Результативность проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.

Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания . Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.

Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время .

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

Исследовательский проект . По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

Творческий проект . Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.

Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.

Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий – подготовительный . Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Рефлексивно – оценочный . Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов:

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентации учебных проектов: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Для направления деятельности учеников разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю:

Выбери тему исследования

Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

Полнота раскрытия темы.

Самостоятельность работы над проектом.

Оригинальность решения проблемы.

Качество выполнения продукта.

Раскрытие содержания проекта на презентации.

Артистизм и выразительность выступления.

Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.

Такими умениями и навыками являются:

1. Рефлексивные умения.

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения.

Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.

Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Умение выдвигать гипотезы.

Умение устанавливать причинно – следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве.

Навыки коллективного планирования.

Умение взаимодействовать с любым партнером.

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Навыки делового партнерского общения.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки.

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения.

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Презентационные умения и навыки.

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль учителя в проектной деятельности учащихся.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно – урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.

В чём достоинства метода проектов?

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка­чества детей.

Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Использованная литература:

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Белобородов Н.В. Социально-творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

7.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.

9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

10.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа 9 г. Ярцево Смоленской области

Оценка результативности проектной деятельности в начальной школе.

1. Общие положения.

1.1.Проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой участвуют все педагогические структуры школы.

1.2.Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.

1.3.Заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса на добровольной основе.

1.4.Проект может быть индивидуальным или групповым.

1.5.Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.

1.6.Руководителем группового проекта может быть ученик, педагог или родитель.

2. Цель проектной деятельности .

Создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных умений (навыков) обучающихся.

3.1.Обучение школьников технологии проектной деятельности.

3.2.Качественное усвоение знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

3.3.Развитие организаторских навыков, приобретение опыта совместной деятельности по достижению учебных или социально-значимых целей.

3.4.Формирование у обучающихся позитивного отношения к себе и окружающему миру, создание условий для самопознания.

3.5.Формирование у учащихся умения делать выбор и нести ответственность за его последствия.

Оцениваемые умения и навыки.

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Оценка проекта основывается на компетентностном подходе в соответствии с критериями.

На доске висят фигурки:

Сердечко – вдохновитель, генератор идей, лидер группы.

Глазки - учащиеся, которые собирали информацию в книгах, интернете, наблюдали и т.д.

Ручки (ладошки) – ребята, которые оформляли проект, создавали продукт, рисовали, чертили, лепили, клеили и т.д.

Губки – учащиеся активно участвующие в обсуждении, произносящие речь во время защиты проекта.

Ушки – ребята, которые участвовали в устных опросах, подбирали музыку, формировали из множества версий единое мнение и т.д.

Учащиеся 3-4 классов составляют отчёт по следующей форме.

Отчет о выполнении проекта (заполняется учеником)

1. Фамилия, имя___________________________________________________

2. Название проекта ________________________________________________

3. Почему я начал работу над проектом?

4. Для чего я работал над проектом?

5. Какой продукт я хочу получить?

6. Как я работал над проектом?

7. Какие источники информации помогли мне в работе?

8. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

9. Что нового я узнал, чему научился?

10. Мои впечатления от работы над проектом:

Итоговая таблица критериев оценивания проектных работ учащихся

Оценка (максимальный балл - 5)

(максимальный балл - 5)

(максимальный балл - 5)

1. Достигнутый результат

максимальный балл - 15

2. Оформление проекта

максимальный балл - 15

максимальный балл - 15

4. Ответы на вопросы

максимальный балл - 15

максимальный балл - 15, по каждому параметру

5. Интеллектуальная активность

7. Практическая деятельность

8. Умение работать в команде

Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определённые виды проектов и с учётом особого мнения эксперта-учителя.

По способу преобладающей деятельности

По количеству участников

По предметносодержательной области

Межпредметный в смежных областях

Межпредметный в разных областях

По характеру контактов

С учётом координации

С открытой координацией

Продолжение исследований по данной тематике

Возможность практического применения

Особое мнение эксперта

(с учётом системности)

Максимальное количество дополнительных баллов

Учащиеся школы свои проекты представляют на конкурсы разного уровня: районные, региональные, федеральные и международные. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектов со стороны независимого жюри.


Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.

Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.

Все имеющиеся проектные задачи привести к единой системе.

Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Понятно, что для достижения личностных и метапредметных результатов необходимо использовать системно-деятельностный подход в обучении. Передо мной, как и перед моими коллегами стала проблема: какие современные формы, методы и технологии развивающего обучения использовать для достижения поставленных перед школой задач? В рамках подготовки к ФГОС, я начала апробацию различных методов и технологий в своем классе. Попробовав применять проблемные, исследовательские, проектные методы, технологию педагогической мастерской, пришла к выводу, что наиболее приемлемым для меня является проектный метод обучения. Кроме того, он является универсальным методом, который включает в себя и исследование, и решение проблемы, и групповую работу, как в педагогической мастерской.

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

Технология опыта

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

неумение работать в группе.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.


Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

^ Структура проекта Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Работу над проектом я осуществляю по алгоритму:

1.Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор методов.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов.
10. Защита проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.


В процессе экспериментальной работы проектной деятельности я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности.

Не мешайте детям выдвигать и доказывать фантастические идеи. Порой дойти до истины приходится путем проб и ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа и выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Обобщение опыта по теме:

учитель начальных классов

2.Реализация проектной деятельности в начальной школе

2.1.Из истории метода проектов……………………………………….4

2.3.Классификация проектов…………………………………………. 6

2.4. Этапы работы над проектом……………………………………….7

2.5. Требования к проектам…………………………………………….13

2.6. Роль учителя в проектной деятельности детей…………………..13

«Начальная школа - это, прежде всего,

творческий труд одного учителя.

Я всегда считал необходимым стать

в какой — то мере ребенком,

иметь доступ в сказочный дворец,

имя которому - Детство.

Только при этом условии дети

не будут смотреть на вас как на человека,

случайно проникшего за ворота их

сказочного мира, как на сторожа,

которому безразлично, что делается

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Моя методическая тема по самообразованию:

Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Задачи:

изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)

изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Организовать работу с классом по данной теме.

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности.

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.

Рассмотрим основные понятия метода проектов.

«Прое́кт (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд).

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам .

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта .

Классификация проектов.

Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов :

По доминирующей в проекте деятельности:
творчески-поисковые, ролевые,
ознакомительно-ориентировочные.

Предметно-содержательная область:
межпредметные, монопроекты.

По характеру контактов:
среди детей одного класса, внутришкольные, региональные, межрегиональные.

По количеству участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые,
семейные.

По продолжительности проекты бывают:.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков.

Среднесрочные (недельные) выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает от недели до месяца и целиком проходит при участии руководителя.

Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания.

Читайте также: