Удивительная глина проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.

(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

- Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил

И письмо заказное вручил

Он просил вас срочно прочитать

И то, что в коробке,

Самим догадаться, узнать.

- а подсказка находится в конверте.

- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.

(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,

Вторая — гиря, значит тяжёлое,

Третья — природа, значит находится в природе,

Вытянутая капля - вытягивается,

Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.

- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?

- Послушайте загадку об этом веществе.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.

- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.

- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?

- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)

- Посмотрите, какого цвета глина?

- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)

- Можно сказать, что глина сыпучая?

- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.

- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

- У нас глина какая?

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?

- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?

(Глина впитала воду и стала тёмной)

- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?

- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)

- Да, глина плохой проводник воды.

- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?

(Она быстро просачивалась через песок)

- Какой вывод можно сделать?

(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)

- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)

- Какой стала глина?

(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)

- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.

- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.

- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.

- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?

Познакомить детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением.

ВложениеРазмер
udivitelnaya_glina.docx 39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познакомить детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением.

  • Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.
  • Развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Игровая ситуация: игры детей с песком

Задача: -формировать представление о свойствах и качествах глины; - Собрать информацию о глине;

Дети узнают о природном материале - глине, о

ее свойствах и качествах.

- организация совместной деятельности детей и

- создание условии для самостоятельной деятельности

- консультирование родителей по сбору информации

Дети совместно с родителями собирают

материал о глине.

Дети лепят из глины дымковские игрушки.

Систематизация оформления материалов.

Подготовка к презентации проекта.

Познакомить детей с природным

материалом - глиной, ее

свойствами и применением.

представления детей о

свойствах глины и

детей о природном материале -глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.

интерес детей, познавательную активность, наблюдательность, речь. Способствовать развитию

логического мышления, творческого воображения. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Интерес к познанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

В исследовательской деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

http://www.bookin.org.ru/book/3305408.jpg

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая,

Лев Семёнович Высоцкий

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и его решение - это важная часть воспитания детей в дошкольном возрасте.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну , темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.

В природе все взаимосвязано : растения, животные, почва, реки, воздух, находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло - в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует : растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами и применением.

ЗАДАЧИ:

· Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.

· Развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.

· Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Руководитель: Даричева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

с. Романово 2020г.

2.Организация исследования ……………………………………4-6

Я очень люблю лепить! Это моё главное увлечение. Сначала я лепила из пластилина. Но мои поделки со временем портились- мялись и пылились- их приходилось выбрасывать и я огорчалась.

Однажды мы всей семьей отдыхали на озере. Я нашла кусочек коричневой земли похожей на пластилин, попробовала из него слепить колобка и очень удивилась тому, что колобок не распался на части, а долго сохранял свой вид. Папа объяснил мне, что это не земляной колобок, а глиняный. Мне захотелось еще слепить что-нибудь из глины, но на берегу озера найти удалось совсем немного глины. И тогда мы с мамой отправились в магазин на поиски глины, стали лепить дома. Так я познакомилась с поистине волшебным материалом - глиной! По внешнему виду глина похожа на обыкновенную грязь, но немного терпения и мастерства превращают её в изящные вазы, расписные блюда, сказочные фигурки. После обжига изделия из глины прочны и долговечны. Они используются в быту и радуют глаз многие годы!

Я задумалась почему из глины можно лепить разные изделия, а из песка — нет?

Какими волшебными свойствами обладает глина?

Что в ней особенного?

Где ещё применяет человек глину?

Для того чтобы ответить на все интересующие вопросы я решила провести исследовательскую работу, узнать больше о глине.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойства глины и ее значение в природе и жизни человека.

Актуальность работы: находить интересное и необычное рядом, в доступных для детского наблюдения и экспериментирования объектах.

Практическая значимость работы: Данная работа помогает сформировать у меня и моих друзей интерес к лепке из природного материала - глина. Опыты и исследования, которые мы проводили, могут использоваться на занятиях, для проведения викторины, познавательных мероприятий в дошкольных учреждениях.

Цель работы: узнать, почему глину можно назвать волшебной;

1.Исследовать свойства глины опытным путем.

2. Определить значимость глины в природе и жизни человека

3.Рассказать друзьям интересные факты о глине.

4. Получить опыт публичного выступления.

5. Изготовить авторское произведение ручной работы.

Гипотеза: Глина– уникальное полезное ископаемое, обладающее необычными свойствами, расширив знания о ней, мы сможем узнать области применения ее в повседневной жизни.

Новизна: Я, ребенок дошкольного возраста, самостоятельно проводила эксперименты и наблюдения.

Методы исследования: анализ научной литературы, опрос детей и взрослых, эксперименты с глиной, наблюдения в окружающей среде, сравнение с другими веществами, обобщение знаний.

2.1.Анализ научной литературы:

-Где находиться глина на планете Земля?

-Какие свойства глины используют для лепки?

-Как человек использует глину?

-Определить имеет ли глина цвет, запах, вкус, форму.

-Сравнить сыпучесть глины с сыпучестью песка.

-Рассмотреть глину и песок под микроскопом.

-Где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве?

-Проверка свойства пластичности глины

-Проверка свойства непроницаемости глины для воды.

-Определение вязкости глины.

- Какую глину лучше выбрать для лепки?

Для знакомства со свойствами глины потребовалось проведение опытов. В этом мне помогла Светлана Васильевна.

1. Определение сыпучести. Возьму горсть песка и насыплю. Песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. То же проделаю с глиной.

Вывод: Глина плохо пересыпается её частицы мелкие плотно прилегают, друг к другу как будто держатся за руки. Если взглянуть на глину под микроскопом, то мы увидим крошечные пластинки.

2. Определение вязкости. Намочим песок и глину. Продавим палочкой песок. Песок не обладает вязкостью: его круглые частицы плохо прилипают друг к другу. То же проделаем и с глиной. Палочку сложно вытащить. Она вязнет. Вывод: сырая глина - вязкая.

3. Водопроницаемость. Возьмём два стакана с воронками. В одной воронке — песок, в другой — глина. Нальём воды. Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время чтобы намокнуть.

Вывод: Частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит

4. Волшебное свойство глины. Намочим глину. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания.

Вывод: Глина пластичная, что позволяет нам лепить разные изделия. После сушки поделки можно расписывать красками. Указанные свойства делают глину прекрасным поделочным материалом.

В нашем музее я увидела красивые кувшины. Татьяна Владимировна рассказала, о том, что с древних времен люди создавали из глины посуду, домашнюю утварь, возводили огромные дома. А ещё на Руси из глины делали всевозможные игрушки. Яркие, красочные, добрые фигурки людей и животных, мелодичные свистульки радуют детей и в наши дни. Глиняные изделия самая частая находка археологов при раскопках. Я узнала, как делалась первая посуда. Сама попробовала вылепить горшок как древние умельцы. Глину я раскатывала в тонкие жгуты и укладывала по спирали. Получался горшок. Потом готовый горшок разглаживала, рисовала палочкой орнамент. Древние люди научились обжигать глиняные изделия случайно, забыли горшок у костра и он обгорел и стал еще крепче. Он уже не намокал от воды, в горшке можно было хранить жидкости. Сейчас глиняные изделия обжигают в специальных печах, под очень высокой температурой. Обожженное изделие из глины называют керамикой.

Дедушка мне рассказал, что из глины делают кирпич. Но мне хотелось узнать, как же из такой мягкой глины получаются кирпичи? И тогда он показала мне видео в интернете. Так мы посмотрели производство кирпича. Глиняный кирпич - сырец подвергают обжигу, поэтому он становится прочным и не раскисает под дождем. Сейчас в нашем районе нет кирпичных заводов, но глина используется при строительстве, ею обмазывают печки в домах.

Из энциклопедии я узнала, что использовали глину еще в древности для изготовления книг. На поверхности глиняной плитки заострённой палочкой выдавливали значки. Белую глину используют для изготовления бумаги. Получается мы, и сейчас пишем на глине.

Вывод: Глина – это волшебство. При создании какой-либо вещи из глины происходит объединение всех стихий. Глина смешивается с водой, сушится на воздухе и обжигается в огне. Основное свойство глины – пластичность. Из нее можно сделать всё что угодно: изготовить посуду, слепить скульптуру, из глины изготовлены раковины, керамическая плитка, кирпичи. Второе свойство глины - целебное. Лепка из глины очень увлекательное дело, которое не требует больших затрат еѐ можно легко найти в нашей местности. Помните: умелец и рукодельник себе и людям радость приносит.

1.Я познаю мир/Детская энциклопедия/. Астрель 2006г.

2.ЛикумА. Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва 1994г.

3.NATIONAL GEOGRAPHIC/ Юный путешественник июль 2010г


Цель: Формирование представлений о свойствах глины.

  1. Расширение представлений детей о глине как о природном материале и об ее свойствах.
  2. Знакомство детей с разными видами глины, в каких случаях ее используют.
  3. Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
  4. Воспитание аккуратности, бережному отношению к предметам из глины.

Материалы к занятию:

Простая и косметическая (белая, голубая, черная) глина сухая, глина готовая для лепки, глиняные горшки, кирпичи (красный и белый), глиняные игрушки, в том числе и художественные (гжель, дымковская, филимоновская). Одноразовые фартуки для проведения опытов, одноразовые стаканчики с водой, ложки одноразовые, салфетки влажные, бейджики каждому ребенку.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята здравствуйте, я пришла к вам сегодня не одна, а со своей давней знакомой Улиткой. Посмотрите на нее внимательно, из чего она сделана? (воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать улитку)

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, она из глины. Сегодня мы с вами будем сравнивать разную глину, поиграем с ней, узнаем какая она? Что можно из нее сделать? Кто знает, глина — что это такое? Откуда она берется?

(Ответы детей)

Воспитатель: Улита знает интересную сказку о глине, послушайте, она вам ее расскажет.

Улитка: Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твердой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому — Прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…

— Все правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым.

Воспитатель: Спасибо тебе, Улитка, за интересный рассказ, а теперь посмотрите ребята, что я для вас приготовила! (Дети рассматривают образцы различной глины.)

Воспитатель: Сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и подойдите поближе к столам.

Воспитатель: Что вы видите? Какого цвета глина?

(Ответы детей)

Воспитатель: А бывает глина и другого цвета. Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белая. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

(Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с глиной и водой, если в первый стакан с водой, сначала насыпать сухую измельченную глину, в другой — мягкий кусочек глины, в третий — кусочек твердой глины, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?

Дети выдвигают различные гипотезы.

1 опыт

Каждый ребенок, сначала насыпает в стакан с водой сухую глину и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в стакане очень быстро становится мутной).

Воспитатель: Вчера в такую же сухую глину я добавила немного воды. Что получилось из неё сегодня?

Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Позже мы будем лепить, а сейчас еще поэкспериментируем.

2 опыт

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек готовой для лепки глины, перемешивает воду палочкой (вода помутнела, глина растворилась, но медленнее).

3 опыт

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек обожженной глины.

(вода прозрачная, глина не растворилась.)

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка глиняных экспонатов, как в музее, давайте внимательно глазками все рассмотрим. Все эти предметы сделаны из глины. (Рассматривание экспонатов выставки).

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами превратимся в гончаров. Я приготовила для вас глину, предлагаю слепить из нее друзей и подруг для нашей Улиты, она мне давно жаловалась, что у нее нет друзей.

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

(Воспитатель объясняет детям правила работы с глиной. Далее всю практическую работу дети осуществляют вместе с воспитателем).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, Улита говорит вам большое спасибо, вы прекрасно потрудились, и все новые друзья ей очень нравятся. Ей понравился ваш детский сад, и она хотела бы у вас погостить. Оставите у себя в группе Улитку?

Основные термины (генерируются автоматически): глина, воспитатель, Ответ детей, вод, ребенок, сухая глина, вод палочкой, вода, добро, твердая глина.

Похожие статьи

Конспект интегрированной познавательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину? Ответы детей.

Ответы детей. Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина, натуральная глина, работа, выбор материала. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные. Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного.

Экспериментируя же с природными камнями, глиной, песком, можно не опасаться, что им

Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных превращениях камней.

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей.

Глина и гипс. Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы.

С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки.

Легко смывается водой с рук.

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Воспитатель: Что за звуки вы слышите? Ответы детей: это журчит ручеек. А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит.

Ее хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов.

После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина.

1. Раскатайте палочкой комок глины так, чтобы получилась прямоугольная пластина.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе.

Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей.

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому.

Дети: Вода впитывается в землю. Осень: Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Дети: На асфальте и глине. Осень: Почему? (Ответы детей). Вос-ль: Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Познакомить детей с явлениями неживой природы. Показать связь неживой и живой природы.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной

Вода превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий.

Читайте также: