Значение эргономики в педагогической деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики направлены на профилактику нарушений органа зрения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и психического здоровья.

В предлагаемой модели

В модели используются методики В.Ф. Базарного, предлагаются эффективные педагогические подходы и технологии органического соединения двигательной активности и образовательного процесса, обеспечивающие здоровое гармоничное развитие детей как основу массовой профилактики различной школьной патологии.

Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, а именно:

1) принцип безопасности образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз учащихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

2) принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

4) принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоупраляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

6) принцип эстетичности предполагает использование природосообразных способов обучения, посредством которых дети совместно с педагогами и родителями созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические качества личности.

Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эргономический подход в организации

учебно-воспитательного процесса

Е.Г. Левченко,

Сегодня для системы образования характерны следующие тенденции: резкое увеличение спроса на образование, значительно превосходящее возможности образовательных учреждений; сохранение качества образования при возрастающем объеме и усложнении знаний; тенденция к увеличению компьютерных рабочих мест меняет не только функции учителя, но весь учебно-воспитательный процесс.

Федеральные государственные стандарты общего образования предъявляют особые требования к результатам образования, включая в них не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. В соответствии с требованиями ФГОС образовательное учреждение призвано создавать условия для усвоения образовательных программ, формирования общей культуры личности обучающегося, их адаптации к жизни в обществе, сохранения здоровья ученика и учителя.

На современном этапе в политике образования сделан акцент на индивидуализацию обучения, вариативную направленность педагогического процесса, на создание условий реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся и на разнообразие организационных форм занятий , это более остро очерчивает вопрос изменения материально-технических условий, информационно-предметной среды, социокультурного пространства школы. К тому же ожидания большинства потребителей образовательных услуг связаны с наличием комфортных условий школьной среды.

В настоящее время педагогика находится в состоянии поиска таких моделей обучения, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных способностей. Такие модели обучения востребуют учителя, который будет объединяться в своих усилиях со специалистами – психологами, социальными педагогами, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию.

На наш взгляд, внедрение эргономического подхода в организацию учебно-воспитательного процесса даст возможность для формирования оптимальных образовательных результатов, обеспечит полноценную школьную адаптацию, а также будет способствовать развитию ключевых компетенций педагогов и развитие личности обучающегося.

Одним из новых направлений в педагогической теории и практике стала педагогическая эргономика. Предпосылкой возникновения и развития педагогической эргономики стала объективная необходимость в эргономическом подходе к изучению учебного процесса как сложного системного объекта.

Расширение научной сферы педагогики удалось осуществить в результате синтеза трех областей науки и практики – педагогики, психологии и эргономики. Данный синтез послужил отправным моментом для выявления нового представления о педагогической деятельности, о проектировании образовательного пространства в соответствии с эргономическими показателями и соответствующих образовательных технологиях. Возникновение педагогической эргономики следует рассматривать не как попытку заменить функции педагогики, психологии и физиологии, а как естественный процесс возникновения новой области знания.

Анализ литературы, касающейся педагогической эргономики показывает, что эргономический подход призван обеспечить повышение эффективности учебной деятельности, сохранить здоровье (безопасность), развивать личность (комфортность, удовлетворенность содержанием, формами, результатами деятельности). Но в связи с этим возникают следующие противоречия:

- между потребностью в научном эргономическом обосновании учебно - воспитательного процесса и отсутствием представлений о целостной теории педагогической эргономики;

- между ожиданиями потребителей образовательных услуг и предъявляемыми нормативами, с одной стороны, и современным состоянием образовательных учреждений, не всегда способных предоставить комфортные условия для реализации функций образования, с другой.

С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, сделанные на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.А. Крылова, Г. М. Зараковского, К. Маррела, В. Синглтон и др., пришли к выводу, что у педагогики и эргономики имеются общие цели - повышение эффективности учебной деятельности, сохранение здоровья (безопасность), развитие личности (комфортность, удовлетворенность содержанием, формами, результатами деятельности).

Эргономика как комплексная наука изучает возможности и особенности человека во время работы в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, которые способствуют производительной, надежной и безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.

Л.П. Окулова под основами педагогической эргономики понимает совокупность достижений комплекса наук, состоящую из нескольких элементов, а именно: педагогической труд и деятельность обучающегося, учебная среда и передовой педагогический опыт, современные технические средства, используемые в учебном процессе [3].

Комплексные критерии оптимальности в педагогической эргономике, учитывают ее сущность, отражают степень эффективности системы (точность, надежность, производительность) и соответствие психофизиологии человека (безопасность для здоровья учителя и обучающегося, уровень напряженности и усталости, эмоциональное воздействие на процесс деятельности учителя и обучающегося). Иначе говоря, критерии учитывают взаимосвязанное влияние на субъектов образовательного процесса психофизиологических, физиологических, антропометрических и гигиенических факторов, которые определяются соответствующими параметрами учебной среды [2, с. 251].

Чтобы достичь целостности указанной системы, определены ее основные характеристики и функции: цели и задачи функциональной системы; место участников педагогического процесса, каналы их взаимодействия; качественные характеристики участников педагогического процесса; качество социальных воздействий на систему; распределение функций между участниками педагогического процесса; качество и количество средств деятельности и потоков информации в системе; условия учебной среды (рабочие места, ТСО, учебные пособия и т.п.); основные показатели и критерии качества деятельности; организацию и управление системой, контроль; динамику развития системы [3].

Процесс успешной педагогической деятельности сопровождается созданием психолого-педагогических условий реализации эргономического подхода для основных компонентов образовательной среды, определяющих зависимость эффективности процесса деятельности педагога и обучающегося от эргономической организации учебно-воспитательного процесса, предназначенного для выполнения поставленных задач. Под условиями мы понимаем совокупность объектов, процессов, отношений, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогической системы.

Эргономический подход в учебно-воспитательном процессе современной школы может осуществляться с помощью ряда психологических, педагогических и организационных условий.

К группе психолого-педагогических мы отнесли следующие условия: соответствие дидактической системы целям и проблемам образования, опора на педагогико - эргономические принципы, отбор содержания педагогического процесса с учетом эргономических требований и индивидуальных особенностей личности обучающихся, использование здоровьесберегающих педагогических технологий, позволяющих снижать уровень утомляемости, достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса, наличие кадрового потенциала, способного осуществить эргономический подход.

В группу организационных входят следующие условия: необходимость модернизации образовательного учреждения с учетом особенностей современного учебно-воспитательного процесса, оснащенность оборудованием, средствами обучения, их комплектами, создание и использование рациональных систем размещения и хранения оборудования, рациональное использование технических средств обучения, средств новых информационных технологий, физиологически и психологически обоснованное расписание занятий, рациональное оборудование рабочих мест, создание эргономической учебно-предметной среды, эргономическое оформление интерьеров [1].

Мы полагаем, что эти условия в достаточной степени помогут реализовать эргономический подход.

Ожидания большинства потребителей образовательных услуг связаны с наличием комфортных условий школьной среды, обеспечением интеллектуально-эмоционального и физического комфорта, где оберегается достоинство ребёнка, его жизнь и здоровье. Очевидно, что привлекательной можно считать школу, в целях которой декларируется создание эргономичной среды и условий для развития ребёнка, гарантированное получение знаний, соответствующих ФГОС, отражены установки на формирование качеств выпускника школы, необходимых ему в современной жизни. Использование идей педагогической эргономики и реализация эргономического подхода в учебно-воспитательном процессе позволяет решить ряд проблем: определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения, намеченных целей с учётом оптимальности затраченных усилий, средств, времени; устанавливают требования к организации информационно предметной среды образовательного учреждения; определяют условия проектирования, создания, использования средств обучения и их комплексов; определяют количество и качество информации, и её основные источники с позиций условия оптимальности; определяют меры по профилактике неблагоприятных функциональных состояний и сохранению здоровья субъектов образовательного процесса.

Таким образом, педагогическая эргономика призвана содействовать совершенствованию процесса образования. Это вытекает из основных задач педагогической эргономики как прикладной науки. Она изучает физиологические, психологические и организационные возможности учителя и обучающегося, с целью создания оптимальных условий их деятельности – условий, которые сохраняли бы здоровье человека, делали его деятельность эффективной при посильных затратах биологических ресурсов, нервной энергии, времени и материальных средств. Такие условия призваны обеспечить оптимальные возможности для духовного и физического совершенствования подрастающего поколения и педагогов.

Воронина, Е.В. Педагогическая эргономика: Монография [Текст] / Е.В.Воронина.- Ишим: изд-во ИГПИ, 2013.- 132с.

Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Монография [Текст] / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2011. - 356с.

Окулова, Л. П. Методологические основы педагогической эргономики [Текст] / Л. П. Окулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2013 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 36-38.


В настоящее время можно говорить о существовании в отечественной науке нескольких исследовательских направлений, занимающихся эргономикой, результаты которых можно использовать в сфере образования.

Методология инженерно-психологического проектирования рабочих мест исследовалась Зараковским, Зинченко, Ломовым, Пановым, Щедровицким. Применение информационных технологий в образовании анализировали Т.П.Воронина, В.П.Демкин, В.И.Овсянников, В.В.Солдаткин, А.Н.Романов, А.Н.Тихонов. Исследованиями в области психологии образования занимались В.Н.Андреев, Г.Б.Скок, Э.Г.Скибицкий, А.Е.Сережкина. Новым направлением для России является эргономика образования. Вклад в эту сферу внесли А.А.Гречихин, Г.А.Краснова, В.М.Мунипов. Эргономический подход к изучению функциональных состояний человека был предложен А.Б.Леоновой, В.И.Медведевым, Л.Д.Чайновой. О теории учебной книги для высшей школы написаны труды А.А.Беловицкой, С.Г.Антоновой, И.Г.Моргенштерном, И.Е.Баренбаумом, М.П.Ельниковой. Влияние предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов на работоспособность, функциональные состояния, удовлетворенность трудом работников проанализированы в работах Н.М.Беляевой, М. Дерибере, В. Зефельд, А.Мещеркин, Г.Х.Шахбозян, Ф.М.Шлейфман. Требования и принципы рациональной организации рабочих мест с учетом антропометрических психологических данных человека детально изучены В.В.Зефельд, В.М.Муниповым, О.Н.Чернышевой, Л.Шишловой. Исследуется рассматривается проблема функционального комфорта Л.Д.Чайновой, В.П.Зинченко, В.М.Муниповым. В.Г.Зазыкин представил теоретическое описание единого замысла на создание оптимальной предметно-пространственной среды учреждений по системе психолого-педагогических, эргономических и дизайнерских критериев, подход к организации ППС исходя из ее функций, на основе анализа особенностей деятельности.

В ряде зарубежных исследований установлена зависимость между производительностью трудовой деятельности и ее материальными условиями (Evans David R., Pellizari Joseph R., Culbert Brenda J., Metzen Michelle Т.), отмечалась необходимость внимания руководителя к рациональной организации рабочей среды в целях оптимизации труда персонала (Форд Г., 1991).

Существенное действие на методологические взгляды педагогической эргономики оказали идеи:

- профессионализма деятельности и личности (Кузьмина Н.В., 1990 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2000);

- педагогических условий и факторов развития профессионализма (3азыкин В.Г., 2000; Кузьмина Н.В., 1989);

- высокопродуктивной деятельности (Богданов Е.Н., Зазыкнн В.Г., 2003 и др.);

- концепция функциональных состояний и функционального комфорта (Леонова А.Б., Медведев В.И., 1981; Деревянко Е.А., Хухлаев В.К. и др., 1990; Чайнова Л.Д., Каширина Л.В., 1980; Чайнова Л.Д., 1974; 1983; 1985);Ч айнова Л.Д., Комарова И.А. Афанасьев А.С., Сосновская СТ., 1972; Данилова Н.П., 1992);

- акмеологическая эргодизайнерская концепция психолого-педагогически адаптированной и эстетически значимой предметно-пространственной среды организаций и учреждений (Зазыкин В.Г., 1997);

- синергетический подход в системе образования (И.Пригожин, В.И.Аршинов, В.Г.Буданов, А.И. Бочкарев, В.Г. Виненко, Е.И.Князев, С.П.Курдюмов, В.М. Нестеренко, И.Пригожин, С.С.Шевелева, A.G.Maslow);

- концепция экологизации педагогической технологии (А.Г.Бусыгин, Л.В.Моисеева, Е.В.Орлов, Н.А.Лызь, А.Ф.Аменд, Н.М. Александрова, О.А. Овсянникова).

Эргономика – наука о том, как превратить сложную, трудную и противную работу в простую, легкую и приятную.

Когнитивная эргономика – наука о том, как облегчить и улучшить умственную работу.

Эргономизация науки – облегчение и улучшение научной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).

Эргономизация образования – облегчение и улучшение учебной деятельности (за счет устранения интеллектуальных трудностей).

Изучением мозга, интеллекта и интеллектуальной деятельности занимаются когнитивная наука, психология, нейробиология, логика, кибернетика и как бы синтезирующая их практические достижения наука о человеческих факторах – эргономика.

Особенность методологии данного комплексного исследования педагогической эргономики состоит в том, что она вбирает и широко использует комплексы различных методов: психологических, педагогических, социальных, математических, статистических, эргономических и других.

Таким образом, важнейшим признаком педагогической эргономики является неразрывность человеческого фактора и факторов учебной среды, а выявление особенностей этого синтеза определяет сущность педагогической эргономики как отрасли педагогической науки.

Криулина А.А. Эргономика высшего педагогического образования/А.А. Криулина. - М., 1997. - Деп. в НИИ ВО 04.03.97, №30-97 деп.66.

Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов/ В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - М.: ЛОГОС, 2001. - 356с.

Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритм без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001, - 372 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая эргономика, учебная среда, эргономика, наука, проблема проектирования, счет устранения, физиология труда, функциональный комфорт.

Похожие статьи

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой.

Эргономика совершенствует орудия труда, улучшает условия трудового процесса.

Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда.

Трудовая деятельность как основная категория эргономики

На своем современном этапе эргономика является интегральной наукой о трудовой деятельности, эффективно повышающая труд, а именно

Психолого-педагогические аспекты эргономического.

Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина

Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

История развития и становления эргономики | Статья в журнале.

Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда.

5. Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др.

Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места

5. Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др.

Эргономика и организация рабочего места. Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения.

О перспективах развития эргономического обеспечении горных.

Эргономика — это наука, изучающая такие аспекты, как: приспособление должностных обязанностей и рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного

Эргономические основы проектирования техники. Учебное пособие.

Концептуальные основы изучения эргономики в России

Эргономические основы проектирования техники. Учебное пособие.

Методологические основы педагогической эргономики. Новым направлением для России является эргономика образования.

Первым начал развивать эргономику, как науку о труде, В. Ястшембовский.

Анализ эргономических параметров рабочих мест работников АПК

Концепция Ф. Тейлора – инженерного проектирования методов работы – положила начало эргономике. Исследование психологических свойств человека в процессе труда, как-то: восприятие, мышление, способность концентрирования внимания, память и т.п.

Алгоритм эргономической разработки проекта кухни для.

Очевидно, что второй вариант более функционален и эргономичен.

Рунге, В.Ф., Эргономика в дизайне среды: учебное пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич.

Литература. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза.

Представлен алгоритм успешной организации педагогического проектирования образовательного процесса через требование контекстности эргатической системы, требование освоения информационно-коммуникационных компетенций участников проектирования, требование управляемости процесса обучения. Моделирование педагогического проектирования отображает эргономические требования в виде упорядоченной последовательности учебных процедур, которые могут обеспечить эффективный результат обучения. Описан эргономический анализ трудовой деятельности педагога на рабочем месте в эргатической системе на микроуровне и макроуровне. Сравнивается традиционная система обучения и новая информационно-коммуникационная на эргономической основе. Показано обоснование теоретико-эргономических требований педагогического проектирования образовательного процесса.


1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с.

2. Окулова Л.П. Педагогическая эргономика: Монография. - М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. - 200 с.

3. Окулова Л.П. Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6. - с.70-74.

5. Окулова Л.П. Педагогические закономерности и требования проектирования образовательного процесса на эргономической основе // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2014. - № 8. - c. 260-265.

Включение в процесс обучения современных средств информационных и коммуникационных технологий требует обоснования и проработки информационно-эргономического звена учебного процесса, которое отсутствовало в традиционном обучении, а именно: модель процесса преподавания педагогоми модель учения обучающихся с помощью технического устройства (компьютера). Эргономика - это проектировочная наука, направленная на создание средств оптимизации труда, совершенствование методов выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности с целью достижения эффективного результата процесса обучения [1].Педагогическое проектирование - это деятельностный процесс по созданию проекта новой модели образования. Результатом педагогического проектирования являетcямодель процесса обучения в эргатической системе (учебная среда - личность педагога и обучающегося - компьютер).Педагогическое проектирование с учётом эргономических требований в виде упорядоченной последовательности учебных процедур обеспечит эффективный результат обучения. Эргономическое оформление содержания учебной информации способно эмоционально и комфортно воздействовать наобучающегося через программные средства обучения, интерактивные отношения в процессе обучения.В зависимости от теоретико-эргономических требований эффективный результат педагогического проектирования, может быть, достигнут на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях.

Успешная организация педагогического проектирования образовательного процесса должна быть обеспечена рядом теоретико-эргономических требований, а именно: требование контекстностиэргатической системы,требование освоения ИКТ-компетенций участников проектирования (педагог и обучающийся), требование управляемости процесса обучения.Процесс обучения будет эффективнее, если он будет совершаться в эргатической системе с учетомкогнитивных, физиологических, психомоторных механизмов человеческого организма, и таких эргономических критериев, как: надежность, удовлетворенность, комфортность, безопасность, удобность, способных обеспечить интеграцию и дифференциацию между возможностями обучающихся и использованием ИКТ-технологий [2].

Управляющим в процессе обучения является педагог, организующий образовательный процесс. Управляемым в данном процессе - обучающийся. Учебный процесс строится как развивающая, интеллектуальная система управления личностью обучающегося с его психофизиологическими особенностями и формированием ИКТ-компетенций. К числу наиболее значимых индивидуальных когнитивных особенностей обучающихся при использовании информационных технологий относят: восприятие, внимание, память, мышление, темперамент, волю. Выявить присутствие данных особенностей у обучающихся можно с помощью психодиагностических тестов. Для создания безопасных и комфортных рабочих мест для обучающихся необходимо учитывать эргономические размеры тела. Эти данные способны проектировать рабочую позу обучающегося путем расчета эргономических параметров элементов рабочих мест в пространстве. К элементам относят: опорные поверхности (поверхность сиденья, спинки, подлокотников; рабочая поверхность и подставка для ног), которые постоянно и непосредственно соприкасаются с телом обучающегося и являются исходными при расчетах параметров рабочего места.

Целью деятельности педагога является процесс научения. В процессе обучения трудовая деятельность педагога в рамках эргономики расчленяется на составляющие. Для качественной реализации труда требуются определённые средства (орудия труда). Результатом успешной трудовой деятельности педагога будет являться образованный специалист, способный компетентно применять приобретенные знания. Таким образом, совокупность цели, орудий труда и результат образуют структуру трудовой деятельности педагога.

Традиционная система обучения предполагает передачу информации от педагога к обучающимся в форме готового результата с помощью традиционных педагогических технологий. Новая система обучения предполагает создание условий для самостоятельного получения знаний, и овладения компетенциями в ходе организации познавательной учебной деятельности обучающегося с применением информационно-коммуникационных технологий. Именно компьютер (гаджеты) рассматривается как главное средство моделирования процесса обучения в результате проектирования новой системы образования. С помощью компьютера достигается повышение эффективности учебного процесса и решения задач, связанных с получением, переработкой, анализом, переработкой информации, её регулированием и усвоением. В традиционной системе обучения управляющим (ведущим) звеном является педагог. Он организует, осуществляет, контролирует процесс обучения. Управляемым (ведомым) звеном выступает обучающийся, осуществляющий процесс обучения под руководством управляющим звеном - педагогом. В новой системе обучения управляющим звеном становится не педагог, а компьютер. Обучающийся, как управляемое звено, строит свою индивидуальную траекторию обучения с применением компьютера, как носителя и передатчика учебной информации, благодаря сети Интернет [3].

Традиционно процесс проектирования педагогической системы состоит из последовательно реализуемых трёх этапов, а именно: моделирование, собственно проектирование, конструирование.Педагогическое моделирование включаетпостановку цели, созданиепедагогической системы, путь её достижения.Педагогическое проектирование предполагает дальнейшую разработку модели и доведение ее до уровня практического использования.Педагогическое конструированиеобосновывает практику реализации созданного проекта.

Моделирование педагогического проектирования на эргономической основе можно представить в виде взаимосвязи когнитивного и деятельностного компонентов. Для этого следует учитывать эргономические требования в целях достижения успешного обучения обучающихся при работе на компьютере. Когнитивный компонент (внимание, мышление, звук, шум) образует единство реализации эргатической системы в процессе обучения в рамках познания таких наук, как: педагогика, педагогическая эргономика, психология. Деятельностный компонент позволяет сформировать профессиональные компетенции обучающегося при работе с компьютером с учётом эргономических требований обучения, что расширяет практику профессиональной деятельности.При моделировании процесса обучения в эргатической системе (учебная среда - личность педагога и обучающегося - компьютер) представим эргономические требования. Эффективными моделями управления процесса обучения можно считать те, которые строятся из педагогических теорий учения. Разработка общей модели эргатической системы в процессе обучения с применением ИКТ-технологий требует рассмотрения преимуществ и недостатков традиционной системы и обучения и новой системы обучения, основанной на эргономике. При моделировании эргатической системы в учебном процессе необходимо включать опыт и знания следующих специалистов: эргодизайнер учебных материалов (электронные пособия, учебники и др.),программист учебных материалов,тестировщик-эксперт, педагог-практик.Структура эргономических требований педагогического проектирования образовательного процесса включает в себя: реализацию целей учебного предмета, содержание материала занятия, формы и структура занятия, методов деятельности педагога и обучающегося, а также системы контроля.Эргодизайн в образовательном процессе включает принципы наглядности, доступности, комфортности, удобства и безопасности. Дизайн-эргономические требования при проектировании образовательного процесса в условиях интерактивного обучения реализуют индивидуальную траекторию обучения с прямой и обратной связьюпри использовании специфических возможностей компьютера (гаджета). Таким образом, назрела необходимость создания инновационных учебно-методических комплексов с учётом эргономических требований. Для этого целесообразно освоить и включить в новые педагогические ИКТ-технологииполный набор технических средств обучения на эргономической основе.На наш взгляд, их освоение обучающимися будет способствовать формированию ИКТ-компетенций.

Для совершенствования учебного процесса следует осуществлять индивидуализацию и дифференциацию процесса учебно-познавательной деятельности обучающихся, и реализовать это возможно с помощью ИКТ-технологий[4]. Сегодня модель образовательного процесса должна содержать следующие эргономические требования:

2. уровень, темп, наглядность процесса обучения;

3. адаптивность, удобство, комфорт, безопасность на рабочем месте.

Эргономический анализ трудовой деятельности педагога основан на расчленении его микро- и макроуровни. Данные уровни учитывают индивидуальные особенности психомоторики, темперамента и интеллекта педагога, его человеческой субъективности в процессе обучения обучающихся, чтообеспечит эффективность управления образовательным процессом.

Включение составляющих когнитивной эргономики способно решить задачу повышения эффективности учебного процесса, обеспечить достижение нормальной интенсивности целостной деятельности образовательной организации при полном и рациональном использовании рабочего времени педагога и обучающегося, человеческой энергии, предметов и средств труда при работе на компьютере. Использование в учебном процессе электронных учебных устройств будет способствовать формированию таких предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций у обучающихся, как: 1.способность быстрого восприятия учебного материала, 2.развитие визуального внимания и умения анализировать, 3.оценивать результат, 4.умение планировать работу по выполнению задания, 5.информационная культура и коммуникабельность.

Проектирование образовательного процесса через компьютеризацию образования будет успешным при учёте таких эргономических показателей, как: темп, время, место, гибкость, удобство, комфорт, безопасность обучения.

Рецензенты:

Читайте также: