Основная цель конвенции о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в доу

Обновлено: 05.07.2024

Типовое Положение о Дошкольном учреждении №666 от 12.09.2009 г.

Проект Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2001 г.)

"Санитарно - эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (2.4.1.1249 - 03 от 20 июня 2003 года)

Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" ( Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 )

Методическое письмо Министрества Образовани РФ от 24.04.95г. № 19-15/4

О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий ( Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16 )

Об подготовке детей к школе ( Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15 )

Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 54 (шестая редакция)

Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 54

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ

В ДОУ функционируют пять групп, три общеразвивающей и две группы

компенсирующей направленности, так же ДОУ осуществляет обучение детей-инвалидов на дому с 3 до 7 лет.

младшая группа – 18 детей

I дошкольная группа – 24 ребенка

II дошкольная группа – 24 ребенка

(возрастные особенности группы зависят от набора детей и могут меняться через год)

Компенсирующие группы (для детей с тяжелым нарушением речи /ТНР/):

Старшая логопедическая группа – 13 детей

Подготовительная логопедическая группа – 13 детей

Контингент детей с тяжелым нарушением речи, ТНР:

Общее недоразвитие речи (любой степени);

Дизартрия и её проявления;

Дети-инвалиды с обучением на дому

Контингент детей – инвалидов с обучением на дому, дети с 3 до 7 лет с нормой в развитии или с ТНР.

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские объеты);

- проектирование решения проблемы (проекты);

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, прослушивание сказки;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

Решение задач повышения эмоциональной активности детей предусматривает:

• использование игровых мотиваций;

• использование сюрпризных моментов;

• включение игровых и сказочных персонажей;

• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;

• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);

• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;

• групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);

• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Решение задач повышения познавательной активности детей предусматривает:

• динамические игры познавательного содержания;

• игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;

• создание проблемных ситуаций;

• использование художественного слова, музыкального сопровождения;

• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;

• сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

• обследование различных предметов;

• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;

• опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;

• знаково-символические обозначения ориентиров;

• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;

• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

• изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;

• планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;

• создание ситуаций проектирования (метод проектов);

• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).

Основными формами работы при таком подходе становятся творческая деятельность

и общение педагога и ребенка , поскольку именно в процессах сотрудничества и взаимодействия возможно наиболее эффективное освоение личностью культурных норм и образцов, самоопределение, развитие индивидуальных познавательно-творческих интересов. Разделяя идеи культурологического подхода, мы рассматриваем образовательно-воспитательный процесс как многомерное пространство развития и творчества, а жизнедеятельность ДОУ – как часть культурной среды социума.

Приоритетной стратегией развития ДОУ является художественно-эстетическое

направление, которое призвано интегрировать воспитательно-образовательные усилия педагогов, родителей с целью взаимодействия и проникновения различных видов искусства и художественной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Основными задачами художественно-эстетического развития

детей в нашем детском саду, являются:

обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;

воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Художественно-эстетическое развитие ребенка мы определяем показателями детей в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности.

Целью ДОУ является создание условий для разностороннего развития

детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Задачами ДОУ являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития.

Особенности осуществления образовательного процесса.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и

детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.

Педагоги ДОУ творчески подходят к выбору вариативных программ

и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое и интеллектуальное во взаимосвязи.

В соответствии с лицензией на образовательную деятельность ДОУ

реализует следующие образовательные программы:

Реализация образовательных программ на возрастных группах

Общеобразовательные комплексные программы дошкольного образования

Программа воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой

Первая младшая группа

Коррекционные общеобразовательные программы

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет), под редакцией Н.В.Нищевой

С 2010-2011 учебного года ДОУ работает в режиме перехода с Программы развития и

I этап (2010/11 уч.год) – первая младшая группа

II этап (2011/12 уч. год) – вторая младшая группа, логопедические группы

III этап (2012/13 уч. год) – средняя группа

IV этап (2013/14 уч.год) – старшая группа

Используем три взаимосвязанных линий развития ребенка:

Линия чувств , в которой дошкольнику обеспечивается эмоционально-

комфортное состояние в общении со взрослыми и сверстниками, а так же гармонию с предметным миром.

Линия познания – где ребенку предоставляется возможность развития

наглядно-образного мышления и воображения, через расширение круга объектов познания.

Линия творчества , осуществляется в единстве с развитием познания и

чувств, и способствует пробуждению у детей творческой активности, стимулирует воображение.

Структура учебного года в ДОУ:

1-15 сентября – адаптационный, диагностический период;

16 сентября – 22 декабря – учебный период;

23 декабря – 10 января – каникулы;

11 января – 18 мая – учебный период;

19 мая – 31 мая – диагностический период.

В дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).

Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусматривается максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности, субъектной позиции детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рассматриваются как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключается школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.

Педагогам предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом

процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

В педагогическом процессе используются фронтальная, подгрупповая,

индивидуальная формы работы с детьми. Они применяются в зависимости от возраста, уровня развития, сложности программного и дидактического материала.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание.

В современном обществе, увы, нарушение прав ребёнка встречается на каждом шагу.

В чём же причина нарушения прав ребёнка?

Сегодняшние дети – это будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от многих причин. Формирование ценностной и правовой практики для наилучшего обеспечения детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период необходимо ребёнку предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания как защитить права ребёнка. Для нашего общества существует ни день и ни год защиты детей, а время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором развития.

Ребёнок с момента рождения наделён правами. Чрезвычайно важно, чтобы маленькие граждане не оставались в неведении относительно своих прав и свобод.

Встаёт вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с правами человека?

По рекомендации ЮНЕСКО (1974г) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста, т. к. данный процесс долгосрочный. Ребёнок, приученный в дошкольном возрасте искать и находить решение проблем в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.

Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства.

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе образовотельно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях конвенции (ст. 42).

Цель работы: разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка для формирования основ правового сознания.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам других людей,

Воспитывать терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповеданий, пола, возраста.

Развивать базисные характеристики личности: самостоятельность, ответственность, самооценку, самоуважение, креативность, любознательность, инициативность, познавательная активность.

познакомить детей в соответствующей форме с основными статьями Конвенции о правах ребёнка,

познакомить и разъяснить основные нормы поведения в обществе и окружающем мире.

Организуя работу, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности, постарались организовать проблемно-поисковую деятельность.

Работа по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка включила в себя 3 этапа.

1. ЭТАП. подготовительный

Цель данного этапа:

Выявить уровень и качество знаний старших дошкольников к самому себе, сверстникам, другим людям, окружающей среде. Определить уровень сформированности правовой культуры родителей. Выяснить состояние условий для осуществления работы по данному направлению.

Таким образом, мы провели педагогическую оценку по следующим направлениям:

1. Уровень сформированности знаний о правах и свободах человека и ребёнка у старших дошкольников;

2. уровень правовой культуры родителей;

3. состояние условий для ознакомления детей и родителей с Конвенцией о правах ребёнка.

2. ЭТАП. основной

Цель данного этапа:

Разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.

Для ознакомления дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка был разработан перспективный план, включающий в себя:

1. Совместную деятельность взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности;

2. Совместную деятельность взрослого и ребенка в процессе режимных моментов;

3. Взаимодействие с семьями воспитанников;

Совместная деятельность взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности

Цикл НОД направлен на формирование знаний детьми статей Конвенции о правах ребёнка, формирование личного отношения детей к возможным ситуациям, в которых присутствует факт нарушения прав ребёнка.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в процессе режимных моментов

Взаимодействию с родителями отводилось особое место.

Где также предложены различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, это и предоставление информации родителям, игры, тренинги, беседы.

Был создан родительский центр, в котором мы предлагали родителям познакомиться со статьями юристов, педагогов, психологов связанные с защитой прав детей.

3. ЭТАП. итоговый

Цель этого этапа:

Проанализировать эффективность разработанной нами системы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.

Основным итогом нашей работы по ознакомлению дошкольников с конвенцией о правах ребёнка является развитие основ правового сознания. Разработанная нами система позволила сформировать обобщенные знания дошкольников о Конвенции, о правах ребёнка, Дети познакомились со своими правами в семье, обществе: право на семейное окружение, на приемлемый уровень жизни, достаточное питание, на медицинский уход, бесплатное образование и т. п.

Игры и упражнения, которые были подобраны нами, способствуют развитию личностных новообразований дошкольников, развитию уважения к достоинству и личностным правам, как самого ребёнка, так и других детей. Ребята стали внимательнее относиться друг к другу и взрослым. Родители стали прислушиваться к своим детям, значительно повысили свой уровень правовой культуры. Изменилось их отношение к методам семейного воспитания, которые не должны наносить вред психическому и физическому здоровью ребёнка.

О результативности свидетельствует и обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе. Причём дети свободно и удовольствием используют игры, пособия в своей деятельности.

Мы убедились в процессе работы, что в настоящее время проблема защиты прав детей актуальна в современном обществе. Статистика показывает угрожающее число семей, где присутствует факт жестокого обращения с детьми. Причина, на наш взгляд, довольно проста: не знание детьми и родителями прав и свобод детей.

Кукла в русском национальном костюме

Кукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Памятные места родного города

Памятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Данный материал содержит методическую разработку для воспитателей ДОУ, педагогов, психологов, родителей практического занятия в поучительно-игровой форме. Содержит теоретический материал, презентацию, практические упражнения для участников занятия.

ВложениеРазмер
realizaciya_konvencii_o_pravah_rebyonka_v_dou.docx 38.08 КБ
seminar_prava_rebenka_v_dou.pptx 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой из менения и в обществе.

Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. При водятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований приходится констатировать, что родители нередко исполь зуют методы физического воздействия и психологического давле ния на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применя ют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.

В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Кроме того, многие взрос лые и дети не знают Конвенции о правах ребенка, не знают со держания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Основные направления работы по

реализации прав ребенка в дошкольном

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку не обходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй воз можности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первосте пенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: со циально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы соци альных, образовательных, культурных и других детских учреж дений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жиз ни, общения в семье и в образовательном учреждении.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год — Декларация прав ребенка.

1989 год — Конвенция о правах ребенка.

1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международ ный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий соци альной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной лично стью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нор мах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнени ям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  1. защиту его от всех форм жестокого обращения,
  2. права на охрану здоровья,
  3. защиту его права на образование,
  4. права на игру,
  5. права на сохранение своей индивидуальности.

Мы предлагаем Вам короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

  1. Литературное произведение, из которого дан отрывок, и авто ра, если такой есть.
  2. Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данно му литературному произведению.

Те статьи Конвенции, о которых
мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. Как известно,
лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие-
либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литера турными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.

Статья 13 (команда зачитывает).

2 . «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

Статья 16 (зачитывают).

— Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3 . Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?

— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и счи тают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходит ся помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

5 . «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.

— Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

8 . — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!

— Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.

— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

Все вы будете теперь лучше знать права ре бенка, уважать, и защищать их,

Статья 8. Право ребенка на сохранение индивидуальности.

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Статья 16 (п.1). Ни один ребенок не может быть объектом произ вольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну.

Статья 16 (п. 2). Ни один ребенок не может быть объектом неза конного посягательства на его честь и репутацию, ребенок име ет право на тайну корреспонденции.

Статья 19. Защита ребенка от всех форм физического или психо логического насилия, оскорбления, грубого обращения или эк сплуатации.

Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен сво его семейного окружения, имеет право на особую защиту и по мощь, предоставляемые государством.

Статья 23. Неполноценный в умственном или физическом отноше нии ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способству ют его уверенности в себе.

Статья 28. Ребенок имеет право на образование.

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участво вать в играх и развлекательных мероприятиях

Статья 40. Никого нельзя наказывать без суда.

Статья 13 (команда зачитывает).

2 . «Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

Статья 16 (зачитывают).

— Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3 . Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть
на бал?

— Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и счи тают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходит ся помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые
родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком и в спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть
добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться,
его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

5 . «Только бедного утенка, который вылупился позже других и
был такой странный и непохожий на других, задевали решитель но все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры.

— Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

8 . — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя всё равно съем!

— Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещало выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.

— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем боле наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями .

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор-мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.







Оператором получено согласие субъектов персональных данных на размещение персональных данных на сайте

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Право ребенка на игру

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Читайте также: