Анализ стихотворения август пастернака кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился. Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены. Обращаясь к своим друзьям, поэт о. Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез. И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир. И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.

История создания

Композиция

Картинка к сочинению анализ стихотворения Август

Стихотворение-пробуждение

Исполненные боли и трагизма события Пастернак помещает в совершенно конкретный (даже указывает дату!) и очень необычный день — праздник Преображения Господня.


В преображении человеческой природы Спасителя христиане видят прообраз обретения людьми нового благодатного состояния после второго пришествия Христа и всеобщего воскресения. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Праздник Преображения — это праздник надежды. Надежды на то, что после земного существования мы окажемся там, где нет боли, нет чувства разлуки и обреченности, там, где мы обретем абсолютную полноту жизни.

Герой стихотворения уже получает в своем сне некий опыт ощущения продолжения жизни — через свое творчество, которое остается в земном мире после его смерти.

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение-икона

Жанр, направление, размер

Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.

Образы и символы

Далее автор по крупицам воспроизводит сон героя, в котором тот наблюдал картину своих похорон. Смерть Б. Пастернак изображает на фоне яркой осени, что контрастирует с трагическим событием. Автор выбирает раннюю осеннюю пору, так как она символизирует начало заката жизни. Наблюдая шествие к месту погребения, лирический герой вспоминает, что сегодня большой праздник – Преображение Господне. Именно поэтому природа ликует, несмотря на погребальный обряд.

Картина резко мрачнеет, когда лирический герой встречается со смертью, изображенной в традиционном облике женщины. Автор не описывает ее детально, лишь говорит о том, что смерть бросает вызов лирическому, который он готов принять без сомнений. Он прощается с мирской жизнью, понимая, что переходит в царство творца, чем объясняется его смелость. Такое видение смерти присуще православным канонам.

Произведение состоит из двенадцати четверостиший с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – четырех- и пятистопный ямб. Интонация повествования спокойная, иногда с оттенком торжественности или взволнованности.

Герой стихотворения видит во сне свои похороны. Страшный сон, где смерть в образе землемерши роет яму для нового покойника. Однако парадоксальным образом стихотворение о смерти вдруг становится пронзительным исповедальным текстом о том, что конец земного существования человека — это отнюдь не конец его жизни.

Борис Пастернак. Август.

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сражения.

Автор

Стихотворение-сон

Лирический герой просыпается от тяжелого сна, на его подушке — слезы. Он только что как наяву видел собственную смерть и похороны. Но поразительно — во сне его хоронят, однако он одновременно и мертв, и жив!

Собравшиеся на похоронах слышат стихи умершего. Его творчество, его слово осталось после него в земной жизни, оно продолжает звучать в человеческом бренном мире, служить людям и обращать их души к Красоте. Но обретает ли благодаря этому автор полноту бессмертия? Ощущает ли он радость совершенно иного бытия.

Стихотворение-пробуждение

Исполненные боли и трагизма события Пастернак помещает в совершенно конкретный (даже указывает дату!) и очень необычный день — праздник Преображения Господня.

В преображении человеческой природы Спасителя христиане видят прообраз обретения людьми нового благодатного состояния после второго пришествия Христа и всеобщего воскресения. Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Праздник Преображения — это праздник надежды. Надежды на то, что после земного существования мы окажемся там, где нет боли, нет чувства разлуки и обреченности, там, где мы обретем абсолютную полноту жизни.

Герой стихотворения уже получает в своем сне некий опыт ощущения продолжения жизни — через свое творчество, которое остается в земном мире после его смерти.

Интересно сравнить со строфой из "Гефсиманского сада", где Сам Спаситель прощается с чудотворством, чтобы умерев, воскреснуть:

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как мы.

Стихотворение-икона

Преображение снова и снова

В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся, его подушка оказалось влажной и решает вспомнить сон, в котором он плакал. Жизнь самого поэта была сложной, поэтому это произведение накануне завершения его жизни было написано уже без прежних страхов. Его будят лучи солнца, которые постепенно заполняют его комнату, не пропуская ни одного уголка. Солнечный луч заглядывает даже за книжную полку и наполняет все светом и теплом. Рассвет озаряет леса рядом с поселком и не забывает коснуться и домов.

В этом сне Пастернак видит своих друзей, которые идут к нему навстречу. Стихотворение было написано после инфаркта писателя, где он со всем и всеми прощается. Перед православным праздником в августе ему снится, что он умер и видит всех своих близких которые пришли с ним попрощаться. Он встречает смерть, которая готовится выкопать ему могилу.

Стихотворение было написано в те годы, когда к религии относились не очень хорошо. Писатель был евреем и от него все отвернулись, потому что в детстве его няня настояла, чтоб его окрестили в православной церкви. Материальные ценности были не так важны для поэта и в этом стихотворении видно, что он прощается с природой. Пастернак очень красиво отзывается о природе и ее красках. Такой великий праздник как Преображение Господне, которое он описывал в этом стихотворении, могло вызвать большой резонанс, и он снова был бы гоним государством. Но Пастернак не побоялся его выпустить, ведь в душе понимал, что дни его уже сочтены.

Писатель описывает завершение своей творческой работы и своей жизни.

Популярные темы анализов

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

Смысл произведения

Пастернак понимает, что единство с природой позволяет добиться умиротворения, настроиться на радостные мысли, придающие сил.

Бесспорно, кому-то нравится весна за ее нежность и раскидистые сады, иные же чувствуют себя безукоризненно осенью, наблюдая за золотыми листопадами.


Но есть особенность, которую можно проследить лишь в летние месяцы. Это символ нового начала, благотворности и надежды.

Нужно уметь замечать неповторимость природных воплощений, благодарить их за ощущение спокойствия и благоденствия. Эта способность является залогом везения. Способный замечать прекрасное сможет его создавать.

Образы и символика

Летний месяц является главным героем произведения. Творец активно использует олицетворения, намереваясь придать характеристику человека обычному явлению. В этом заключается специфика применяемых в творении образов. Создается совершенно новый стихотворный стиль.

Композиционные моменты

Стихотворение состоит из семи строф-четверостиший и разделено на две части. Первая вызывает у читателя заинтригованность. Ее можно интерпретировать, как интересную загадку. Чтобы найти на нее ответ, нужно понять, что делает сказать автор, и выяснить его намерения.

Литератор намекает на присутствие чего-то потустороннего и мистического, заставляет задуматься над тем, кто же учиняет беспорядки в летнем доме. Это призрак, неупокоенная душа или коварный двойник? Прилагательные, местоимения и изображения предметов отсутствуют, литератор отдает предпочтение глаголам, делая образ динамичным и непосредственным.

Трудно провести анализ, не обратив внимания на композицию. Невозможно разделить произведение на какие-либо смысловые категории. Каждая строфа делает тайное явным, позволяет прочувствовать новое. Наблюдается четкая последовательность описаний.

Средства выразительности

Стилистика, направленность и размер

Жанровая направленность произведения — элегия. Автор скучает по непоседливому летнему месяцу и нежно обращается к нему. Используются перекрестная рифма и нестандартный стихотворный размер — четырехстопный ямб. Неточные и необычные рифмовки позволяют почувствовать лёгкость и независимость, истинную безмятежность. Творение звучит, словно прекрасная песня, основная роль которой, сделать чтение более певучим.

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

Последний период творчества поэта

Роль этого события в судьбе поэта сложно переоценить. Жизнь за городом позволяла более тесно общаться с природой, растениями и птицами, наблюдать за сменой времён года, за настроениями и состояниями погоды, а также работать, творить, передавать свои ощущения и размышления в новых стихотворениях. Большая часть произведений позднего периода творчества Пастернака — лирические зарисовки предметов простой дачной жизни, талантливо выполненные рукой мастера поэтического слова, который многие годы работал над совершенствованием собственного стиля.

Пастернак не зря увлекался в молодые годы музыкой и живописью — его поэзия зрелых лет представляет собой интересный синтез этих искусств, они невероятно красочны и мелодичны.

Продолжая традиции предыдущего века русской поэзии, он добавил к стройности и музыкальности поэтического языка Тютчева и Фета реалистичность, живость, душевность, местами самоиронию и редкую глубину чувственных переживаний.

Стихотворение август пастернака

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.

Читайте также: