходимо также отметить, что я работаю в тесном контакте с заместителем директора по УВР, классными руководителями, педагогом-психологом, медицинской сестрой.
Целью коррекционно-образовательной работы с младшими с ЗПР, РАС, интеллектуальными нарушениями в развитии в условиях школьного обучения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.
Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.
Существует ряд профессий, связанных с оказанием помощи человеку, к таковым можно отнести и дефектологию. В данной специальности совмещены такие науки, как психология, медицина, педагогика, социология. Основной вопрос, который задает себе начинающий дефектолог, - с чего начать?
Специалисту необходимо быть готовым к работе с детьми, имеющими психические или физические нарушения. Задача дефектолога: облегчить процесс социализации и адаптации детей к обществу, дать им шанс жить полноценно.
Специфика профессии
Ознакомление с особенностями профессии - вот с чего начать работу начинающему дефектологу необходимо прежде всего. Существует две категории специалистов:
- Дефектологи, углубленно изучающие науку.
- Дефектологи-педагоги, специалисты, занимающиеся с детьми.
Врач должен стать и учителем одновременно, умеющим найти индивидуальный подход к ребенку. Только так можно достичь успеха в воспитательном и учебном процессе. Благодаря подобной системе у ребенка исчезнут комплексы.
Каким должен быть дефектолог
Дефектологу должны быть присущи следующие профессиональные качества:
- знание детской психологии и социологии;
- понимание и умение применять на практике методики и программы коррекционного развития;
- осведомленность в основах диагностики и медицины;
- умение осуществлять анализ полученных сведений и на их основе строить схему взаимодействия с каждым пациентом отдельно.
- Кроме того, важны и личностные характеристики:
- способность легко взаимодействовать с детьми, находить к ним подход;
- общительность;
- устойчивость к стрессовым ситуациям;
- терпеливость;
- сострадательность;
- чуткость;
- тактичность;
- чувство ответственности;
- лидерские качества;
- креативное мышление.
Людям, отдавшим предпочтение данной профессии, следует быть готовым к ряду неожиданностей, связанных с общением с особенными детьми.
Школьный учитель-дефектолог
С чего начать педагогу-дефектологу свою работу в школе? Началом занятия должна стать диагностика. Ее проводят по просьбе учителей или родителей ребенка. В процессе работы удается определить трудности и проблемы, которые могут появиться у пациента в будущем, если не приступить к своевременной коррекции отклонений.
По завершению диагностических процедур специалист должен заняться составлением коррекционно-развивающей программы.
Весь период коррекции происходит под чутким руководством дефектолога, который наблюдает динамику изменений детского поведения.
Специалист также предоставляет консультационные услуги родителям и педагогам и по интересующим их вопросам.
Положительные и отрицательные моменты профессии
Прежде чем заниматься вопросом, как стать дефектологом и с чего начать, следует подробно ознакомиться со всеми плюсами и минусами профессии. Основное достоинство данной специальности – возможность помогать детям, столкнувшимся по каким-либо причинам с проблемами социализации. Педагог развивает личность, помогает ребенку приобрести определенные навыки и умения, которые необходимы для социальной реализации в дальнейшем.
Сложно переоценить важность оказания помощи семьям, имеющим ребенка, у которого есть физические или психологические отклонения. Основной наградой будет положительный результат от приложенных усилий.
Что касается материального аспекта, то труд дефектолога достойно оплачивается. У молодого специалиста есть перспектива к дальнейшему развитию и профессиональному росту.
Из минусов можно отметить специфику профессии. Не каждый готов морально к работе с особенными пациентами. Нужно уметь корректно вести себя с детьми, уметь вовремя подстроиться под непредвиденную ситуацию и грамотно корректировать программу.
Популярность профессии
Дефектологи в современном обществе достаточно востребованы. Большое количество детей по разным причинам не имеют возможности общаться с ровесниками, полноценно учиться и реализоваться по каким-либо причинам. Кроме этого, многие малыши имеют физические отклонения, препятствующие стандартному обучению.
Дефектолог может работать в детском саду, школе, центре раннего развития, санатории, детском доме. Перед приемом на работу молодого специалиста пригласят на собеседование с целью проверки его профессиональных навыков.
Читайте также: