План урока по русскому языку словосочетание и предложение

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1005 0

Цель урока. Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании и предложении.

Задачи урока:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о видах словосочетаний и предложений;

2) отработка умения определять виды словосочетаний и предложений;

3) закрепление навыков правописания;

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) активизация познавательной деятельности;

3) развитие познавательной самостоятельности.

Воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Коррекция произношения в словосочетаниях и предложениях

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Оборудование: листы с заданиями, мультимедийная презентация, лист контроля (для каждого ученика), дидактический материал.

Универсальные учебные действия:

ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях; правильно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Знать: виды словосочетаний и предложений; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от предложения.

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний и предложений; определять способы связи слов в словосочетании; находить в тексте словосочетания; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, выполнение практических заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, блиц- викторина, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Язык неистощим в соединении слов.

Организационный момент.

. Проверка зуа.

- Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики".

- Поместите себя в рисунок. Запишите слова, отражающие чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием вас в данном времени.

Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор).

- И, скажите, когда у вас возникнет желание работать?

- Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

1. Словарный диктант.

- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.
Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите, какие я вам продиктую слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите.

Стихотворение, листок, осадки, волшебство, осыпает, снег, оживает, человек, единый, темнеть, аллея, новизна, идти, еловый.

Подчеркните первые буквы каждого слова цветным карандашом. Какое слово получилось? (Словосочетание).

Это первая часть нашей темы. Вторая часть: расшифровать слово: репжнеиендло.

Задание третье: напишите ассоциации с этими словами, поменяйтесь листами и пусть сосед напишет свои слова.
2. Целеполагание.
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке? Что вы должны показать, ребята? (Ученики отвечают)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и предложении и их видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока

- А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Знать: три основных способа подчинительной связи.
Уметь: 1) Отличать словосочетания от предложений.
2) Находить главные и зависимые слова в словосочетании
3) Правильно указывать способ связи слов в словосочетаниях.
3. Работа в группах

II . Работа по теме.

1. Блиц- викторина.

-Сейчас проводится вопросительно – предметная блиц – викторина, цель которой за минимум времени получить максимальную информацию о том, что вы узнали о словосочетании и предложении (задания выводятся на экран).

Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.

1) Распределить с/с по видам подчинительной связи

(Работа по карточкам):

2. Дочитать до конца

4. Счастливое детство

6. Подарил на память

а) Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ.

Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.

Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег. Сыпучий снег летит на плечи.

Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет. Морозно. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело.

Задания по тексту

2.Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

4.Найдите в тексте нераспространенные предложения.

5.Найдите сложные предложения.

6. (учащийся у доски).

Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения

IV. ИТОГ УРОКА.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

1. Выяснение достигнутых результатов.

- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?

2.Выставление оценок за работу на уроке по листу самооценки.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Перед вами картинка. Что на ней изображено? А вы любите зиму? Почему? Дифференцированное домашнее задание:

VI. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.

- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

Беседа по вопросам:

  • Что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения. )
  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
  • Назовите виды словосочетаний.
  • Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
  • Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
  • Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
  • Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –п одлежащее и сказуемое)
  • - Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
  • Что такое сложное предложение? Его основные признаки. ( Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией. )
  • Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки) -

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

- Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный ). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

- Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Словосочетание и предложение

Цель : повторить признаки предложения, словосочетания; развивать умение находитьв предложении главный и второстепенный члены предложения; воспитывать бережное отношение к лесу.

Формируемые УУД : п . – структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация обьектов по выделенным признакам; к . – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р . – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение сознания того, что уже усвоено; оценивание качества и уровня усвоения; л . – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока : урок закрепления.

I Оргмомент

II Актуализация знаний

1 Каллиграфическая минутка (Слайд 1)

2017 год объявлен в России годом экологии.

Что мы записали?

2 Орфографическая минутка

Бере ч ь природу, ре д кие животные, гиган т ский ду б , садят дерев ъ я, не ломае ш ь ветки.

Взаимопроверка (Слайд 2)

Что мы записали? (Словосочетание)

Что можно составить из словосочетаний? Составьте предложение.

Запись предложения: Мы должны беречь природу.

III C ообщение темы, цели. Самоопределение к деятельности.

IV Повторение изученного

1 Повторение о словосочетании.

Что такое словосочетание?

Какой слово главное?Зависимое?

Какое сочетание слов не является словосочетанием?

2 Выпишите только словосочетание (Слайд 3)

Любить природу, гулять в лесу, чистый воздух, крымская сосна, сосна растет, лес и человек, заблудиться в трех соснах.

Самопроверка

Определите главное и зависимое слово. Чем предложение отличается от словосочетания?

3 Запись предложений

Не скудеет лесами Россия. Сколько их не губили-живут.

Докажите, что это предложение. Разбор первого предложения по членам предложения. (Ученик, работавший у доски дает самооценку своему ответу.)

(Скудеет, да еще и как. За столетия уже уничтожено 9/10 всех лесов.) 2016 год побил все рекорды, самое большое количество пожаров. Пожары были в 24 федеральных округах. Уже сейчас начались пожары.)

4 Повторение о предложении (Слайд 4)

повествовательное вопросительное побудительное

5 Запись предложения (Слайд 5)

Сосна крымская занесена в Красную книгу Крыма.

Охарактеризуй предложение. Сделай его вопросительным, восклицательным.

(Дети задают дополнительные вопросы отвечающему, ставят оценку, аргументируют ее.)

Составьте побудительное предложение, призывающее беречь крымскую сосну. Запишите его.

6 Распространенное и нераспространенное предложение.

7 Простое или сложное предложение.

Какое предложение называется простым? Сложным?

Работа по учебнику, упр 269, 1 в.- 1,5 предложение, 2в.-3,6 предложение.

8 Определение границ предложения (Работа в парах)

не повреждай кору деревьев не рви цветов в лесу и на лугу в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву не разводи без надобности костров в лесу в лесу может возникнуть пожар

(Кострище-рана в на почвенном слое, заживающая 15-20 лет)

Запишите два последних предложения. Определите вид предложений. Назовите слова сочетания.

9 Развитие речи. Составить рассказ, используя словосочетания (Работа в группах)

Посадка молодого леса

Ранняя осень, теплый солнечный день, русские березки, стройные саженцы, осенняя листва.

Человечество может и должно сохранить природу.

Земля людей немыслима без животного и растительного мира.

Климат на Земле в основном зависит от тропических лесов. Ежегодно уничтожается более 13 миллионов гектаров леса тропических лесов. Страны-рекордсмены по уничтожению лесов: 1-Бразилия 2-Россия

Конспект урока

Конспекты данных урока русского языка подготовлен для 6 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией И.В. Карасевой, С.С. Колчановой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.

Урок 6.
Словосочетание. Простое предложение

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.

К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.

К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.

К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.

К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.

3. Работа с предложением.

– Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.

Мы часто слушаем народный фольклор.

– В чем заключается ошибка?

– Запишите исправленный вариант предложения.

– Подчеркните основу предложения.

– Есть ли в предложении группа подлежащего?

– Выделите группу сказуемого.

– Сколько словосочетаний в предложении?

– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили?

4. Цифровой диктант.

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.

В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.

5. Работа со схемами.

– Составьте словосочетания по схемам:



Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6 словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.

– Чем словосочетания отличаются от предложений?

– Какова цель каждого высказывания?

– От каких условий зависит выбор знаков завершения?

8. Упражнение 30 (письмо с комментированием).

9. Упражнение 32.

– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и?

– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте.


Форма урока: урок-практикум

Цели:

1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;

2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;

3.Воспитывать интерес к русскому языку.

Предварительный просмотр:

Форма урока: урок-практикум

1.Закрепить представления о словосочетании, главных членах предложения;

2.Выявить умения находить словосочетания, главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения;

3.Воспитывать интерес к русскому языку.

I. Слово учителя.

— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

III. Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.

Беседа по вопросам:

  • Что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения. )
  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
  • Назовите виды словосочетаний.
  • Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
  • Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
  • Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
  • Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –п одлежащее и сказуемое)
  • — Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
  • Что такое сложное предложение? Его основные признаки. ( Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией. )
  • Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки) —

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный ). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.

— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.

Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.

— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

— Перед вами текст.

Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.

Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.

Задания по тексту

  1. Прочитайте текст.
  2. Озаглавьте его.
  3. Вставить пропущенные буквы.
  4. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
  5. Найдите в тексте нераспространенные предложения.
  6. Найдите сложные предложения.
  7. Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
  8. Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).

— Правильно – Х , неправильно – О .

  1. Выплыло из-за туч солнышко.
  2. Оно разослало на землю свои лучи.
  3. Две капли тяжело шлепнулись на лист.
  4. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
  5. Стемнело.
  6. Утро сегодня прохладное.
  7. Потемнел лес.
  8. Листья плясали под его музыку.
  9. Замечательный день.
  10. Осень – волшебное время года.

Заполните таблицу. Главные и члены предложения.

Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение

Цели: повторить изученный материал о словосочетании и пред ложении; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и пред ложений, объяснительный диктант.

I . Проверка домашнего задания

1 . Беседа по вопросам.

— Какие группы славянских языков вы знаете?

— Какие языки входят в каждую из групп?

— Почему славянские языки называются родственными?

— Докажите, что русский язык — развивающееся явление.

— Приведите примеры неологизмов.

2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.

— Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)

— Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1листья скачут и бегут,

1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения — его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествователь ные, вопросительные и побудительные.)

2. Конструирование словосочетаний.

— К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде
лайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы ваем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный. ) — прилагательное + суще ствительное.

Год (тигра) — существительное + существительное. Слушать (музыку) — глагол + существительное. Слушать (внимательно) — глагол + наречие.

3. Конструирование предложений.

— Используя эти словосочетания, составьте два предложения:

простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член — сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член — сказуемое); год на чинается.

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выде ляем словосочетания.

5. Объяснительный диктант.

1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжи гал костры из разноцветных камней.

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обоб щающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, за оконные, шелест, курлыканье, голубей.)

4) Он р ощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звез ды, и луну. (А.С. Пушкин.)

5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед

6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)

Класс: 5

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;
  • различать именные и глагольные словосочетания;
  • воспитывать любовь к родной природе, слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.

– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистаявода
Стройнаябереза
Тихаярека
Зеленаятрава
Желтыелистья
Голубоенебо

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Слайд № 8. Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление. Слайд № 9.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.

2. Работа в группах.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд № 10, 11.

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия. Слайд № 13.

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование. Слайд № 14, 15.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Домашнеее задание. Слайд № 16.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Читайте также: