Граффити как вандализм кратко

Обновлено: 02.07.2024

DTF Magazine совместно с американским брендом Pabst Blue Ribbon, который недавно вышел на украинский рынок, поэтапно разобрались в истории граффити и в том, как эта городская субкультура стала такой популярной

1920—1950-е годы: первые рисунки на улицах

Затем подобную практику переняла молодежь, однако и она не сразу использовала рисунки на стенах для самовыражения. Надписи появлялись как реакция на социально-политические проблемы, а характерными для того периода стали вызывающие слоганы и лозунги.

Лишь к началу второй половины XX века к новому движению присоединились уличные художники, оставлявшие на улицах короткие отметки со своими псевдонимами.

1960—1970-е годы: развитие культуры рисунков на домах и поездах

Развитие культуры уличных рисунков началось на Восточном побережье США в 1960-х. Именно тогда первые энтузиасты стали оставлять надписи с именами в случайных местах по городу. Среди первых райтеров оказались художники Cool Earl и Topcat126, а уличный артист из Филадельфии Cornbread считается неофициальным основателем движения в культуре — он одним из первых стал оставлять подписанные его именем заметки без политического подтекста.


Поначалу люди не придавали этим надписям особого значения, да и сами отметки были непримечательны — о многообразии стилей в то время не шло и речи, поскольку молодое движение улиц только начинало обретать культурный мотив.

Первые упоминания граффити

Отправной точкой в истории граффити считается публикация в газете The New York Times, вышедшая в начале семидесятых годов. В заметке рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183. Он работал курьером, поэтому много времени проводил в метро. Там он на каждой посещаемой станции оставлял отметку со своим именем. Со временем их стало так много, что на них обратили внимание не только прохожие, но и местные журналисты. Художник стал первой заменитостью в истории граффити и считается одним из его основоположников. И хотя Taki183 не был первым художником, оставлявшим отметки на улицах, благодаря его вездесущности о ранее малоизвестной культуре рисунков заговорили жители города и пресса. Другими знаковыми художниками того периода считаются Stay High 149, PHASE2, Stitch1 и Joe136.


Практикой Taki183 и других пионеров граффити стали теги — надписи с псевдонимами, оставляемые на стенах, заборах, вагонах и в других видных местах. Художники зарабатывали дополнительное уважение за теги в труднодоступных локациях: например, на большой высоте или на охраняемых территориях. Тогда приоритет отдавался не визуальной стороне, а популярность измерялась в количестве отметок по всему городу. Среди других заметных артистов, тэгавших улицы и метро оказались — Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Pro-Soul, Tracy 168, Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161 и Junior 161.

Эти проявления индивидуализма стали вызовом нарастающей вездесущности брендинга и общественной инфраструктуры, поэтому граффити, незаконно появлявшиеся поверх витрин, объявлений или рекламных постеров, считались сугубо негативным явлением для городских властей, а некоторые горожане и вовсе считали надписи отголосками проделок уличных банд.

Метро как способ общения

Средством связи для уличных артистов стало метро. Благодаря рисункам, оставленным на стенах вагонов подземки, художники из разных районов узнавали о существовании друг друга, поэтому со временем надписи чуть ли не полностью покрывали как внешнюю, так и внутреннюю части поездов. Так нью-йоркское метро стало своеобразным средством коммуникации для андеграундных артистов.


Развитие техник

Одним из первых художников, активно практикующих стиль в подземке, стал Futura 2000. С первых же работ он увидел потенциал в рисовке на вагонах метро — именно там прохожие увидели его первые теги и рисунки.

И в то время как новая культура привлекала все больше участников, узнаваемым лицам пришлось задуматься над тем, как же выделиться среди увеличивающегося количества тегов. Наиболее изобретательные художники стали внедрять в подписи графические детали в виде штрихов, кругов, звезд и других подобных элементов, пробовать художественные стили или играть с толщиной, стилем и цветом надписей. Новые практики быстро подхватывали новички — так началась эволюция стилей.

Конкуренция побудила художников к изобретательности, а вслед за этим уличные артисты начали постепенно отходить от тегов с надписями и оснащать рисунки большим количеством графических элементов. Художник из Филадельфии Topcat126 придумал стиль Broadway, а вскоре на замену ему пришел стиль Block Busters, характерной чертой которого стали надписи с использованием огромных наклоненных букв. А еще один энтузиаст под псевдонимом PHASE2 стал использовать объемные шрифты в виде пузырей под названием Bubble Letters.


Эти стили стали основными, на основе которых развивались другие практики уличных художников. Block Busters и Bubble Letters подтолкнули художников к креативу, а многообразие техник вылилось в один смешанный стиль под названием Wild Style. Период с 1975 по 1980 год считается одним из самых благоприятных для развития граффити: с расцветом противостояния между стилями художников каждый пытался стать заметнее других. Известные художники этого периода — Case 2, Seen, Mare, Comet, Repel, Cos 207, Duro, Kade 198, Fed 2, Revolt, Rasta, Zephyr, Lee, Dondi, Blade, Crash и Daze.

1980—1990-е годы: борьба против граффити и приход в Европу

Борьба против вандализма

Только в начале восьмидесятых годов уличные художники столкнулись с первыми реальными проблемами. Когда городские власти начали массовую борьбу с рисунками, многие произведения начали беспощадно уничтожаться — срок жизни свежих работ заметно сократился, а количество охранников в метро и полицейских на улицах заметно увеличилось. Для борьбы с райтерами городские власти даже ввели ряд законов, запрещающих продажу краски несовершеннолетним, а баллончики с краской, подобно оружию, хранились в сейфах или защищенных шкафчиках.


Из-за возникших сложностей поредело и сообщество художников: многим пришлась не по душе угроза криминальной ответственности, поэтому часть артистов прекратили рисовать на улицах и в метро, а часть занялись легальным творчеством, работая в студиях.

Для оставшихся художников правила игры заметно ужесточились. Когда круг локаций, доступных для рисования, уменьшился, их противостояние местами стало напоминать вражду уличных банд. Художники-одиночки не осмеливались делать творческие вылазки без оружия, ведь в противном случае их могли избить, а сплоченные коллективы и вовсе ходили рисовать группами в целях безопасности. Среди старожилов, принимавших участие в противостоянии, работать продолжили Skeme, Dez, Trap, Delta, Sharp, Seen, Shy 147, Boe, West, Kaze, Spade 127, Sak, Vulcan, Shame, Bio, Min, Duro, Kel, T Kid, Mack, Nicer, Brim, Bg 183, Kenn, Cem, Flight, Airborn, Rize, Jon 156, Kyle 156 и X Men.


Оставшаяся сцена заиграла новыми красками: когда количество уличных артистов сократилась, ветераны граффити дали себе волю, а уже существующие стили приобрели еще более яркие формы и узнаваемые черты.


Уклон в сторону искусства: иконы восьмидесятых

Одной из самых заметных личностей в культуре стрит-арта стал Кит Харинг, известный не только выставками в галереях, но и иллюстрациями в метро. Его стиль основывался на смешении течения поп-арта с уличными рисунками, поэтому Харинга нельзя назвать райтером в привычном понимании этого слова. Особенностями его рисунков считались жирные линии, яркие цвета и изображения человечков, постоянно появлявшиеся в разных уголках города. Харинг объединял творчество с активизмом: художник известен борьбой против СПИДа, и этот посыл стал неотъемлемой частью его рисунков.


Еще одной иконой культуры граффити считается Жан-Мишель Баския. Он начал рисовать в начале семидесятых, а через десять лет подружился с Энди Уорхолом — знаковой личностью среди художников в период расцвета поп-арта. Баския и его друг, художник Эл Диас основали движение SAMO (Same Old Shit), сигнатурные подписи и рисунки которого покрыли улицы города. В современной культуре Баския стал одной из самых ярких личностей, а его работы выставляются в музеях по всему миру.

Граффити в Европе

Однако не стоит недооценивать роль и отошедших от дел американских коллег. Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.

Одним из пионеров движения во Франции стал художник под псевдонимом Blek le Rat. Для создания рисунков он использовал специальные трафареты, что позволяло ему быстро рисовать граффити и избегать арестов. Своей деятельностью художник намеревался показать, что искусство может быть доступным каждому и не ограничивается стенами галерей.


В Великобритании стрит-арт ассоциируется в первую очередь с именем Бэнкси — он начал рисовать в девяностых годах и до сих пор считается самой заметной и самой скрытной фигурой уличной культуры. В то время как настоящая личность артиста держится в тайне, его работы выставляются в галереях по всему миру, а рисунки неожиданно появляются в самых разных городах. Помимо этого, Бэнкси ведет активную политическую деятельность, что явно отражается в его провокационных работах в тематике полицейского произвола, расовой и гендерной дискриминации, военных конфликтов и многих других современных проблем.

Граффити в XXI веке: с улиц в музеи и галереи

В наше время уличная культура все еще остается противоречивым явлением: часть рисунков граффити заслужили принятие горожан, однако, учитывая неизменные случаи вандализма, далеко не все положительно относятся к творчеству райтеров. На уличной арт-сцене появилось множество новичков, а состоявшиеся иконы хоть и стали привычными участниками выставок и арт-проектов, все равно продолжают рисовать на улицах городов.

Граффити все также остается неотъемлемой частью протеста против потребительской культуры. Пример тому — работы уличного художника Kidult, разрисовывающего краской витрины бутиков Chanel, Céline, Maison Margiela, Supreme и других известных мировых брендов.

Характерной чертой для современной граффити-культуры стала коммерция. Когда крупные компании осознали популярность рисунков уличных художников, артисты стали все чаще привлекаться для реализации рекламных кампаний, а проявления граффити в массовой культуре можно найти везде — начиная от рекламы и фильмов и заканчивая видеоиграми.


С развитием соцсетей художники больше не использует подземку в качестве связующего элемента для андерграундной культуры, а еще одной причиной снижения популярности рисовки на вагонах стала усиленная охрана объектов. Вместо этого, райтеры Нью-Йорка и других городов оставляют рисунки на фургонах или грузовиках, а среди поклонников передвижных арт-объектов оказался даже Banksy, разрисовавший однажды ночью один из фургонов службы доставки. После того, как работы уличных художников появились в галереях, владельцы автомобилей добровольно приглашают райтеров разрисовать транспорт чтобы придать ему оригинальный внешний вид.


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку на сайте

ГРАФФИТИ - (в контексте исторических надписей единственное число - граффи́то;
от итал. graffito, множ. graffiti) -- изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

ГРАФФИТИ - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, незаконно нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности



Граффити несет в себе и определенную преемственность. . кто в этом деле новички, стремятся научиться чему-нибудь у более опытных художников, профессионалов в своем деле.
Им хочется получить высокую оценку своим работам от этих людей. Логично, не правда ли? Можно даже сказать, что без таких отношений (учитель-ученик) искусство граффити могло бы кануть в лету.



Любой ХУДОЖНИК стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе.
Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой - это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т. д. несомненно принесут автору граффити широкую известность.
Привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене.

А стиль, ЦВЕТ, ФОРМА рисунка - те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное Я.

История современного граффити началась в 1970е годы, годы изобретений.
Это искусство дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста, граффити утратило роль альтернативного варианта общепринятой культуры, оно органично вписалось в нее.

Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству.
И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя.

ГРАФФИТИ- это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное Я.



Натали. Спасибо за солидарность, искусство в массы !
. пусть рисует народ - всё ж намного позитивней для развития вкуса тоже.
ГРАФФИТИ это тоже современная эстетика. )) +

в какой то степрени искусством, ведь не каждому это дано, но опять же смотря где наносить свои шедевры.

Знаете, если граффити не портит, то можно считать это искусством в своем роде. Посмотрите, сколько подъездов, заборов красиво разрисовано.

Ни одного не видел. Увидите - сфотографируйте и выложите фото, пожалуйста. Чем бог ни шутит, вдруг да правда искусство.

Смотря кто и где рисует. Примерно как вот эти строки О. Хайама:
"Запрет вина-закон, считающийся с тем,
КЕМ пьется, и КОГДА, и МНОГО ЛИ, и С КЕМ.
Когда соблюдены все эти оговорки-
Пить-признак мудрости, а не порок совсем. "


Человек всегда стремился выразить свои мысли по средсвом живописи и рисунка.

Если его наносят на только что покрашенные стены однозначно вандализм уродующии пространство, причем как правило однообразный и убогии. Фантазии ноль.

В любом случае граффити относится к теме "Прочие искусства"! Граффити это и не графика и не живопись!

Смотря что. Это - нет.. .

А вот это - искусство:


это вроде и не вандализм, но это жуткая вульгарщина, даже на помойках и заброшеных зданиях настолько пошло эти яркие детские рисунки смотрятся, аж тошно

смотря что и где. На красивом старом здании нежного цвета - ну это же ужас просто. (да к тому же если у "художника" руки непонятно откуда растут. не умеют рисовать, так пусть не рисуют)

Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер, только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году.

На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции .

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры.

В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити.

В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России).

2.1. Цель граффиста

Цель граффиста, может быть, желание оставить о себе память, выделиться среди остальных, донести до общества какую-нибудь мысль. То, что заставляло людей рисовать во все времена, то же заставляет и сегодня. Меняются лишь техника, инструменты, цвета.

Кодекс граффистов:

1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

2.Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

3.Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4.Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

2.2.Стили граффити

2.3.Школы граффити

В связи с популяризацией граффити и обретением мировой популярности, многие хотят приобщиться к данной субкультуре. Во многих странах, в том числе и России, появляются граффити школы.

Sabotage - первая профессиональная школа обучающая рисунку в стиле граффити. Обучение ведется известными граффити художниками по специально разработанной методике.

Основное направление школы - обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия Sabotage реализует социальную программу “Чистый город”. Главная цель программы: разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом.

В основу обучения положены опыт студии, авторитет граффитчиков, а также новые идеи в граффити. По итогу обучения ученики студии могут составлять интересные качественные рисунки, у них разрабатывается техника рисунка на стене и свой уникальный стиль.

Обучение в школе граффити состоит из 2 частей:

1)Лекции: занятия проходят в аудитории. На занятиях изучаются такие дисциплины как академический рисунок, композиция, теория цвета, техники наброска и карандашного рисунка.

2)Практика: занятия проходят на улице в форме практики. Совершенствуется техника рисунка баллоном, правильный перенос эскиза на поверхность.

Школа граффити IMPRES - это место, где молодежь от 10 до 25 лет может встречаться и заниматься творчеством, связанным с хип-хопом (граффити, живопись, графика, дизайн), обсуждать совместные проекты, обмениваться опытом и посещать мастер-классы от известных в молодежной среде активистов хип-хоп культуры (художников, танцоров, музыкантов, поэтов).

Основной акцент в деятельности артстудии делается на развитие навыков в рисовании и на создание устойчивого сообщества молодежи, объединенных общими интересами. Как известно такое сообщество уже спонтанно существует – это неформальные объединения граффити-художников, брейк - и хип-хоп танцоров, эмси, диджеев и промоутеров. Как правило, это молодежь с активной жизненной позицией. Она способна организовывать крупные всероссийские и международные фестивали, организовывать встречи и вечеринки , выпускать собственные СМИ, достойно представлять Россию на международных чемпионатах и соревнованиях. С каждым годом аудитория, которая интересуется этими событиями растет, усиливается и интерес СМИ.

Помимо этого граффити школы существуют во многих городах России, таких как Красноярск, Благовещенск, Краснодар, Пермь и др.

2.4. Граффити села Октябрьское

В нашем родном селе так же можно встретить этот вид уличного искусства, к сожалению, он не на таком высоком уровне, как хотелось бы, но зачатки граффити имеются.

В начале своей работы мы задались целью найти способы, как сделать так, чтобы граффити украшало наше село, а не уродовало его. Решение проблемы мы видим в следующем: Нужно перевести граффити из неформальной, в доступную, легальную область. Для этого необходимо создавать творческие мастерские, где будут обучать азам, и главное этике уличной живописи. Тем более, что ребята, как показал мой опрос, с удовольствием учились бы в таких мастерских и школах. Скорее всего, такие мастерские нужно создавать на базе художественных школ. Нужно создавать моду на легальное граффити. Этому может способствовать широкое освещение в СМИ проводимых конкурсов и фестивалей граффити. Про особенно талантливых художников нужно снимать передачи, писать статьи , чтобы начинающие райтеры знали на кого можно ровняться, стремились достичь успеха и профессионального мастерства. Специальных зон для рисования должно быть много в разных районах . Возможно, это будут заборы, гаражи, опоры мостов и другие подобные объекты .

Шаг первый - проработка идеи. Для начала определимся с направлением. Теггинг – это слишком просто, но возможно я буду использовать его как часть своей работы. Бомбинг – мне не подходит, так как у меня нет задачи нарисовать быстро и просто, мне нужен красивый рисунок. Скрэтчинг – также не подходит, так как я буду рисовать на стене, а не стекле. Из всех направлений для моего замысла подходит - концепт-рисунок.

Шаг второй–изучение работ профессиональных райтеров. Это шаг просто необходим - любому ремеслу нужно учится у мастеров, к тому же это помогает понять какой стиль мне наиболее близок. Во время написания данной работы я изучила огромное количество примеров граффити, в различных направлениях и стилях. Многое из того что мне понравилось, в данный момент не достижимо для меня по уровню мастерства. Нужно реально оценивать свои силы, работа не должна быть слишком сложной. В то же время мне хочется, чтобы она была яркой, красивой. Я попробую смешать в ней разные стили. Получается, что наиболее подходящим для меня будет – с элементами и стиля 3D. Character , камуфляжный стиль. Творчество довольно сложное, поэтому занимаются им только очень талантливые личности.

Шаг третий – эскиз. Начинаю работу с разработки эскиза будущего рисунка. Профессионалы называют его скетч. Я сделала множество набросков в альбоме, прежде чем нашла то решение, которое мне понравилось. Потом я стала пробовать различные цветовые решения. Всё это я делала обычными цветными карандашами в альбоме. Именно с этого советуют начинать рисунок и профессиональные райтеры – прежде чем рисовать на стене, научись рисовать на бумаге. Мне кажется, что, если бы таким путем шли все начинающие райтеры – на стенах города были только красивые работы.

Шаг четвертый – подготовка материалов, цветовая гамма.

Шаг пятый. Выполнение рисунка на стене.

Глава 3. Анкетирование

Мы провели опрос в котором приняло участие 153 человека, мнение разделилось:

86% участников считают граффити - искусством

Источник опроса: "Подслушано в Октябрьском"

Отсюда можно сделать вывод, что граффити молодёжь считает искусством.

Я решила больше узнать о новом направлении среди молодёжи. Провела дополнительные исследования по типу пяти лучших топов граффити - в группе Wk . Они представлены ниже.

Топ 5 лучших групп граффити в Wk :

Группы в контакте

2) Граффити ВООК

3) Граффити СОЮЗ

4 ) Граффити |в контакте

5) Любимые граффити

III. Заключение

В процессе проведения данной исследовательской работы мы обнаружили, что у обучающихся школы, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого существует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно. Большинство опрошенных думают, что граффити – это, прежде всего, искусство.

Противники граффити считают его помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства.

Граффити действительно является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, ведь данное направление можно использовать как волонтёрское движение, помощь ветеранам ВОВ (с согласия самих ветеранов): украсить забор или подъезд к 9мая. Создать ощущение праздника улице, где есть старые, заброшенные здания.

Граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм - это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры.

Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.

IV . Список литературы:

1. Розенталь М.М. Юдина П.Ф. Группа авторов Философский словарь. Под редакцией. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1963.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка .. — М.: Гос.ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. издательство иностр. и нац. слов.1935-1940. (4 т.)

3.Виноградов В.В. История слов. - М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.

V . Приложения

с. Октябрьское

Приложение 1. Вандализм

Приложение 2. Искусство

ул. Октябрьская ул. Советская

г. Челябинск Трубопрокатный завод

Северо-запад

Приложение 3. с.Октябрьское. Школа. Монтаж стены

Анкетирование

Так уж сложилось, что искусство, в представлении абсолютного большинства людей, должно жить в стенах. В галереях, музеях, театрах, выставочных центрах, концертных залах. А на стенах, как правило, живёт конфликт. Но называть граффити бичом относительной современности нельзя.



Граффити существует ровно с тех пор, как у человека появилась возможность чем-то на чём-то писать. Первые граффити принадлежат ещё пещерным людям из, во всех смыслах, мохнатых веков до нашей эры. То, что рисуется сейчас, не идёт ни в какое сравнение с тем, что рисовали и выцарапывали бунтари того же Средневековья: настенная реклама публичных домов во всех подробностях, жестокие карикатуры с чиновниками, антирелигиозные выпады в формате метр на восемь – вот далеко не полный список того, чем баловались очень далёкие предки европейцев. В числе стрит-артистов были замечены почти все художники эпохи Ренессанса. Большой привет тем, для кого раньше и сахар был слаще, и мир добрее, и молодёжь культурнее.

Это ни в коем случае не призыв порыться в генетической памяти и пойти сливать свой пыл на улицы. Это призыв подумать о многих вещах. Например, о том, где заканчивается искусство и начинается вандализм, почему самовыражение переросло в проблему и как не пострадать за идею, неся в мир свой посыл.

Цветная эволюция



До ХХ века граффити ничего особенного собой не представляло, встречалось относительно редко и воспринималось, скорее, как безобидное развлечение или дешёвая реклама. Настоящий всплеск активности уличных художников произошёл только в годы Великой депрессии.


Английские поезда развезли широкую культуру протеста по всему Старому свету. Почва была благодатной – подуставшая от церковного давления и военного напряжения Европа запестрела стрит-артом всех видов и мастей. Граффити завоевало славу самого народного, но при этом полноценного вида искусства.





В Азии историческая ситуация с настенной уличной росписью обстояла куда скромнее. Стрит-арт как таковой существовал либо в качестве рекламных надписей, либо в качестве цитирования стихов, которые наносили, чаще всего, каллиграфы. Из-за строгой иерархичности общества и традиции сдерживания эмоций подобная форма протестного самовыражения не прижилась. Новатором в этой области выступил, опять же, политик – дабы народ не забывал о коммунистических идеалах и верил в революцию, сподвижники Мао Цзэдуна расписали весь Пекин политическими лозунгами и картинами идеального мира. Этот инцидент так и остался самым масштабным в истории азиатского граффити.



В Россию культура граффити пришла в 90-х, вместе с потоком зарубежной информации и интернетом. Пришла всё в тех же простых, вандальных формах и инфицировала почти каждый российский двор.

Люди с баллонами

Сейчас граффити в Тольятти фактически умерло из-за того, что все поразъезжались. Ну, и дорогая краска тоже вносит лепту. То, что осталось сейчас – это просто ребята, которые командами ходят и разрисовывают город. Суть в том, что делается это нелегально. Большинство рисуют откровенную чушь, просто потому, что хотят прославиться, а рисовать граффити – это вроде как модно.





Второй мой собеседник оказался чуть более фанатичен.

Я раньше не прятался, потому что считал, что делаю хорошее дело. Я не могу не рисовать, это хуже наркотика. Ходил по самым серым окраинам, там же руку набивал, рисовал абстракцию на заброшках, чтобы никому не мешать. Сколько раз приезжала полиция, видели, что я не подросток, не пытаюсь скрыться, и отпускали. Иди, говорят, домой и не пались больше. Или советовали цветочки изображать. А мы живём уже в другом мире, это надо понимать. Мы глубже тупых цветочков, у нас передозировка попсой.

С берегов Волги переносимся на берега Невы – спасибо возможностям интернет-связи.

- Почти 9 лет я в граффити-команде. Сейчас я уже не представляю, как можно оставить рисунок просто на бумаге, убрать в стол и никому не показывать. Мне кажется, среди нас и есть настоящие художники. Картину можно спрятать, порвать, сжечь, если тебе что-то угрожает, а граффити – не получится. Ты каждый день морально готов пострадать ради красоты. Это и страшно, и как-то бодрит, сил придаёт.

Моя собеседница Екатерина немного смущается, когда говорит о рисках. Невероятно красивая девушка, очень располагающая приветливая улыбка, статная осанка. Физик по образованию. Страстная поклонница Айвазовского и Куинджи.

Мы за всё время ни разу полиции не попадались. Рисовали обычно в сумерках или ночью, с фонариками – при желании, нас можно было очень легко поймать. Сейчас уже и не думаем об этом – будь что будет. Задержат – ну и ладно. Не за убийство же. В последнее время мы пошли на компромисс и начали работать на крышах. У нас есть доступ к некоторым крышам в Питере и оборудование для альпинизма. Мы многое теряем, отказавшись от стен или асфальта. Стены видят все, кто ходит по улице. А крыши – только самолёты, дроны всякие с камерами.

Интересуюсь, как же обстоят дела с теми, кто до крыш не долезет, а энергии полно.



Я специально подбирала людей, которые рисуют как минимум неплохо, чтобы показать – даже они абсолютно осознанно рискуют. Мне приходилось говорить и с теми, кто рисовать не умеет вовсе – в этих случаях риск удваивается. Но это не только не останавливает райтеров, а наоборот, стимулирует.

Можно сколько угодно говорить о высоком, желании самовыразиться, эстетике и так далее, но фактически любое несанкционированное проявление стрит-арта попадает под статью Уголовного кодекса. Даже самое искусное граффити, если оно выполнено без разрешения собственника объекта или городской администрации, может быть квалифицировано как вандализм.



Для того чтобы ответственности избежать, художнику придётся приложить немало усилий. Формально сделать это возможно – нужно доказать, что своим изображением он не осквернил, а только улучшил эстетический вид объекта. Для этого собирается специальная искусствоведческая экспертиза, заключение которой и будет являться решающим в деле о признании или непризнании художника вандалом. Процесс это долгий и, как говорят юристы, почти безрезультатный, если райтера поймали за руку.

Стоит отметить, что чем качественнее выполнен рисунок, тем лояльнее к нему относятся окружающие. Соответственно, тем меньше проблем имеет сам художник.

Для сравнения, в некоторых странах Европы и в Новой Зеландии действует законодательный запрет на продажу аэрозольных красок лицам младше 18 лет. Да и лицам старше 18 лет купить заветные баллончики не так просто – помимо высокой стоимости, в некоторых районах их регистрируют по удостоверению личности. В случае обнаружения граффити в публичном месте по набору цветов и типу краски можно определить примерный круг подозреваемых – в точках продаж поднимаются данные о недавних покупателях. Ну а далее штраф и тюремное заключение за рецидив.

До сих пор на слуху случай со школьником в Сингапуре. Парня признали виновным в вандализме из-за росписи нескольких дорогих машин, в качестве наказания школьнику присудили четыре месяца тюрьмы, две тысячи долларов штрафа и четыре удара плетью. История произошла ещё в 1993 году, тогда Сингапур аргументировал жестокие наказания опасностью проникновения в страну коммунистических граффити. Бояться тлетворного влияния коммунистов в Сингапуре уже давно перестали, но с тех времён в законодательстве ничего не менялось – огромные штрафы, тюрьмы, удары бамбуковой палкой или плетью.

Самыми действенными остаются превентивные меры. Проще не искать и наказывать, а не доводить до наказаний. Специальные стены, а порой и целые комплексы для граффити ставятся в Америке, Великобритании, Австралии, Японии, Германии, Швеции. Стояла подобная стена и в Москве, но была ликвидирована несколько лет назад.

Итак, мы выяснили, что граффити слишком плотно вошло в нашу жизнь, чтобы решить все проблемы взаимодействия райтеров с законом одним запретом или увеличением мер наказания. Не сработает. Но мы вполне можем предложить художникам альтернативные варианты творчества, которое хотя бы частично удовлетворит все стороны конфликта и не будет нести прямой угрозы их судьбе.

Я решила не ходить далеко и попытаться выяснить, что делать с общественным мнением и как не дорисоваться до тюрьмы в пределах Тольятти. Более чем уверена, что похожая схема будет работать в любом из российских городов.

Я обратилась за советом в пресс-службу мэрии г.о. Тольятти. Развернутый ответ главы пресс-службы, Дмитрия Кротова я получила на следующий же день после запроса, что говорит о двух вещах: во-первых, муниципалитет всё же идёт навстречу инициативам, какими бы нестандартными они ни были, а во-вторых, видимо, не так страшен чёрт, которого малюет нам наше воображение.

Итак, если вы страсть как хотите рисовать в городских ландшафтах, в первую очередь, ознакомьтесь с вышеописанной статьей 214 УК РФ и хорошенько подумайте. Если такие перспективы радужными вам не кажутся, а творческое начало бурлит и просит выхода, у вас остаётся только один выход – не бунтовать, а искать союзников. Надёжных, официально поддерживающих вас союзников. Причём, в зависимости от ваших творческих планов эти союзники будут меняться.

Если ваша цель – жилые многоквартирные дома, вам потребуется устроить собрание жильцов. На данном собрании вы как можно более подробно и ярко презентуете свои идеи по преображению, в случае успеха, ловите аплодисменты, охапки красных роз к ногам и составляете соглашение о том, что жильцы данного дома не против размещения вашего рисунка на их собственности. Можно ли обойтись без этого? Нельзя. Даже если уголовное наказание вас минует, изображение будет закрашено по первому же звонку недовольных жителей в управляющую компанию. Бесполезная трата сил, денег и непоправимый удар по самолюбию.



В случае, когда вы на мели, а рисовать хочется до дрожи, и даже в больших масштабах – ищите спонсора или творческую организацию, способную ваши потребности удовлетворить. Я специально поговорила с Сергеем Рыбкиным, генеральным директором одной из таких компаний-спонсоров, участвующей во многих акциях по преображению города, о том, кто может попасть в креативную и при этом полностью легальную команду.

Главные критерии отбора художников – это адекватность и понимание контекста. Если художник не профи, то важно его стремление обучаться, расти, быть открытым новому. Хотя я понимаю, что художники – такие художники. Это личности со своим видением мира, иногда с ними бывает нелегко, но это всё равно интересно.

Согласитесь, требования вполне адекватны и даже скидка на метания творческой натуры предусмотрена.


Не многие райтеры обращают внимание на то, что в формулировке 214 статьи УК РФ не прописано использование в художественных целях асфальта. Я попросила прокомментировать ситуацию юриста, Дмитрия Тратаевского:

Отнести рисование на асфальте к вандализму нельзя. Главное – не затрагивать проезжую часть и следить, что именно изображается у людей, по сути, под ногами. Например, изображение государственных символов уже будет иметь серьёзные последствия.

То есть, формально закон допускает такой вид стрит-арта. Но тольяттинский райтер Craftline рассказал, почему художники редко задействуют асфальт:

Это ужасно дорого, если рисовать баллончиком. А кистью – очень долго, да и большинства эффектов уже не добиться. Опять же, очень быстро стирается рисунок.

Хотя в ситуации, когда хочется именно рисовать, а не рисовать исключительно на стенах, такой вариант может быть использован.




В деле технику проверил и тольяттинский художник Кирилл Веснин, оригинально поздравив город с Новым годом.

Резюмируя всё сказанное, если вы не идёте в мир с радикальными посылами и действительно умеете рисовать, то вам стоит сильно постараться, чтобы ваше творчество восприняли в штыки. Конечно, для этого придётся договориться с властями или изменить некоторым привычкам. Но какой вес имеет это маленькое усилие рядом с нежеланием расстроить своих родителей и ухудшить свою жизнь?

Ну а если предела резкости вы замечать не хотите, да и рисуете прямо говоря не очень – возможно, не стоит тратить драгоценное время своей жизни на дело, которое никогда не даст благодатного отклика. Попытайтесь реализовать свой потенциал (которого явно много, если вас не утомляет бегать по городу и искать ещё не отмеченные вашим тэгом места) где-нибудь ещё и найти способ общаться с людьми напрямую. Этот навык тоже дорогого стоит. Намного дороже, чем способность купить цветной аэрозоль.

Читайте также: