Что такое арбитраж в конфликте кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от родителей вопреки их воле. И в массе других повседневных ситуаций (Здравомыслов, 1995, с. 7).

Вместе с тем арбитраж — это не только государственная или официальная практика, но и возможный алгоритм действий при разрешении отдельных ви­дов интерперсональных конфликтов.

Проиллюстрируем сказанное на примере нашего исследования разреше­ния конфликтов в организационной среде.

Эта область конфликтов, возможно, в наибольшей степени доступна внеш­нему регулированию. И именно здесь практика выработала свои способы ре­гулирования конфликтов, носителями которых оказываются руководители, часто сталкивающиеся с необходимостью разрешения конфликтов. Разреше­ние конфликтов является ситуацией, в которой реализуется сразу несколько функций руководителя — экспертно-консультативная, коммуникативно-ре - гулирующая, дисциплинарная, воспитательная и даже психотерапевтическая.

На основании собранного нами материала конкретных конфликтных си­туаций и его анализа была выделена модель регулирования конфликтов, наи­

1. Беседа с одним из участников конфликта либо по его обращению к ру­ководителю, либо по инициативе самого руководителя, считающего не­обходимым вмешаться в ситуацию;

Беседа со вторым участником конфликта (которой может предшество­вать сбор какой-то уточняющей или дополнительной информации);

4. Встреча с обеими конфликтующими сторонами, на которой ситуация может обсуждаться дополнительно и руководитель либо оказывает на участников конфликта влияние с точки зрения своей позиции, либо просто сообщает им свое решение по спорному для них вопросу, кото­рое может быть принято в пользу одной из сторон, иметь компромисс­ный характер или оказаться некоторым новым вариантом.

Вопросы были сформулированы следующим образом: «К вам обращает­ся работник, у которого возник затяжной конфликт с его руководителем. Как вы поступите:

а) считаю подобное обращение вполне естественным, как и в любой за­труднительной производственной ситуации, и приму необходимые ме­ры, в том числе, если понадобится, и административные;

б) приму необходимые меры, но считаю, что в таких случаях подчинен­ный не должен обращаться с жалобой на своего начальника;

в) разберусь в ситуации и дам по возможности совет, но сам постараюсь в эту ситуацию не вмешиваться, так как считаю, что в таких случаях ра­ботникам лучше разбираться самим;

г) предложу ему самому разобраться в ситуации.

Поведение же руководителя в ситуации конфликта с подчиненным, види­мо, не одобряется, так как более половины опрошенных вышестоящих руко­водителей (51%) предпочитают ограничиться советом, а то и просто отказы­ваются принимать в этом участие (5,2%).

3) принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за ре­ализацию и последствия этого решения; 4) решение проблемы конфликта ру­ководителем затрагивает лишь его предметный слой, но не аспект взаимоот­ношений участников ситуации; тем самым полного разрешения конфликта, предполагающего достижение соглашения между его участниками, не проис­ходит.

Метод разрешения конфликтов с участием третьей стороны. Существуют два типа: не обязывающий (когда группы соглашаются выслушать предлагаемое решение) и обязывающий (когда группы заранее соглашаются принять то решение, которое будет им предложено).

специальный орган для рассмотрения коллективных трудовых споров; комиссия, формируемая из числа профессионально подготовленных нейтральных лиц с согласия участников социально-трудового конфликта в целях выработки рекомендаций по урегулированию разногласий между ними.

arbitration) А. - это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательным для каждой из сторон. Он практикуется в отношении разнообразных видов гражд., финансовых и трудовых споров. Наиболее широко А. используется в области трудовых отношений для разрешения конфликтов между работниками или между профсоюзами и работодателями. А. может быть либо добровольным, либо принудительным. Добровольный А. - это процесс, при к-ром обе стороны заключают неофициальное соглашение о том, что они будут решать любые будущие неразрешенные споры при помощи А. Структура А. может быть совершенно различной. Арбитром может быть отдельное лицо или комиссия из неск. членов. Если используется комиссия, ее состав может быть либо полностью нейтральным, либо трехсторонним - т. е. включающим одного или более представителей от каждой стороны, участвующей в споре, и одного или неск. нейтральных членов. Процесс принятия решения тж может варьироваться. При обычном арбитражном процессе принятия решения арбитр может принимать любое приемлемое на его взгляд решение. В более новой форме А., наз. А. последнего предложения (final offer arbitration), каждая сторона представляет свое последнее предложение арбитру, после чего арбитр должен выбрать одно из них и уже не может предлагать собственного компромиссного решения. А. последнего предложения является новшеством, к-рое было впервые предложено К. М. Стивенсом. Стивенс пытался т. о. разрушить представление о том, что обычный А. в значительной мере снижает мотивацию спорящих сторон в поиске компромиссов, необходимых им для самостоятельного разрешения споров. Гипотеза состоит в том, что поскольку стороны считают, будто арбитр будет выбирать компромиссную позицию где-то в интервале между их последними предложениями, они воздерживаются от внесения компромиссных предложений, с тем чтобы арбитр не воспользовался их последними предложениями и не навязал в своем окончательном решении новый компромисс. А. последнего предложения призван предотвратить подобное ослабление мотивации сторон путем устранения возможности для арбитра принимать компромиссное решение. Вместо этого у каждого участника переговоров есть мотивация к внесению предложения, к-рое арбитр сочтет более справедливым, чем предложение др. стороны. Арбитражный процесс обычно начинается, когда одна или обе стороны подают петицию в А., указывая стороны спора, предмет спора, и контракт или предыдущее соглашение, к-рое определяет возможность рассмотрения дела в А. Существуют различные орг-ции для производства А. и оказания помощи в выборе арбитра. Крупнейшей частной орг-цией является Американская арбитражная ассоц. Каждый год эта орг-ция производит свыше 20 тыс. арбитражей по трудовым конфликтам и тысячи по др. вопросам. После назначения арбитра проводится слушание, в ходе к-рого представители каждой стороны представляют свои предложения и предъявляют доказательства в поддержку своей позиции. Характер процессуальных действий может различаться, однако чаще всего они повторяют общую форму судопроизводства с арбитром, к-рый выступает в роли судьи и руководит слушанием, и с представителями каждой из сторон, к-рые вызывают свидетелей и представляют аргументацию в поддержку своих требований. После завершения слушаний арбитр оценивает как письменные документы, представленные для рассмотрения, так и устные аргументы сторон и их свидетелей, и выносит письменное решение. Если к.-л. из сторон впоследствии откажется выполнять это решение, др. сторона обычно может обратиться в суд и потребовать выполнения данного решения. См. также Поведенческие контракты, Тренинг межличностных отношений, Психология присяжных Т. А. Кочан

Определение 1
Формы разрешения конфликтов – это стратегии выхода из конфликта, то есть основные направления деятельности оппонента по разрешению того или иного вида конфликта.

Нередко конфликты не могут быть разрешены самими участниками. В этом случае необходима помощь третьего лица, третьей стороны, которая занимает нейтральную позицию по отношению к конфликтующим и способна принять объективное решение, устраивающее всех участников конфликта.

Образ третий страны является широким и собирательным, отсутствуют единые признаки, характеризующие третью сторону, так как она может быть представлена различными лицами, имеющими разные цели. Тем не менее, можно выделить три основные формы участия третий стороны в сфере урегулирования конфликтов:

  • арбитраж;
  • посредничество;
  • переговоры.

Арбитраж в конфликте пример

Там роль беспристрастного арбитра, решавшего вопрос, кто из претендентов на должность мэра наиболее достоин занять ее, доверялась., насекомому.

Процедура устраивалась так: кандидаты в мэры (в число которых могли попасть только те, у кого была солидная борода) рассаживались у стола и выкладывали на него свои бороды.

После этого на середину стола бросалась вошь.

Тот, в чью бороду она заползет, и становился мэром. Часть имеющейся и существенной информации об объекте конфликта оппонентами не учитывается. У участников конфликта формируются информационные модели конфликтной ситуации в целом; мотивов и возможных действий противоположной стороны в конфликте; своих мотивов и возможностей в конфликте; представлений окружающих о конфликте; целей всех сторон, участвующих в конфликте, и др.

Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой не что иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации.

Арбитраж как способ урегулирования конфликта

Арбитраж является технологией разрешении конфликта и характеризуется отсутствием четко прописанных норм, регулирующих процесс обсуждения конфликта. Кроме того, арбитраж характеризуется следующими признаками:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж 410 руб.
  • Реферат Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж 230 руб.
  • Контрольная работа Формы разрешения конфликтов: переговоры; посредничество; арбитраж 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • третья сторона имеет право выбора;
  • правом выбора также обладают участники конфликта;
  • решение арбитража обязательно;
  • решение арбитража выносится третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространённых технологий разрешения современных конфликтов. Его суть заключается в том, что стороны могут выбрать себе одно или несколько третьих лиц, которые осуществляют урегулирование конфликта. При этом стороны обязаны подчиниться третьему лицу. Выделяют несколько видов арбитража:

  • обязывающий – решение арбитра имеет окончательную и обязательную силу;
  • ограниченный – устанавливается риск поражения, а также приделы уступок до начала арбитражного разбирательства;
  • посреднический – стороны договариваются по отдельным моментам конфликта, оставшиеся моменты, которые они не смогли разрешить, передаются арбитражу;
  • рекомендательный – решение не носит обязательного характера, поэтому его могут либо принять его, либо отвергнуть.

Способы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Способы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Роман Шерн

Посредничество (медиация) в конфликтах между учредителями компаний

Я не искал таких заказов, но как-то само собой сложилось, что мне четыре раза довелось выступить посредником в конфликтах между учредителями разных фирм. Все эти конфликты были серьёзными и могли привести к краху устойчиво работающих предприятий.

Трижды конфликты разрешались обоюдно приемлемыми соглашениями сторон, и эти предприятия успешно работают и поныне. Новых конфликтов между учредителями не возникало. В одном случае решение вынес суд, принятое и исполненное сторонами.

Кроме того, мне за счёт тщательного оформления документов десятки раз удавалось предотвратить конфликты, назревавшие между контрагентами при исполнении контрактов. Урегулирование таких споров всегда обеспечивало надлежащее выполнение обязательств сторон и их взаимовыгодное сотрудничество.

Этот практический опыт позволил мне наработать полезные навыки и выработать собственные принципы, соблюдаемые при медиации конфликтов. Эти принципы следующие:

  1. Моя цель – разрешение конфликта таким образом, чтобы бизнес спорящих не понёс потерь.
  2. Нейтральное с моей стороны соблюдение всех законных и договорных интересов сторон.
  3. Терпимость и уважение к требованиям и интересам сторон.
  4. Соблюдение конфиденциальности моих переговоров с каждой из сторон, обеспечивающее доверительные отношения для выработки взаимоприемлемого решения для всех конфликтующих.
  5. Необходимы достаточные разъяснения позиций, мотивов и законных прав и интересов сторон для исключения обоюдных домыслов и предвзятых убеждений.
  6. Моё участие минимально достаточное для разрешения конфликта.
  7. Доказательство выгодности сторонам выработки взаимоприемлемого решения.
  8. Завершение конфликта подписанием сторонами письменного соглашения и принесением взаимных извинений за ошибки, допущенные в понимании сторон, и действия, которые могли нанести ущерб самолюбию и/или репутации друг друга.
  9. Платность моей услуги в равной мере для каждой из сторон. Ведь “кто платит, тот и заказывает музыку”.
  10. Гарантия всем конфликтующим конфиденциальности всего узнанного мною.

Почему я решил предлагать такую услугу? Раз уж у меня это получается, то почему бы не помочь людям быть счастливее и производительнее. Мои успехи в таких процессах помогли сохранить более 2000 рабочих мест. Эта деятельность соответствует моей личной жизненной цели.

Если вам нужен посредник, то сообщите другой стороне адрес этой страницы (ссылку на неё!). Если готовы обсуждать условия моего посредничества и привлечь меня, то напишите заявку на услугу, воспользовавшись страницей “Контакты” на этом сайте. Вне зависимости от того, кто из конфликтующих напишет заявку, для меня равноправными заказчиками будут все стороны.

Скорее всего, каждой из конфликтующих сторон придётся пойти на уступки и/или что-то потерять, но сохранить бизнес и восстановить нормальные деловые отношения с партнёром будет гораздо выгоднее для всех.

Гарантирую, что даже факт обращения ко мне по поводу вашего конфликта, а так же в случае, если моё посредничество не состоится, останется конфиденциальным.

ГЛАВА 3. Разрешение конфликтов: арбитраж

Арбитраж в конфликте пример

они должны быть заинтересованы в досрочном, но не во временном решении проблем.

Использование технологии консенсуса при управлении конфликтами имеет целью не только минимизацию его последствий, но и максимальное увеличение пользы для всех причастных к конфликту. Кроме согласования ин ересь всех сторон, консенсус предусматривает согласование и с интересами внешней стороны, с которыми должны согласиться участники конфликту. Достаточно давним, хорошо проверенным временем, для разрешения противоречий является метод привлечения посредника как одной из разновидностей консенсусных методов.

Посредник становится между двумя враждующими сторонами и вспом.

МАГАТЭ им найти вариант разрешения конфликта.

Он может взять на себя эту роль неформально или быть назначенным на нее. Во многих странах. Запада существуют формальные структуры, которые организуют посредничеств в качестве альтернативы правовым и другим традиционным методам решения противоречатчок.

Раздел 4.

Холландером как идиосинкразическое).

теория и практика разрешения конфликтов

Такие методы должны использоваться руководителями организаций.

К ним следует отнести: планирование социального развития; информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации; использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации; организацию материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников; наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы; адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп. Тактические методы предполагают две основные или базовые тактики: тактику соперничества и тактику приспособления.

В каждой из них имеются три производные тактики: уклонение, компромисс и сотрудничество.

Наиболее распространенный метод разрешения конфликтной ситуации — уход от конфликта. Смысл этого метода заключается в том,

Пример арбитража в конфликте

Этот алгоритм в работах А.

Инфо Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оч . Средства коммуникации Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е.

она возможна лишь посредством использования знаковых систем.

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако .

Мы уже говорили о том, что есть разные стратегии ведения конфликтных ситуаций.

Например, уклонение от конфликта, стремление разрешить конфликт односторонними уступками, компромисс, или соперничество, стремление во что бы то не стало настоять на своём и самая мудрая стратегия – это поиск согласия, консенсуса. Внимание Стороны иногда предусматривали, что третейского судью изберут после возникновения спора.

Арбитраж в конфликте пример

Его решение может быть принято в пользу одной из сторон, иметь компромиссный характер или оказаться некоторым новым вариантом.

Обращение конфликтующих сторон к третьему лицу с просьбой об урегулировании конфликта является исторически одним из древнейших способов. Тем не менее конструктивный потенциал этого способа не исчерпан.

Различают несколько возможных форм участия третьей стороны


1. Медиаторство (посредничество), при котором консультативные рекомендации не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими сторонами ;

2. Примирение, когда акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого прекращается конфликтное взаимодействие;

3. Арбитраж–форма разрешения конфликта с помощью третьей стороны, которая выступает в роли арбитра, ее рекомендации являются обязательными для выполнения конфликтующими сторонами;

4. Фасилитация–помощь конфликтующимсторонам в общем понимании их отношений и целей в процессе достижения соглашения.

Рассмотрим подробно первую и третью формы.

Арбитраж – практика разрешения конфликтов и спорных ситуаций, когда третья сторона выступает в роли судьи.

Алгоритм арбитража, применяемого в управленческой практике, следующий:

1) беседа арбитра (руководителя) с одним из участников конфликта по его инициативе, или по указанию вышестоящего руководителя;

2) беседа со вторым участником конфликта, которой может предшествовать сбор дополнительной информации;

3) анализ конфликтной ситуации арбитром, направленный на установление истины и выработку арбитражного решения.

4) встреча с обоими участниками конфликта и доведение до них арбитражного решения [9].

В целом, модель арбитража отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение правоты одной и неправоты другой стороны. Однако, нельзя не видеть, что эта модель затрагивает лишь предметный аспект конфликта, и не воздействует на аспект взаимоотношений конфликтующих сторон.

Медиаторство – это содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках взаимоприемлемого соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Медиатор – это лицо, осуществляющее посредническую деятельность.

Негативный эффектмедиаторства проявляется в размерах урегулирования, прочности соглашения, уменьшением невыполнений, улучшением послеконфликтного климата взаимоотношений.

Медиаторство, как и любые другие формы разрешения конфликта, имеет границы применения. Такими ограничениями являются:

1) отсутствие у третьей стороны собственных интересов в разрешаемом конфликте (нейтральность);

2) ослабление внутренней мотивации участников конфликта к разработке и принятию соглашения;

3) степень способности сторон к кооперативным действиям с помощью медиатора;

4) степень доверия сторон к медиатору и самому медиативному процессу.

Технические приемы медиаторства достаточно разнообразны: от сбора информации до убеждения и даже внушения сторонам [10].

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

• фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами сводится к тому, что конфликт поддается управлению, причем управлению таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

• среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее положение на современном этапе занимают переговорные модели. В этих целях активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров по разрешению конфликтов.

Особое место в практике управления конфликтами занимает привлечение третьей стороны. Существуют разнообразные формы участия третьей стороны, среди которых особое место занимают медиаторство и арбитраж.

Обращение конфликтующих сторон к третьему лицу с просьбой об урегулировании конфликта является исторически одним из древнейших способов. Тем не менее конструктивный потенциал этого способа не исчерпан.

Различают несколько возможных форм участия третьей стороны





1. Медиаторство (посредничество), при котором консультативные рекомендации не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими сторонами ;

2. Примирение, когда акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого прекращается конфликтное взаимодействие;

3. Арбитраж–форма разрешения конфликта с помощью третьей стороны, которая выступает в роли арбитра, ее рекомендации являются обязательными для выполнения конфликтующими сторонами;

4. Фасилитация–помощь конфликтующимсторонам в общем понимании их отношений и целей в процессе достижения соглашения.

Рассмотрим подробно первую и третью формы.

Арбитраж – практика разрешения конфликтов и спорных ситуаций, когда третья сторона выступает в роли судьи.

Алгоритм арбитража, применяемого в управленческой практике, следующий:

1) беседа арбитра (руководителя) с одним из участников конфликта по его инициативе, или по указанию вышестоящего руководителя;

2) беседа со вторым участником конфликта, которой может предшествовать сбор дополнительной информации;

3) анализ конфликтной ситуации арбитром, направленный на установление истины и выработку арбитражного решения.

4) встреча с обоими участниками конфликта и доведение до них арбитражного решения [9].

В целом, модель арбитража отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение правоты одной и неправоты другой стороны. Однако, нельзя не видеть, что эта модель затрагивает лишь предметный аспект конфликта, и не воздействует на аспект взаимоотношений конфликтующих сторон.

Медиаторство – это содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках взаимоприемлемого соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Медиатор – это лицо, осуществляющее посредническую деятельность.

Негативный эффектмедиаторства проявляется в размерах урегулирования, прочности соглашения, уменьшением невыполнений, улучшением послеконфликтного климата взаимоотношений.

Медиаторство, как и любые другие формы разрешения конфликта, имеет границы применения. Такими ограничениями являются:

1) отсутствие у третьей стороны собственных интересов в разрешаемом конфликте (нейтральность);

2) ослабление внутренней мотивации участников конфликта к разработке и принятию соглашения;

3) степень способности сторон к кооперативным действиям с помощью медиатора;

4) степень доверия сторон к медиатору и самому медиативному процессу.

Технические приемы медиаторства достаточно разнообразны: от сбора информации до убеждения и даже внушения сторонам [10].

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

• фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами сводится к тому, что конфликт поддается управлению, причем управлению таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

• среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее положение на современном этапе занимают переговорные модели. В этих целях активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров по разрешению конфликтов.

Особое место в практике управления конфликтами занимает привлечение третьей стороны. Существуют разнообразные формы участия третьей стороны, среди которых особое место занимают медиаторство и арбитраж.

Читайте также: