План урока теория познания

Обновлено: 02.07.2024

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Ключевые слова

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм.

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Относительная истина - это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина - это полное знание, например, форма земли.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Гносеология - учение о познании" охватывает два вопроса: процесс познания и проблема истины. Материал последовательно раскрывается через разнообразные виды деятельности преподавателя и обучающихся. Предназначен как для уроков ОБществознания общеобразовательной школы, так и для занятий по дисциплине "Основы философии" в системе СПО.

Тема: Гносеология – учение о познании. Проблема истины.

Цели: Образовательная: выяснить сущность процесса познания; учиться ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания; сформулировать представление об истине.

Воспитательная: тренироваться в организации собственной деятельности, в работе в коллективе; учиться эффективно общаться с коллегами.

Развивающая: учиться выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития.

Тип занятия: проблемная лекция

Форма учебного занятия: преимущественно индивидуальная и фронтальная

Часы: 2 часа аудиторских занятий и 0,5 часа самостоятельной работы студентов

Требования программы: Гносеология — учение о познании.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Основные понятия темы: гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представления, понятие, суждение (рассуждение), вывод (умозаключение), творчество, интуиция, истина абсолютная, истина относительная, практика.

Оснащение занятия: раздаточный материал из “Хрестоматии по философии”, методическое пособие “Курс лекций по философии”, презентация занятия, минипрезентации студентов, видеофрагмент из фильма ВВС “Деятель-ность мозга

Межпредметные связи: физика, математика, история, обществознание в качестве примеров, иллюстрирующих сущность процесса познания

Внутрипредметные связи: категории диалектики, мифологическое мировоззрение, философия античности, философия Нового времени, феноменология

Данный материал урока с приложением презентации предназначен как для учителей Обществознания общеобразовательных школ так и для системы среднего профессионального образования.

Оценить 1029 0

Тема: Гносеология – учение о познании. Проблема истины.

Цели: Образовательная : выяснить сущность процесса познания; учиться ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания; с формулировать представление об истине.

Воспитательная : тренироваться в организации собственной деятельности, в работе в коллективе; учиться эффективно общаться с коллегами.

Развивающая : учиться выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития.

Тип занятия : проблемная лекция

Форма учебного занятия : преимущественно индивидуальная и фронтальная

Часы: 2 часа аудиторских занятий и 0,5 часа самостоятельной работы студентов

Требования программы: Гносеология — учение о познании.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания ;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Основные понятия темы: гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представления, понятие, суждение (рассуждение), вывод (умозаключение), творчество, интуиция, истина абсолютная, истина относительная, практика.

Оснащение занятия: раздаточный материал из “Хрестоматии по философии”, методическое пособие “Курс лекций по философии”, презентация занятия, минипрезентации студентов, видеофрагмент из фильма ВВС “Деятель-ность мозга

Межпредметные связи: физика, математика, история, обществознание в качестве примеров, иллюстрирующих сущность процесса познания

Внутрипредметные связи: категории диалектики, мифологическое мировоззрение, философия античности, философия Нового времени, феноменология

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: наглядные (мультимедиа презентация) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы, документы – Приложение 1).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, колонки, магнитная доска, магниты, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: история, русский язык, философия, физика, история.

Внутрипредметные связи: темы “Познание мира”, “Основные социальные феномены жизни человека”.

Место проведения: кабинет истории.

Продолжительность: 1 час 30 мин.

Содержание и последовательность учебного занятия

1. Организационный момент (1мин.)

Подготовка аудитории к занятию; проверка списочного состава; организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

– Что такое познание?

– Составление схемы “Формы познания”.

– Взаимопроверка знания терминов по теме “Познание мира” в парах: познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, эмпирики, рационалисты.

Цель: 1) контроль полученных знаний, умений и навыков; 2) подготовка к восприятию темы научное познание.

Проблемное задание: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф.

1. Сущность понятия и особенности научного познания. (15 мин.)

1) раскрытие сущности понятий “наука” и “научное познание”:

– ассоциации с понятием наука (работа в группах – “мозговой штурм”)

– в чем разница между указанными понятиями?

2) Раскрытие особенностей научного познания – работа с текстом учебника “Обществознание”, А.Г. Важенин, с. 106-107.

2. Формы и методы современного научного познания. (20 мин.)

1) Заполнение схемы “Уровни научного познания” в ходе эвристической беседы и работы с текстом учебного пособия, с. 108 – 111.

2) Найдите в тексте учебного пособия определение понятий индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование. Приведите примеры возможности использования данных методов в науках.

3) Анализ слайда “Схема научного исследования”, назовите эмпирические и теоретические методы познания.

4) Изучение текстов в группах “О законе всемирного тяготения” и “Научный эксперимент”, ответы на вопросы о методах познания.

3. Роль науки в современном мире. (25 мин.)

1) Почему в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов?

2) Работа с текстом “Научно-технический потенциал экономики” по вопросам в группах.

3) Выступление студентов с презентацией по теме “Наука и жизнь”.

4) Проблемный вопрос: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие данное положение.

– Рефлексия: просмотр видео ролика “Коллаидер – реп”, и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме:

  1. О какой науке идет речь?
  2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?
  3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

– Анализ работы студентов и выставление оценок.

1) Проанализировать статью в журнале “Наука и жизнь”.

2) Выучить новые термины и понятия по теме.

3) Подготовиться к тесту по темам “Познание мира”, “Научное познание”.

Развёрнутый конспект урока

Содержание урока (с методическими рекомендациями)

(Мультимедиа, термины по теме “Познание мира” для взаимопроверки знаний, слайд 1)

В начале урока с целью актуализации знаний по теме “Познание мира” студенты выполняют задания: два студента на магнитной доске составляют схему “Формы познания”; остальные студенты осуществляют взаимопроверку знаний терминов по теме “Познание мира” в парах: познание, чувственное познание, рациональное познание, истина, эмпирики, рационалисты. По итогам взаимопроверки оценки выставляются в Оценочный лист работы студентов (Приложение 2).

– Посмотрите на слайд и назовите пути познания мира, которые мы определили на прошлом занятии (мифологическое, средствами искусства, философское, обыденная практика, научное).

(Мультимедиа, Пути познания мира, слайд 2)

(Мультимедиа, Тема “Научное познание”, слайд 3)

Сегодня мы рассмотрим особенности Научного познания по плану.

(Мультимедиа, План изучения темы, слайд 4)

План изучения темы:

  1. Сущность понятия и особенности научного познания.
  2. Формы и методы современного научного познания.
  3. Роль науки в современном мире.

На уроке нам предстоит получить представление о роли науки в современном мире; раскрыть особенности научного знания, найти отличия его от других видов знания; сформировать представление об основных формах и методах научного познания. Работа на уроке будет организована по группам. На разных этапах урока Вам необходимо коллегиально выставлять оценки в Оценочный лист.

(Мультимедиа, Проблемное задание, слайд 5)

Проблемное задание: Существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе – “знание ради знания”. В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф.

1. Сущность понятия и особенности научного познания.

– Завершите предложение: Наука – это… (работа в группах). (Различные определения понятия “наука”: особый вид деятельности, система знаний, социальный институт)

(Мультимедиа, Работа с терминами, слайд 6)

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.

Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

– В чем разница между указанными понятиями?

– Назовите особенности научного познания? (Работа с текстом учебника “Обществознание”, А.Г. Важенин, с. 106-107) [1]

Особенности научного познания: 1) стремление к объективности (изучение мира как он есть); 2) имеет дело с особым набором объектов реальности; 3) наука имеет специальный язык; 4) специфика научных знаний; 5) взаимосвязь и системность научных знаний.

(Мультимедиа, Особенности социального познания, слайд 7)

– Каков главный итог научного познания по определению? (истинное знание)

– Как достигается наукой высокая степень точности и объективности получаемых знаний? (путем проверки и перепроверки в ходе опыта, практики)

(мультимедиа, Формы и методы современного научного познания, слайд 8)

2. Формы и методы современного научного познания.

– Работа по составлению таблицы “Уровни научного познания” (с. 108 – 111) [1].

(Мультимедиа, Таблица “Уровни научного познания”, слайд 9)

(Мультимедиа, Схема “Уровни научного познания”, слайд 10)

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

– метод наблюдения (наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта);

– метод эмпирического описания (итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других языковых формах);

– метод эксперимента (экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях).

Найдите в тексте учебного пособия определения понятий индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование. Приведите примеры возможности использования данных методов в науках (с. 108 – 111) [1].

Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы. Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете?

(Мультимедиа, “Инструменты для научных исследований”, слайд 11)

Исследование включает применение частных методов (характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.). Из других методов, относящихся к теоретическому уровню познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

(Мультимедиа, “Схема научного познания”, слайд 12)

Рассмотрите схему на слайде и назовите эмпирические и теоретические методы познания.

(Мультимедиа, “Итоги научного исследования”, слайд 13)

Работа с текстом “О законе всемирного тяготения”.

Текст “О законе всемирного тяготения”

“Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)

В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула).

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”. (Шахмаев Н. М. и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы)

Вопросы и задания: Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте? (Студенты назовут: наблюдение, эксперимент, математические расчеты, применение известных теоретических обобщений, выдвижение предположений, использование идеализированных объектов (материальная точка).

– Работа с текстом “Научный эксперимент” по вопросам в группах.

Текст “Научный эксперимент”.

Для того чтобы осуществить эксперимент, предпринимают следующее:

1) выделяют область пространства-времени, “лабораторию”. Границы могут быть реальными или мысленными;

2) в эту область помещают различные компоненты: химические элементы, живые существа и прочее, что образует изучаемую систему согласно протоколу о подготовке эксперимента (написанному, как правило, на специальном языке);

3) в системе производят возмущения, посылая ей из контролируемых источников определенные количества материи или энергии (их природа, количество, скорость, положение описываются в протоколе эксперимента>;

4) ответы системы фиксируются благодаря приборам, характер и положение которых по отношению к ним уточняются в протоколе эксперимента.

Эта схема позволяет в действительности определить соседствующие понятия: наблюдение, исследование, эксперимент.

(2) В (простом) наблюдении специальная система не готовится, она выделяется (произвольным или спонтанным образом) из совокупности природных фактов – элементы (1), (2) и (3), структуры экспериментального факта отсутствуют; присутствует лишь элемент (4), сведенный до простого зрительного восприятия.

В исследовании присутствуют (1), (2) и (4), но место контролируемых параметров источника возмущения занимает все экспериментальное поле, определяемое элементом (1).

Эксперимент содержит все элементы.

Отсюда также выводится определение экспериментального “факта”. Является ли он научным фактом? Здесь мы имеем дело с проблемой определения; но я склонен думать, что (3) экспериментальный факт может считаться научным фактом в том случае, если он удовлетворяет двум критериям.

1. Факт должен быть воспроизводимым. Это означает, что протоколы подготовки и эксперимента должны быть достаточно подробными и точными, с тем чтобы результат можно было воспроизвести в другое время и в других условиях.

Предположение о воспроизводимости факта (при динамической интерпретации) требует предположения о “структурной стабильности” (иначе говоря, “родовой определенности”) образующих его динамик.

2. Факт должен представлять интерес. И это – огромная проблема. Отметим только, что интерес может быть или практическим (технологическим), или теоретическим. Практический интерес связан с удовлетворением какой-то человеческой потребности (помимо платонической потребности в знании и понимании). Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии. – 1992. – № 6. – С. 108–109.

Вопросы и задания:

1. В чем сущность эксперимента?
2. Покажите сходство и отличия эксперимента от простого наблюдения и исследования.
3. Поясните условия, при которых экспериментальные факты становятся фактами научными.

(Мультимедиа, “Вывод”, слайд 14)

Вывод: все методы научного познания всегда используются в комплексе. Какие и когда зависит от особенностей изучаемого объекта и самого исследования. С развитием науки развивается и система ее методов, формируется новые приемы и методы исследовательской деятельности (компьютерный анализ, построение виртуальных моделей).

3. Роль науки в современном мире.

(Мультимедиа, “Роль науки в современном мире”, слайд 15)

С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов. Почему?

(Мультимедиа, “Роль науки в современном мире”, слайд 16)

Это связано с рядом важных моментов: 1) влияние личности в науке; 2) ответственность ученых за свои открытия и изобретения; 3) ответственность каждого за совершаемые поступки.

– Работа с текстом “Научно-технический потенциал экономики” по вопросам в группах.

Текст “Научно-технический потенциал экономики”

Прикладная наука – основа развития нашей промышленности. Скажем, без института Крылова невозможно развитие судостроения, без ЦАГИ – авиации. Такую же роль играет Курчатовский институт в атомной промышленности и энергетике, базовые институты – в отраслях, хотя многие из них сегодня находятся в непростом положении.

Где выход. Надо активнее искать наукоемкие рынки. Пора отвыкать от советских методов работы: сначала копить идеи и разработки, а потом их с грехом пополам внедрять. Мир так не работает. В нормальной рыночной экономике все наоборот: вы ищете потребителя, изучаете его, смотрите, что ему нужно, предлагаете свои услуги и способы научного разрешения тех или иных проблем. Велихов Е. П. Русские ученые еще не раз удивят мир // Человек и труд. – 2000. – № 1. – С. 14.

Вопросы и задания:

1. Научно-технический потенциал – один из важных элементов национального богатства. Как спасти его и возродить в условиях кризисного этапа развития российской экономики?

2. Какие новые подходы к использованию и внедрению современных технологий и научно-технических разработок в промышленность предлагает автор? Определите ваше отношение к этой позиции ученого.

– Выступление студентов с презентацией по теме “Влияние научных достижений на жизнь человека”.

(Мультимедиа, “Влияние научных достижений на жизнь человека”, слайд 17-25)

– В чем причины противоречивого отношения к науке и научному знанию?

(Мультимедиа, “Решение проблемного задания”, слайд 26)

Проблемное задание: “Наука как знание существует само по себе – “знание ради знания” – это миф или реальность?

Вывод: результат научного познания – научные знания – в большинстве случаев используются на практике. Анализ исторического развития науки показывает, что оно часто опережает время, а результаты находят применение только в будущем. Это доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

(Мультимедиа, “Вопросы к видеоролику”, слайд 27)

Рефлексия: просмотр видеоролика “Коллайдер – рэп” и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме (команда молодых физиков Европейской организации по ядерным исследованиям создали видеоролик, в котором в музыкальной форме рассказывают о принципах и целях создания Большого Андронного Коллайдера; ролик сопровождают титры на русском языке):

  1. О какой науке идет речь?
  2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты?
  3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

Выставление оценок: студенты заполняют и сдают преподавателю Оценочный лист.

(Мультимедиа, “Домашнее задание”, слайд 28)

1) проанализировать любую статью в журнале “Наука и жизнь”.
2) выучить новые термины и понятия по теме.
3) подготовиться к тесту по темам “Познание мира”, “Научное познание”.

Читайте также: