Развитие речи детей через театрализованную деятельность в доу самообразование

Обновлено: 01.06.2024

Цель создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Задачи для педагога • анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности. Задачи для детей • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии • воспитание и развитие внутренней воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях и внешней чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства техники актера в каждом ребенке • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Выполнила воспитатель первой квалификационной категории:

Редькина Елена Николаевна.

Ф. И. О. педагога – Редькина Елена Николаевна

Образование - среднее - профессиональное

Речь является одной из основных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира..

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

4. Работа начата - 01.10.2015 г.

5. Предполагается закончиться - 30.05.2019 г.

6. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

7. Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

8. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

11. Практический выход: открытое мероприятие

12. Форма отчета по проделанной работе:

• презентация по теме.

Месяцы. Тема. Формы работы с детьми, с родителями, с педагогами

Диагностика творческих способностей.

Индивидуальная работа по подготовке к празднику (слова, костюмы)

Знакомить детей с настольным театром из оригами.

Анкетирование родителей: "Речевое развитие ребёнка".

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Рассказ о видах театра.

Развлечение: "Бабушкин дворик".

Консультация для родителей: "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка".

Рассказ об особенностях настольного театра.

Показ способов действия с куклами настольного театра.

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр).

Предложение родителям – посещение театра.

Приготовление игр и упражнений для развития речевого аппарата.

Работа над развитием речи через театральную деятельность.

Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Игра - инсценировка "Медвежонок - невежда".

Особенность театра теней.

• Работа по развитию актёрского мастерства.

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы.

Родительское собрание: "Развитие речи - важное условие умственного развития".

Работа над развитием речи через театральную деятельность.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

Раскрытие творческих способностей детей.

Памятки для родителей по обучению связной речи

Практический показ (театральная неделя)

Формы представления результатов самообразования:

• Открытое занятие, открытый просмотр. Участие детей на занятии.

Воспитатель Редькина Елена Николаевна, 1 квалификационная категория

цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность. И следующие задачи:

Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

В своей работе я использую следующие виды театра:

Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок)

Использовать театрализованную деятельность можно не только в НОД, но и в режимных моментах. В основном мы проигрываем во второй половине дня.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Я выбрала эту тему именно потому, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Считаю, что занятие театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта и эмоций. Театрализованная деятельность, организованная мною в детском саду пронизывает все режимные моменты: включаю ее как часть в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д.р.) вношу в содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на НОД. Во время НОД включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В НОД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить знания, умения и навыки. Это позволяет более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекает своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

Театрализацию использую и в совместной деятельности детей и взрослых. Сюда включаю игровые ситуации, чтение художественной литературы, с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры – рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

В свободной совместной деятельности детей и взрослыхнаибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Дети обыгрывают прозвучавшие на праздники песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты взволновавшие детей. На прогулке предоставляю детям большие возможности для игрового развития детей. Детям предоставляю свободу передвижения, пространства для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.

Проводится индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями. ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом. В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, ДОУ придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось.

Всем известно, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Поэтому обновления в системе дошкольного образования являются закономерными.

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой и т. д.). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников, поэтому для углубленной работы мною выбрана тема по самообразованию “Развитие речи детей через театрализованную деятельность”, т. к. театрализация является благоприятной

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.


Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

3.Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

4. Задачи для детей:

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

5. Работа начата -01.09.2016 г. Предполагается закончиться - 30.05.2017 г.

6. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

Актуальность: Большинство детей в младшем возрасте не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала.

Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

1. Повысить собственный уровень знаний по методике речевого развития путём самообразования.

3. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.

4. Подготовка планов, конспектов НОД включением театральных постановок и других досугов.

6. Оформление фото альбома о проведенных мероприятиях

7. Презентация отчета о проделанной работе по теме самообразования

План работы по самообразованию по теме

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Консультации для родителей:

Пополнение театрального уголка картотекой русских народных игр

Составление загадок-описаний по опорным схемам

Составление загадок по темам: овощи, фрукты, грибы, одежда

Знакомство детей с ростовыми куклами

Познакомить детей с театром ростовых кукол, их разнообразием и способом управления

Посещение театральной студии детского сада

Консультация для родителей:

Использование ростовых кукол в театрализованной деятельности детей.

Картотеки Дидактические игры и сказочные эстафеты

Обучение детей рассказу с использованием мнемотаблиц

Знакомство с диафильмами

Пересказ сказки 12 месяцев детьми с использованием театра на палочках

Творчество А. Барто.

Чтение стихов с наглядной опорой в виде иллюстраций

Знакомство детей с художниками иллюстраторами.

Творчество К.И. Чуковского

Обучение ремонту книг по алгоритму

Чтение и пересказ сказок

Д/игра собери картинку

Читайте также: