В рамках школьного плана воспитательной работы было запланировано проведение родительского собрания

Обновлено: 06.07.2024

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с преподавателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание - это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное - своим детям.

Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т. д.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

Родительское собрание будет эффективным, если:

ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.

Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

- активности (следовать желаниям родителей);

- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

- значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

Организовывать обмен мнениями и идеями.

Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

Проводить рефлексию.

Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.

Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.

Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т. п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:

1. Правильный выбор тем.

Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Вначале учебного года провожу на первом родительском собрании анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. С помощью ранжирования отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.

2. Расширение тематики родительских собраний.

3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.

4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.

5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды : первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. На мой взгляд, лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные, чем записи в дневниках.

6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

14. Классный руководитель должен не "назидать", а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

15. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь всех учителей школы.

Готовясь к родительскому собранию, следует учесть, в какой форме родители будут оповещены о собрании. Практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именные приглашения с текстом (примерное содержание) :

Нам очень важно знать Ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

С уважением (И. О. Ф классного руководителя)

Для осмысления итогов родительского собрания желательно выяснить отношение родителей к проводимому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Посещение семей, беседы, анкетирование родителей, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Родительские собрания, индивидуальные и групповые тематические консультации. Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, участие родителей в организации и проведении внеклассных дел, мероприятий; встречи родителей с администрацией школы; помощь в работе с социально неблагополучными семьями.

5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, записи в дневниках, записки- оповещения.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

Еженедельно

Проведение групповых консультаций родителей

Заседания родительского комитета

Каждую четверть

Проведение родительских собраний

В течение года

Выборы родительского комитета

По необходимости

По необходимости

Встреча родителей с администрацией школы

По необходимости

Участие родителей в совместных делах класса

Консультирование родителей

Тема консультации

Дата проведения

Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.

Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.

Алкоголизм родителей и детские страхи.

Опасности Интернета. Как научить школьника сделать компьютер другом и помощником.

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания подростков. Какими им быть?

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути её преодоления.

Тревожность подростка. К чему она может привести?

Тематика родительских собраний



Работа с родителями

Посещение семей учащихся с целью обследования материально-бытовых условий (Шуваловой П., Исламовой В., Ломать Г., Марковых К. и К.).

Формирование картотеки семей учащихся (социальный паспорт класса).

Анкетирование родителей по выявлению предпочитаемых форм и методов совместной работы с классным руководителем.

Общешкольное родительское собрание. Организация начала учебного года. Питание учащихся.

Классное родительское собрание (организационное).

Выборы родительского комитета.

Индивидуальные поручения родителям.

Заседание родительского комитета по планированию совместной работы.

Посещение семей учащихся СОП (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.).

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, соц.педагога.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками.

Индивидуальные консультации родителей с классным руководителем (разное).

По необходимости, встреча родителей с администрацией школы.

Рабочее заседание родительского комитета.

Посещение семей учащихся с целью изучения соблюдения школьниками режима дня. (Долгопольский Д., Исламова В., Шувалова П., Ломать Г., Круликовский М., Марков К.)

Записки-оповещения родителям по поводу успеваемости и поведения их детей ( по необходимости).

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Заседание родительского комитета. Планирование участия родителей в совместных делах класса.

Тема месяца – Культура поведения. Задание родителям: провести беседы со своими детьми по данной теме.

Общешкольный месячник по профилактике негативных тенденций в подростковой среде. Родительский лекторий по данной теме, консультации психолога, логопеда, соц.педагога, анкетирование, беседы с детьми.

Заседание родительского комитета по предварительным итогам II четверти и участию родителей в подготовке к новогодним праздникам .

Посещение семей учащихся СОП (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.), остальные – по необходимости.

Подготовка к новогоднему празднику. Участие родителей в совместных делах класса.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, соц.педагога.

Посещение семей учащихся СОП с целью плановой проверки и контроля. Остальные семьи учащихся – по необходимости.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, соц.педагога.

Посещение семей учащихся СОП (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.), остальные семьи – по необходимости.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Проведение тематических консультаций родителей с классным руководителем.

Записки-оповещения родителям по поводу успеваемости и поведения их детей ( по необходимости).

Тема месяца – военно-патриотическое воспитание. Задание родителям: провести беседы со своими детьми по данной теме

Посещение семей учащихся СОП (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.), остальные семьи – по необходимости.

Заседание родительского комитета по итогам III четверти.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Записки-оповещения родителям по поводу успеваемости и поведения их детей ( всех учащихся класса).

Привлечение родителей к участию в мероприятиях, посвященных празднованию Дня 8 Марта.

Родительское собрание по итогам III четверти.

Посещение семей учащихся СОП с целью контроля (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.), остальные семьи – по необходимости.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем.

Записки-оповещения родителям по поводу успеваемости и поведения их детей ( всех учащихся класса).

Начало месячника по экологическому воспитанию. Задание родителям: провести беседы со своими детьми по данной теме.

Заседание родительского комитета по итогам месячника. Индивидуальные поручения родителям.

Посещение семей учащихся СОП с целью контроля (Шувалова П., Исламова В., Ломать Г.), остальные семьи – по необходимости.

Индивидуальные консультации родителей с учителями-предметниками, классным руководителем по итогам успеваемости.

Индивидуальные консультации психолога, логопеда, соц.педагога.

Записки-оповещения родителям по поводу успеваемости и поведения их детей ( всех учащихся класса).

Вахта Памяти. Задание родителям: провести беседы со своими детьми, соответствующие данной тематике.

Заседание родительского комитета по итогам учебного года.


Школа для родителей

Заповеди разумного воспитания для родителей

- Никогда не принимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.

- Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

- Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

- Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный шаг.

- Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

- Оценивайте поступок, а не личность.

- Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Чего родителям делать нельзя


- Не унижай ребенка.

- Не вымогай обещаний.

- Не опекай излишне.

- Не говори слишком много.

- Не требуй немедленного повиновения.

- Не потакай ребенку.

- Будь последователен в своих требованиях.

- Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

1.Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

3.Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

4.Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

5.Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

6.Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

7.Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

8.Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

9.Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, каких специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Примерный план проведения родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

Приемы успешного проведения родительского собрания:

Полезные советы родителям.

Эти краткие советы-рекомендации могут стать предметом большого и интересного разговора на родительских собраниях.

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.

Поэтому только правильная организация работы с родителями может принести положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_rod._sobranie.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования городского округа Самара

Алексеева Елена Сергеевна

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.

Поэтому только правильная организация работы с родителями может принести положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка.

  1. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях.

Социальные изменения, произошедшие в последнее время в дополнительном образовании детей диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий ДМШ с родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

  • пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
  • следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, принесённым из собственного детства;
  • непонимание целей совместной деятельности со шкалой и своей роли в ней;
  • ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, идеологических образованиях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнёрских отношений участников.

  1. Родительское собрание в системе учебно-воспитательной работы на начальной ступени обучения

Родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся в управлении образовательным учреждением. Заявить своё участие в решении проблем в обучении родители учащихся младших классов могут прежде всего, в рамках родительских собраний.

  1. Функции родительского собрания на начальной ступени обучения:
  1. Этапы деятельности преподавателя 1-3 классов по подготовке и проведению родительского собрания .

Подготовка родительского собрания - процесс достаточно сложный, но творческий и продуктивный.

Начинающие преподаватели, прежде всего, задаются вопросами о том, где найти материал, отвечающий заявленной теме, и как преподнести его родителям, чтобы быть понятным. Педагоги со стажем понимают, что вышеперечисленное ещё не гарантирует результат, и продумывают условия, при которых каждый родитель включается в процесс коллективной деятельности, при которой каждый родитель ищет и находит вариант решения проблем. При этом и те и другие поставлены перед выбором форм адекватных теме и ступени готовности участников.

Первый этап – выбор темы родительского собрания.

Второй этап – выбор формы проведения и разработка сценария.

Третий этап – поиск информации по теме.

Четвёртый этап – определение круга участников.

Пятый этап – подготовка текстов приглашений и диагностических методик.

Шестой этап – выработка правил, которым будет следовать организатор.

Седьмой этап – организационное обеспечение родительского собрания.

Восьмой этап – проведение родительского собрания.

Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел.

Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Заранее, вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.

Берегите время людей, приглашённых на собрание. Установите регламент.

Организуйте чай. Общение на собрании станет более непринуждённым.

Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский опыт вы намерены опереться на собрании.

– никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще.

– обязательно называйте родителей по имени и отчеству.

– на собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке.

– особенно полезно проанализировать, чего достигли учащиеся с момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку.

– старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику.

– при необходимости попросите родителей об оказании какой-нибудь помощи.

– не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах.

– предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.

– заканчивая собрание, спросите себя : оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?

1) Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?

3) Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребёнка учебный предмет.

4) Часто ли Вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5) Назовите предмет, который в школьные годы был самым любимым для Вас и Вашего мужа (жены)?

6) Назовите, что в течение последней недели прочёл Ваш ребёнок?

7) Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

8) Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в работе?

9) Любит ли ваш ребёнок учиться?

1) Любит ли читать Ваш ребёнок?

2) Какую книгу читает Ваш ребёнок сейчас?

3) Читаете ли Вы детям?

4) Читаете ли Вы вместе с ребёнком?

5) Любят ли в Вашей семье читать взрослые?

6) Как Вы думаете, Ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что хочется?

7) Есть ли в Вашей домашней библиотеке книги для Вашего ребёнка?

8) Посещает ли Ваш ребёнок библиотеку?

9) Какую книгу читаете Вы сейчас?

10) Книги какого содержания предпочитает читать Ваш ребёнок?

  1. Советы родителям
  1. Советы родителям по развитию мышления у детей

– можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

– ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

– найденное в процессе мышление становится знанием.

– процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.

– никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

  1. Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

– не ругайте ребёнка за плохую оценку. Не стыдите и не выказывайте его.

– выясните, за что именно поставлена плохая оценка.

– проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка.

– хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось.

– ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет.

  1. Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье

– ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их Вам.

– не грубите и не сквернословьте: Ваши привычки станут привычками ребёнка.

– не говорите о людях не уважительно – ребёнок станет отзываться так и о Вас.

– поступайте с другими тактично – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

– проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Всем, а не избранным"

Каждый ребёнок талантлив. Задача педагога раскрыть этот талант с поддержкой родителей. Как важно не упустить этот шанс и помочь своему ребёнку.

Презентация для проведения родительского собрания "Наши дети и Интернет"

Данная презентация может быть использована классными руководителями страших классов, классными руководителями и мастерами производственного обучения учреждений НПО и СПО для проведения родительского с.


Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен.


Родительское собрание "Сила родительского примера"

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны.



Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм.

Читайте также: