Внеурочная деятельность школы искусств

Обновлено: 05.07.2024

Ведущий: Наша планета огромна и удивительна! Люди на Земле есть практически во всех её уголках. На ней не счесть стран и городов! И в каждой стране звучит своя прекрасная музыка. А ведь музыка- это тоже страна, только волшебная! Музыка помогает нам верить в чудеса и открывает перед нами сказочный мир добра, света и радости. И сегодня, Маленький принц, мы отправимся в увлекательное путешествие по разным странам нашей большой планеты! А наши маленькие звездочки будут указывать нам путь!

А теперь – в Италию! Санта Лючия — народная неаполитанская песня. Она описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива .

М.П Какая чудесная музыка! А ещё Роза рассказывала мне, что на вашей планете детям рассказывают волшебные сказки! Я не знаю, что это такое, но мне очень хотелось бы услышать хоть одну!

Ведущий: Сказки, дорогой Маленький принц, -это своеобразная дверь в страну чудес. Они появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно! Люди передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

По мотивам сказок написана замечательная музыка, и сейчас мы с тобой услышим две сказочные пьесы:

М.П. Спасибо, друзья! Теперь я знаю прекрасные сказки! Когда я вернусь на свою маленькую планету, я буду рассказывать их Розе и вспоминать о вас!

Ведущий: Маленький Принц! Что-то ты снова загрустил! Нам есть ещё чем тебя удивить! Слышал ли ты хоть раз, что такое джаз и блюз?

М.П. Нет, никогда не слышал

Ведущий: Тогда собирайся, теперь мы отправляемся в Америку, на родину джаза! Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе XIX и ХХ веков в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов. Сегодня мы услышим несколько джазовых пьес.

М.П. С удовольствием послушаю!

М.П. Здорово! Мне так весело! Хочется смеяться, танцевать!

Ведущий: Замечательно! Как раз о танцах мы сейчас и поговорим! Ведь люди танцуют под сопровождение музыки! Для каждого танца-своя, особенная музыка.

Вот например Полька- это быстрый, живой танец. Полька появилась в середине XIX века в Чехии, и с тех пор стала народным танцем.

Бесамемучо – это песня, написанная мексиканской пианисткой и композитором Консуэлло Веласкес Торрес в жанре испанского народного танца болеро. Болеро танцуется под аккомпанемент гитары и барабана, при этом танцовщики дополняют ритмический рисунок музыки игрой на кастаньетах .

М.П. Сколько удивительной музыки на вашей планете! Вместе с вашей музыкой можно чувствовать, плакать и смеяться, танцевать, верить в чудеса и увидеть, что мир полон добра, света, радости и любви!

Ведущий: А еще на нашей планете есть прекрасные фильмы, и в них тоже звучит музыка! Давайте послушаем сейчас две пьесы из кинофильмов.

Маленький принц: У меня душа поёт!

Ведущий: Конечно, мы на Земле не можем жить без песен!

М.П. Спасибо Вам, друзья за такое увлекательное путешествие в волшебную страну музыки! Теперь я по-настоящему счастлив! Я больше никогда не буду одинок!

Духовная жизнь ребенка полноценна
тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок…
В.А. Сухомлинский

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко

Положение искусства в обществе всегда определяется тем значением, которое придается миру человеческих чувств, переживаний, эмоций. Сегодня в обществе господствуют идеи рационализма, экономической целесообразности, сциентизма и техницизма. В современных условиях, когда падает интерес к классическому музыкальному и художественному искусству, когда наши дети, по сути, стали жертвами массовой популярной культуры, в значительной степени возрастает роль внеклассной работы в школах.

Внеклассная работа понимается сегодня как деятельность, организуемая с группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, для их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Эта работа позволяет выявить потенциальные возможности и интересы ребят и помочь их реализовать. Внеклассная работа ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет ярко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В основе внеклассной работы лежит совместная деятельность детей и взрослых, ученика и педагога, ребенка и родителя.

Цель внеклассной работы – формирование особой культурной компетентности учащихся, включающей в себя:
– способность к самореализации своих творческих способностей, к самоорганизации и самодисциплине;
– стремление к расширению кругозора и развитию мышления, эстетического и художественного вкуса;
– умение реализовать себя в коллективной деятельности;
– способность к продуктивному творческому взаимодействию со сверстниками, педагогами, родителями.

Внеклассная работа решает следующие задачи:
– воспитание учащихся с ориентацией на общечеловеческие духовные ценности, понимание и поддержание нравственных устоев;
– развитие творческих способностей, личностного потенциала обучающихся;
– создание условий для самореализации учащихся в различных видах деятельности;
– формирование патриотического сознания, интереса к национальной культуре;
– организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
– развитие инициативы, самостоятельности и познавательной активности;
– формирование коммуникативных способностей и социальных навыков;
– приобщение к творческому наследию выдающихся писателей, музыкантов, композиторов, художников и т.д.
– формирование эстетического и этического отношения к искусству, социуму и окружающему миру в целом.

Благодаря внеклассной работе ребенок включается в интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Внеклассная работа создает “ситуацию успеха”, помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе репетиций, подготовки к школьным мероприятиям, которые ребенок может выбрать самостоятельно в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность внеклассной работы. Она противостоит некоторой “сухости” учебного процесса, где логика учебных занятий грозит привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.

Один из компонентов внеклассной деятельности – концертно-просветительская работа, которую необходимо заранее планировать, и умело, продуманно сочетать с образовательным процессом школы искусств.

Основные формы концертно-просветительской деятельности это:
– концерты-лекции;
– концерты-викторины;
– концерты, посвященные праздничным и юбилейным датам;
– концерты класса;
– отчетные концерты;
– музыкальные спектакли;
– творческие вечера и др.

Подготовка к концерту – серьезная коллективная работа, которая способствует созданию атмосферы горячей заинтересованности, формирует у ребят чувство ответственности за общее дело, позволяет юному музыканту непосредственно ощутить, как много зависит от него самого. Выступления на концертах помогают учащимся научиться владеть собой перед большой аудиторией, справляясь со сценическим волнением, способствуют формированию у юных исполнителей умения дать верную оценку своему выступлению.

Участие в концерте для начинающего музыканта – это всегда праздник, который должен войти в его жизнь ярким событием и остаться в памяти надолго. Концерт – важное средство художественного воспитания, это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, “лекарство” против чувства одиночества и неуверенности.

Участие во всей этой столь желанной для детей деятельности, обуславливается добросовестностью в отношении к занятиям, активностью в повседневной работе, хорошей успеваемостью. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской школы искусств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы знаем о такой форме отчётности, как академические концерты для родителей. Театральное творчество - это перспективное направление развития личности современного школьника. Для детей участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности.

На современном этапе развития общества эстетическое воспитание детей стало жизненной необходимостью. Все мы знаем о такой форме отчётности, как академические концерты для родителей. Каждый ребёнок должен выйти на сцену и исполнить музыкальную программу для зрителей, как правило, родственников.

3 года назад, в преддверии новогодних праздников было принято коллективное решение с нашими учащимися превратить обычный академический концерт в необычный музыкальный спектакль.

Театральное творчество - это перспективное направление развития личности современного школьника. Этот жанр - яркий, современный - не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое представление, где много красоты и радости. Для детей участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности.

Театрализованное представление помогает музыкальному педагогу воспитывать в ребёнке такие качества, как:

- взаимовыручка - например, если кто-то из детей заболел - его роль нужно быстро выучить, или забыл слова от волнения – в ход идёт импровизация, ему нужно помочь, либо действовать дальше по сценарию;

- ответственность и трудолюбие- ребёнок должен научиться собираться в нужную минуту в трудных условиях. Ведь помимо того, что у каждого ребёнка есть своя роль, он ещё и должен исполнить и музыкальные произведения, которые он готовил всю четверть;

Преподаватели музыкальных школ и школ искусств достаточно часто обращаются к воспитывающей силе театра. Желание устроить для детей и их родителей сказочный праздник опирается полностью на энтузиазм учителей.

Преподаватель должен уметь подобрать или сочинить сценарий, посильный для воплощения и интересный для детей (учитывая их возраст и потребности), поставить спектакль, создать музыкальный сценический образ, научить детей азам актерского ремесла. На самом деле процесс создания спектакля от первого прочтения сценария с детьми до генеральной репетиции порой бывает более захватывающим, чем результат всей работы – премьерный спектакль.

Во время работы со сказкой мы знакомили детей с фильмом, который вряд ли бы они просто так посмотрели. Огромную помощь в подготовке этого мероприятия нам оказала новая современная аппаратура, когда на большом экране мы на фоне нашего действия проецировали фрагменты фильма, так к примеру, сцена с оркестром, басня, выступление докладчика.

Работая с детьми над спектаклем не обязательно ставить цель создать законченное большое музыкальное представление, с детьми разнопланового возраста это трудно – каждый ребёнок со своими страхами, кто-то боится говорить, кто-то слишком маленький, одни старше и дольше учатся в общеобразовательной школы, у других – куча кружков. Важнее поставить перед детьми самые разнообразные задачи, решение которых активизировало их творческий и музыкальный потенциал, привело бы в движение мысли и чувства, развивали их личность.

При работе над музыкальным спектаклем мы ставим следующие задачи:

- развитие творческого воображения, фантазии;

- образность и эмоциональность подачи текста;

- культура поведения на сцене и т. д

Педагог, выступает режиссером, направляет фантазию маленьких артистов на раскрытие образного и эмоционального содержания музыки и помогает им создать целостный художественный образ. Также стоит отметить, что в процессе подготовки к музыкальному спектаклю развивается и совершенствуется мастерство самого педагога, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.


В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей творческих, социально активных, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, мыслящих креативно и свободно.

Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Реализуя опыт своей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что приоритетной формой данного рода занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде теоретического осмысления основ изобразительного искусства, занятий живописью, рисунком, композицией.

Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации, а инновационный характер обусловлен содержательным наполнением, отражающим реалии современного мира.

Развивая опыт эстетической насмотренности, младший школьник приобретает эстетический опыт, который является основой его отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. А вместе с тем развивается: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти; чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование и т. д. При этом эстетическая насмотренность в процессе создания творческого продукта умножает эстетический опыт младшего школьника через эстетический отбор и оценку создаваемых художественных образов [2, с. 5.]. Итак, главная цель занятий-экскурсий — формирование опыта эстетической насмотренности, в основе которого лежит восприятие визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. В связи с этим, экскурсия должна быть построена на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений. Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий.

Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые с целью эстетической организации окружающей среды. На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т. д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса [3].

Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Назначение данных занятий — перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т. д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.

Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также — знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.

В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т. д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности.

Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т. д. [4].

Еще одна особенность экспедиции — обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т. д.

Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.

  1. Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Климова. — Екатеринбург, 1996. — 134 с.
  2. Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Текст] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1 (22). — С. 5.
  3. Фадюшина, Л. П. Спектр: прогр. внеуроч. деятельности младших школьников [Текст] / Л. П. Фадюшина, Н. С. Стерхова; под ред. Н. С. Стерховой; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. — 100 с.
  4. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования [Текст]: слов.-справ. / сост. Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, Каргап. фил., 2011. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеурочная деятельность, вид деятельности, занятие, ребенок, младший школьник, окружающая действительность, творческий десант, урок творчества, классная комната.

Читайте также: