Общество как объективная реальность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общество – это в первую очередь совместная жизнь большого количества людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворить свои жизненно необходимые потребности. В результате между ними формируется определенный тип отношений, затрагивающих средства и способы удовлетворения потребностей, основываясь на существующих условиях жизни.

  • общество – это общность, объединение людей, которые наделены волей и сознанием;
  • общество – объединение людей, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы удовлетворить значимые для каждого из них потребности. общество выступает результатом таких потребностей;
  • общество – устойчивое и постоянное взаимодействие между индивидами, объединенными объективно сложившимся всеобщим интересом и порожденными им едиными социальными целями.

Публичная власть, представленная законодательными, исполнительными, судебными органами, а также нормами права, способными обеспечивать упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, а также защищают население от внешней угрозы.

Общество является социокультурной системой. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в едином обществе невозможны без общей системы ценностей, который назван культура.

Иными словами, общество представляет устойчивое саморазвивающееся объединение людей, которые связаны между собой общими интересами и взаимодействующие между собой на основании общеобязательных норм и ценностей с целью удовлетворить индивидуальные потребности.

Социальная реальность – это сфера бытия человека, то есть действительность, которая была сотворена человеком на основании преобразования им природы и включения в нее предметов и свойств социального содержательного функционирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная реальность рассматривается в качестве двух групп социальных факторов:

  • социальные структуры;
  • социальные институты.

Реализм и номинализм

Разнообразные концепции определения природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках таких концепций как реализм и номинализм.

Представители реализма уверены, что общество и отдельные его институты выступают в качестве самостоятельной реальности, не сводимой только к взаимодействию отдельных индивидов.

Представители номинализма уверены, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что такая реальность характерна только для отдельных индивидов.

Иными словами, социальная реальность создается при социальном взаимодействии между субъектами, являясь результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном пространстве. Она может быть зафиксирована в человеческом поведении, а также в характере их ценностных ориентаций, формах организации жизни и ролевого поведения. То есть социальной реальности свойственны и субъективные (оценочные) и объективные, материализованные показатели, такие как разделение труда, национальные и демографические общности.

Обобщенным показателем социальной реальности выступает культура, подразумевающая систему ценностей, социальных жизненных норм, образцов поведения, язык, характер коммуникаций, обычаи и традиции, материальную культуру и пр.

Социальная структура общества

В обществе взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Они могут быть представлены относительно устойчивыми и самостоятельными связями индивидов и социальными группами.

Понятие социальной структуры и социальной системы в социологии тесно взаимосвязаны.

Социальная система – это сумма социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связях между собой и образуют некоторый целостный социальный объект. Отдельные процессы и явления выступают элементами системы.

Социальный состав – это набор элементов, из которых состоит данная структура.

Второй компонент – набор связей между этими элементами. Иными словами, понятие социальной структуры состоит из социального состава, или совокупности разных видов социальных общностей в качестве системообразующих социальных элементов общества, а с другой стороны – социальные связи составляющих элементов, которые отличаются широтой распространения их действия, значением их в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества подразумевает объективное подразделение общества на несколько отдельных слоев и групп, отличающихся социальным положением, отношением к средствам производства. Это устойчивая связь элементов внутри социальной системы. Основными элементами социальной структуры выступают социальные общности, представленные классами и классоподобными группами, этническими, профессиональными, социально-демографическими группами, социально-территориальными общностями (города, села, регионы). Каждый элемент также является сложной социальной системой, которой характерны подсистемы и связи. Социальной структурой общества отражаются особенности социальных отношений между классами, профессиональными, культурными, национально-этническими и демографическими группами, определяемыми местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.

1 Относительно особого положения человека в царстве животных см. последние биологические работы Jukob \оп Uexkuell Bedeutungslehre (Hamburg Rowohlt, 1958) J J Вил tendijk Mensch und Tier (Hamburg Rowohlt 1958) Adolf Poitmann Zoologie und das neue Bild vom Menschen (Hamburg Rowohlt 1956) Наиболее важные оценки эшх биологических перспектив в терминах философской антропологии принадлежат Гельмуту Плесснеру и Арнольду Гелену (Helmufh Plessnei Die Stufen des Organischen und der Mensch 1928 1965 ai nolil Gehlen Der Mensch seine Natur und seine Stellung in der Welt 1940 1950). Гелен развил эти воззрения далее в терминах социологической теории институтов (особенно в работе Urmensch und Spaetkultur 1956). В качестве введения к последней см. Peter L. Berger Hunsfiied Keflnei Arnold Gehlen and the theory of Institutions Social Research 32 1 110 tt (1965).

4 Особенности онтогенетического фундамента человеческого организма были показаны в частности в исследованиях Портманна.

5 Предположение o том, что эмбриональный период у человека продолжается на протяжении первого года жизни было сделано Портманном, который назвал этот год extrauterine Frühjahr.

8 В связи с этим можно сослаться на работы Бронислава Малиновского. Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Клайда Клакхона и Джорджа Мердока.

9 Представленный здесь взгляд о сексуальной пластичности человека имеет точки соприкосновения с фрейдовской концепцией изначально неоформленного характера либидо.

13 Неразъединимость человечности и социальности человека наиболее отчетливо сформулировал Дюркгейм, прежде всего в заключительном разделе Formes elementaires de la vie religieuse.

15 Как раз Дюркгейм самым решительным образом настаивал на характере sui generis социального порядка, особенно в своих Regles de la methode sociologique. Тезис об антропологической необходимости опредмечивания развивался и Гегелем, и Марксом.

16 Биологические основания опредмечивания и его взаимосвязь с появлением институтов рассматривается Геленом.

17 Термин запас знания' мы берем у Шюца.

18 Гелен трактует этот момент посредством своих понятий Tnebueberschuss и Entlastung.

19 Этому соответствует понятие Гелена Hintergrundserfluellung.

20 Определение ситуации как понятие было сформировано и развивалось в социологических работах У. И. Томаса.

23 В этом отношении важен анализ экспансии диады в триаду у Зиммеля. Данная аргументация совмещает концепции объективности социальной реальности Дюркгейма и Зиммеля.

25 Здесь можно для сравнения привести концепцию инфантильного реализма Жана Пиаже.

26 Анализ данного процесса в рамках современной семьи дан в Peter L. Berger and Hansfiied Kellnei. Marriage and the Construction of Reality Diogenes 46 (1964) Itt

27 Предшествующее описание близко дюркгеймовскому анализу социальной реальности. Оно не противоречит веберовской концепции смыслового характера общества. Так как социальная реальность всегда порождается в осмысленных человеческих действиях, она продолжает нести значения даже в том случае если они в данный момент затемнены для (с. 310:) индивида. Первоначальное можно реконструировать как раз посредством того, что Вебер называл Verstehen.

29 Современная американская социология нередко упускает первый момент. Свойственное ей видение общества поэтому склоняется к тому, что Маркс называл овеществлением (Verdinglichung), то есть недиалектическим искажением социальной реальности, которое скрывает характер последней как непрерывного человеческого произведения. Вместо этого она смотрит на общество в вещных категориях, пригодных только для мира природы. То, что подобная имплицитная дегуманизация восполняется ценностями, выводимыми из более широкой общественной традиции, имеет более моральное, нежели теоретическое, значение.

31 В этом, безусловно, заключается слабость всякой функционалистски ориентированной социологии. Прекрасную критику последней можно найти в разборе общества Бороро у Клода Леви-Строса (Cicmde Levi-Struuss, Tristes tropoques. New York, Atheneum, 1964, pp.. 183 ff.)

37 Хотя мы используем чуждые Миду термины, наша концепция роли близка его ролевой теории и направлена на то, чтобы включить ее в более широкую систему отсчета, а именно включающую теорию институтов.

41 Понятие социального распределения знания берется у Шюца.

46 Отношение между разделением труда и институциональной дифференциацией анализировалось Марксом, Дюркгеймом, Вебером, Фердинандом Теннисом и Толкоттом Парсонсом.

47 Можно сказать, что вопреки различным интерпретациям в деталях по данному поводу имеется достаточно высокая степень согласия на протяжении всей истории социологической теории.

50 Понятие деинституционализации выводится из теории Гелена.

51 Анализ деинституционализации в частной сфере представляет центральную проблему социальной психологии современного общества у Гелена. См. его Die Seele im technischen Zeitalter (Hamburg, Rowohlt. 1957).

53 Эта проблема соотносима с проблемой «идеологии, которая обсуждается нами далее в более узком контексте.

55 Плюралистическая конкуренция между подуниверсумами смысла является одной из важнейших проблем эмпирической социологии знания современного общества. Мы рассматривали эту проблему в нашей работе по социологии религии, но не видим возможности развивать этот анализ в данном трактате.

61 По этой причине Маркс называл овеществляющее сознание ложным сознанием. Это понятие можно соотнести с сартровским понятием «дурная вера (mau\aisefoi).

62 Труды Люсьена Леви-Брюля и Жана Пиаже могут служить основанием для понимания прото овеществления, как фило- так и онотогенетически См. также Claude Le\i Stiauss, La pensee sauvage (Pans Plon, 1962).

64 В связи с овеществлением идентичности ср. проведенный Сартром анализ антисемитизма.

65 Об условиях развеществления см. Bergei and Pullbeig loc cit.

66 Термин легитимизация взят у Вебера который разрабатывал это понятие прежде всего в контексте собственной политической социологии. Здесь ему придается значительно более широкое значение.

67 Относительно легитимизаций как объяснений ср. проведенный Парето анализ «дериваций.

71 Здесь на нашу точку зрения оказал влияние дюркгеймовский анализ аномии. Нас куда более интересуют однако, номические а не аномические общественные процессы.

75 Использование некоторых воззрений на тревогу (Angst) развитых в экзистенциальной философии дает возможность поместить дюркгеймовский анализ апопие в более широкую антропологическую систему координат.

76 См. Levi Strauss op cit

77 О коллективной памяти см. Maw ice Halbwachs Les cadres soci aux de la memoire (Paris Presses Universitdires de France 1952) Хальбвакс развивал свою социологическую теорию памяти в La memoire collective (1950) и La topographic legendaire des Evangiles en Terre Samte (1941) (315:)

79 Понятие трансценденирующего характера общества развивалось прежде всего Дюркгеймом.

80 Понятие «проекция впервые было развито Фейербахом а затем несмотря на значительное расхождение в направлении развития, Марксом, Ницше и Фрейдом.

85 Парето ближе других подошел к написанию истории мысли в социологических терминах, что делает его важным для социологии знания при всех оговорках по поводу теоретических основоположений Парето См. Brigitte Beiger, Vilfredo Pareto and the Sociology of Knowledge (неопубликованная докторская диссертация New School for Social Research, 1964).

87 Леви-Брюль и Пиаже предполагают что мифология составляет необходимую стадию в развитии мышления. Интересный разбор биологических корней мифологически магического мышления дан в Arnold Gehlen, Studien zur Anthropologie und Sociologie ((Neuwied/Rhein, Luchterhand, 1963), pp. 79 ff.

88 Наша концепция мифологии в данном случае развивается под влиянием работ Герардуса ван дёр Леува, Мирчи Элиаде и Рудольфа Бильтмана.

89 О последовательной связи социального и космического по рядков см. работы Элиаде и Фегелина.

90 Уже по нашим теоретическим предпосылкам можно заметить что здесь мы не можем обратиться к детальному разбору вопросов социологии интеллектуалов'. Помимо важных работ Маннгейма в этой облает (особенно в Ideology and Utopia и в Essays on the Sociology of Culture) cm Flonaii Znaniecki The Social Role of the Man of Knowledge (New York, (с. 315:) Columbia University Press, 1940); Theoäoi Geigei Aufgaben und Stellung der Intelligen? in der Gesellschaft (Stuttgart 1949), Ranmond ai on L'optium des intellectuels (Paris, 1955), George B de Huszar (ed.), The Intellectuals (New York Free Press of Glen сое 1960)

91 В связи с последними легитимациями укрепляющими институциональную 'инерцию (верность Зиммеля) см. работы как Дюркгейма так и Парето.

92 Именно в этом состоит главная слабость функционалистской интерпретации институтов она ищет практического применения тому, чего на деле не существует.

93 О конфликте брахманов и кшатриев ср. работу Вебера по социологии индийской религии.

94 О социальной обоснованности суждений, которые трудно обосновать эмпирически см. Leon Festinger, A Theory of Cognitive Disssonance (Evanston, Ill., Row, Peterson and Co., 1957).

96 О монополистических определениях реальности в первобытных и архаичных обществах ср. у Дюркгейма и у Фегелина.

97 Работа Пауля Радина предполагает что такой скептицизм возможен даже в подобных монополистических ситуациях.

101 Об отношении христианства к буржуазной идеологии см. работы Маркса и Веблена. Обзор трудов первого о религии можно получить в антологии Marx and Engels on Religion (Moscow, Foreign Languages Publishing House, 1957).

102 См. Thomas Luckmann, Das Problem der Religion in der modernen Gesellschaft (Freiburg, Rombach, 1963).

104 В связи с маргинальностью интеллектуалов ср. проводимый (с. 316:) Зиммелем анализ объективности чужака и трактовку Вебленом интеллектуальной роли евреев.

105 См. Peter L. Berger, The Sociological Study of Sectarianism, Social Research, Winter, 1954, 467 ff.

106 Ср. с мангеймовским анализом революционных интеллектуалов. Относительно русского прототипа последнего см. E. Lampert, Studies in Rebellion (New York, Praeger, 1957).

Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Жизненная основа потока общественной жизни - труд.

Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов: это значит, что они действуют сознательно.

В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.

Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.

Отсюда многообразие наук об обществе :

1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение,расселение и культурно-исторические связи.

2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права.

3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.

5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественое значение художественной литературы.

6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.Экол.Пробл. - отражает расточительное отн-ие чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка от природы. Взаимодействие чел-ка и природы, общ-ва и среды обитания в рез-тебурного роста пром. поиз-ва, к-рое опирается на многоотходные технологии, достигло крит. точки. о $ чел-ва®исчерпание ресурсов и загрязнение среды - противоречия во взаимоотношении - экологическая проблема. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции: Бэкон - природа предназначена для чел-ка - природа -мастерская, а чел-к в ней работник; Руссо - Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву. Негативные последствия - сер. 19в. - эрозия почв, уничтожение отд. видов животных и растений.

Объективная и субъективная реальность Одним из центральных вопросов в теории познания — является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и

Обычная объективная реальность без Бога

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое — так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира — обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

2.2. Материя – объективная реальность

Глава III Общественная реальность

РАЗДЕЛ 4. ОБЩЕСТВО – ВТОРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

2. гражданское общество как политикосоциологическая реальность

2. гражданское общество как политикосоциологическая реальность Как мы можем теоретически обобщенно представить эти наши эмпирические наблюдения реальных исторических явлений гражданского общества? Какая реальность стоит за данным понятием? Ставя этот вопрос, не

ГЛАВА ВОСЬМАЯ Бегство в реальность

ГЛАВА ВОСЬМАЯ Бегство в реальность 7 января 1979 года Первый вопрос: Что означает ваше движение по отношению к условностям общества? Что это бегство от жизни и культ самопочитания? Или вы предполагаете путем изменения человеческой природы изменить общество и мир? Питер

Читайте также: