Почему имеет место многообразие философских направлений и школ

Обновлено: 03.07.2024

Потребность в теоретическом определении системы отношения "универсум — человек" появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос "о познаваемости мира". Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть "мировые загадки".

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе "универсум — человек": "нет объекта без субъекта". Основой философской системы являет интенциональность" сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о "чистых сущностях" (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы "универсум — человек": религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система "универсум — человек". Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

потому что философия переводится как любовь к рассуждениям.
если бы школа была одна, рассуждений было бы мало.
философы рассуждения любят, поэтому рассуждений много, поэтому школ много.

Философы идиалисты измыслили 1000 направлений и школ для того только, что бы разрушить одно стройное направление Материализма. В Материализме примерно линия токая
Древние материализм -> Фейербах->Маркс+Энгельс+Ленин->Современные школы материализма (Попугай Маркса с его компанией) .
Идиалисты не могли смириться с материализмом Маркса и придумываали всё более и более нелепые доказательства Бога (Высшей идеи, Чистого разума и т. п.) . Чего они только не напридумывали. Открывайте наугад учебник по философии и вы с вероятностью в 95% попадёте на идиализм.
__________________________
Вся наука (современная) подчиняется законам Маркса и его компании: -)
Вот они.. .
________________
1й закон материализма - "Закон единства и взаимопроникноваения противоположностей"
2й закон мат. - "Закон перехода количесственных изменений в качественные"
3й закон мат. - "Закон отрицания отрицания (Тезис-Антитезис-Синтез)
________________
Если какая то наука противоречит этим законам, значит у неё есть огромная НЕРАЗРЕШИМАЯ проблема с доказательной базой.

Основания многообразия философских школ. Структура предмета мировоззрения как основание существования типов философствования. Поиски первоначала мира. Взгляды Людвига Фейербаха. Примеры социоцентрической системы. Теизм, атеизм, материализм, идеализм.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.08.2017
Размер файла 37,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Многообразие философских школ и направлений

Основания многообразия философских школ и направлений

Осуществленный выше краткий обзор истории философии убедительно показывает всегдашнее многообразие философии. Он показывает, что не было, нет и, скорее всего, не будет единственно истинной философии. У каждого философского направления, у каждого философского подхода, у каждой философской школы есть свои сильные и слабые стороны, свои находки и творческие достижения и, увы, свои ошибки и заблуждения.

В связи с этим сразу же возникает вопрос о причинах, основаниях существования многообразия философских школ и направлений. - Это очень сложный вопрос, и ответы на него в философии предлагались и предлагаются различные.

Так, авторы, абсолютизирующие роль классовых интересов в жизни общества, считают, что и древняя, и современная философия являются партийными. Иными словами, они утверждают, что, в конечном счете, в основе разделения философии на главные направления лежат коренные классовые интересы, которые и выражаются в обобщенной форме философами соответствующих направлений. В рамках такого подхода говорят, например, о прогрессивной и реакционной философии, о пролетарской и буржуазной философии и т.п. Этот подход развивался, в частности, многими авторами марксистской ориентации.

Гораздо более распространенной является точка зрения, выделяющая направления и школы в философии в связи с различиями культур и эпох, в рамках которых развились эти школы и направления. В таком случае говорят, в частности, об античной философии, о древнекитайской философии, о западноевропейской философии Нового времени и т.д. Эта точка зрения представляется естественной и хорошо обоснованной.

Достаточно часто можно встретиться с подразделением философии на направления и школы на основании того, какая способность человека считается ведущей, определяющей в процессе познания. Мы имеем в виду разум, чувства, воля, интуиция, вера. В этом случае говорят, например, о рационализме, сенсуализме, волюнтаризме, интуитивизме и фидеизме. Рационализм (от латинского ratio (разум)) полагает, что главной духовной способностью человека является разум, что именно разум является главным источником истинного знания. Сенсуализм (от латинского sensus (чувство, восприятие, ощущение)) рассматривает чувственность в качестве исходной и главной формы достоверного познания. Волюнтаризм (от латинского voluntas (воля)) усматривает главное, определяющее начало в человеке в его воле. Интуитивизм (от латинского intuitio (пристально смотрю)) абсолютизирует роль интуции в познании. Фидеизм (от латинского fides (вера)) утверждает примат веры над знанием и разумом.

Направления в философии (материализм и идеализм) вычленяются также по признаку выделяемого ими первоначала мира (материя, дух). Сторонники материализма считают, что первоначалом (субстанцией) мира является материя. Сторонники идеализма, соответственно, убеждены, что первоначалом мира является некоторая духовная субстанция. О материализме и идеализме мы пишем также в разделе 1.6.8.

Направления и школы в философии различаются также в зависимости от того, какое количество субстанций вводят в рассмотрение их представители. Так, монизм (от греческого monos - один, единственный) признает существование одной, единственной субстанции. Дуализм (от латинского dualis - двойственный) указывает на существование двух субстанций. Плюрализм (от латинского pluralis - множественный) обосновывает идею, согласно которой существует множество субстанций.

Нередко говорят также о направлениях и школах в философии, связывая их с именами основоположников. Так, например, в философских работах нередко фигурируют платонизм (Платон) и кантианство (Кант). Не менее часто в этих работах говорят также о гегельянстве (Гегель) и марксизме (Маркс), фрейдизме (Фрейд) и попперианстве (Поппер) и т.д.

Существуют и другие подходы к выделению философских школ и направлений.

Структура предмета мировоззрения как основание существования основных типов философствования

Очевидна высокая степень абстрактности этой классификации. Действительно, в сколько-нибудь целостной, гармонической мировоззренческой системе должна обеспечиваться значимость и самоценность каждого из указанных полюсов. Названные направления (типы философствования) могут рассматриваться в качестве своеобразных идеальных типов, которые в чистом виде почти никогда не реализуются в истории философии, но позволяют решать познавательные и дидактические задачи. Выделение указанных типов философствования помогает навести некоторый порядок в почти необозримом многообразии философских течений, направлений и школ. Оно позволяет более выявить в отчетливом виде типические черты сходных друг с другом вариантов философствования, разграничить различные философские подходы и т.д. Кроме того, история философии дает достаточно многочисленные примеры философских воззрений, приближавшихся по важнейшим параметрам к названным идеальным типам.

Приведем здесь некоторые из этих примеров.

Космоцентризм (натурализм)

Космоцентризм (от греческих слов кОБШОБ - порядок, мир и кепітоп - центр), как уже сказано, - это тип философствования, который ставит в центр внимания космос, природу. Сторонники космоцентризма, или натурализма (от латинского natura - природа), утверждают, что космос (природа) является первичным, все порождающим, все объясняющим началом.

Здесь необходимо отметить, что космоцентризм (натурализм) заявлял о себе и на более поздних этапах развития философии. Этот тип философствования стремится объяснить все происходящее как результат развития природы, как следствие действия природных закономерностей. Как правило, натурализм сориентирован на достижения естественных наук. Так, например, когда Ч. Дарвин (1809-1882) построил теорию эволюции видов живых организмов, некоторые из философов попытались применить эту теорию для объяснения социального развития. В частности, Г. Спенсер (1820-1903) - основатель социал-дарвинизма - полагал, что главным законом общественного развития является закон выживания наиболее приспособленных сообществ. В социальной философии натурализм представлен также географическим детерминизмом, утверждавшим, что развитие общества определяется преимущественно действием географических факторов (климатом, ландшафтами, расовыми особенностями людей, наличием или отсутствием судоходных рек и т.п.). В этике натурализм представлен концепциями, выводящими нормы нравственности из соответствующих биологических предпосылок.

Антропоцентризм (Протагор и Л. Фейербах)

Антропоцентризм (от греческих слов апШгороБ - человек и кеп1хоп - центр) - это тип философствования, ставящий в центр внимания человека и объясняющий все остальные полюсы предмета мировоззрения через человека.

В последние десятилетия антропоцентрические воззрения подвергаются все более острой критике. Их упрекают в том, что они преувеличивают познавательные и преобразовательные возможности человека, в том, что они превращают человека в предмет поклонения. Серьезные аргументы против антропоцентризма также в связи с резким обострением экологического кризиса.

Теоцентризм (Августин Аврелий)

Теоцентризм (от греческих слов theos - бог и kentron - центр) - это тип философствования, ставящий в центр внимания Бога и рассматривающий Бога как все порождающее и все объясняющее начало.

Добавим к сказанному, что теоцентрический тип философствования заявляет о себе на самых разных этапах развития философии. Как уже было подчеркнуто, этот тип был преобладающим на протяжении эпохи Средневековья. К теоцентрическому типу философствования можно отнести философские построения большинства русских религиозных философов (от славянофилов до С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и Н.О. Лосского). Теоцентризм, несомненно, свойствен представителям неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Й. Бохеньский и др.).

Социоцентризм (Карл Маркс)

Социоцентризм отчетливо заявляет о себе также в социологизме. Социологизм, напомним, - это концепция, согласно которой все социокультурные явления могут быть объяснены в рамках социологии.

Следует сказать, что постмодернистский подход имеет серьезные онтологические и социокультурные основания. Действительно, глобалистские, универсалистские претензии классической философии, то есть ее претензии на построение единого и универсального мировоззрения ушли в прошлое. Мы в данной книге также исходим из принципа онтологического и социокультурного плюрализма. Правда, на наш взгляд, признание онтологического и социокультурного плюрализма не ведет однозначно к отрицанию возможности построения в определенной (исторически, социокультурно определенной) мере целостного философского мировоззрения. Основаниями этой возможности являются, во-первых, определенное единство человечества, задаваемое его происхождением и историей, и, во -вторых, многоаспектное единство Вселенной, в которой сформировалось и существует человечество.

Теизм, атеизм, материализм, идеализм

философский школа фейербах материализм

Философские направления можно вычленять также в соответствии с тем, признают они или отрицают существование некоторых из перечисленных выше полюсов предмета мировоззрения.

Так, например, существуют теистические философские системы и атеистические философские системы. Попросту говоря, теистические системы исходят из признания бытия Бога. Соответственно, атеистические системы отрицают бытие Бога. Нетрудно убедиться, однако, в том, что названные системы нуждаются в более точных и более глубоких характеристиках.

Внетеизм (нетеизм) отличается от антитеизма в первую очередь тем, что в нем главное место принадлежит не критике тех или иных форм теизма и даже не критике теизма как такового, а позитивной разработке целостного мировоззрения, принципиально осуществляемой без обращения к идее Бога. Тем самым в известной мере снимается свойственная атеизму как антитеизму вторичность по отношению к теизму. Иначе говоря, внетеизм (нетеизм) теоретически мог бы возникнуть и развиваться вне и помимо критики и преодоления теизма. Правда, в таком случае он назывался бы иначе. Но поскольку в реальной истории человеческой культуры внетеизм формируется и развивается в полемике с теизмом, который на протяжении уже многих веков явл я- ется, видимо, наиболее распространенной формой мировоззрения, постольку внетеизм несет на себе некоторые - существенные - черты вторичности по отношению к теизму. Это необходимо признать. Это зафиксировано и в его названии.

В истории философии представлены также системы, признающие объективное существование мира, то есть существование мира до и вне человека. Это - реалистические (материалистические и объективноидеалистические) направления в философии.

Объективные идеалисты утверждают, что субстанцией, первоосновой мира является некое идеальное начало, существующее независимо от человеческого сознания (идеи у Платона, Абсолютная идея у Гегеля и т.п.).

В истории культуры можно встретить также взгляды, отрицающие в некотором смысле существование и самого субъекта познания. Это характерно, в частности, для некоторых направлений буддизма. Так, например, мадхьямики считают, что все воспринимаемое нами из внешнего и внутреннего мира, а также само восприятие и воспринимающий ум илл юзорны, подобны сновидениям.

Философские направления и школы можно вычленять также в соответствии с тем, как они понимают характер отношений между различными полюсами предмета мировоззрения. Так, история философии дает примеры систем, в рамках которых отождествляются мир и Бог. Такие системы называются пантеистическими (от греческих слов pan - все, весь и theos - Бог). Основой всех разновидностей пантеизма является отрицание сущностного различия между Богом и миром. Яркий пример пантеистического мировоззрения развит в сочинениях Б. Спинозы, отождествлявшего природу и Бога с вечной и бесконечной субстанцией (см. следующий раздел). Существенные элементы пантеизма свойственны взглядам Гегеля и Шеллинга. В истории культуры представлены также мировоззренческие системы, называемые деистическими и панентеистическими. В рамках первых считается, что Бог, сотворив мир, не вмешивается в дальнейшее закономерное течение мирового процесса. В пределах вторых, - мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире.

В истории философии можно встретить также системы, по -разному отвечающие на вопрос о доступности мира человеческому познанию. Так, встречаются системы, отрицающие в том или ином смысле познаваемость мира. Системы такого рода называются агностическими. Этот термин происходит от греческого слова agnostos - непознаваемый.

Хотя рубрикацию философии по направлениям и школам можно было продолжить (и мы будем знакомиться со многими философскими школами и направлениями в ходе изучения различных разделов философии), уже сказанного об этом достаточно для общего представления о многообразии философии.

Пантеистическая система Бенедикта Спинозы

Предпошлем знакомству с его философской системой небольшое теоретическое введение. Речь пойдет о восхождении от абстрактного к конкретному, о методе, которым мы всегда (осознанно или неосознанно) пользуемся при концептуальном (теоретическом) описании интересующей нас сущности. В разработку этого метода значительный вклад внесли Г. Гегель и К. Маркс.

Очевидно, что все понятия, используемые нами при теоретическом описании, абстрактны. Каждое из них весьма односторонне характеризует изучаемый предмет. И это неизбежно, понятия по природе своей таковы. Однако понятия, взятые во взаимосвязи (система понятий), могут сложиться в целостное идеальное воспроизведение занимающей нас сущности, могут образовать теоретически конкретное. Привлекая все большее число понятий (каждое из которых абстрактно описывает интересующий нас предмет), устанавливая все большее количество специфических связей между ними, отражающих связи между различными сторонами изучаемого предмета, мы движемся к более конкретному пониманию предмета познания. В этом, кратко говоря, и состоит восхождение от абстрактного (одностороннего, бедного определениями) понимания к конкретному (богатому определениями, целостному) пониманию того или иного предмета. В идеале, для достижения истинно конкретного, всестороннего понимания предмета нам необходимо привлечение бесконечного множества абстракций.

Здесь самое время прибегнуть к помощи еще одного понятия, важного для характеристики взглядов Спинозы. Это понятие - фатализм. По Спинозе, случайность является субъективной категорией, коренящейся в неполноте человеческих знаний о природе. В действительности имеет место полное господство необходимости. Ведь, в сущности (с точки зрения Бога, с точки зрения вечности), все уже дано, все предопределено (это и утверждает фатализм). Человек не обладает свободой воли и, в общем -то, ничего не может изменить.

Конечно, сказанное дает лишь весьма схематичное (абстрактное) понимание взглядов Спинозы. Для более полной (конкретной) характеристики его системы необходимо было привлечь также понятия монизма, панлогизма, антителеологизма и т.д. Монизм взглядов Спинозы состоит в том, что он, в противоположность дуализму Р. Декарта, признавал существование только одной (monos - один) субстанции. Панлогизм утверждает совпадение законов бытия и законов логики. Антителеологизм противостоит телеологии, учению о всеобщей целесообразности (telos - цель)

Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков

В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.

Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии. Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

История западной философии XIX–XX веков - Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков

Сциентистское направление.

Сциентизм в философии возникает как реакция на натур философичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя.

Философия позитивизма Это направление в философии сложилось в первой половине XIX века. В его основе идея о том, что все подлинное (или позитивное) знание является совокупным результатом деятельности специальных наук. Наука же, в целом, вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии с ее исследованиями философских проблем. Среди главных особенностей позитивизма выделяют:

— сведение задач науки лишь к описанию явлений, так как сам он тесно связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам;

— элементы субъективного идеализма, включая неприятие рационализма, спиритуализма, идеализма с одновременным обращением к материализму.Формы позитивизма.

Специалисты обычно выделяют три этапа в развитии позитивизма:

Марксизм

Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане — это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.

Марксизм возник в 40-х годах XIX в. как теоретическое отражение кризиса капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.

Анализ противоречия между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов, исследование отчужденного труда предопределили материалистическое понимание истории и приблизили Маркса и Энгельса к раскрытию тайн капитализма.

Осуществив анализ классического капитализма, марксизм обосновал необходимость его замены более прогрессивным строем .

Проследив эволюцию частной собственности, марксизм делает вывод о том, что частная собственность, порождая пролетариат, сама создает предпосылки собственного упразднения. Что касается пролетариата, то выполнив свое историческое назначение, он упраздняет себя .

Будучи современником острейшей классовой борьбы, становления рабочего движения, победного шествия буржуазных революций, марксизм в революции видит единственное и эффективное средство ликвидации порабощения человека .

Человек — высшее существо! Посему необходимо ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным и презренным существом .

Посему гуманистическая направленность философии марксизма сохраняет свое значение и сегодня.

Рассматривая вопрос о связи теории марксизма с практикой, следует помнить, что практика богаче любой теории и что нет теории, годной для всех народов и на все времена.

Прагматизм

В 70-х гг. XIX в. в США формируется философия действия — прагматизм. Его основатели Ч. Пирс 1839-1914), Ч. Джемс (18421918). Дж. Дьюи (1859-1952), Дж. Мид (1863-1931).

Суть концепции прагматизма заключается в выводе, что философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его освоения, а общим методом решения проблем практической деятельности людей.

В центре внимания философии прагматизма не общество, а человек, чья социальная активность обусловлена исключительно его биологической природой. Универсальным средством обеспечения оптимального отношения со средой обитания является не познание мира и своего места в мире, а изменение сложившихся привычек, отказ от старых и выработка новых, более полезных..

Изменение привычек возможно через систему образования и просвещения, через дискредитацию старых и формирование новых.

Бесспорное достоинство философии прагматизма в том, что она вводит в освоение мира ценностную ориентацию. Не бесстрастная академическая философия позитивизма, а философия субъективной заинтересованности и предпочтения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: