Какой порок высмеивает салтыков щедрин в сказке премудрый пескарь кратко
Обновлено: 30.06.2024
История создания
Сказка была создана в 1882 году, и к ее написанию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественные и политические события России. В те года практически вся интеллигенция старалась затаиться как можно дальше и тише, чтобы не навлечь на себя реакции властей, поскольку боялась за свою жизнь.
Сюжет
Перед смертью он вдруг осознает, что совсем ничего не успел сделать: ни завести друзей, ни жениться, ни вырастить детей. В волнении он засыпает и видит необыкновенный сон, в котором ему снится, что он стал победителем, выиграв 200 000 рублей, а кроме того, вырос и стал больше размером. Во сне он немного высовывается из своего убежища и… вдруг пропадает. Автор оставляет читателя в размышлении, куда именно пропадает главный герой, ведь об этом никто так и не узнал наверняка: пискарь прожил слишком незаметную жизнь.
Композиция
Салтыков-Щедрин сделал очень простую композицию у произведения: появление пискаря на свет, уроки жизни от родителей, описание лет жизни и внезапная кончина. При этом автор не пытается спрятать смысл сказки глубоко, чтобы текст был как можно ближе к реалиям жизни писателя.
Идея произведения
За простым, казалось бы, сюжетом стоит неприглядная сторона жизни современности автора. Салтыков-Щедрин с помощью гротеска и гипербол показал, как жили в его времена большинство людей, которых волновало лишь одно выживание. Они были пассивны в социальной и политической жизни, приспосабливались к условиям, которые диктовала им власть, и не хотели ничего менять.
Тема сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
В произведении можно выделить несколько тем, поскольку в сказке есть и прямой, и переносный смыслы. К основным тематикам относятся: жизнь пискаря; боязнь опасности и бездействие главного героя сказки.
Смысл сказки
Смысл сказки заключается в том, чтобы внушить читателям презрительное отношение к таким чертам характера как внутренняя слабость, трусость, нерешимость, безволие, пугливость. В свою очередь этим автор учит нас быть мужественными, стойкими и храбрыми несмотря ни на что.
Какие пороки высмеивает Салтыков - Щедрин в сказке "Премудрый пескарь" ?
Кратко в сказке описывается жизнь и быт семьи пескарей. Главный герой молодой пискарь, ещё не мудрёный жизнью, который с большим вниманием впитывает нравоучения родителей. Они перед смертью наставляли своего младенца быть осмотрительным, чтобы не попасть в руки людей и не быть съеденным хищниками в водоёме. И он принял мудрое решение полностью уединиться в укромном месте и так прожить всю жизнь, обезопасив себя от неприятностей. В итоге - жизнь прожита впустую. Страх и трусость постоянно жили в нём, но он строго выполнял своё решение.
Довольно поучительное произведение гениального писателя - Салтыкова -Щедрина. Философский смысл сатирической сказки "Премудрый пескарь" вполне понятен. Но, вот найти сейчас, во времена рыночной экономики, людей, чьё поведение и жизненный уклад уподоблялись бы главному герою данной сказки - вряд ли возможно. Скорее всего, в связи с большой конкуренцией устройства на работу, да и возросшими жизненными проблемами - люди стали приобретать более бойцовский характер. Как говорится, покой нам только снится, поскольку каждый день приходится думать о семье, детях и так далее.
Хотя, реалии современной жизни таковы, что некоторым более состоятельным гражданам, приходят на ум такие мысли, которые заставляют их обособляться, отгораживаться от проблем общества, других людей и озабочиваться только собственным выживанием. Дай Бог нам всем разума!
Не вижу в гедонизме (ни в одном из его направлений) ничего животного. Это чисто человеческое. Животные в этом смысле ведут себя рационально, а значит, мудро. Ни одна из жизненных потребностей, удовлетворение которой для человека стало самоцелью и источником наслаждения, не является таковой у животных. Как только потребность удовлетворена, животное о ней забывает. Никто не будет искусственно вызывать рвоту, чтобы освободить желудок для новых изысканных блюд, например.
В современном мире гедонизм, как таковой, не имеет главной своей составляющей - этической. В этом смысле можно говорить о какой-то деградации. Люди не стремятся к наслаждению в чистом виде, не стремятся также избежать страданий, они вообще в этом смысле ни к чему не стремятся. Общество потребления с массовой культурой не имеет ничего общего с гедонизмом. Представьте себе огромную ферму, где коровы стоят в своих стойлах и никуда не ходят. Им вкалывают транквилизаторы, пропускают легкие электрические разряды (для стимуляции и симуляции чего-то), воспроизводят музыку и показывают кино на большом экране.
Разве у этих коров есть выбор? Разве они гедонисты?
Вот как я это вижу.
Потому на что каждом человеке есть первородный грех
Грех совершенный Адамом и Евой.
Следовательно, каждый рождающийся на эту землю, рождается во грехе
Каждый человек, одержим какими-либо пороками, потому что с рождения несет в себе первородный грех.Просто к одни порокам, человек может быть склонен, а к другим не склонен вообще.Но людей без пороков действительно нет.Мы все грешные и склонны ко греху от рождения.Вопрос лишь к каким порокам и грехам именно и в какой степени
Избавляться от пороков, особенно к тем к которым есть сильная склонность, бывает очень сложно.Но в этом может помочь обряд исповеди и причастия. Именно причастие, способно очистить душу и помочь человеку, бороться с пороками или уменьшить тягу к ним.После причастия, сразу же можно ощутить, как влияние некоторых пороков, уже не так сильно и бороться с ними, станет значительно легче.Поэтому крещеный в православие и верующий в Бога человек, обязательно должен время от времени, проходить обряд причастия, принимать тело и кровь Христову.
На каждого из нас, распространяется влияние тьмы.Земля сама по себе, место не чистое.Добро и чистота всегда порицались Сатаной.А сейчас его власть над планетой, значительно усилилась.Следовательно усилилось и влияние на людей.
Пескарь или пискарь?
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
Краткое изложение
За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.
Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.
У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!
Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.
Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.
Иллюстрация Е. Рачева
С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?
Анализ: о чем писать в сочинении
Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?
Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.
Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:
Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.
Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.
Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.
Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.
Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления
Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.
Так пескарь прожил больше столетия:
- Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
- Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.
Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.
Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!
Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.
На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
История написания
Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:
Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге
Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.
Вот какие поучительные идеи изложил писатель:
Жить — значит рисковать
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.
- Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
- Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
- С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
- В развязке пескарь умирает.
Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.
Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.
Читайте также: