В чем суть коперниканского переворота в философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

Человек, этика и право - вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.

О бытии и познании. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.

Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи в себе": абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия - это, по Канту, не теория "врожденных идей", поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.




Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Примером этого являются, в частности, поведенческие акты человека, его поступки, отвечающие принципу детерминации, причинной зависимости. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует.

Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир "вещей в себе", где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть, и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог - "абсолютно необходимая сущность". Искренне верить в Бога - значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) - поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.

Человек, этика и право - вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.

О бытии и познании. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.

Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи в себе": абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия - это, по Канту, не теория "врожденных идей", поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. Примером этого являются, в частности, поведенческие акты человека, его поступки, отвечающие принципу детерминации, причинной зависимости. Но, по Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует.

Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир "вещей в себе", где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть, и ее нет. Это верно. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог - "абсолютно необходимая сущность". Искренне верить в Бога - значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Подлинный коперниканский переворот

Подлинный коперниканский переворот Коперник, без сомнения, внёс в астронимию колоссальный вклад. Он, правда, не первым (см. стр.109) защищал гелиоцентрическую систему, но сделал это в решающий момент и наиболее убедительно. Новая модель упрощала объяснение движения планет

КРИЗИС ДВОЕВЛАСТИЯ. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ПЕРЕВОРОТ

ВВЕДЕНИЕ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса, его теоретически целостная идеология. Он возник и развивается, как указывал В.И. Ленин, в качестве теоретического обобщения практического опыта

VII. Промышленный переворот. Развитие промышленного капитализма

VII. Промышленный переворот. Развитие промышленного капитализма Вторжение машин в производство, революционизирующее прежние производственные отношения эпохи так называемого промышленного переворота, – это не первый, как думают некоторые историки, а второй период

К. МАРКС ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ЛОРДА ДЖОНА РАССЕЛА

К. МАРКС ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ЛОРДА ДЖОНА РАССЕЛА Лондон, 17 январяПоложение лорда Джона Рассела во время недавнего кризиса было весьма неприятно даже для человека, вся парламентская деятельность которого доказывает, что он редко колебался, когда требовалось

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

§ 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки

§ 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки Таким образом, мы, каждый для себя и в себе, начинаем с начала, с радикального решения начинающих философов вывести прежде всего из игры все до сих пор значимые для нас убеждения, а вместе с ними и все

Коперниканский переворот в этике

Коперниканский переворот в этике Теперь от Канта-космолога, гносеолога и философа науки обратимся к Канту-философу морали. Я точно не знаю, не указывал ли уже раньше кто-нибудь на то, что основная идея кантовской этики также зиждется на коперниканском перевороте,

ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ Еще один фактор радикально меняет характер связи человека и вещи — прокатный переворот. Распространение проката, характерная черта обществ, вступающих в супериндустриальную эпоху, тесно связано со всеми вышеописанными тенденциями[39]. На первый

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ Было время, когда штаты, или табельный список организации, представляли собой четко выстроенную серию ящиков, в каждом из которых содержались сведения о служащем и тех организационных субъединицах, за которые он отвечал. Бюрократическая

НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В технологических системах завтрашнего дня — быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся — на машины обрушится поток физических материалов, а на людей — информационный поток, который обострит способность проникать в

I. Переворот

I. Переворот Жизнь Д. И. Писарева (1840–1868) была короткой, но яркой и своеобразной. Самые первые данные его биографии говорят о том, что он шел типичным путем способного дворянского юноши, и как будто не было оснований предполагать, что в будущем он выйдет из колеи, ведущей его

Фундаменталистский переворот

Фундаменталистский переворот Фундаменталистское оживление было определенно ощутимо в середине XX в. При президенте Эйзенхауэре упоминание Бога было введено в государственную клятву, произнесенную во всех школах. Но лишь при президенте Рейгане фундаменталисты же стали


Под коперниканским поворотом или коперниканской революцией понимается отказ от геоцентрического (то есть , когда Земля является центром Солнечной системы) мировоззрения, который произошел в Европе в 16-17 веках. Поворотным моментом стало исследование мира за пределами непосредственной видимости с целью достижения новых знаний с помощью конструктивного разума.

В более узком смысле поворот Коперника означал конец представления о том, что Земля находится в центре мира и окружена вращающимися небесными сферами . В более широком смысле поворот Коперника заключает в себе конец далеко идущих идей, связанных с этим мировоззрением в философии и религии конца европейского средневековья о положении человека в мире. Такое понимание Коперниканского поворота также помогло отграничить эпохи Средневековья и Нового времени в исторических исследованиях .

В череде Коперника конец интерпретативного суверенитета Церкви проявляется во многих жизненных сферах и философских проблемах Средневековья. На смену им пришли развивающиеся естественные науки , шаг за шагом, а иногда и с жаркими спорами .

Оглавление

Отправная точка: гелиоцентрическая планетная система.


Оригинальное издание основного труда Коперника, напечатанное Иоганнесом Петрейусом , Нюрнберг, 1543 г.

В астрономических терминах, Коперник поворотный момент был вызван основной работой О вращением небесных сферами по Копернику , который появился в печати в 1543 году . Здесь идея покоящейся Земли была отброшена и заменена предположением, что Земля совершает двоякое движение: она ежедневно вращается вокруг своей оси и ежегодно вращается вокруг Солнца.

Тот факт, что гелиоцентрическая система, тем не менее, нашла всеобщее признание к концу 17 века, основан на дальнейших решительных упрощениях, которые были возможны только на основе, созданной Коперником. Согласно Иоганну Кеплеру , для каждой планеты было достаточно одного эллипса, чтобы представить ее движение вокруг Солнца, а согласно Исааку Ньютону , вся планетная система могла быть объяснена в рамках разработанной им механики с помощью простого общего закона. привлечение масс . Кроме того, новое мировоззрение подтвердили первые наблюдения планет с помощью телескопов , особенно Галилео Галилей , а также доказательство того, что положения планет, рассчитанные по Кеплеру и тем более по Ньютону, были во много раз точнее, чем раньше. .

Отказ от господствующих доктрин

Копернику и его преемникам пришлось сломать целый ряд традиционных доктрин . В некоторых случаях они могли обратиться к авторитетным источникам истории философии. В качестве примеров можно привести следующее:

  1. Земля, теперь одна из нескольких планет, больше не может считаться центром Вселенной. Это делает непригодной универсальную схему ориентации вверху (небо) и внизу (ад) .
  2. В результате аристотелевское разделение движений на естественные (радиальные от центра или к центру или вечно однородные по кругу вокруг него) и неестественные (наклонный бросок и т. Д.) Является необоснованным.
  3. Земля больше не может считаться покоящейся. Фиксированное звездное небо теперь следует рассматривать как покоящееся. Согласно старой доктрине, он должен вращаться быстрее всех с одним оборотом за звездный день и вращать планеты, Солнце и Луну (в среднем) с каждой убывающей скоростью.
  4. Следовательно, вращение самой внешней небесной сферы нельзя больше рассматривать как отправную точку для любого движения в целом (и, таким образом, также для всех земных изменений).
  5. Небесные явления над Луной не навсегда неизменны, всякого рода изменения не ограничиваются областью около Земли ( подлунной сферой ).
  6. Неподвижные звезды находятся намного дальше от Солнца, чем даже самая удаленная планета. В противном случае им пришлось бы показать параллакс звезды из-за движения Земли . Между ними должно быть пустое пространство, вопреки распространенному мнению о том, что пустое пространство невозможно и движение может быть передано только через прикосновение.
  7. Отдых и движение теряют свое абсолютное значение. Принцип относительности в классической механике подготавливаются.
  8. Коперник по-прежнему использует аргументы божественного порядка и гармонии сфер , но отличается от силлогистических аргументов схоластики тем, что считает простое и легко понятное истиной. Благодаря этому и поскольку он частично основан на новых наблюдениях, он становится пионером для последующего развития эмпирических наук .

Католическое сопротивление, французское просвещение и абсолютизм


Кантовское "изменение мышления"

Вводящие в заблуждение интерпретации, такие как формулировка Виктора Кузена о том, что у Канта объекты знания вращаются вокруг людей, а не людей вокруг объектов, превратили распространенные потрясения в упрек в антропоцентризме .

Согласно Бертрану Расселу , поместив человека в центр эпистемологии, Кант еще не осуществил действительный поворот Коперника, потому что он снова поставил человека в центр мира после того, как Коперник удалил его из него.

Философия языка

Далее события упоминаются как поворот Коперника, в котором отражение мысли превращается в языковую критику , как в так называемом лингвистическом повороте с начала 20 века, философии языка Фрица Маутнера или, например, Работа Ноама Хомского по теории синтаксиса.

С лингвистической концепции парадигмы был Томас Кун в своей попытке общей теории научных революций Структура научных революций (1962) , из которых понятие парадигмы уже стала популярной.

В материалах по истории теории цвета, опубликованных в 1810 году, Гете писал :

А в 1832 году он подтвердил канцлеру фон Мюллеру, что это было

Фридрих Ницше и его прием

Оскорбление и высокомерие

Виктор Франкл

Читайте также: