Личность как социальный тип социология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии выделяются модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Также в современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопо-слушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.

Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.

Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.

На формирование личности влияют:

1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.

2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.

3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.

4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.

Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.

В социологии имеется ряд теорий личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).

Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).

Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.

Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.

Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.

Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.




Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.

Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.

Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.

Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:

- творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);

- социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);

- целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.

В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.

В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.

Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.

Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.

Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:

- традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения;

- извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов;

- изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность.

Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:

- фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);

- конформист (извне ориентированный);

- бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).

В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:

То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.

Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.

Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.

На формирование личности влияют:

1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.

2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.

3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.

4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.

Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.

В социологии имеется ряд теорий личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).

Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).

Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.

Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.

Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.

Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.

Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.

Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.

Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.

Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:

- творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);

- социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);

- целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.

В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.

В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.

Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.

Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.

Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:

- традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения;

- извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов;

- изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность.

Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:

- фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);

- конформист (извне ориентированный);

- бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).

В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:

То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

2. Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
-изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;
-изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);
-рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Содержание

Введение. 3
Гл.1.Теоретико-методологические основы изучения личности,как социального типа. 4
Гл.2.Личность как социальный тип. 6
2.1.Понятие личности. 6
2.2.Формирование личности. 8
2.3.Личность как социальная система. 9
2.3.1.Психоаналитическая теория (З.Фрейд). 11
2.3.2.Ролевая концепция личности. 13
2.4.Социализация личности и ее этапы. 16
2.5.Социальная деятельность и социальное поведение личности. 19
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.социология.docx

Курская академия государственной и муниципальной службы

Кафедра философии и социально- гуманитарных дисциплин

по дисциплине: Социология

На тему: "Личность как социальный тип"

студентка 2 курса,

Гл.1.Теоретико- методологические основы изучения личности,как социального типа. . . . 4

Гл.2.Личность как социальный тип. . . 6

2.1.Понятие личности. . . . 6

2.2.Формирование личности. . . . 8

2.3.Личность как социальная система. . . 9

2.3.1.Психоаналитическая теория (З.Фрейд). . 11

2.3.2.Ролевая концепция личности. . . 13

2.4.Социализация личности и ее этапы. . ..16

2.5.Социальная деятельность и социальное поведение личности. 19

Список используемой литературы. . . 23

Социология – это наука об обществе. Можно с полной уверенностью определить социологию, как науку о коллективных формах жизни людей, о поведении людей в группах, общностях и организациях, образующих общество.

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковывались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале ХХ в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определить предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Гл.1.Теоретико- методологические основы изучения личности как социального типа

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека.Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений.

В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом материале особенности формирования личности в примитивных обществах и взаимозависимость между типом личности и характером культуры (М. Мид и др.);

2) исследуется изменение социального характера в современном обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.);

3) изучается, в том числе экспериментальными методами, поведение индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);

Гл.2. Личность как социальный тип

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с другими общественными и гуманитарными науками.В современной науке существует два подхода к определению личности:

2) диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего – как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность.

Как уже отмечалось, личность является объектом изучения ряда наук, и прежде всего философии и психологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества, психология – с точки зрения устойчивости целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социология же выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеет по сути один источник – общественную жизнь.

Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Г. Гумилева и др. – групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

Читайте также: