Экологические проблемы школьный проект

Обновлено: 02.07.2024

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. Источники загрязнения окружающей среды разные:

  • Воду загрязняют химические вещества, которые попадают в нее из-за разлива нефти, из-за наводнений.
  • На берегах рек, в местах отдыха людей остаётся много бытового мусора, который также попадает в воду.
  • Загрязнение воды убивает большое количество птиц, рыб, животных, а в некоторых случаях убивает всё живое.
  • Вырубка лесов, пожары, мусор, который оставляют люди во время походов в лес, - все это приводит к загрязнению воздуха, распространению инфекций.
  • Дым из труб котельных, предприятий, машин также приводит к загрязнению воздуха.

А в результате всего этого происходит ухудшение экологической ситуации, что оказывает губительное действие на здоровье людей. Дети и взрослые г.Томмота (Республике Саха-Якутия) часто не осознают или не хотят осознавать всех последствий загрязнения окружающей среды, живут сегодняшним днём и не задумываются о своём будущем.

Цель проекта: привлечь внимание школьников к экологическим проблемам родного города.

Задачи:

  1. Выявить экологические проблемы родного города Томмота
  2. Рассмотреть причины возникновения этих проблем.
  3. Изучить мнение учеников школы об экологической обстановке в городе.
  4. Определить пути решения выявленных проблем.

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ГОРОДА.

Томмот – небольшой населённый пункт с численностью чуть больше 8000 человек. Здесь нет ни промышленных объектов, ни металлургических предприятий, зато здесь есть люди, которые не соблюдают
чистоту и порядок, ведут себя безобразно по отношению к тому, что их окружает.

Проблема номер один – это красивый берег реки Алдан, изменённый до неузнаваемости. Я помню, как мы во время субботника убирали берег реки. Сколько мешков мусора тогда собрали, сколько бутылок, банок, просто битого стекла!

Вторая проблема – горы мусора, которые не вывозят по несколько недель. Мусор всё время растаскивают птицы, бездомные животные, разносит ветер.

Переполненные мусорные баки – это тысячи болезнетворных микроорганизмов, которые пагубно влияют на здоровье людей, вызывая инфекционные заболевания.

Большинство людей не видит в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что мусор вернётся к каждому из них в виде болезней, плохого здоровья.

Решить проблему просто: ответственным лицам и организациям следует лишь внимательно следить за вывозом мусора.

Третья проблема – разрушенные и сгоревшие здания. Зимой они хоть как-то прикрыты снегом, но в весной и летом смотреть на них больно и страшно. В них кучи мусора, который гниет, битое стекло. Часто можно видеть, как там собираются группы детей. А ведь это опасно для здоровья.

Решить эту проблему тоже можно: снести эти здания, очистить территорию, построить там что-то новое, посадить деревья.

Четвертая проблема: состояние леса вокруг Томмота. А ведь лес – это дом для растений и животных. Чем больше вокруг нас деревьев, тем чище воздух, которым мы дышим. В настоящее время, прогуливаясь по лесу, можно увидеть много мусора: полиэтиленовые пакеты, консервные банки. В таком лесу разводится много вредных насекомых.

Часто леса горят по вине человека. Костры, а также осколки стекла приводят к лесным пожарам. Необдуманная вырубка лесов приводит к их исчезновению.

Удовенко Лидия Ивановна

Изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов.

ВложениеРазмер
ekologicheskie_problemy_.pptx 904.34 КБ
proekt_ekologicheskie_problemy.docx 397.38 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЦЕЛЬ: изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов. ЗАДАЧИ: Изучить информационные источники о бытовом мусоре. Провести наблюдение за состоянием улиц, города, домов, школьной территории и пригородной зоны. Довести до учащихся 1-4 классов информацию о загрязнении территории города бытовым мусором, пропагандировать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Разработать правила соблюдения чистоты.

Этапы работы Этап I : Выбор темы; Определение целей и задач. Этап II : Проведение социального опроса; Поиск информации с использованием различных ресурсов. Этап III : Создание проекта; Подготовка его публичного представления. Этап IV : Защита проекта.

Социальный опрос Места наиболее замусоренные: улицы – 37% дворы жилых дворов – 30% торговые центры – 12% школьные территории – 1% зоны отдыха – 20% Кто больше всего мусорит? Ученики младших классов – 10% Подростки – 51% Молодежь – 24% Взрослые - 15% Что бы вы выбросили на улице? Пустую картонную коробку – 7% Пустую банку или бутылку – 7% Обертку от конфеты – 25% Бумажный стаканчик – 8% Шкурку от банана, апельсина - 13% Вообще ничего – 40%

Наука гарбология Гарбология – наука изучающая мусор и его переработку. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Их общей проблемой является защита окружающей среды от воздействия человеческого фактора. В Белоярском, как и во многих других городах, создан комитет охраны окружающей среды района. Начальником комитета несколько лет руководил Каранин Павел Иосифович.

Что такое бытовой мусор? Бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Из чего состоит бытовой мусор: бумажные изделия; пластиковые и стеклянные бутылки; полиэтиленовые пакеты; сломанные и изношенные вещи; пищевые отходы и др.

Состояние проблемы глазами младших школьников МОСШ№1. Мусором завалены обочины автомобильных и железных дорог. Его мы встречаем в лесу и на лугу. Особую проблему начинает приобретать загрязнение мусором территорий вокруг дачных участков. Мы выяснили, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором в месяц. Один пакет весит около 2 кг, значит, за один месяц семья выбросит около 30 кг мусора, а за год - 360 кг мусора.

Пути решения проблемы 1. Создание мусороперерабатывающих заводов; 2. В каждом городе должны появится разноцветные контейнеры для мусора; 3. Бережное отношение человека к природе.

Экологическая культура белоярского района Утилизация: На первоначальном этапе весь мусор с городских площадок свозится в пресскомплекс . Здесь мусор прессуют и пакетируют. Потом вывозят на полигон для захоронения. Трудности: Отсутствие дорог постоянного действия и удаленность от крупных промышленных центров. Пути решения проблем: Строятся беседки для культурного посещения лесных угодий, устанавливаются мусорные баки и наглядная агитация. Экологи Белоярского района требуют увеличения размеров штрафов за свалку мусора в неотведенных для этого местах и организовывают группы людей для уборки мусора.

Правила соблюдения чистоты Быть настоящим хозяином дома, улицы, города; Не разбрасывать мусор; Выбрасывать мусор в урны, контейнеры; Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим.

Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Экологическая культура младших школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ученица 4-а класса

Научный руководитель проекта:

Удовенко Лидия Ивановна

МОУО средняя (полная) школа №1

Учитель начальных классов

Что такое бытовой мусор? . 4

Состояние проблемы глазами младших школьников. …………………….…5

Список литературы. 11

Экология – это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. Это наука об условиях жизни растений и животных, об их отношениях между собой, о воздействии человека на природу. Основная задача экологии – выяснить, как можно уменьшить вред, наносимый человеком природе, и сохранить её для нас с вами и для будущих поколений.

В мире есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Все мы – соседи по планете. Не ломать деревья, не распугивать птиц и других животных, не мусорить, ухаживать за растениями и животными - вот то немногое, что может сделать каждый из нас для сохранения природы. Чтобы в нашем доме всегда было чисто и красиво, мы должны дружить и помогать друг другу наводить порядок . А какой самый главный враг чистоты? Конечно же, мусор.

Экологи всей планеты бьют тревогу: человечество погрязло в отходах, и с каждым годом проблема их безопасной ликвидации становится все острее. Каждый год объем бытового мусора в нашей стране увеличивается на 5-10 процентов.

Реки. Озёра. Тайга. Девственные леса, куда не ступала нога человеческая. Территория таких вот мест с каждым годом сокращается. Там, где нога человеческая всё-таки ступила, она оставила не просто следы, а огромные пятна. По словам экологов, сегодня в нашем Белоярском районе захламлены даже места, до которых можно добраться только вплавь или на буранах.

Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из них на участок в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.

Цель: изучить экологическое состояние города Белоярского и разработать правила поведения для учащихся 1-4 классов

  1. Изучить информационные источники о бытовом мусоре.
  2. Провести наблюдение за состоянием улиц, города, домов, школьной территории и пригородной зоны.
  3. Довести до учащихся 1-4 классов информацию о загрязнении территории города бытовым мусором, пропагандировать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.
  4. Разработать правила соблюдения чистоты.

Что такое бытовой мусор?

Проблема мусора была вечной. Чтобы это понять, достаточно выйти за пределы чистого города. Буквально весь пригород захламлён - от подъездных дорог до территорий дачных участков (рис.1). В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают, а нерадивые жители могут выкинуть пакет с мусором под ближайший куст или угол дома. Всё это годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу и подземные воды. Очень много мусора вывозится с промышленных предприятий, строек, магазинов и т.д. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель, ржавые автомобили.

Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Эта наука строится на основе экологии. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Их общей проблемой является защита окружающей среды от воздействия человеческого фактора. В Белоярском, как и в других городах, создан комитет охраны окружающей среды района. Начальником комитета уже несколько лет руководит Каранин Павел Иосифович.

Итак, бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д.

А из чего состоит бытовой мусор:

  • бумажные изделия;
  • пластиковые и стеклянные бутылки;
  • полиэтиленовые пакеты;
  • сломанные и изношенные вещи;
  • пищевые отходы и др.

Состояние проблемы глазами младших школьников МОСШ№1.

Мусором завалены обочины автомобильных и железных дорог (рис.2). Его мы встречаем в лесу и на лугу. Особую проблему начинает приобретать загрязнение мусором территорий вокруг дачных участков. Современные дачные поселки, как правило, не располагают специализированными службами по уборке мусора, и поэтому территории вокруг них превращаются в самые настоящие свалки. Мы выяснили, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором. Один пакет весит около 2 кг, значит, за один месяц семья выбросит около 50 кг мусора, а за год - 600 кг мусора.

Почему мы мусорим? У некоторых людей это происходит инстинктивно. Многие думают, что бумага – значит можно бросить на улице. Она не полиэтилен, значит, способна разложиться, но это не причина и не отговорка. Есть нормы и правила, которые помогают человеку соблюдать порядок и структуру, которая нужна в первую очередь им же.

С другой стороны, многое зависит от воспитания человека. Он может спокойно донести обертку от мороженого у себя в сумке до урны, если урны не оказалось поблизости. Идя по тротуару чистому и ухоженному, среди потока прохожих, любой человек вряд ли способен бросить мусор специально, во всяком случае, это будет невоспитанно и некультурно.

Изучив состояние окружающей среды, в своём микрорайоне и по пути следования в школу я подумала, хорошо бы узнать о состоянии улиц, домов, дворов в других микрорайонах. Это могло бы дополнить информацию и посмотреть на проблему более широко. Мне стало интересно, откуда берется мусор и как он влияет на экологию страны и моего города в частности. В результате социального опроса выяснилось:

Места наиболее замусоренные:

  • улицы – 37%
  • дворы жилых дворов – 30%
  • торговые центры – 12%
  • школьные территории – 1%
  • зоны отдыха – 20%

Кто больше всего мусорит?

  • Ученики младших классов – 10%
  • Подростки – 51%
  • Молодежь – 24%
  • Взрослые - 15%

Что бы вы выбросили на улице?

  • Пустую картонную коробку – 7%
  • Пустую банку или бутылку – 7%
  • Обертку от конфеты – 25%
  • Бумажный стаканчик – 8%
  • Шкурку от банана, апельсина - 13%
  • Вообще ничего – 40%

Итак, наиболее загрязненными местами признаны улицы, скверы и торговые центры. При этом большинство опрошенных считают, что больше всего мусорят старшеклассники и молодежь.

Знаете ли Вы, что подвергаются разложению:

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет;

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 - 5 лет;

Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Апельсиновая или банановая кожура - 2 - 5 недель.

Пути решения проблемы.

Человек осознал опасность загрязнения окружающей среды. И конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду и почву. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет и не может быть в принципе.

С чего же начать? Во-первых, мусор должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе. Число мусороперерабатывающих заводов в России пока можно пересчитать по пальцам (рис.3). Следовательно, мусор должен попасть на специально оборудованную свалку. Она должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветры не дули со стороны свалки к жилым массивам. Это место не должно находиться вблизи охраняемых природных территорий и водоохраняемых зонах.

Во-вторых, нужно научиться сортировать мусор уже дома. В каждом городе должны появляться разноцветные контейнеры для отходов (рис.4). Например, в синий контейнер бумагу, в желтый – пластик, в красный – крупный мусор (сломанную мебель, бытовую технику, сантехнику), а в зеленый – всё остальное, что нельзя переработать и т.д. Такой способ сортировки будет упрощать переработку бытовых отходов.

В-третьих, человек должен бережно относится к окружающей среде (рис.5). Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, иначе мусор погубит нас. Но для того, чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу среду обитания.

Мы выяснили, что в Белоярском используется способ захоронения бытового мусора. На первоначальном этапе весь мусор с городских площадок свозится в пресскомплекс. Здесь мусор прессуют и пакетируют. Данный комплекс по утилизации твердобытовых отходов работает в Белоярском уже больше пяти лет. Пресскомплекс, конечно, не уменьшает количество отходов, он уменьшает их объем перед захоронением. В результате на полигон по захоронению вывозится в три раза меньший объем мусора.

Трудности по утилизации существуют и нашем городе. Отсутствие дорог постоянного действия и удаленность от крупных промышленных центров затрудняют организацию системы сбора бытового мусора и вывоз их на переработку. Это ведет к постоянному увеличению объемов накапливаемых ресурсов.

Специалисты Белоярского лесхоза уже с десяток лет терпеливо пытаются приучить белоярцев к культурному посещению лесных угодий. Строят беседки, устанавливают мусорные баки и наглядную агитацию. Экологи Белоярского района требуют увеличения размеров штрафов за свалку мусора в неотведенных для этого местах. Также, они организовывают группы людей для уборки мусора, активными помощниками являются школьники и студенты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Экологические проблемы.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мекенская средняя общеобразовательная школа

Индивидуальный итоговый проект

Выполнил:
ученик 9 в класса

Зубайраева Малика Баудиновна

Глава 1. Экологические проблемы современности ……………………. 4

Глава 2. Пути решения экологических проблем………………………….9

Экологическая проблема - это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы возникли как следствие нерационального отношения человека к природе, стремительного роста промышленных технологий, индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды привело к прогрессирующей гибели представителей растительно-животного мира, загрязнению почв, подземных источников, истощению и деградации почвенного покрова и т.д. От решения экологических проблем зависит прогресс и судьба цивилизации, поэтому решение экологических проблем современного мира является важной и актуальной проблемой.

Цель проекта : Изучить экологические проблемы современности.

- Рассказать о причинах возникновения экологических проблем в мире;

- Рассмотреть типологию и классификацию экологических проблем;

- Анализ основных экологических проблем;

- Рассмотреть и обозначить основные пути решения экологических проблем.

1. Экологические проблемы современности

Загрязнение

До самого последнего периода истории Земли живые системы планеты эволюционировали почти в полной гармонии с атмосферой, гидросферой и литосферой, не испытывая влияния человеческой деятельности. Но по мере развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на среду стало все заметнее. Повсеместная индустриализация, особенно развернувшаяся за последние два столетия, привела к потенциально опасным уровням загрязнения среды.

Можно сказать, что загрязнение - это поступление в окружающую среду каких- либо веществ или энергии в таких больших количествах или в течение столь длительного времени, что эти вещества или энергия начинают наносить ущерб людям и окружающей среде. Легко распространяясь от одних компонентов жизнеобеспечения к другим, загрязнение в той или иной степени влияет на все параметры среды - антропогенные и природные, физические и биотические.

Загрязнение атмосферы

Еще в начале шестидесятых годов считали, что загрязнение атмосферы - это локальная проблема больших городов и индустриальных центров, но позже стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться по воздуху на большие расстояния, оказывая неблагоприятное воздействие на районы, находящиеся на значительном удалении от места выброса этих веществ. Таким образом, загрязнение атмосферы - это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество. К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как хлорфторуглероды, диоксид серы, углеводороды и оксиды азота.

Загрязнение может привести к значительному снижению естественной концентрации газов, входящих в состав атмосферы, например озона в стратосфере. В сочетании с углеводородами и соединениями группы NOx озон может представлять собой прямую опасность для здоровья людей, и кроме того, является одной из важных составных частей фотохимического смога. Пыль, шум, чрезмерное количество тепла, радиация и электромагнитные поля - все это загрязнение атмосферы.

1.3 Обеднение озонового слоя

Земная атмосфера состоит, главным образом, из азота (около 78%) и кислорода (около 21%). Небольшая часть кислорода находится в атмосфере в виде озона - кислородных молекул.

Озон сосредоточен преимущественно в атмосфере на высоте 15-20 километров над земной поверхностью. Несмотря на малое количество, роль озона в биосфере Земли чрезвычайно велика и ответственна. Озоносфера поглощает значительную часть жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, губительного для живых организмов. Она - щит жизни, но щит, отрегулированный природой. Более длинноволновую часть ультрафиолетовой радиации озоносфера пропускает. Эта проникающая часть ультрафиолета необходима для жизни: она уничтожает болезнетворные бактерии, способствует выработке в организме человека витамина D. Состояние озонового слоя чрезвычайно важно, ибо даже незначительное изменение интенсивности ультрафиолетовой радиации у земной поверхности может отразиться на живых организмах

Причины истончения озонового слоя:

- Самолеты летающие на высотах в 12-16 км. также приносят вред озоновому слою, тогда как летающие ниже 12 км. напротив способствуют образованию озона.

- Выброс в атмосферу фреонов.

Самой главной причиной разрушения озонового слоя является хлор и его водородные соединения. Огромное количество хлора попадает в атмосферу, в первую очередь от разложения фреонов. Фреоны - это газы, не вступающие у поверхности планеты ни в какие химические реакции. Фреоны закипают и быстро увеличивают свой объем при комнатной температуре, и потому являются хорошими распылителями. Из-за этой особенности фреоны долгое время использовались в изготовлении аэрозолей. И так как, расширяясь, фреоны охлаждаются, они и сейчас очень широко используются в холодильной промышленности. Когда фреоны поднимаются в верхние слои атмосферы, от них под действием ультрафиолетового излучения отщепляется атом хлора, который начинает одну за другой превращать молекулы озона в кислород. Хлор может находиться в атмосфере до 120 лет, и за это время способен разрушить до 100 тысяч молекул озона.

1.4 Кислотные дожди

Кислотные дожди - не простое и не единичное явление. В процессе работы автомобильных двигателей, тепловых электростанций, и прочих заводов и фабрик в воздух в большом количестве выбрасываются оксиды азота и серы. Эти газы вступают в различные химические реакции и в итоге образуются капли кислот, которые и выпадают кислотными дождями или переносятся в виде тумана.

Кислотные осадки могут выпадать не только в виде дождя, но и в виде града или снега. Такие осадки наносят в 5 - 6 раз больше вреда, так как в них более высокая концентрация кислот.

Земля и растения, конечно, тоже страдают от кислотных дождей: снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных веществ, меняется состав почвенных микроорганизмов.

Огромный вред наносят кислотные дожди лесам. Леса высыхают, развивается суховершинность на больших площадях. Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен для мелких корней, и это приводит к угнетению листвы и хвои, хрупкости ветвей. Особенно страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных веществ за один и тот же период.

Все больший ущерб кислотные дожди наносят сельскохозяйственным культурам: повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням и паразитам, падает урожайность.

Страдают от кислотных дождей и люди, вынужденные потреблять питьевую воду, загрязненную токсическими металлами - ртутью, свинцом, кадмием.

Спасать природу от закисления необходимо. Для этого придется резко снизить выбросы в атмосферу окислов серы и азота, но в первую очередь сернистого газа, так как именно серная кислота и ее соли на 70-80% обусловливают кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места промышленного выброса .

1.5 Загрязнение воды

Загрязнение вод - попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод, морей, океанов. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.

Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.

Однако объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием, многие из которых представляют собой новые химические соединения. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов (как кадмия, ртути, свинца, хрома), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы), лекарственные препараты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти.

Запасы пресной воды находятся под угрозой из-за увеличения потребности в ней. Население растет и нуждается в ней все больше, а из-за изменений климата скорее всего ее будет все меньше.

В настоящее время каждый шестой на планете, т.е. более миллиарда человек, испытывает недостаток питьевой пресной воды.

Природные геосистемы океана испытывают постоянно возрастающее антропогенное давление. Для их оптимального функционирования, динамики и прогрессивного развития необходимы специальные мероприятия по охране морской среды. Они должны включать ограничение и полное запрещение загрязнения Мирового океана.

1.6 Уничтожение лесных богатств Земли.

Рубить лес человек начал с появлением земледелия - в позднем каменном веке. Несколько тысячелетий вырубки носили локальных характер. Но в позднем средневековье вслед за ростом населения и увлечением кораблестроением исчезли почти все леса Западной Европы. Такая же участь постигла угодья Китая и Индии.

Процесс уничтожения леса является актуальной проблемой во многих частях земного шара, поскольку влияет на их экологические, климатические и социально-экономические характеристики и снижает качество жизни. Обезлесение приводит к снижению биоразнообразия, запасов древесины, в том числе для промышленного использования.

Обезлесение приводит к прямому уменьшению органического вещества, потере каналов поглощения углекислого газа растительностью и проявлению широкого спектра изменений круговоротов энергии, воды и питательных веществ. Уничтожение лесной растительности воздействует на глобальные биогеохимические циклы основных биогенных элементов и, следовательно, оказывает влияние на химический состав атмосферы.

1.7 Загрязнение литосферы


Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Деградация земель - снижение или потеря биологической и экономической продуктивности пахотных земель или пастбищ в результате землепользования. Характеризуется иссушением земли, увяданием растительности, снижением связанности почвы, в результате чего становится возможной быстрая ветровая эрозия и образование пылевых бурь.

Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему. Не менее важной проблемой является экстенсивное использование пастбищ, превращающее в пустыни огромные участки земли.
Вследствие эрозии теряется ежегодно 1 кг почвы с гектара. Опустынивание относится к труднокомпенсируемым последствиям климатических изменений, так как на восстановление одного условного сантиметра плодородного почвенного покрова уходит в аридной зоне в среднем от 70 до 150 лет.

1.8 Парниковый эффект

Привести это может вот к чему. По некоторым прогнозам к 2100 г. климат потеплеет на 2,5-5 °С, что вызовет повышение уровня Мирового океана вследствие таяния полярных шапок Земли, включая ледники Гренландии. Это явная угроза густонаселенным районам континентальных побережий. Могут быть и другие губительные для природы последствия: расширение площади пустынь, исчезновение вечной мерзлоты, увеличение эрозии почв и т.д.

В качестве причины усиления парникового эффекта почти всегда называют рост концентрации парниковых газов в атмосфере. Растет же эта концентрация из-за сжигания огромных количеств органического топлива (нефть, природный газ, уголь, дрова, торф и пр.) промышленностью, транспортом, сельским и домашним хозяйством. Но это не единственная причина усиления парникового эффекта.

2. Пути решения экологических проблем

Для кардинального улучшения экологической обстановки, как на земле в целом, так и в отдельно взятой стране, необходимо осуществлять меры такого характера:

1. Правового. Они включают в себя создание законов об охране окружающей среды. Немаловажное значение имеют и международные соглашения.

2. Экономического. Ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний.

3. Технологического. В этой области есть, где разойтись изобретателям и рационализатора. Применение новых технологий в добывающей, металлургической и транспортной отрасли промышленности, позволит свести до минимума загрязнение окружающей среды. Основной задачей является создание экологически чистых источников энергии.

4. Организационные. Они заключаются в равномерном распределении транспорта по потокам для недопущения его длительного скопления в одном мести.

5. Архитектурные. Целесообразно озеленять большие и малые населенные пункты, делить их территорию на зоны с помощью насаждений. Немаловажное значение имеет высадка насаждений вокруг предприятий и вдоль дорог.

Особое значение необходимо придавать защите флоры и фауны. Их представители просто не успевают приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки.

Осознание драматической ситуации в экологии заставило человечество принимать срочные и действенные меры к ее исправлению.

Наиболее популярны такие направления деятельности:

Уменьшение бытовых и производственных отходов. Особенно это остро касается пластиковой посуды. Ее постепенно заменяют на бумажную. Проводятся исследования по выведению бактерий, которые питаются пластиком.

Очистка сточных вод. Для обеспечения различных отраслей деятельности человека ежегодно расходуются миллиарды кубических метров воды. Современные очистные сооружения позволяют очищать ее до природного состояния.

Переход к чистым источникам энергии. Это означает постепенный отказ от атомной энергии, двигателей и печей, работающих на угле и нефтепродуктах. Использование природного газа, ветровой, солнечной энергии и гидроэлектростанций обеспечивает чистоту атмосферы. Использование биотоплива позволяет значительно снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.

Охрана и восстановление земель и лесов. Проводится высаживание новых лесов в местах вырубок. Осуществляются мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Читайте также: