Тематический план по композиции в художественной школе

Обновлено: 02.07.2024

Последовательность и особенности построения фигуры человека.

Бумага, пр. карандаш, акварель, кисть.

Зарисовки фигуры человека в разных ракурсах.

Графические и живописные приемы изображения фигуры.Знакомство с техникой пятно.

Зарисовки фигуры человека карандашом, акварелью.

Выделение фигуры и силуэта цветовым пятном. Анализ выполненной работы.

Решение пространственной среды и силуэта фигуры.

Передача характера персонажа, соотношение человеческой фигуры и пространства.

Этюд фигуры человека, передача характера.

Раздел II : Выделение композиционного центра светлым пятном (8 часов)

Разработка выбранного эскиза: формат, точка зрения, различные светотеневые варианты, тональные и цветовые эскизы.

Бумага, пр. карандаш, кисть, гуашь, акварель.

Составление эскизов. Выделение композиционного центра светлым пятном.

Выполнение компоновки на основном формате. Наметить основные плоскости, выполнить построение фигур.

Проработка центра композиции.

Работа в цвете. Выделение центра светом и цветом.

Выделение главного и второстепенного в композиции. Анализ работ.

Детальная проработка композиции и обобщение.

Раздел III : Выделение композиционного центра контрастным пятном (8 часов)

Основные принципы и законы выполнения композиции.

Бумага пр. карандаш, кисть, гуашь.

Композиционная организация изображения и гармоничная передача пропорций в сюжетном рисунке.

Работа на основном формате.

Определение основных пропорций формы предметов фигур .

Передача объёмам и светотени композиции. Проработка центра.

Работа в цвете. Выделение центра контрастным пятном в композиции.

Обобщение, выделение переднего плана. Анализ выполненных работ.

Детальная проработка композиции.

Раздел IV : Композиция в интерьере (8 часов)

Повторение основных принципов и законов композиции.

Бумага, пр. карандаш, кисть, гуашь.

Композиция в интерьере. Составление эскизов

Размещение композиции на основном формате.

Работа на основном формате. Построение и обрисовка всех деталей.

Размещение, проработка в цвете, использование на практике изученный материал .

Передача глубинно-пространственного эффекта в композиции.

Анализ выполненной работы.

Раздел V : Равновесие в композиции (8часов)

Передача динамического и статического равновесия в многофигурной композиции.

Бумага пр. карандаш, кисть, гуашь.

Целостность многофигурной композиции на основе соподчиненности и гармонии.

Размещение композиции на основном формате в соответствии с сюжетным замыслом.

Передача уравновешенности композиции с помощью цветовой гаммы.

Работа в цвете. Передача равновесия цветом.

Детализация. Обобщение композиции.

Раздел VI : Перспектива в композиции. Экстерьер (8 часов)

Передача выразительности объемно-пространственных архитектурных строений.

Бумага пр. карандаш, кисть, гуашь.

Составление схемы открытой композиции с перспективой.

Предварительная проработка темы в эскизах. Экстерьер. Составление эскизов. Поиск выразительного композиционного решения.

Связь элементов изображения в целостной композиции.

Перенос эскиза на основной формат.

Образное живописное решение темы с использованием приемов композиционной выразительности.

Проработка в цвете единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Передача воздушной перспективы.

Передача эмоциональной выразительности композиции. Обобщение композиции.

Раздел VIII : Передача ритма в динамичной композиции (8 часов)

Основные принципы и законы динамичной композиции.

Бумага пр. карандаш, кисть, гуашь.

Передача динамического движения персонажей.

Работа на основном формате. Наметить основные плоскости, выполнить построение перспективы.

Создание определенного эмоционального состояния композиции с помощью цветовой палитры.

Выполнение работы в цвете, передача формы, цвета и фактуры.

Передача световоздушной среды и динамики цветом.

Раздел IX : Передача художественного образа формой, цветом, фактурой (10часов)

Повторить основные принципы и законы композиции. Составление схемы будущей композиции с учетом основного замысла и характера героя.

Бумага пр. карандаш, кисть, гуашь.

Составление эскизов. Создание характера героев согласно их роли в произведении.

Подчинение цветотонального решения композиции замыслу. Эмоционально-выразительное решение композиции.

Разработка эскиза в цвете.

Предварительная проработка темы в эскизах.

Целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).

Выявление характера персонажа. Передача психологии образа.

Соответствие эмоциональной окраски произведения.

Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение композиции.

Проработка в цвете единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Уточнение цветовых нюансов.

Обобщение и завершение последовательной работы над созданием художественного образа в композиции.

Деталировка центра композиции. Выделение переднего плана. Обобщение.

Всего часов.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Абубакирова Милауша Мухамадиевна

В календарно-тема тическом плане "Композиция станковая" очень подробно описаны этапы работы по обучению рисования человека, художественного образа в композиции. Спасибо за материал. Творческих успехов!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов на дисциплину в соответствии с учебным планом (аудиторная нагрузка):

Всего 33 часа в неделю 1 часа

Количество часов на I полугодие 14 , учебных недель 16

Количество часов на II полугодие 18, учебных недель 17

*Примечание: в IV четверти – 1 неделя резервного учебного времени (4-11 мая), 1 неделя – промежуточная аттестация (по графику).

Плановых контрольных работ 2 , зачетов 2

Контрольных уроков 4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципального образования город Ноябрьск

на заседании МО

Зам. директора по УЧ

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету В.01 Композиция декоративно прикладная

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского

Учебный год: 2017-2018

Преподаватель: Круглова Светлана Александровна

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

Указать документ (программу)

Количество часов на дисциплину в соответствии с учебным планом (аудиторная нагрузка):

Всего 33 часа в неделю 1 часа

Количество часов на I полугодие 14 , учебных недель 16

Количество часов на II полугодие 18, учебных недель 17

*Примечание: в IV четверти – 1 неделя резервного учебного времени (4-11 мая), 1 неделя – промежуточная аттестация (по графику).

Плановых контрольных работ 2 , зачетов 2

Контрольных уроков 4

Учебник Ростовцев Н., Игнатьев С., Шорохов Е. Рисунок, живопись, композиция, хрестоматия. М.,1989

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.

Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.

Отличительные особенности и новизна программы.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории

и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

В соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий.;

Вся программа построена на широком использовании оригинальных методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

знакомство с жанрами изобразительного искусства;

знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

развитие колористического видения;

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Объём учебных часов -68.

Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся: один раз в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу года обучения дети будут знать:

основные и дополнительные цвета;

цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

свойства красок и графических материалов;

азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

уметь:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

уверенность в своих силах.

Специфическое сопровождение (оборудование):

индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, дощечки для работы пластилином, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти красками, материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, нетрадиционные материалы.

Уютное эстетическое пространство для занятий (правильное освещение, доска демонстраций, экран для выставления творческих работ).

Компьютер, выход в интернет, принтер, сканер, экспозиционный экран, мультимедийный проектор.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей

на заседании методического совета

протокол № _______ ________________________

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________________И.З.Наумова

Учебный год: 2018 – 2019 учебный год

Преподаватель: Кириленко Людмила Григорьевна

Пояснительная записка

Количество часов на дисциплину в соответствии с учебным планом (аудиторная нагрузка):

Всего 64 часа в неделю 2 часа

Количество часов на I полугодие 30, учебных недель 15

Количество часов на II полугодие 34, учебных недель 17

Плановых контрольных работ 2, зачетов 2

Контрольных уроков 4

1. Учебник Ростовцев Н., Игнатьев С., Шорохов Е. Рисунок, живопись, композиция, хрестоматия. М.,1989

Тематическое планирование составил (а) Кириленко Л.Г. ____________________

Содержание (тема) урока

Колво часов

Оснащение урока, средства обучения

Домашнее задание

07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10

➢ Организация картинной плоскости, выделение главного как одного из решающих средств композиции, выбор

технического решения по

лучшему эскизу (поиску).

➢ Создание смыслового единства действия и окружения.

➢ Влияние выбранной точки зрения на образный эмоциональный строй композиции

Презентации о художниках пейзажистах, детские работы, таблицы, учебная литература

Работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, экстерьера и т.д. для утверждения достоверности изображения) Упражнение на компоновку 1-2 предмета.

Читайте также: