Внеурочная деятельность с одаренными детьми в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

У ребенка уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в творчестве. Но данная потребность сама по себе вторична. Она представляет собой отклик на ту среду, которая окружает ребенка. Л.С. Выготский отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества”.

В свою очередь, период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В данный период игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность становится ведущей и в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеучебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно специальным способом организовать. (Слайд презентации №1).

Когда я набираю 1-й класс, заранее знакомлюсь с детьми и родителями. Посещаю утренники, родительские собрания, занятия, просто прихожу в группу детского сада, чтобы посмотреть и понаблюдать, кто, чем любит заниматься у кого какие способности.

На первом родительском собрании рассказываю о программе “Начальная школа XXI века”, по которой будет строиться учебная работа и о теме внеучебной работы “Развитее творческих способностей и задатков детей младшего школьного возраста”.

(Слайд презентации № 2)

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

(Слайд презентации № 3)

Цель организации работы с одаренными детьми:

Задачи организации работы с одаренными детьми:

Работая над темой “ Развитее творческих способностей и задатков детей младшего школьного возраста” на протяжении 5 лет пришла к выводу, что развитие новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Организовывая внеучебную деятельность, исхожу из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся. Используя для себя следующие этапы.

(Слайд презентации № 4)

Этапы организации работы с одаренными детьми:

(Слайд презентации № 5)

Ожидаемые результаты:

Все это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей,

формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей. Поэтому 1 класс – Подготовительный этап направлен на развитее теоретического мышления, развитее наглядно – образной и совестно – логической памяти.

(Слайд презентации № 6)

Подготовительный этап (1класс).

Виды деятельности:

Педагогическая диагностика по Л.Е.Журовой, Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой проводимая совместно со школьным психологом – залог обучения и развития детей. Проводя диагностику, получаю дополнительный материал для полной объективной оценки творческих возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется мышление, восприятие, внимание, память, в какой помощи учителя нуждается ребенок. Диагностика дает возможность проанализировать развитие ребенка, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

(Слайд презентации № 7) Внеучебная работа на факультативе “Эрудит” по УМК “Развивающие задания Е.В. Языканова (1час в неделю). Факультатив – курс для 1 – 4 класса развивающих занятий, нацелен на решение задач и интеллектуально – личностно – деятельное развитие младших школьников. Анализируя выполнение ребятами каждого задания, получаю возможность выяснить. В какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Задания служат прекрасной подготовкой к олимпиадам.

(Слайд презентации № 8) Портфолио – личных достижений. Составляется в 1 классе учащимися совместно с родителями. Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Ребята сами участвуют в накоплении материала портфолио – анкетирование, тренинги, дипломы, грамоты за индивидуальное, семейное участие в народных праздниках, спортивных, литературных, конкурсах. Рубрики портфолио: деловая информация, творческие работы, диагностические обследования, мои достижения. Портфолио представляет ежегодный отчет по развитию ребенка. Что ребенок узнал, как он думает, подвергает сомнениям, анализирует, синтезирует, производит, создает, как он взаимодействует на интеллектуальном уровне с другими детьми. Портфолио фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, носит накопительный характер поощрения творческой деятельности самого учащегося и всей семьи, обеспечивает непрерывность процесса развития ребенка от года к году. В нашем классе ежегодно проходят парады личных достижений “ Школьные годы чудесные”.

К 8 годам дети всячески демонстрируют свою избирательность, свое мнение, свою новую школьную, жизнь, стремятся занять более взрослую позицию. Именно в этот период дети начинают осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – Творческий этап.

(Слайд презентации № 9)

Творческий этап (2-й класс).

Виды деятельности:

(Слайд презентации № 10,11)

Внеклассная работа с детской библиотекой по совместному ежегодному плану работы “Информационная культура читателя”,

помогает детям хорошо ориентироваться в художественной и познавательной литературе, находить ответы на интересующие вопросы, а также участвовать в интеллектуальных литературных конкурсах и КТД.

С музеем сотрудничаем по совместно составленной программе “Традиционный народный календарь”.

Наша совместная творческая деятельность помогает детям быть участниками народных праздников, (Слайд презентации № 12) собирать материал о играх, обычаям родного края, проводимым во время праздника. Разучиваем заклички, пословицы, поговорки, русские народные песни, обряды необходимые для проведения народных праздников. Благодаря этой программе восприятие становится думающим, происходит осознания личного отношения к миру к родному краю к традициям и культуре русского народа и тесной взаимосвязи поколений.

К окончанию обучения в начальной школе дети должны научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. Это способствует формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Поэтому 3 – 4 класс – Развивающий этап.

(Слайд презентации № 13)

Развивающий этап (3 – 4-й класс).

Виды деятельности:

Продолжается внеучебная работа по всем видам деятельности начатой в 1 и 2 классе. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.

Поэтому дети, активно участвуют не только в школьных районные, но и областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальные играх, дистанционных проектах, а так, же в районных научно – практических конференциях, всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты внеучебной деятельности; качественно новый, более “взрослый” тип взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками. Способствуют этому:

(Слайд презентации № 14)

Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся.

Высокая эффективность достигается. Если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат нашей совместной внеучебной деятельности: 2007 – 2008 учебный год – 4-й класс.

Учащиеся 5 класса закончили учебный год (6 – отличников, 8 – хорошистов) – это говорит о том, что интерес к учебному процессу у ребят не угас, они продолжают участвовать в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно практических конференциях, добиваются хороших успехов в центрах дополнительного образования.

Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей в которых вложена частичка моего труда. Для меня очень важно, чтобы мои ученики превзошли меня – своего учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Составитель: учитель начальных классов Ершова Е. И.

1.Пояснительная записка.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

6 октября 2009 г. № 373

Актуальность. В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости. К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Введение часа работы внеурочной деятельности с одарёнными детьми даёт возможность им проявить свои личные качества, ощутить радость умственного труда. Общение в группе себе равных стимулирует к интеллектуальному росту, высокой мотивации к самосовершенствованию.

Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среде. Поэтому со второго класса предполагается проведение занятий в специально подобранной группе детей, имеющих способности и интерес к математике.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они по­строены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сде­лать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Цель: обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе, формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.

-сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

-выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

-создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности;

- развивать способность устанавливать логические связи;

- развивать познавательные интересы;

- формировать стремление к размышлению, поиску;

- развивать внимание, память, воображение;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

2.Общая характеристика программы.

Психолого-педагогическая характеристика программы

Работа в 1 классе направлена на выявление математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

Проводится комплексный характер оценивания. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках математики, во внеурочное время.

Наблюдение ведётся в течении длительного времени – учебного года в первом классе.

Подключение к данной работе психолога школы.

Беседа с родителями с целью выявления интересов обучающегося.

Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы;

актуальный уровень развития одарённости, достигнутый к моменту поступления в 1 класс;

особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;

потенциальные возможности ребёнка к развитию.

Выявление одарённых детей в 1 классе не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определенияобщих признаков и составления классификации);

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения.

Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско – практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Формы контроля

Учёт посещаемости занятий .

Ведение каждым учеником данной группы портфолио.

Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах, конкурсах.

Партнёрское взаимодействие

К работе с одарёнными детьми привлекается психолог школы с целью отслеживания уровня развития обучающихся. Он проводит тестирования, выстраивает графики личностного развития.

Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия дома по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей младшего школьного возраста.

ВложениеРазмер
rp_ktp_akademiya_tvorchestvalukoyanova_n.g.doc 402 КБ

Предварительный просмотр:

Вы умеете дышать солнцем?

А разгадывать комет-ребус?

Вы умеете глотать сочность

Голубого, как вода, неба?

Видеть лешего в замшелости сучьев?

Свить верёвку из закатных лучинок?

И вкарабкаться по ней к тучам?

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Обучающиеся 2-4 классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель кружка

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у обучающихся. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной, так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

Цели и задачи Программы

Цель программы: создать условия для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень развития творческих способностей обучающихся.

Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций, умение решать нестандартные, творческие задания.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, развитие уровня творческих способностей, а также:

  • улучшение межличностных отношений в коллективе;
  • умение выражать свои мысли, высказывать оригинальные идеи.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Детство – это пора, когда возможны чудеса.

Почему бы не попробовать их творить вместе с детьми?

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Проблема работы с одаренными школьниками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости. Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

В более широком значении одаренный ребенок – это ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющей ценность для общества.

Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Результативность программы. О результатах работы можно судить по участию кружковцев в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях, чемпионатах.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения . 1 час в неделю, 34 часа в течение года- во 2 классе, 1 час в неделю, 34 часа в течение года- в 3 классе, 1 час в неделю, 34 часа в течение года – в 4 классе.

Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на формирование творческих способностей обучающихся, на развитие коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы – креативный. Он включает необходимость учить творчеству, то есть развивать у обучающихся способности и потребности самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у обучающихся. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

Цель программы: создание условий для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Общая характеристика программы

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы творческие способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Назначение программы: учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Основные понятия : Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Основные принципы содержания работы:

  • системный подход , позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы;
  • личностный подход , утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
  • деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;
  • полисубъектный (диалогический) подход , рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми;
  • культурологический подход , обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

Условия реализации программы

  • высокомотивированных обучающихся;
  • обучающихся, имеющих желание реализовать свои творческие способности.

Формы организации внеурочной деятельности

  • Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
  • Подвижная деятельность учащихся не мешает умственной и практической работе.
  • При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.

Методы и приёмы педагогической техники

Руководителем программы применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  • деятельностный,
  • поисковый,
  • эвристический,
  • практический,
  • наглядный,
  • самостоятельный,
  • метод создания игровых ситуаций,
  • проблемное обучение,
  • обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира, в команде.

Учителем используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель : перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. Удивляй !: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  3. Отсроченная отгадка : в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
  4. Практичность теории : введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
  5. Организация работы в группах :

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, творческие задания, тренинговые упражнения.

Для решения творческих задач на занятиях кружка можно использовать различные методы активизации мышления:

  • Мозговой штурм - метод творческого поиска.
  • Синектика- метод творческих задач путем поиска аналогий.
  • Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
  • Метод творческих преобразований. Обучающимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

Методы контроля: выступление, презентация, мини-конференция, участие в творческих конкурсах, диагностика творческих способностей (тестирование).

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Основное содержание программы

Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на развитие творческих способностей обучающихся. Программа кружка составлена из четырёх направлений:

  • Страна Вообразилия.
  • Природный мир.
  • Интеллектуальный клуб.
  • Все мы люди разные. Искусство общения.

Для развития творческого мышления и творческого воображения обучающихся предлагаются следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются обучающимся второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления обучающихся второго года обучения.

Задания I (высокого) уровня сложности

Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

– предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов.

- предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов

– предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов:

  • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
  • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
  • типовые приемы разрешения противоречия.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной творческой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек, а творец, тем более, неповторим. Цель внеурочной деятельности создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.Школа после уроков -это мир творчества, проявление ребенка своих увлечений.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Светлана Ивановна Топчиева

МБОУ КСОШ № 32

Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляется в детстве. Среди этих свойств, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.

Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей чаще всего встречались такие характеристики:

- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

- 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

- почти 90 % были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

- по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью: они получали удовлетворение от своей работы.

Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где – то проявиться. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого является внеурочная деятельность.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности.

Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. В нашей работе на занятиях внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации.

Автор: Герасимова Нина Александровна

Организация: МБОУ СШ № 28 города Смоленска

Населенный пункт: город Смоленск

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеурочная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы.

При формировании системы работы с одаренными детьми должны быть решены следующие задачи:

- Мотивировать детей заниматься внеурочной деятельностью по предмету (участие в олимпиадах различного уровня, выполнение исследовательской работы, создание проекта по предмету, участие в различных конкурсах и проектах).

- Организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети, которые хотели бы проявить себя, смогли это сделать.

- Создать информационную среду, призванную обеспечить все запросы учащихся, возникающие в процессе подготовки к олимпиадам, создания исследовательской работы или проекта, участия в различных конкурсах.

- Обеспечить психологическое сопровождение этих детей в разных аспектах.

- Поощрять детей, занимающихся внеурочной предметной деятельностью.

Формы работы, которые можно использовать, различны: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Работа с одаренными учениками во внеурочной деятельности включает следующие виды:

- предметные недели, конкурсы чтецов;

- олимпиады по предмету;

- участие в конкурсах;

- участие в фестивалях;

Важную роль играет участие в различные рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы.

Работу с одаренными детьми необходимо выстраивать, исходя из следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися.

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему внеурочной работы.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна.

Во внеурочной деятельности важно, как можно чаще использовать дополнительную художественную, научную литературу, материалы из газет, журналов, радио и телевидения, Интернет. Ведь на уроке таких возможностей гораздо меньше, и не один учебник не отражает в полной мере быстро меняющуюся действительность.

План работы с одарёнными детьми может выстроиться следующим образом:

- Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в работе с одарёнными детьми.

- Ориентированность учебно-воспитательного процесса на развитие одарённого ребёнка, его творческой активности, индивидуальности, интересов, способностей.

- Постоянное развитие творческого потенциала одарённых детей.

- Улучшение индивидуальной работы с одарёнными детьми.

- Вовлечение одарённых детей в научно- исследовательскую и опытно- экспериментальную работу.

- Вовлечение одарённых детей в участие в олимпиадах и конкурсах.

- Работа над повышением учебной мотивации.

- Использование метода проектов для развития коммуникативной активности одаренных детей во внеурочной деятельности.

В итоге проект получился очень интересным и необычным.

Проектная деятельность учащихся – яркий пример проявления одаренности ребенка.

Подводя итог, еще раз подчеркнем: работа с одаренными детьми строится на строго добровольной основе, заинтересованности с обеих сторон, максимально оптимизированном учебном процессе и строгом контроле загруженности ребенка.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.

Система работы с одаренными детьми ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. А внеурочная деятельность призвана помочь таким детям лучше себя понять и, в полной мере, проявить эти способности.

Таким образом, в педагогической деятельности любого учителя русского языка и литературы может сложиться результативная система работы с одаренными детьми во внеурочное время.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт.

Результат моей работы с ребятами представлен мной.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Читайте также: