Что такое правые в истории франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деление на правых и левых было действительно порождено Историей. Начало ему положила Французская революция. Размежевание на правых и левых впервые произошло летом 1789 г. Можно даже уточнить дату: это было в пятницу, 28 августа 1789 г. Именно в тот день Учредительное собрание, занимавшееся разработкой новых институтов, которые означали бы переход от абсолютной монархии к конституционной, разделилось на две части по вопросу о том, какие полномочия следует дать королю. Прежде всего, речь шла о будущем праве вето. Именно тогда сторонники наделения монарха более широкими полномочиями сгруппировались на правой стороне зала заседаний, а те, кто враждебно относился к этому, собрались слева. Таким образом, на смену трехсословному обществу Старого порядка и соответствовавшему ему протоколу, применявшемуся еще совсем недавно, во время открытия Генеральных Штатов, пришла биполярная структура, сложившаяся в рамках зарождающегося парламентаризма.

Рассмотрение вещей в исторической перспективе тем более необходимо, что сложившийся на пороге XX в. пейзаж долго сохранял свой облик, по крайней мере, в общих чертах. Если до того противостояние правых и левых определялось преимущественно вопросом о том, какой политический строй следует установить во Франции, то теперь главным фактором размежевания стали разногласия по проблемам экономическим и социальным. В центре политических дебатов оказались вопросы о роли государства в сфере отношений собственности, о механизме налогообложения и возможного перераспределения доходов, а также проблемы социального неравенства и экономической эксплуатации.

По словам профессора европейской и американской истории интеллектуальной и культурной деятельности Университета Пенсильвании Софии Розенфельд, сегодня эти термины, скорее, метафоры, но изначально они были буквальными описаниями политических направлений тех или иных партий.

История стартовала во Франции летом 1789 года, рассказывает почетный профессор французской истории в Гарвардском университете Патрис Хигоннет. Когда Французская революция набрала обороты, разъяренная толпа штурмовала Бастилию, Национальное собрание пыталось привести в порядок сложившуюся ситуацию, и главной целью было создание новой конституции.

По словам профессора ранней современной истории Франции в Принстонском университете Дэвида А. Белла, одним из камней преткновения, стоявшим перед разношерстными членами ассамблеи, был вопрос, сколько власти оставить королю. Будет ли у него право на абсолютное вето? В ходе дебатов сторонники предоставления королю этого права сидели справа от председателя собрания, а противники – слева. Другими словами, консерваторы и блюстители традиций оказались по правую руку, а страждущие кардинальных перемен и большей свободы – по левую.

Как объясняет София Розенфельд из Университета Пенсильвании, сегодня применение терминов стало ситуативным, это просто политические инструменты, которые видоизменяются в зависимости от контекста и реалий.

В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за естественное (за исключением радикальных правых) неравенство и придерживаются принципов капитализма.

Иное понимание: правая идеология — идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определенной властвующей группы внутри господствующего класса. Левая же идеология — идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти. [1]

Содержание

История

До середины XIX века либералы, выступавшие как за политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но затем, с развитием социалистических идей, левыми стали называть прежде всего их сторонников, стремившихся к социальному равенству. Правые же партии выражали интересы монархистов, легитимистов, крупного землевладения и клерикалов.

    (сторонники прагматизма, иерархичности, организованности и превосходства государства над личностью); (сторонники индивидуализма, равенства и толерантности);
  • либертарианцы (сторонники минимального вмешательства государства в жизнь общества); (сторонники жёсткого контроля государства за жизнью общества и сторонники участия государства в перераспределении доходов от богатых к бедным).

Правые партии в мире

Белоруссия

Бельгия

Болгария

Великобритания

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Израиль

Испания

Италия

Латвия

Литва

Нидерланды

Норвегия

Польша

Россия



Румыния

Сербия

Словакия

США

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швеция

Эстония

См. также

Примечания

  1. ↑ М. Н. АФАНАСЬЕВ. Типология идей. Правая идея. // ОНС. — 2011. — № 4
  2. ↑Е. Филиппова Правые и левые. Близнецы, но не братья
  3. ↑David F. Nolan — Libertarian
  4. ↑James W. Harris. Frequently Asked Questions ABOUT The World’s Smallest Political Quiz

Ссылки

Ультралевые | Левые | Умеренно левые | Левоцентризм | Центризм | Правоцентризм | Умеренно правые | Правые | Ультраправые

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правые (политика)" в других словарях:

Правые — В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым, в частности ставящие экономические, национальные или религиозные цели выше… … Википедия

Политика Аргентины — Как и большинство стран латиноамериканского региона, Аргентина президентская республика. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. В … Википедия

Левые (политика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Левые. В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее… … Википедия

Левый (политика) — В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал… … Википедия

Внутренняя политика Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика Портал:Политика Украина … Википедия

Внутренняя политика Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

НОВЫЕ ПРАВЫЕ — (new right) Теоретики, подчеркивающие благоприятное воздействие свободного рынка на экономические и политические свободы. Главные принципы философии новых правых содержатся в работах Гайека (Hayek) и американского экономиста Милтона Фридмэна.… … Политология. Словарь.

Экономическая политика — (Economic policy) Определение экономической политики, история экономической политики Информация об определении экономической политики, история экономической политики Содержание Содержание История экономической Новая экономическая политика НЭП в… … Энциклопедия инвестора



Кур Ж.Д. Мирабо и Дрё-Брезе. 23 июня 1789 г.

Французский ежегодник 2003. М., 2003.

Тема деления участников политической жизни на правых и левых относится к сфере ведения разных дисциплин, в том числе истории. Именно история позволяет рассматривать проблему в рамках хронологического периода длительной протяженности. Вместе с тем, историк умеет работать и с материалом совсем недавнего прошлого; никакого противоречия тут нет, ведь в своей практике ему приходится иметь дело отнюдь не только с прахом давно минувшего. Иначе говоря, можно и нужно изучать политические явления – в данном случае речь идет о делении на правых и левых – в разных временных измерениях, и подобный подход позволяет расширить возможности политической истории.

Тем не менее, как бы мы ни подходили к истории взаимоотношений правых и левых, она не является легкой для изучения. Здесь имеют место определенные методологические трудности, и основная задача этого эссе как раз и состоит в том, чтобы их вкратце обрисовать. Кроме того, я постараюсь показать, что если в XVIII в., действительно, были заложены основы великого раскола, то в конце следующего столетия этот раскол углубился с изменением обстоятельств, анализ которых позволяет прояснить особенности противостояния правых и левых в ХХ в. И, наконец, я затрону вопрос о том, какую роль в данной сфере сыграли события конца прошлого века.

Разные измерения времени

Эта простая констатация указывает, кроме всего прочего, на главное: правая и левая части спектра наделены способностью к развитию. Они рождаются, укореняются или гибнут, сохраняются или угасают. И этот процесс определяется, конечно же, историческими обстоятельствами, зависит от того, что является главным для конкретного периода. Все, что касается правых, левых и отношений между ними, нужно рассматривать в двух аспектах различной временной протяженности. С одной стороны, – в рамках событийной истории короткого времени, о чем у нас пойдет речь ниже. Так анализируется, в основном, последовательное возникновение политических традиций. С другой стороны, – хотя об этом здесь будет говориться меньше – если ставится цель разобраться в том, как укоренялись зародившиеся традиции, то изучать правых и левых следует уже в контексте истории политических культур, имеющей среднюю временную протяженность.

Деление на правых и левых было действительно порождено Историей[1]. Начало ему положила Французская революция. Размежевание на правых и левых впервые произошло летом 1789 г. Можно даже уточнить дату: это было в пятницу, 28 августа 1789 г. Именно в тот день Учредительное собрание, занимавшееся разработкой новых институтов, которые означали бы переход от абсолютной монархии к конституционной, разделилось на две части по вопросу о том, какие полномочия следует дать королю. Прежде всего, речь шла о будущем праве вето. Именно тогда сторонники наделения монарха более широкими полномочиями сгруппировались на правой стороне зала заседаний, а те, кто враждебно относился к этому, собрались слева. Таким образом, на смену трехсословному обществу Старого порядка и соответствовавшему ему протоколу, применявшемуся еще совсем недавно, во время открытия Генеральных Штатов, пришла биполярная структура, сложившаяся в рамках зарождающегося парламентаризма.

Рассмотрение вещей в исторической перспективе тем более необходимо, что сложившийся на пороге XX в. пейзаж долго сохранял свой облик, по крайней мере, в общих чертах. Если до того противостояние правых и левых определялось преимущественно вопросом о том, какой политический строй следует установить во Франции, то теперь главным фактором размежевания стали разногласия по проблемам экономическим и социальным. В центре политических дебатов оказались вопросы о роли государства в сфере отношений собственности, о механизме налогообложения и возможного перераспределения доходов, а также проблемы социального неравенства и экономической эксплуатации.

Левые и правые конца ХХ века

Итак, мы согласились с тем, что некоторые периоды французской истории порождали новые политические традиции или приводили к их изменению. Можно ли говорить о том, что нечто подобное имело место и во взаимоотношениях правых и левых в недавнем прошлом? Иными словами, обрела ли борьба между правыми и левыми в конце XX в., как и на исходе двух предыдущих веков, новое содержание?

Отсюда непосредственно следует и другой вопрос: представляет ли собой голлизм совершенно новое направление правых, порожденное Историей во время Второй мировой войны, или это всего лишь новое проявление того, что уже существовало ранее? Однако здесь мы данный аспект рассматривать не будем, обратимся к иному: ознаменовались ли последние три десятилетия ХХ в.[5] появлением нового содержания в противостоянии правых и левых, как это происходило на исходе двух предыдущих веков?

Теперь – и с этим согласны все социологи – общие ценности, объединявшие и цементировавшие национальное сообщество, оказались дважды поставлены под сомнение. С одной стороны, эти размываемые ценности в значительной своей части составляют основы республиканской культуры. Речь здесь идет не о том, чтобы констатировать пагубность или благотворность подобной эрозии, а о том, чтобы понять, как глубоко она поразила всю систему. Тем более что, с другой стороны, в те же 1960-е годы общество столкнулось и с другим сдвигом: стремление к сглаживанию различий, обеспечивавшее республиканское единство, частично стало уступать место осознанию неизбежности этнических, культурных и прочих различий и требованиям реализации прав на этой основе.

Перед лицом такой двойной эволюции левые оказались в более трудном положении, чем правые. Дело в том, что присущая левым роль критика установленного порядка заставляла, хотя бы частично, поддерживать протест против него, порождаемый происходящими изменениями. Т.е. левым приходилось поддерживать эволюцию, подрывавшую республиканскую политическую культуру, носителем и хранителем которой они, или, по крайней мере, их часть, были задолго до того, как эта культура стала общим достоянием правых и левых.

* Жан-Франсуа Сиринелли – профессор Института политических исследований (Париж), директор Центра истории Европы ХХ в.

[2] См.: Agulhon M. Marianne au pouvoir. L'imagerie et la symbolique républicaines de 1880 à 1914. P., 1989. P. 339.

[3] Le modèle républicain / Sous dir. S. Berstein et O. Rudelle. P., 1992.

* В 1959 г. западногерманские социал-демократы на съезде в Бад-Годесберге официально отказались от марксистской идеологии. – Примеч. пер.

Читайте также: