Чучело анализ произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жанр и направление

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Сочинение на тему фильм чучело

Смысл названия

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка, Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение – уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно хотел в своем старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое – все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далекого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились, и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой – Маргарита Ивановна не простила ребятам такой подлости, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, однако Лена, желая спасти друга, взяла его вину на себя. Тогда Железная Кнопка подговорила весь класс объявить ей бойкот. Лена была уверена, что Дима вскоре сам во всем признается ребятам, но он был слишком трусливым, чтобы сделать это. О поступке Димы знала и Шмакова – главная кокетка в классе, однако она хотела понаблюдать за его душевными страданиями, и после обернуть все в свою пользу.

Ребята настолько озверели, что принялись нещадно издеваться над Леной. Они затравливали ее на улицах, ночью пугали медвежьей головой через окно дома, и даже подожгли чучело, на которое надели украденное платье Лены. Этого девочка уже не смогла снести. Нарядившись в полуистлевшее платье и побрившись наголо, она пришла на день рождения Димы Сомова, и открыто сказал одноклассникам все, что о них думает. В тот же вечер ребята узнали всю правду и о том, кто был истинным виновником срыва долгожданной поездки, и объявили Сомову бойкот.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решил переехать. Он подарил родному городу уникальную коллекцию картин, а школе оставил один портрет, на котором была изображена девушка – точная копия его Лены. Одноклассники были подавлены – они чувствовали непосильный груз вины перед Чучелом.

Главные герои и их характеристика

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но эгоистичная, поверхностная.

Жанровая направленность произведения представляет собой бытовую прозу, основной темой которой является бесчувственность и проявление жестокости со стороны современных подростков.

Главной героиней повести является Лена Бессольцева, представленная в образе шестиклассницы, пришедшей в качестве новой ученицы в одну провинциальную российскую школу. Девочка является внучкой местного художника Николая Николаевича, который ведет замкнутый образ жизни, сторонясь жителей, доброго и мягкого человека.

Лена характеризуется в повести в качестве открытой, искренней, доброй, доверчивой девочки, не умеющей отстаивать собственную точку зрения, а также приспосабливаться к ситуации. Внешность Лены не отличается яркостью, поскольку девочка изображается в виде худенького, угловатого, улыбчивого подростка.

Сюжетная линия разворачивается вокруг взаимоотношений главной героини с одноклассниками, лидером который является Миронова, имеющая прозвище Железная Кнопка, представленная в образе девочки, отличающейся жестким характером, властолюбивой, беспощадной и озлобленной.

Миронова организует травлю новенькой ученицы, презирая ее из-за доброты и мягкосердечности, называя девочку чучелом.

В давлении на Лену Бессольцеву не участвует мальчик по фамилии Васильев, являющийся тихоней и слабаком.

У главной героини на протяжении повествования завязываются дружеские отношения с самым красивым мальчиком в классе Димой Сомовым, отличником и любимцем преподавательского состава школы, играющего в благородство, однако являющегося в душе малодушным трусом.

Кульминацией повествования становится случай прогула уроков всем классом, о котором классной руководительнице Маргарите Ивановне становится известно от Димы Сомова. Лена встает на защиту друга перед одноклассниками и берет всю вину на себя, после чего класс выражает девочке жестокую агрессию в виде полного бойкота и сжигания фигуры чучела, которое символизирует главную героиню, на территории школьного двора.

Данное событие заставляет семью Бессольцевых уехать из города.

Смысловая нагрузка произведения заключается в демонстрации авторского презрения в отношении поведения взрослых героев повести, не желающих замечать жестокости в поступках детей и косвенно участвующих в травле подростка.

Главной мыслью повести становится необходимость проявления человеческих качества в виде доброты, отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим людям, самопожертвования и уважения друг к другу.

2 вариант

Показывая жестокость детей, которая порой превосходит по силе даже взрослую жестокость, автор открывает глаза социума на реальность происходящего рядом со взрослыми людьми. Порой, общество лишь поверхностно смотрит на окружающие события, даже не пытаясь углубиться и проникнуться проблемами, казалось бы, маленького детского мира.

Жестокость, подростков зачастую переходит грань морально дозволенного. Дети, самоутверждаются за счет своих более слабых, мягких, не способных ответить тем же ровесников и обитателей их, еще детского мира.

Еще не понимая толком, дети путем оскорблений и последующими аморальными методами по отношению к более слабым индивидам, устанавливают социальный статус в своем круге, не понимая и не пытаясь понять, что происходит с предметом их насмешек и постоянного давления. Этот человек становится для них неодушевленным предметом.

Неоднозначность произведения выражена в презрительном отношении Железнякова к общественному строю взрослого мира. В угнетении мягкого и доброго человечка, Лены Бессольцевой, виновны, конечно, не ее одноклассники. Виноваты взрослые–родители и учителя, на глазах которых разворачивались и велись боевые действия по отношению к девочке. Именно взрослые молчали, видя постоянное давление на одного ребенка.

Можно сделать выводы, что общественный строй взрослого мира считает нормой поедание более слабых особей. Иначе и сказать нельзя. Потому, что звериное поведение людей находит отклик только в сравнении их со стаей голодных гиен. С поведением хищных животных.

Закрывая глаза на происходящее, учителя и родители порождали и выращивали для современного социума новых, более бездушных и жестоких гиен. Строился новый мир, где каждый сам за себя, где бездушное скотское отношение к человеку, выбивающемуся из общепринятых понятий в этом обществе, не только нет места, а уготована жизнь раба без роду, собственного мнения и возможности решать самому свою судьбу. В этом обществе все уже решено за таких людей. Им уготована жизнь пушечного мяса, еды для хищников. Или же постоянные гонения доведут их в итоге, в лучшем случае, до переезда в другой город, как сделали Лена и ее дедушка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Чучело Железникова

Популярные сегодня темы

В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

Известный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.

Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день

История создания

Жанр и направление

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Смысл названия

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  2. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  3. У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  4. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  5. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Смысл

Чему учит?

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Критика

ФИО автора: Железников Владимир Карлович

Название: Чучело

Жанр: Повесть

Год написания: 1981 год


Время и место действия

Действие повести происходит в 70-е годы ХХ века, в старом русском городке на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховом. Названо произведение в честь главной героини – двенадцатилетней Лены Бессольцевой, прозванной жестокими одноклассниками Чучелом.

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером, жёсткая.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но поверхностная.

Валя, Лохматый, Рыжий, Васильев – одноклассники Лены.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение: уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно ходил в своём старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое: все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далёкого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой: Маргарита Ивановна не простила ребятам такой проступок, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, однако Лена, желая спасти друга, взяла его вину на себя. Тогда Железная Кнопка подговорила весь класс объявить ей бойкот. Лена была уверена, что Дима вскоре сам во всём признается ребятам, но он был слишком трусливым, чтобы сделать это. О поступке Димы знала и Шмакова – главная кокетка в классе, однако она хотела понаблюдать за его душевными страданиями и после обернуть всё в свою пользу.

Ребята настолько озверели, что принялись нещадно издеваться над Леной. Они затравливали её на улицах, ночью пугали медвежьей головой через окно дома и даже подожгли чучело, на которое надели украденное у Лены платье . Этого девочка уже не смогла снести. Нарядившись в полуистлевшее платье и побрившись наголо, она пришла на день рождения Димы Сомова и открыто сказал одноклассникам всё, что о них думает. В тот же вечер ребята узнали всю правду и о том, кто был истинным виновником срыва долгожданной поездки, и объявили Сомову бойкот.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решил переехать. Он подарил родному городу уникальную коллекцию картин, а школе оставил один портрет, на котором была изображена девушка – точная копия его Лены. Одноклассники были подавлены: они чувствовали непосильный груз вины перед Леной.

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор показал, что даже дети могут быть невероятно жестокими и беспощадными. В силу своего возраста принимая бессердечность и жестокость за проявление силы, они готовы были морально раздавить того, кто, по их мнению, заслуживал наказания. Вот только истинная сила заключается в доброте, самопожертвовании и правде – именно это и пыталась всеми силами доказать главная героиня.

Главная мысль

В любой ситуации, даже самой сложной, нужно оставаться человеком.

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Калитка – дверь в заборе, предназначенная для входа в огороженную забором территорию и выхода за неё.

Лафет – специальное приспособление, опора, на котором закрепляется ствол орудия с затвором.

Мезонин – вышка, полуярус — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.

Новые слова

Курган – разновидность погребальных памятников, представляет собой сооружение земляной насыпи над погребальной ямой.

Жимолость – разновидность кустарника.

Гаубица – артиллерийское орудие.

Парное молоко – молоко, которое только что надоили и ещё не успели охладить.

Создавая данное произведение Владимир Железников хотел обратить внимание общественности на то, какие могут быть жестокие дети.

Сюжет истории таков: главная героиня Лена Бессольцева переходит в новую школу. Однако, одноклассники не так уж радостно принимают девочку. Первое время они хорошо вели себя с Леной, но только на первый взгляд. За спиной дети показывали, кто здесь хозяин и чьим правилам стоит следовать.

Здесь Владимир Железников открыто презирает родителей и учителей, которые ни в коем образом не смогли воспитать мораль в детях и защитить несчастную девушки. Ведь в рассказе открыто показано, что взрослые поддерживали жестокость со стороны детей. Эта проблема остаётся актуально и по сей день. Жестокость детей не знает границ, если их не учить ума да разуму.

Один раз весь класс сбежал с уроков, чтобы сходить в кино. Диме невольно пришлось вернуться в класс, потому что забыл копилку. В тот момент его ловит учительница и устраивает допрос, на котором мальчик во всём признаётся. Классу не понравилась, что Дима их сдал. Они решают наказать предателя, Лена, как настоящая подруга вступается, обращая весь гнев бессовестных детей, которые не представляют, что существует какие — то моральные качества и ценности.

Учительница по имени Маргарита Ивановна не принимала никакого участия, что крайне не педагогично с неё стороны. Нельзя было поощрять заводил. Подобное безразличие может привести к трагедии.

Не выдержав такой ненависти Лена умоляет своего деда уехать из этого ужасного города, что они и сделали. Только потом дети понимают, что поступили неправильно и их мучает совесть.

Важно понимать, что именно взрослые могут предотвратить подобное насилие и вырастить действительно достоин.

Характеристика Лены и Сомова


Но наряду с доверчивостью и наивностью в девочке проявляются и другие, достойные восхищения качества. Доброта и сострадание заставляют ее взять на себя вину мальчика, которым она втайне восхищается. До последнего момента она верит в его благородство, но Димка оказывается недостаточно храбрым.

Лена мужественно встречает травлю одноклассников, дает им отпор, как может — не унижается и не заискивает. Храбро хватает горящее пугало и распугивает преследователей. Прощает Сомова, когда он приходит к ней с повинной. Из благородства не выдает его, даже когда Димка присоединяется к травле. Лена — человек с большой буквы, невероятно сильная духом, благородная и великодушная девочка, которая не отказывается от своих принципов даже под страхом издевок и унижений. Благодаря этой истории ее характер закаляется, она становится еще более сильной и уверенной.

Несмотря на его предательство, он вовсе не жестокий мальчик. Лена, как лучик солнца, подсвечивает в нем его лучшие качества — поэтому она и нравится Диме, ведь самый главный его страх — признаться самому себе, что он трус. Сомов борется со своей трусостью, но, к сожалению, не всегда успешно. Он мечется между чувствами к Лене и страхом наказания, боится потерять авторитет в классе, на протяжении всего фильма совершая противоречивые поступки.

В конце Сомов все же признается в содеянном одноклассникам, тем самым снимая с Лены обвинения. Этот поступок позволяет надеяться, что в будущем Дима станет более смелым, и хорошие качества победят в нем трусость и слабость.

Советы педагогам

Недаром сочинение по книге пишут в том возрасте, когда школьники вступают на путь взросления, когда общение со сверстниками выходит на первый план и у детей начинают формироваться важные нравственные ценности. Анализируя поступки и личности героев, школьники учатся работать с текстом, рассуждать и выражать свои мысли на письме.

В статье Википедии, посвященной книге, есть любопытный факт: оказывается, Железников написал свою повесть на основе реальной истории, произошедшей с его племянницей. Девочка отказалась врать учительнице вместе со всеми, за что класс объявил ей бойкот, который длился полгода.

Чтобы сделать урок более интересным, можно также посмотреть одноименный фильм 1983 года, главные роли в котором исполнили Кристина Орбакайте (Лена), Юрий Никулин (Николай Николаевич Бессольцев) и Дмитрий Егоров (Димка Сомов). После просмотра можно обсудить с детьми героев, попросить сделать анализ проблем, поднятых в произведении.

Другие персонажи

Помимо Лены и Димы, в повести есть еще несколько центральных персонажей, важных для раскрытия морали и основных проблем произведения:

Остальные персонажи являются второстепенными, но для полноты картины можно дать и их краткое описание:

  • Валька. Корыстный и расчетливый мальчик, который любит деньги, поэтому продает собак по рублю.
  • Рыжий. Грубый и невоспитанный, действует как большинство.
  • Попов. Безвольный мальчик, влюбленный в Шмакову.
  • Васильев. Скромный, но благородный мальчик — единственный, кто не травит Лену.

Вариант 3

Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.

Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.

Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.

По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника. Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.

Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.

В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.

Другие сочинения: ← Отцы и дети в романе Преступление и наказание Достоевского↑ ДругиеМакар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди →

Читайте также: