Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель и принципы воспитания. Коллектив ученых считает, что целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:

1) идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетаю­щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и фи­зическое совершенство);

2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Опираясь на реальные цели воспитания, необходимо опре­делить актуальные задачи воспитательной деятельности. Ис­ходя из того, что результатом воспитания является соци­альное развитие человека, предполагающее позитивные из­менения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач. Первая группа связана с формированием у ребенка гуманистичес­кого мировоззрения, вторая — с развитием потребностей и мотивов нравственного поведения, а третья — с созданием условий для реализации этих мотивов и стимулированием нравственных поступков детей.

Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания, определены условия их реализации и даже на­званы правила осуществления практической педагогичес­кой деятельности в соответствии с этими принципами.

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания тре­бует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе Человеческих отношений, главной нормой которых являет­ся гуманность. Этот принцип требует уважительного отно­шения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, соци­альном и психическом здоровье ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

— добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

— доверие к ребенку в выборе средств достижения достав­ленной цели, основанное на вере в возможность каждого ре­бенка и его собственной вере в достижение поставленных задач;

— оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

— предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

— учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

— формирование у детей готовности к социальной само­защите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах:

— необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

— в общении с ребенком должно доминировать уважи­тельное отношение к нему;

— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

— педагог должен защищать интересы ребенка и помо­гать ему в решении его актуальных проблем;

— поэтапно решая воспитательные задачи, педагог дол­жен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

— защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

— в классе, школе, группе и других объединениях уча­щихся педагоги должны формировать гуманистические отно­шения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнооб­разных социальных задач.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

— взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

— координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

— обеспечение комплекса социально-педагогической по­мощи детям;

— ориентация педагогического процесса на реальные воз­можности социума;

— учет разнообразных факторов окружающей социаль­ной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

— коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массо­вых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип от­ражается в следующих правилах:

— воспитательный процесс строится с учетом реалий со­циальных отношений, особенностей экономики, полити­ки, духовности общества;

— школа не должна замыкать воспитание ребенка сво­ими стенами, необходимо широко учитывать и использо­вать реальные факторы социума;

— педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

— необходимо обеспечить взаимодействие всех участни­ков воспитательного процесса.

3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся предпо­лагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, со­ответствующих его индивидуальным особенностям, включе­ние ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможнос­ти каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации яв­ляются:

— мониторинг изменений индивидуальных качеств ре­бенка;

— определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

— выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

— учет индивидуальных качеств ребенка, его сущност­ных сфер при выборе воспитательных средств, направлен­ных на его развитие;

— предоставление возможности учащимся самостоятель­ного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

— работа, проводимая с группой учеников, должна ори­ентироваться на развитие каждого из них;

— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

— осуществляя выбор воспитательного средства, необхо­димо пользоваться информацией только об индивидуаль­ных качествах;

— на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

— совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного от­слеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.

4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют во­левого усилия для преодоления негативного воздействия со­циума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивое, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

— включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

— диагностирование волевой готовности к системе соци­альных отношений;

— стимулирование самопознания детей, определения сво­ей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

— оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — за­лог успешной жизни в дальнейшем;

— Не только радость, но и страдания, переживания вос­питывают человека;

— волевых усилий для преодоления трудностей у челове­ка не будет завтра, если их нет сегодня;

— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но чело­веку надо быть готовым к их преодолению.

5. Принцип создания воспитывающей среды требует созда­ния в учебном заведении таких отношений, которые бы фор­мировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплоче­нии этого коллектива. В каждом классе, в каждом объедине­нии должно формироваться организационное и психологичес­кое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную от­ветственность участников педагогического процесса, сопере­живание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать труд­ности. Этот принцип также означает, что в школе и социаль­ном окружении доминируют творческие начала при организацииной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

— выделение доминирующей цели коллектива, объеди­няющей педагогов и учащихся;

— определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

— развитие детского самоуправления, инициативы и са­мостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

— формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

— неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

Этот принцип отражается в ряде правил организации пе­дагогической деятельности:

— школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

— педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;

— общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;

— необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

— каждый в коллективе должен быть творцом отноше­ний и новых дел;

— равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Содержание воспитательного процесса. Становление лич­ности человека предполагает усвоение системы гуманисти­ческих ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-прак­тической, экзистенциальной.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуман­ность, солидарность, любовь, представления о долге, спра­ведливости, скромности, самокритичности, честности, от­ветственности за себя). В ценностно-смысловых образованьях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им, регулируется и органи­зуется поведение и деятельность личности.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или от­клонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доб­роту. Объяснение этому положению дали психологи: тот пред­мет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в са­мостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет пло­хо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь ме­ханизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-воле­вые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нрав­ственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требо­вательность к себе есть особые качества личности, возника­ющие на волевой основе.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, реф­лексию и др.

В предметно-практической сфере следует развивать спо­собность совершать нравственные поступки, честное и доб­росовестное отношение к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение со­временников с точки зрения моральных норм.

В экзистенциальной сфере требуется формировать созна­тельное отношение к своим действиям, стремление к нрав­ственному самосовершенствованию, любовь к себе и дру­гим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отно­шения с другими людьми. Она характеризуется умением че­ловека управлять своими отношениями. Позиции и ориента­ции, посредством которых индивид вступает в отношения с Миром, определяют суть его экзистенциальной сферы.

Аннотация. Авторы выдвинули идею о том, что школа находится в социальном пространстве, которое является ключевым звеном социализации учащегося. Провели анализ социально-культурного фона МОБУ СОШ № 21 г. Якутска. Определили концептуальные принципы для разработки концепции воспитания в школе.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования много внимания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы, программному обеспечению воспитательного процесса. Стандарты устанавливают требования к результатам воспитания и их оценке.

В настоящее время сформулированы общие положения о воспитательной системе образовательного учреждения, ее структуре, закономерностях развития, даны характеристики разных типов воспитательных систем. Созданы теории воспитательных систем В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. Управление воспитательными системами образовательного учреждения нашло отражение в исследованиях В.С. Лазарева, А.В. Мудрика, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Г.И. Шибановой и др.

Основными действиями (функциями управлении) в современном менеджменте принято считать планирование, организацию, мотивацию и контроль [3]. Поэтому для оценки качества управления воспитательным процессом предлагается использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. От того, насколько успешно реализуются эти функции, зависит качество управления.

Социально-культурное окружение благоприятно сказывается в организации внеклассной и внешкольной работы, ориентирует воспитательный потенциал данных учреждений на воспитательную систему школы.

В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществлялось через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

На основании данной концепции были определены следующие цели и задачи:

Цели. Воспитание и развитие компетентной, физически, духовно и нравственно здоровой личности, способной к самореализации в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

  1. Создание условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
  2. Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств.
  3. Усилить профилактическую работу в борьбе с вредными привычками, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности учащихся.
  4. Совершенствование методического мастерства классных руководителей, овладение диагностикой как средством для улучшения учебно-воспитательной работы, как инструментом, обеспечивающим обратную связь.

На основе проведенной диагностики по организации воспитательного процесса был выделен ряд принципов воспитательной деятельности:

Все принципы имеют всеобщее значение, действуют в условиях образовательного учреждения, как в учебном, так и воспитательном процессах.

2. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. / М: Сентябрь 1997 - 112 с

4. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 119-132.

5. Панина С.В., Макаренко Т.А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся // Учебник и практикум / Москва, 2014. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп)

6. Панина С.В. Социальное партнёрство родителей и школы в профессиональной ориентации учащихся // Социосфера. 2012. № 4. С. 89-91

7. Макаренко Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. Ответственные за выпуск: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.И. Захарова. 2014. С. 514-518.

В начале 1990-х годов был разработан ряд концепций под руководством М.И. Рожкова, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи, все концепции были объединены общей идеей развития субъективности ребенка в его социальном развитии.

Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания, определены условия их реализации и даже названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этим и принципами.

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных: задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости рефлексивной позиции.

5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека.

Изменения социально-экономических условий требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе.

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки к ее участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (Википедия)

Воспитание (в образовательном смысле) – специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающий в себя честность, справедливость и человечность. (Т.И. Шамова, П.И.Третолков, Н.П.Капустин из взглядов К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина)

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальную направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образования, наряду с отражением уровня науки, необходима востребованность данных знаний в будущем. Содержание образования должно формировать у учащихся мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.

На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.

На уроках мы используем различные приемы и методы для развития и воспитания учащихся, некоторые из них представлены в таблице.

- формирование культуры труда, культуры трудовых отношений;

- воспитание потребности трудиться;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие.

- воспитание потребности в самообразовании, саморазвитии, самореализации;

- формирование компьютерной грамотности;

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки и поведение, свое саморазвитие;

- воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости;

- развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Работа со словарями, справочными пособиями, нормативными документами

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование и развитие навыков учебного труда и учебно-исследовательской деятельности;

- формирование речевой культуры, воспитание уважительного отношения к родному языку;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Поиск ошибок, допущенных преподавателем или учащимся

- развитие познавательных интересов и потребности в знаниях,, расширение общего кругозора, побуждение к самообразованию;

- формирование готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы;

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- формирование самостоятельности мышления, стремление к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

  1. Проведение зачетов, уроков- семинаров, уроков-лекций

- воспитание потребности трудиться;

- развитие целостного системного мышления, способности к осмыслению жизненных явлений;

- воспитание интереса и бережного отношения к народной культуре, народным традициям, формирование опыта их сохранения.

- воспитание качеств бережливости, практичности, предприимчивости.

- формирование коммуникативной культуры личности, организация опыта сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки;

- воспитание культуры межличностных отношений в разных сферах жизнедеятельности.

- оказание помощи в самопознании, определении своего личностно-индивидуального потенциала, позволяющего реализовать себя в сфере занятости.

Наряду с этими приемами, мы постоянно говорим о толерантном отношении друг к другу, о бережливости предметов и вещей, об аккуратности и правильности ведения тетрадей, о правильности поведения в учебном заведении, об аккуратности и чистоте внешнего вида учащихся и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож.


Патриотическое духовно-нравственное воспитание, как условие социализации личности


Духовно-нравственное воспитание как условие социализации личности.
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры.

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор.


На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре.


На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре.

Читайте также: