План работы постоянно действующего семинара в школе

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №9

постоянно действующего семинара

Первый год обучения

Тема: Знания и умения учителя — залог творчества и успеха учащихся

Рассказ-презентация о гимназии

Знакомство с локальными актами гимназии

-потенциальные возможности учителя в обучении и воспитании учащихся

-предпочтения учителя привыборе форм и методов повышения квалификации

Изучение требований к плану воспитательной работы. Методы изучения личности

Изучение методических разработок:

-тематика родительских собраний

-стиль взаимоотношений с учащимися и родителями

Совершенствование аналитической культуры учителя как основа корректирующего влияния на учебный процесс

Изучение методических разработок:

-требования к анализу урока, деятельности учителя на уроке, типы и формы уроков

Практикум : самоанализ урока

Беседа «Факторы, влияющие на качество преподавания

Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Изучение методических разработок:

способы организации работы учащихся с учебником, текстами, виды лекций

Психолого-педагогические требования к учету и оценке знаний учащихся

Изучение методических разработок: как помочь учащимся подготовиться к экзаменам, к устным выступлениям, формы контроля знаний

Микроисследование: Приоритеты творческого развития учителя

Второй год обучения

Развитие творческих способностей учащихся

Микроисследование: оценка уровня творческого потенциала личности

Интеграция — один из путей развития познавательного интереса учащихся

Традиционные и новые педагогические технологии

Программа развития гимназии

Основы теории развивающего обучения

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Индивидуализация и дифференциация обучения

Деятельность учителя на урке с личностно-ориентированной направленностью

Методика организации коллективных способов обучения

Работа с неуспевающими учащимися

Третий год обучения

Культура педагогического общения

Микроисследование: выявление тенденций к стилям педагогического общения

Шкала самооценки личности

Критерии обученности учащихся

Основные качества устного ответа, подлежащие оценке

Беседа Отметка и оценка — одно и то же?

Домашнее задание: как, когда, сколько

Виды дифференциации и индивидуализации заданий учащихся

Активные и нестандартные методы обучения

Внеклассная работа по предмету

Навыки коммуникации и общения в современной школе

Имидж современного учителя

Потребность в успехе, Мотив и цель достижения

Творческий отчет молодого учителя

[1] Семинар проводится по мере необходимости (при приёме на работу молодого специалиста)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Постоянно действующий семинар

психологического сопровождения педагогов

в условиях реализации ФГОС

Тематический план

Психологическая компетентность педагога как ресурс профессионального развития в инновационном образовательном пространстве.

Семинар с элементами тренинга

Пути повышения психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Постоянно действующий семинар

психологического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС

Форма проведения

Ответственные

Приветствие участников

I . Теоретическая часть:

Упражнение на выявление локуса проблем

II . Практическая часть:

III . Подведение итогов семинара:

Просмотр мультфильма, информационное оповещение

Цель: актуализировать знания участников, выявлять локуса проблем, трудностей, которые испытывает педагог при организации развивающей, коррекционной работы с детьми работы.

Материал: бланк – анкета по количеству участников.

- предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты, используя графические изображения. Обоснуйте свой выбор.

(участники выполняют задание и презентуют результаты работы в своих анкетах – 5 мин.)

Вывод: результаты анкеты показали, что существуют проблемы в организации и проведении психологического сопровождения развивающей работы с детьми. Именно эти аспекты мы попытаемся раскрыть и ответить на ваши вопросы.

Информационное оповещение

Цель: подвести участников к понятию о важности развивающей работы с детьми.

Материал: видеофильм.

- предлагаю просмотреть Вам мультипликационный фильм. Представьте себе среднестатистическую семью, в которой мать оставила ребенка на гувернантку.

- обсуждение участниками просмотренного видеофильма:

- Какую параллель можно провести с темой нашей встречи?

- С какими проблемами столкнулась гувернантка?

- Какова роль воспитателя, педагога-психолога и старшего воспитателя в оказании помощи детям и родимтелям?

Вывод: освещенная проблема в видеофильме актуальна для нас сегодня. Поэтому в ходе нашей встречи попытаемся вооружить вас необходимыми методами и приемами в организации развивающей работы.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значитель​ных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

б) откуда у меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

б) очень маловероятно;

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвест​ным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?

а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты​ваете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) что получится, то и хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

б) нет, надо учиться самому основному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10. Профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потреб​ности в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на мар​шруте, по которому уже прошли?

в) если место понравилось и запомнилось, то да.

12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?

в) вспомню все, что мне интересно.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны сделанным;

в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?

16. Когда вы один, вы:

а) любите мечтать о каких-то вешах, может быть, и абст​рактных;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где есть тишина.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Теперь подсчитайте баллы.

За ответ а начисляются 3 балла, за ответ б — 1, за ответ в — 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознатель​ности, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагиро​ваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества твор​ческого потенциала.

Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значи​тельный творческий потенциал, который представляет вам бога​тый выбор творческих возможностей.

Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

Если вы набрали 24—47 баллов, то у вас есть качества, кото​рые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчест​ва. Самый опасный — страх, особенно у людей, ориентирован​ных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает вообра​жение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит че​рез этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для дру​гих поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Психологические типы воспитательских позиций.

— Раскрытию творческого потенциала может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитате​лю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осу​ществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладева​ют тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-пер​вых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитате​лем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на са​мом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим пра​вилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нор​мы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинны​ми, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных спо​собов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэ​тому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Кара​баса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способ​ной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограни​ченной психической активности, воспроизведению стереотип​ных способов поведения и решения задач. Это происходит пото​му, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единствен​ного образца для подражания, что не способствует формирова​нию у них собственных побудительных мотивов. Немотивиро​ванная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ре​бенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и не​послушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих дей​ствий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила и бабуш​кин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Спящая красавица . Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо восприни​мает как помеху своим снам (грезам наяву).

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго вы​сиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неус​танно ухаживает, показывая, где и как следует добывать чер​вячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потом​стве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой не​усыпный контроль.

— Согласны ли вы с психологами?

— Встречаются ли такие позиции в чистом виде?

— Что ещё вы бы хотели добавить и обсудить?

Цель: подвести итоги встречи, наметить пути решения возникающих проблем в организации и проведении работы с детьми.

Материал: бланк – анкета по количеству участников.

- предлагаю Вам отметить через призму приобретенных знаний и навыков. Что будите использовать в своей работе. Обоснуйте ответ.

( участники выполняют задание и презентуют результаты работы в своих анкетах – 5 мин.)

Вывод: наша встреча прошла в активной форме. По результатам анкет видно, что многие из вас нашли пути решения проблем в организации и проведении работы с детьми.

Спасибо за активную, творческую работу.

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).

Играйте с детьми каждый день.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушайте каждого желающего.

Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.

Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.

Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Каждый участник образовательного процесса понимает, что Школа сегодня – это многоцелевая система. У каждого методического подразделения свои цели, отражающие его специфику, профессиональные и личностные интересы его членов. В сложной управленческой деятельности образовательного учреждения методическая работа – одно из приоритетных направлений. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо происходящие сегодня в образовательных учреждениях изменения активно влияют на характер и содержание методической деятельности. Ориентируясь на модернизацию образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что личность учащегося формируется личностью самого учителя. К такому выводу позволили прийти и практика работы в школе и специальные социологические исследования.

Методическая работа в нашем образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Индивидуальные и профессиональные качества педагогов, конкретные особенности каждой предметной дисциплины требуют от школьной методической службы разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход и самые разнообразные формы методического обучения.

Массовые: проблемно-стратегические педсоветы по наиболее актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, научно-практические конференции, общешкольные методические совещания.

Групповые, коллективные: заседание методических объединений, творческих групп, семинары, групповые консультации, методические недели как форма отчета методического объединения, творческие отчеты педагогов.

Индивидуальные: работа по самообразованию учителя, наставничество, индивидуальные консультации по авторским программам, элективным курсам, по вопросам аттестации, разработка учителем методической темы, УМК, КИМ.

В последние годы в образовании ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, на современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Для реализации своих методических целей и задач мы применяем различные способы и формы, но наряду с такими традиционными формами, как педагогический совет, методические совещания и методические недели, в нашей школе на протяжении последних нескольких лет особое внимание уделяется работе постоянно действующего семинара (ПДС). Из всего многообразия способов работы он является наиболее эффективным, он оптимален и для учителей, и для психологов.

Семинар – это доступная, удобная, многофункциональная форма, которую можно использовать и для повышения квалификации, и для переподготовки, и для включения учителей в процессы разработки и реализации программы эксперимента, и для обсуждения достигнутых результатов, анализа проблемных ситуаций, выставления экспертных оценок и формулирования выводов.

Именно за счет выстроенной грамотно, тщательно продуманной по структуре и содержанию работы ПДС, в нашей школе реализуются важнейшие функции методической работы:

2. по отношению к педагогическому коллективу школы реализуется за счет анализа образовательного процесса в школе и его результатов, выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, стимулирования педагогического творчества и инициативы.

3. по отношению к конкретному учителю, воспитателю реализует основную цель – помочь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.

При этом для более успешной реализации вышеназванных функций в содержание работы ПДС включаются следующие направления:

Воспитательное предусматривает повышение квалификации учителей по вопросам теории и методике воспитания школьников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения школьников.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации учителей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене учащихся.

Техническое направление позволяет учителям совершенствовать свой опыт работы с различными современными техническими средствами обучения, помогает избавиться от устаревших взглядов, делает педагога более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его статус и конкурентноспособность.

Самообразовательное направление подчеркивает необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития педагогов по всем направлениям. Активное участие в подготовке и проведении ПДС стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Этапы подготовки и проведения ПДС

1. Выбор темы

Тематика семинаров продумывается и обсуждается сначала на заседаниях МО, а затем утверждается на весь учебный год научно-методическим советом. План проведения ПДС доводится до сведения всех учителей для того, чтобы каждый педагог мог спланировать свою работу и принять активное участие в проведении того или иного семинара

2. Целеполагание

При подготовке к конкретному ПДС продумываются цели, задачи и выбираются оптимальные средства для проведения каждого этапа семинара в зависимости от предложенной темы и решаемой проблемы. Обязательными элементами данной процедуры являются: постановка проблемы, анализ причин возникновения проблемы, проектирование способов решения данной проблемы, обобщение опыта – определение класса проблем, сходных с данной, и выявление общих особенностей этого класса и частных нюансов, характерных для данного конкретного случая.

3. Теоретическая часть

В теоретической части семинара, прежде всего, происходит доступное освещение актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, раскрывается содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Содержание информационного блока определяется общей тематикой семинара или заказом со стороны его участников.

4. Работа психолого-педагогической службы

Особую ценность для педагогов представляют рекомендации и консультации психолого-педагогической службы. Поэтому при проведении каждого ПДС продумывается участие в его работе школьного психолога и социального педагога. При этом важно обеспечить обстановку творчества, неформального общения, которая побуждает к коллективному решению актуальных учебно-педагогических задач.

5. Практическая часть

Каждый семинар сопровождается практическим занятием. В центре внимания присутствующих не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно для профессионального мастерства учителей и воспитателей. При этом практические занятия могут быть тренировочными и творческого характера.

6. Рефлексия

Заканчивается работа ПДС подведением итогов по конкретной проблеме, анализом работы всего педагогического коллектива и отдельных педагогов по данному вопросу с выработкой рекомендаций для дальнейшей работы.

Необходимым условием для проведения ПДС является подбор разнообразных активных форм на каждом этапе семинара. Некоторые из таких форм наших ПДС стали практически традиционными.

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы, выявление противоречий между различными точками зрения, применение теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения: коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика проведения: ознакомление слушателей с проблемой, постановка вопросов участникам, обсуждение различных точек зрения, заключение по итогам обсуждения.

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения: групповая работа (группа оппонентов, поддержки, сторонников и противников обсуждаемой проблемы)

Методика проведения: методический ринг как разновидность дискуссии при наличии противоположных взглядов на вопрос или как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Цель: обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения: круглый стол

Методика проведения: Методический диалог ведется между ведущим и участниками или между группами участников, которые заранее знакомы с темой обсуждения. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

Цель: отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Он активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения: коллективная или групповая работа.

Методика проведения: процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, ход игры, подведение итогов.

Цель: отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Форма проведения: индивидуальная или групповая

Методика проведения: тренировочный режим, доверительное и откровенное общение с применением раздаточного материала, ТСО.

Эффективность работы постоянно действующего семинара во многом определяется внешними организационными условиями, такими как: поддержка со стороны администрации; наличие квалифицированных кадров; связь с повседневной практикой; возможности доступа к необходимой информации. В нашей школе – это уже хорошо налаженный и отработанный механизм и все затраты окупаются сторицей. Затрачивая определенные (не слишком уж большие) усилия на обеспечение развития своих педагогов, в результате мы получаем коллектив, который стремится к высокому статусу, успешности и профессиональному росту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М. : Про – Пресс, 2001.

2. Голубева Л. В. Методическая работа в школе. – Волгоград: Учитель, 2006.

3. Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М. : Аркти, 1999.

4. Сыромятникова Л. М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. – М. : Глобус, 2007. – 284 с.

5. Ширшина Н. В. Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.

Каждый участник образовательного процесса понимает, что Школа сегодня – это многоцелевая система. У каждого методического подразделения свои цели, отражающие его специфику, профессиональные и личностные интересы его членов. В сложной управленческой деятельности образовательного учреждения методическая работа – одно из приоритетных направлений. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо происходящие сегодня в образовательных учреждениях изменения активно влияют на характер и содержание методической деятельности. Ориентируясь на модернизацию образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, прежде всего, необходимо помнить, что личность учащегося формируется личностью самого учителя. К такому выводу позволили прийти и практика работы в школе и специальные социологические исследования.

Методическая работа в нашем образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Индивидуальные и профессиональные качества педагогов, конкретные особенности каждой предметной дисциплины требуют от школьной методической службы разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход и самые разнообразные формы методического обучения.

Массовые: проблемно-стратегические педсоветы по наиболее актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, научно-практические конференции, общешкольные методические совещания.
Групповые, коллективные: заседание методических объединений, творческих групп, семинары, групповые консультации, методические недели как форма отчета методического объединения, творческие отчеты педагогов.

Индивидуальные: работа по самообразованию учителя, наставничество, индивидуальные консультации по авторским программам, элективным курсам, по вопросам аттестации, разработка учителем методической темы, УМК, КИМ.

В последние годы в образовании ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, на современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Для реализации своих методических целей и задач мы применяем различные способы и формы, но наряду с такими традиционными формами, как педагогический совет, методические совещания и методические недели, в нашей школе на протяжении последних нескольких лет особое внимание уделяется работе постоянно действующего семинара (ПДС). Из всего многообразия способов работы он является наиболее эффективным, он оптимален и для учителей, и для психологов.

Семинар - это доступная, удобная, многофункциональная форма, которую можно использовать и для повышения квалификации, и для переподготовки, и для включения учителей в процессы разработки и реализации программы эксперимента, и для обсуждения достигнутых результатов, анализа проблемных ситуаций, выставления экспертных оценок и формулирования выводов.

Именно за счет выстроенной грамотно, тщательно продуманной по структуре и содержанию работы ПДС, в нашей школе реализуются важнейшие функции методической работы:

При этом для более успешной реализации вышеназванных функций в содержание работы ПДС включаются следующие направления:

Воспитательное предусматривает повышение квалификации учителей по вопросам теории и методике воспитания школьников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения школьников.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации учителей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене учащихся.

Техническое направление позволяет учителям совершенствовать свой опыт работы с различными современными техническими средствами обучения, помогает избавиться от устаревших взглядов, делает педагога более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его статус и конкурентноспособность.

Самообразовательное направление подчеркивает необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития педагогов по всем направлениям. Активное участие в подготовке и проведении ПДС стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.


Полный текст материала Постоянно действующий семинар как одна из форм методической работы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Читайте также: