Внеурочная деятельность включается в часть учебного плана школы

Обновлено: 30.06.2024

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным.


Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.

Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.

Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.


Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.

Таким образом, в соответствии с законодательством

1. Основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

2. План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению.

3. Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.


Ниже представлены ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Полный текст представлен в документе МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приложение к письму Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС.

Школа после уроков – это мир творчества, раскрытия и проявления каждым ребёнком своих увлечений, своих интересов, своего Я. Немаловажно заинтересовать ребёнка интересным ему занятием, где он раскрывается как личность, проявляет свою волю. В этом нам поможет внеурочная деятельность.

В этой статье я хочу написать о том, что же такое внеурочная деятельность, чем она отличается от дополнительного образования, как она организуется в нашем образовательном учреждении.

Так как в 2011 году во всех школах города введи ФГОС начального образования, то впервые заговорили о внеурочной деятельности, однако внеурочную деятельность ввели только в январе 2014 года.

А также иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с одарёнными или отстающими детьми.

Внеурочная деятельность - это одна из форм организации свободного времени учащихся и неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в ОУ регламентируется следующими документами :

-Приказ Минобрнауки России « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2 № 373 от 06.10.2009г. ( в редакции Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241).

-Планом внеурочной деятельности школы

Что же такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.

Внеурочная деятельность имеет следующие задачи:

1. Обеспечение возможности приобретения обучающимися социальных знаний;

2. О беспечение возможности получения обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям;

3. обеспечение возможности получения обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;

4. Обеспечение роста творческого потенциала ребёнка.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку способностей

И так можно провести следующее сравнение:

Общее и различия

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

Нормативно-правовая база

Внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, дополнительное образование реализует дополнительные программы

Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами…

… Организационный раздел включает:

-Учебный план начального общего образования;

-План внеурочной деятельности;

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

•Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

•Способствует в полной мере реализации требования ФГОС.

•Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы.

•Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ.

•Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы ООО определяет ОУ.

Существует много моделей организации внеурочной деятельности.

1.Модель дополнительного образования - на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей;

3.Оптимизационная модель - на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения;

4.Инновационно-образовательная модель.

Во многих школах реализуется оптимизационная модель (модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения. (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители и др.).

В данном случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-Взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

-Организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-Организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-Организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

На каждый класс выделяется по 10 часов внеурочной деятельности .

Однако не обязательно, что все 10 часов в школе будут реализовываться, т. к. ФГОС сказано, что внеурочная деятельность в начальной школе до 1350 часов, в основной школе до 1750 часов.

Существует режим внеурочной деятельности:

- Перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут; (у нас 50 мин. в начальной школе, в 5—6 классах мы такого перерыва не делаем (т.к.по САН ПиН «занятия ВД могут проводиться как в урочное, так и внеурочное время) ;

- Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут;

- Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 35 минут.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование предъявляют различные требования к нагрузке обучающихся

«Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:…

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю…

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы.

В каждой школе разрабатывается план внеурочной деятельности.

Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности/ дополнитель-ные образовательные программы

«Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает: дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

ФГОС 2-го поколения значительное внимание уделяют метапредметным (которые включают освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на помощь в достижении этих результатов (работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию).

Внеурочную деятельность учителя должны реализовывать для того, что бы усовершенствовать УУД у учащихся. В данной таблице мы видим разные УУД (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Все эти УУД мы должны реализовать в урочной деятельности, но это получается не всегда. Общение со сверстниками, выражение своей точки зрения, какое то свое ценностное, нравственное отношение и взаимооценка и самооценка-это все то, на что не хватает времени на уроке по ФГОСам. Во внеурочной деятельности это сделать значительно просто, так как легче построить занятие, где учащиеся будут развивать свои коммуникативные навыки. Легче построить занятие, где ребята будут более четко выражать свои мысли и предпочтения, выстраивать свою оценку.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням .

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых, немыслимо существование гражданского общества и гражданина.

Возможности оценки самые разные, но в основе будет лежать самооценка чего либо по отношению к самому себе ( что я имел на начало года, в середине ,в конце года)

Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

-Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

В школе осуществляется анализ включенности учащихся в систему внеурочной деятельности (каждый классный руководитель ведет учёт занятости школьников во внеурочное время.)

Так же следует вести учёт обеспеченности кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами)

2. Эффективность внеурочной деятельности:

-Профессиональная позиция педагога.

Учитывается участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

уровень достижения ожидаемых результатов;

достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;

-рост мотивации к внеурочной деятельности.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио-накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Давая характеристику выпускника, классный руководитель учитывает активность выпускника не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности и те результаты которые достигнуты учащимся.

4. Удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами. В конце года проводится анкетирование родителей, где выясняется степень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности)

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в школе организована по направлениям: социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное , духовно-нравственное , общее интеллектуальное , общекультурное.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/ направленностями содержания

Формы организации внеурочной деятельности: этические беседы, экскурсии, познавательные беседы , игры с ролевым акцентом, культпоходы в театры, музеи, выставки, факультативы, выставки и спектакли в школе , детские исследовательские проекты, занятия объединений художественного творчества, культпоходы в музеи и театры, кружки различной направленности, секции, в том числе спортивные, акции в окружающем социуме, поисковые исследования, конкурсы, соревнования и олимпиады.

Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным программам определяет организация.

Минимальное количество обучающихся в группе для проведения занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество учеников на занятии внеурочной деятельности устанавливается самостоятельно образовательной организацией.

Таким образом, внеурочная деятельность - это не урок, она дает в работе для учителя такой полет для творчества, который сможет вдохновить молодых людей на всю жизнь.

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

В статье дается сравнительный анализ урочной и внеурочной деятельности, примерный план структуры внеурочной деятельности и содержание плана внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
8lan_i_struktura_uchebnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

Коркин Максим Валерьевич

педагог дополнительного образования

План и структура учебной и внеурочной деятельности

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).

Помимо учебного плана может составляться план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Структура примерного плана внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:

  • план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
  • план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);
  • план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
  • план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
  • план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
  • план воспитательных мероприятий.

Содержание плана внеурочной деятельности

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.

Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

  • на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
  • на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,
  • на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,
  • на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов,
  • на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.

В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т.д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:

  • модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
  • модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
  • модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;
  • модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;
  • модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

  • компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
  • социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;
  • компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ может происходить:

  • в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
  • через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
  • через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

Нагрузка внеурочной деятельности

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений и является обязательной для посещения (см. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.5).

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) *

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) **

Читайте также: