Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся кратко

Обновлено: 18.05.2024

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным "инструментом" учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Различного рода нарушения в общении ученика и учителя подавляют
творческий саморазвивающийся потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения учащихся, напряженные аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невропатическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма — это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Решающее значение имеет содержание общения, его наполнение полезным для дела смыслом, поскольку в противном случае и самая эффективная его форма не сможет привести к требуемым результатам. И, наоборот, неудачно выбранная форма общения способна принизить или вовсе свести на “нет”, его смысловую нагрузку. Педагогическое общение возможно непосредственное (контактное) или опосредованное (косвенное).

Формы непосредственного педагогического общения в профессиональном учебном заведении могут быть самыми различными и зависят от характера обучения: уроки, занятия в мастерской, посещения цехов, предприятий и организаций, воспитательные мероприятия в учебных группах. В своей педагогической среде преподаватели в непосредственной форме общаются на педагогических советах, методических комиссиях, деловых совещаниях, проводимых администрацией.

В решении своих задач педагогу не обойтись без опосредованных форм общения. Но это не должно вылиться в бумаготворчество и администрирование без живого непосредственного общения с учащимися и их родителями. Чем больше прямых контактов с учащимися, тем меньше потребность в опосредованных формах общения.

Характеризуя формы педагогического общения, необходимо отметить, что все они выполняют координирующую функцию, превращающую общение в организующий импульс.

  • дать педагогические указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
  • получить “обратную” (контрольную) информацию от учащихся о выполнении задания;
  • дать оценку выполнения задания.

Эти цели по своей сущности и представляют собой три функции организующего общения. При этом эффективность такого общения зависит от полной реализации каждой из трех функций.

Функция организующего общения — дача педагогических указаний - не только наиболее часто осуществляется по сравнению с другими функциями, но и оказывает наибольшее влияние на эффективность учебного процесса. От того, как дается указание, зависит и качество его восприятия учащимися.

Таким образом, организующее общение это специфическая форма профессионального общения преподавателя с учащимися, связанная с организацией их деятельности, повышением ее эффективности.

Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования.

В повышении эффективности педагогического общения определенную позитивную роль играет и позиция учащихся, высказывание и защита ими собственного мнения. Это означает, что учащийся слушает преподавателя, следит за его речью, тщательно проверяет его аргументацию и всё обдумывает.

Понимание темы зависит еще и от того, насколько последовательно и логично преподаватель излагает свои мысли. Будет ли учащийся понимать то, что ему говорят, это зависит от того, насколько удастся побудить его сльшать суть дела. Именно слышать, а не слушать. Слушать это эксплуатировать свой орган слуха, слышать же — это эксплуатировать свой мозг, концентрируя внимание на словах преподавателя.

Важно, чтобы общение проходило в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серёзная и официальная манера общения с учащимися не способствует успеху. В процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, так как это ранит их самолюбие и снижает эффект общения. Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат.

Так, излишняя легкая доступность преподавателя для учащегося не способствует созданию нормальной обстановки и часто приводит к панибратству. Одновременно с этим его излишняя недоступность также нежелательна, так как она ведет к потере общения.

И, наконец, правила педагогического общения рекомендуют оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение. Недопустимо, чтобы все это оказывало отрицательное влияние на атмосферу общения. Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с коллегами и учащимися.

Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки - один из самых эффективных способов достичь успеха. Дополнительное время, затраченное на неофициальное общение, гораздо активнее стимулируют результаты взаимоотношений, чем короткие встречи в стенах учебного заведения, в спешке текущих дел.

Большое значение для общения имеет внешний вид преподавателя, умение вести себя в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно и достойно.

Во всех случаях организации неформальных взаимоотношений важно стремиться устроить все так, чтобы они были с одной стороны, приятными, а с другой, — деятельно отвечающими педагогическим задачам. При этом требования этикета важно соблюдать и тогда, когда они не соответствуют желанию человека, независимо от его настроения и психологического состояния в тот момент времени.

Приемы формирования аттракции.

В терминах психологии вызывать к себе эмоционально положительное отношение, т.е. расположить, это означает сформировать аттракцию (вызвать к себе симпатию, чувство расположения, приязни). Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому.

Основной проблемой педагогического общения служит то, что учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя или выполняют его не на должном уровне. Ведь в зависимости от отношения к учебе такие задания могут быть не выполнены совсем или выполнены удовлетворительно, хорошо или отлично.

Педагогическое указание по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Правда, для учащегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, по причине того, что учащийся с большим желанием выполняет задание.

Когда учащийся выполняет указание без желания или, тем более, вопреки желанию, то итог бывает плохим, и уж во всяком случае, не отличным. Делать отлично — значит искать новые, более эффективные пути решения задачи, привлекать свой творческий потенциал, проявлять инициативу. И если не учитывать этот психологический фактор мотивации, то это отразится на качестве исполнения. Для педагога, ответственно относящегося к своей работе, небезразлично, каким будет качество выполнения его распоряжений, и почему учащийся так выполнил задание: не хотел портить с преподавателем отношения, или чтобы избежать неприятностей, или сам считал, что так надо.

Следовательно, отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: "желание — залог успеха".

Анализируя проблему мотивации учащегося при выполнении им педагогического указания, важно иметь в виду каким мотивом руководствовался учащийся — внешним или внутренним — и на сколько этот мотив им осознавался. Причины (мотивы) могут быть внешними (он это сделал потому, что так приказал преподаватель) или внутренними (он это сделал потому, что независимо от преподавателя у него появилось такое желание). Осознанные человеком мотивы — это и есть желание.

Необходимо учитывать также силу его мотива. Желание может быть слабым и это отразится на качестве исполнения, или же достаточно сильным, чтобы выполнить распоряжение "на отлично".

Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания. Действительно, если учащиеся не понимают, чего от них хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требуют или просят их преподаватель. Для того, чтобы обеспечить взаимопонимание между ними, достаточно лишь узнать, от каких условий зависит, будет ли понимать учащийся, что ему говорят, и как соблюдать эти условия.

Здесь, прежде всего, важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указание. Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.

Следующее условие, от которого зависит понимание педагогического указания — полнота информации. Объясняя, что надо делать, не следует скупиться на информацию.

  • доступность изложения материала;
  • учет уровня интеллекта учащихся;
  • логичность изложения;
  • сконцентрированность внимания учащегося.

Кроме того, понимание во многом зависит от интонации говорящего. Так, если учащемуся что-либо объясняют и при этом возмущаются его непонятливостью, говорят достаточно грубо, агрессивно, то понимание будет затруднено.

Все внимание человека, на которого обрушивается лавина угроз, возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на форме, на отношении к нему педагога. Этот сдвиг внимания как защитная реакция блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова не осознаются — понимание заблокировано.

Как правило, при общении с учащимися многие преподаватели выполняют все рассмотренные условия: стараются говорить на таком языке, чтобы он был им понятен; убеждают учащихся что-то сделать, стремятся подробнее и логичнее обосновать свою позицию; концентрируют их внимание на своих словах и не допускают повышения тона в разговоре; добиваются полного понимания. И, тем не менее, педагогические указания выполняются не всегда.

Отсюда вывод: понимание является необходимым, но не достаточным условием для выполнения педагогического указания.

Важно еще добиться того, чтобы учащийся согласился это сделать, принял указание — тогда он выполнит его хорошо. Поэтому мало того, чтобы учащийся понял преподавателя. Оказывается, понять — это еще не значит принять. Проблема не в отсутствии взаимопонимания, а в достижении согласия учащегося с позицией преподавателя, формировании психологической основы эффективного педагогического общения.

Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий.

Первое условие - непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему. Действительно, он выполняет педагогическое указание с желанием, если оно соответствует его внутренним убеждениям, что это делать необходимо. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам, позициям учащегося по данному вопросу.

Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося. Они с большим желанием выполняют ту работу, результаты которой удовлетворяют какие-либо их интересы, потребности. Отсюда практические рекомендации: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Конечно, данные рекомендации это не панацея, но они увеличивают шанс, вероятность успеха. Если их игнорировать - вероятность успеха будет ниже, если использовать — шансы на успех возрастут.

Третье условие принятия педагогического указания связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимся. Оно оказывает влияние на принятие позиции даже тогда, когда первые два не срабатывают, и, как бы перекрывает все остальные.

Очевидность данного положения подтверждается тем, что при прочих равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Итак, собеседник может видеть и не видеть одновременно, слышать и . не слышать. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим, несет ли он в себе достаточный, эмоциональный заряд для него.

  • Обращение к эмоционально-важной ценности учащегося.
  • Внимание к личности учащегося.
  • Утверждение учащегося как личности.
  • Удовлетворение потребности личности.
  • Образование положительных эмоций.
  • Расположение к источнику положительных эмоций.
  • Формирование аттракции (притяжения, привлечения).

Приемы достижения расположенности учащихся, как правило, скрыты от них и проявляются в сфере бессознательного. Расположив учащегося к себе, т.е. сформировав аттракцию, преподаватель теперь с большей вероятностью добьется своей позиции, его внутреннего согласия с ней.

Важнейшие потребности человека положены в основу психолого-педагогических приемов достижения его расположенности.

Психологический механизм приема "имя собственное", как возникновения ощущения приятного (в подсознании), возникающего, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя. Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности. От этого возникает чувство удовлетворения, связанное с положительными эмоциями и, как следствие, — притяжение к источнику положительных эмоций и достижение расположенности (формирование аттракции).

Прием "зеркало отношений" или "зеркало души" базируется на использовании жизненного опыта, свидетельствующего о том, что доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией.

Располагать к себе людей — коллег и учащихся — это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции — тоже профессиональная обязанность педагога. И, если доброе и приятное выражение, добрая и легкая улыбка, обращенная к партнеру, способствует появлению у него положительных эмоций, то формируется аттракция. Разумеется, от факта наказания, полученного даже от доброжелательно настроенного человека, провинившийся в восторг не придет. Это противоречит психологическому механизму действия наказания. Главное, чтобы возникшие у учащегося от факта наказания отрицательные эмоции были направлены не на педагога, а на свой поступок.

Психологический прием ''золотые слова" (комплименты) основан на использовании психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что у него "золотые" руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться" и т.п., он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом может быть не полностью удовлетворена, но реальным будет ощущение её удовлетворения, возникновение на этой почве положительных эмоций.

Обращаясь к учащимся с "золотыми словами'', необходимо, чтобы комплимент был комплиментом, а не превращался в банальность.

Психологический прием "терпеливый слушатель". Способность выслушать и понять учащегося в ходе педагогического общения — значит удовлетворить его потребность и вызвать у него положительные эмоции, расположить к себе.

Психологический прием "личная жизнь". У каждого педагога, учащегося, как и всякого человека, вообще, наряду с интересами обучения есть и личные интересы, увлечения, есть личная жизнь. Это может быть увлечение коллекционированием, искусством, спортом, чтением, тяга к обсуждению каких-либо проблем и т.п. Если с учащимся повести разговор в русле его выращенного личного интереса, то это, как правило, вызывает у него повышенную вербальную активность, которая сопровождается положительными эмоциями.

Применение предлагаемых психолого-педагогических приемов направлено на достижение стратегических целей. И хотя действие этих приемов проявляется в перспективе, результаты их влияния достаточно устойчивы. В связи с этим, располагать к себе учащихся — это профессиональная обязанность педагога, обусловленная как этикой общения, так и целями учебно-воспитательного процесса.

Анализ научных основ и путей формирования эффективного педагогического общения позволяет выделить и систематизировать важнейшие принципы педагогического общения.

Делать все вовремя. Опоздания не только мешают в работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться.

Постоянно проявлять любезность, доброжелательность я приветливость. Только такое отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться в учебном заведении или вне его) помогает достичь успеха в педагогической деятельности.

Учитывать потребности окружающих. В любом деле важно создать вокруг человека такую атмосферу, чтобы у него возникло ощущение, что о нем постоянно заботятся, пытаются понять, выяснить его точку зрения, поступают по совести и чистосердечно. Особенно чувствительны и отзывчивы на внимание к себе как полноценной личности сами учащиеся, которые по мере взросления всё отчетливее осознают свое "я" в окружающем их мире,

Уметь правильно одеваться. Самый главный принцип здесь — это то, что каждый педагог должен осознавать себя эстетическим примером для окружающих его учащихся.

Говорить и писать хорошим языком. Умение педагога четко выражать свою мысль обладает большим преимуществом.

Независимо ни от каких обстоятельств в общении всегда нужно быть корректным, контролировать свое настроение, чтобы оно не отражалось нежелательным образом на взаимоотношениях и на результатах общения.

Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления во всех социально-экономических преобразованиях роли "человеческого фактора", ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе,

Все изложенное выше позволяет утверждать, что педагогическое общение, как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки молодого поколения к жизни и труду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, называют педагогическим общением. Выделяют два вида общения: Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев и др.). 1. Авторитарный 2. Попустительский 3. Демократический Стили педагогического общения.

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Педагогическое взаимодействие, как и любое другое взаимодействие, может быть кооперативным и конкурентным. 1. личностно-развивающая стратегия. 2. личностно-тормозящая стратегия. Стратегии педагогического взаимодействия

1. Психологический статус личности 2. Феномен авторитета педагога 3. Взаимопонимание 4. Доверие Феномены педагогического взаимодействия

Общительность Коммуникабельность Эмпатия Нравственная воспитанность Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: - умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; - умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; - умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); - умения обеспечивать обратную связь. Коммуникативная культура педагога.

- устойчиво-положительные; - неустойчиво-положительные; - пассивно-положительные; - пассивно-отрицательные; - негативные. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия

Пути улучшения межличностных отношений. - постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; - создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи; - введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; - использование учителем информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе; - организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны; - оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;

Установлено, что учителя чаще обращают внимание на тех школьников, которые вызывают у них то или иное эмоциональное отношение - симпатию, озабоченность, неприязнь. Оказалось, что учитель склонен лучше относиться к "интеллектуальным", дисциплинированным и исполнительным ученикам. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. На третьем - ученики, поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые - независимые, активные, самоуверенные ученики.

Выделены признаки, по которым "опознается" стереотипная негативная установка учителя (А.А. Леонтьев): - учитель дает "плохому" ученику меньше времени на ответ, чем "хорошему", т. е. не дает ему времени подумать; - если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ; - он "либеральничает", оценивает положительно неверный ответ, но в то же время чаще ругает "плохого" ученика за такой же ответ и соответственно реже хвалит за правильный ответ; - учитель стремится не реагировать на ответ "плохого" ученика, вызывает другого, не замечая поднятой руки, иногда вообще не работает с ним на уроке, реже улыбается ему, меньше смотрит в глаза "плохому", чем "хорошему".

Общение с учениками Чувства Что говорит учитель? Что слышит ученик? Принятие Внимание Уважение Одобрение Теплые чувства Ты хороший Я вижу тебя Спасибо тебе за. Я знаю о тебе что-то замечательное Ты мне нравишься Я хороший Я что-то значу Мои усилия замечены Я — состоятелен Кто-то заботится обо мне

Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива"

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".

Стиль педагогического общения и стиль деятельности тесно взаимосвязаны. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие стили:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев выделяют следующие стили:




Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

- Общение-дистанция (Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция.)

- Общение – устрашение (соединяет в себе отрица-ое отнош-е к учащимся и авторитар-ть в способах организ-ии деят-ти)

- Заигрывание (проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении)

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно реализоваться по схеме S1 ↔ S2, где S1 — это учитель, преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник; S2 — это ученик, студент, общение с которым рассматривается учителем, преподавателем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции. Положительный креативный прирост

Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива"

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".

Стиль педагогического общения и стиль деятельности тесно взаимосвязаны. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие стили:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев выделяют следующие стили:

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

- Общение-дистанция (Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция.)

- Общение – устрашение (соединяет в себе отрица-ое отнош-е к учащимся и авторитар-ть в способах организ-ии деят-ти)

- Заигрывание (проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении)

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно реализоваться по схеме S1 ↔ S2, где S1 — это учитель, преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник; S2 — это ученик, студент, общение с которым рассматривается учителем, преподавателем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции. Положительный креативный прирост

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Читайте также: