Что делать если родители заставляют есть в школе

Обновлено: 05.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Буква закона

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.


Но есть одна малозаметная деталь, про которую говорят очень редко и которая мне кажется очень важной. Она малозаметна, потому что это не деталь, а фон, или даже каркас, на котором держится вообще всё: и формализм, и безразличие, и косность.

Школа не добровольна.

Итак, дети должны учиться. Они не могут отказаться от получения школьной программы. Я пока не говорю, плохо это или хорошо, можно ли обойтись без этого. Просто запомним: есть принуждение к тому, чтобы дети учились, есть насилие. Насилие возникает тогда, когда есть два участника взаимодействия, и у более сильного есть цель что-то сделать с более слабым, хочет последний этого или нет.

Мне могут возразить, что большинство детей ходят в школу сами, их не приходится тащить туда за руки и за ноги. Всё так, и всё же послушание и добрая воля — разные вещи. Послушание — это неотъемлемая часть насилия, потому что за непослушание последует наказание (неважно, физическое или в форме порицания, лишения благ, вызова чувства вины или просто уговоров).

Ребёнок изначально свободен. Первые годы жизни он осваивает всё, что находится в пределах досягаемости и на что он может в принципе влиять, пробует любые границы на прочность: для него любое ограничение — это вызов и приманка.

Почему протест затухает

  • Взрослые не идут на уступки, контролируют выполнение правил, не допускают возможности для ребёнка избежать этой неприятной обязанности.
  • В окружающем мире почти нет примеров такого непослушания, когда ребёнку удаётся отстоять своё желание не ходить в школу. В школу ходят практически все. Все мирятся и никто не хочет брать на себя ответственность поступать по-своему, идти против течения. Подражание другим, подстраивание под всех — один из мощнейших эволюционных механизмов адаптации к миру, встраивания в общество.
  • Если какой-то орган в теле не функционирует, то он атрофируется; если некой способности не дают возможности проявиться, то она чахнет и отмирает. Речь про способность быть свободным, слушать свои желания и интересы, следовать за ними, способность сопротивляться принуждению.

Ученическая обязанность заполняет практически всё время жизни человека на протяжении 9-11 лет. Ты должен проснуться в 7.00, чтобы успеть собраться к школе и прийти к началу занятий без опозданий. Должен отсидеть потом шесть-семь уроков в 45 минут, заставляя себя воспринимать поток информации, алгоритмов для решения формальных задач сомнительной для тебя актуальности; а после занятий — домашние задания, которые можно делать до вечера.

Я не говорю про систему оценивания, фальшь в нравственных поучениях от учителей и их, как правило, негативное отношение к ученикам, замкнутый детский коллектив (в котором от этой замкнутости и подавляемой внешне агрессии процветает жестокость, кастовость и прочие прелести самоорганизации общества казарменно-тюремного типа) и так далее. Это всё следствия искусственно ограничения свободы.

Чему человек учится, а точнее сказать, приучается с таким обращением? Уж точно не знаниям из школьной программы

1. Беспомощность. Человек видит, что есть система, в которую его положили, и желания самого человека абсолютно никого не интересуют. Желания что-то изменить, не находящие выхода, приводят к обречённости и способности тащить самого себя за шкирку туда, куда прикажут (просто чтобы избежать наказания). Об увлечённости каким-то делом, о настоящей страсти можно будет забыть после таких уроков. Те, кто способен и после школы чем-то увлекаться, — скорее исключение и пример невероятной психической стойкости отдельных людей.

Ещё недобровольность школ ведёт к полной потере обратной связи от детей и полному игнорированию факта, что это живые люди, а не коробки, которые необходимо заполнить учебниками до самого верха, и не дрессированные собачки, которых учат считать до ста и ловко кувыркаться.

Примерно такое же впечатление у меня от школьного обязательного образования, от которого невозможно отойти ни на шаг. Его выдавливают и утрамбовывают порциями по 45 минут шесть раз в день, шесть дней в неделю, десять лет подряд. И даже если ты будешь отстающим, то тебя волей-неволей подтянут обратно к школьной программе. Разве что, в отличие от гуся, ребёнка не убивают физически, но привычка быть нанизанным на трубку школьной программы остаётся на всю жизнь, и человек не мыслит своё существование без программы, без установленного свыше порядка, без общих представлений о том, как надо жить. Человек становится не хозяином своей жизни, а вагонеткой на рельсах жизненной программы.

Мало кто потом замечает ужас и безнадёжность, когда ты понимал в 1 классе, что не в силах был ничего изменить, и что это наказание продлится десять лет. Но если бы тюрьмы были обязательными для всех, то люди бы тоже к этому относились с большим спокойствием и быстро забывали бы своё неприятие таким положением дел. Впрочем, и в тюрьмах люди как-то живут, заводят друзей, в чем-то развиваются и узнают о мире что-то новое, а потом по выходе оттуда вспоминают тюремные годы и своих строгих и иногда добрых надзирателей с ностальгией.

Возможно, если отменить обязательность школ, то детей несколько лет подряд туда будет не заманить никакими пряниками. Хотя если государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети ходили в средние школы, — можно детей пробовать заманить какой-то стипендией или другими плюшками.

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Читайте также: