Влияние различных видов деятельности на готовность ребенка к обучению в школе

Обновлено: 07.07.2024

Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учеб­ная деятельность (особенно для овладения грамотой и ма­тематическими знаниями). Однако обучение старших до­школьников достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и методов дошкольного воспитания.

Обучение шестилеток проходит более эффективно, ес­ли, например, при усвоении основ математики им предо­ставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами используемых игрушек, кар­тинками и другими реальными предметами. Старшим до­школьникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоя­тельной деятельности, они овладевают умениями пользо­ваться условными мерками.

Положительные результаты, как показывают иссле­дования, дает использование в обучении дошкольников метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного советским психологом П. Я. Гальпериным. Такое обучение не только успешно формирует специаль­ные умения старшего дошкольника, но и ведет к повыше­нию его общего интеллектуального уровня.

Продуктивные виды деятельности, такие как рисова­ние, конструирование, лепка и другие, активно способ­ствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации вос­питателем этих видов деятельности.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, не­обходимые для подготовки ребенка к овладению письмом. В наибольшей степени этому способствует создание детьми изображений не по частям, а из целого куска (глины, пла­стилина), одной линией контура (в рисовании, апплика­ции) . Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные дви­жения. Формированию такого рода движений способст­вуют, например, рисование растений, декоративное ри­сование по мотивам русских, украинских вышивок, рос­писей и т. п.

Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение его со взрослыми, которое имеет большое значение в формировании важных перемен, подготавливающих смену ведущих деятельностей (игры на учение).

В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Ли­сина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваи­вает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностно­го общения дети впервые приобретают такие интеллекту­альные умения, как способность принимать и перераба­тывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.

Итак, подготовка детей к школе должна быть всесто­ронней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важней­ших задач воспитателей дошкольных учреждений.

Литература

Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. М., 1986.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. 1979. № 2.

Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к система­тическому обучению//Дошкольное воспитание. 1985. № 9.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л. А. Па­рамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987.

Выготский Л. С. Кризис семи лет/Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. Т. 4.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. Киев, 1986.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологи­ческая готовность к школе. М., 1987.

Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978.

Подготовка детей к школе в семье/Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., 1976.

Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. 1984. № 4-5.

Вопросы для повторения

1. Какие противоречия психического развития наиболее характер­ны для детей, находящихся на границе дошкольного и младшего школь­ного возраста? Как они разрешаются?

2. Назовите основные компоненты психологической готовности ребен­ка к школе.

3. В чем проявляется готовность ребенка к школе в области ин­теллектуальной сферы? Укажите основные пути ее формирования.

4. Охарактеризуйте волевую, мотивационную готовность ребенка к школе.

5. Какова роль общения взрослых с ребенком в подготовке его к школе?

Практические задания

1. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке их к школе.

2. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедши­ми в школу из дома. Есть ли разница? В чем она заключается, чем вы ее можете объяснить?

3. Разработайте тематику консультаций для родителей старших дошкольников, которые психологически еще не готовы к школе. Под­берите научно-популярную литературу для них по этой проблеме. Учтите, что затруднения могут возникнуть не только при формировании интел­лектуальной, но и мотивационной, волевой сферы дошкольника; различна и готовность родителей к совместной с вами работе по подготовке детей к школе.

4. Проведите беседу о школе с детьми шестилетнего возраста, используя вопросы, предложенные в главе и данного пособия. Проанали­зируйте детские ответы.

Готовность ребенка к школе определяется уровнями физического, психического и социального развития, которые помогут ему в успешном освоении школьной образовательной программы без вреда для здоровья.

Готовность к школьному обучению условно можно разделить на четыре вида: физиологическая, социально-личностная, психологическая и интеллектуальная.

Физиологическая готовность ребенка к школе - это степень развития всех функционалных систем организма.

волевой сферы ребенка. Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.

Как видите, 50% готовности - это именно социально-личностное развитие ребенка. Родители - первые педагоги своего сына или дочери здесь играют главную роль.

- если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком;

То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Например, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

- Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

ВложениеРазмер
Презентация к материалу 1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Готовность ребенка к школе главные факторы, влияющие на успешное обучение ИЛИ

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития основных функциональных систем организма определяется уровнем развития эмоционально- волевой сферы ребенка определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и воображения ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется уровнем развития мотивации к обучению в школе

Развитие мозга детей 6-7 лет Вес мозга 6-7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач . К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка . В результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной .

Социально-личностная готовность Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции и систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый (с точки зрения родителей) к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни.

Эмоционально отзывчивый Физически развитый Любознательный, активный Владеет предпосылками универсальной учебной деятельности * Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Социальный портрет ребенка – выпускника детского сада * Универсальная учебная деятельность - это совокупность способов действия ученика, обеспечивающая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Умение общаться со сверстниками При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Не критикуйте сверстников ребенка. Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Умение общаться со взрослыми Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при ребенке взрослых. Объясняйте ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

К таким психологическим чертам относится: желание стать школьником , чтобы выполнять серьёзную деятельность, учиться. Правильно сформированная мотивация– это осознание ребенком своего положения дошкольника, как не соответствующее его возросшим возможностям.

Признаки правильно сформированной мотивации выпускника Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

То интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду на занятиях и в играх, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до двадцати, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Общение с Вами - огромная ценность для ребенка. Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка . Если не отмахиваться от вопросов, которые задает ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Например, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему любимое лакомство. Мама может попросить прочитать название приглянувшейся сладости и ее цену, предложить самому сделать покупку. Таким образом, ребенок тренируется в чтении, счете, учится делать выбор и совершать самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто зубрил названия чисел и букв, а учился думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д .). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

Очень важно физически развивать ребенка! Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать привычной. Включайте дома музыку , под которую приятно потанцевать и порезвиться. Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

А готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Начало школьного обучения – естественный этап на жизненном пути ребенка : каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций – говорят о физиологической, социальной и психологической готовности ребенка к школе. В реальности это комплекс, отражающий индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Достаточно часто в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одновременно как существо, биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности. Так, например, характер общения ребенка с окружающими, детьми п взрослыми, во многом определяется генетически обусловленными особенностями основных свойств нервной системы (т. е. физиологическими особенностями). От общего физического развития и состояния здоровья ребёнка зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Развитие умственных способностей является одним из условий формирования самосознания и внутренней социальной позиции в дошкольном возрасте. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности и представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи. Количество и характер взаимосвязей каждого УВК определяют его вес в структуре готовности. Чем выше вес УВК, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения. Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности, будем называть базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения : мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

2) Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный и гетерохронный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие — находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.

3) Психическое развитие ребенка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат (В. В. Давыдов). Программа школьного обучения предполагает постепенный переход от усвоения простых знаний, навыков и форм психической деятельности к более сложным. Соответствие исходного уровня психического развития ребенка требованиям школы (до начала обучения) является предпосылкой успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в 1 классе, это — усвоение грамоты, первоначального чтения и письма, в этом случае мы говорим о стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребенка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребенка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму — этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению.

4) На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребенка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей. Поэтому специфика социальной ситуации и особенности морфофункционального развития должны быть учтены при диагностике и коррекции (развитии) школьной готовности. Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению — готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, в продуктивных видах деятельности и т. д.) и готовность предметную, т. е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы. Оба эти аспекта школьной готовности тесно связаны : ребенок усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме). В то же время, овладевая новыми знаниями и умениями, начинающий школьник учится учиться, осваивает новый для него вид деятельности, активно развивается. Обучение детей по определенной программе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности : игры, рисования, конструирования и др. Новизна ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и является главным условием его полноценного развития и усвоения знаний.

Как отмечалось выше, психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием. Структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества — УВК) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности можно выделить пять блоков учебно-важных качеств: I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т. е. учиться. II. Принятие учебной задачи — понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения. IV. Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества V блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. Формирование психологической готовности ребенка к школе представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности (системогенез деятельности). Уже в дошкольный период в привычных для ребенка видах деятельности закладываются основные компоненты психологической структуры учебной деятельности, которые развиваются неравномерно и гетерохронно. На ранних этапах системогенеза учебной деятельности ее успешность во многом определяется уровнем развития отдельных индивидуальных качеств ребенка. Их взаимосвязи обусловлены в большей степени функциональной целостностью детской психики, чем учебными задачами, которые еще не осознаются ребенком в полной мере. На этом этапе психологическая структура деятельности еще не обладает свойствами системы, еще не настроена на достижение учебных целей. К концу дошкольного возраста под руководством взрослого в структуре детской деятельности происходят существенные изменения: образуются функциональные связи между отдельными ее компонентами, обеспечивающие принятие ребенком учебной задачи; появляются осознание способов ее достижения, возможность контролировать свои действия и оценивать их результат (на элементарном уровне). В то же время возможности ребенка целенаправленно усваивать знания еще ограничены: управление учебной деятельностью имеет внешний характер и осуществляется взрослым, знания неполны и имеют конкретный характер, не сформированы связи между информационной основой и исполнительной частью предметного действия. При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т. е. становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения : в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – улыбки, цветы, поздравления и радостное волнение. Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

Используемая литература: - Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4

- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994.

- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения – М., 1996

- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина,

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.


Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.


Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих типов мотивов: учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (не адекватно перенесённый в учебную деятельность).

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
1. Социльный мотив

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Ошибка родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, адаптированные в основном на формирование у детей определённых знаний умений и навыков. Это связано с повышением современных требований к уровню подготовки при поступлении детей в школу.

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности. К таким предпосылкам мы относим:

• рефлексию (познавательную, как способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия требуемому задачей результату и социальную, как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом; [10. с.39-43]).

• контекстное общение с взрослыми, которое характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам;

• мотивационный компонент, выступающий у детей на данном возрастном этапе в форме желания идти в школу (внутренняя позиция школьника);

• общение со сверстниками;

Комплекс всех вышеперечисленных образований мы рассматриваем как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новой школьной действительности, а именно:

• эффективностью учебной деятельности;

• освоением школьных норм поведения;

• успешностью социальных контактов с учителем и сверстниками;

• эмоциональным благополучием ребенка.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [7].

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции" [1].

Важность роли игры в формировании психологической готовности к обучению подчеркивается в работах Е.М.Гаспаровой[3], В.С.Мухиной [8], Е.Е.Кравцовой [5] и др.

Преемственность между дошкольным и школьным этапами образования часто решается за счет переноса школьных методических приемов и форм организации учебных занятий на работу с ребенком дошкольного возраста или использования дошкольных методик в школьной практике. При таком подходе ребенок оказывается помещен либо в игровую, либо в учебную форму организации его жизнедеятельности, что не позволяет исследовать процесс перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной. На наш взгляд, исследование перехода требует нового метода, предполагающего конструирование специально организуемых экспериментальных ситуаций, позволяющих реализовать игру и учебную деятельность не отдельно друг от друга и не последовательно, а одновременно. Изучение процесса перехода в этих условиях позволит выявить психологические механизмы индивидуальных и коллективных действий детей в разных ситуациях их деятельности.

До настоящего времени изучение перехода от игровой деятельности к учебной проводилось, главным образом, с точки зрения изменения видов или типов деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова,ГТ.Кравцов и др.).

Игра и учебная деятельность имеют общий социокультурный смысл [4].

Во-первых - переход от игры к учебной деятельности состоит не в изменении содержания деятельности, а в изменении формы деятельности, в которой происходит усвоение содержания.

Во-вторых - переход представляет собой не естественную смену одной деятельности другой, связанную с развитием ребенка, а скорее наоборот, развитие ребенка происходит за счет включения его в другую форму деятельности,

В-третьих - управляемый переход от игровой деятельности к учебной не может исследоваться на отдельном ребенке, а может быть понят только при анализе отношений, существующих в детско-взрослой общности [5].

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.В силу вышеуказанных причин работа по методическому оснащению осуществления руководства игровой деятельностью в дошкольных учреждениях представляется нам актуальной и необходимой как имеющей решающее значение для благополучной адаптации детей к школе.Существенным в исследовании процесса перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной является определение характера этого процесса. Результатом перехода следует считать появление у ребенка новой формы деятельности, но на основе использования элементов ранее освоенной формы деятельности.

Как было подчеркнуто ранее, формирование компонентов психологической готовности детей к обучению мы рассматриваем в аспекте целенаправленной организации игровой деятельности дошкольников, и исходя из того, что различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские и игры с правилами) влияют на развитие различных составляющих психологической готовности к школе (соответственно: контекстного общения с взрослыми, рефлексии, мотивации, самооценки, взаимодействия со сверстниками). Это диктует необходимость рассмотреть взаимосвязь вышеперечисленных компонентов психологической готовности к обучению и видов игр.

Возникновение полноценного (или кооперативно-соревновательного) общения ребенка со сверстниками зависит, по нашему мнению, от возможности отстранения дошкольника от собственной эгоцентрической позиции, которое позволяет ему учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера, а также от возможности актуализации устойчивого отношения к сверстнику как партнеру-противнику по игре.

Таким образом, качественный скачок в отношении к себе ребенка заключается в возникновении адекватности и обобщенности самооценки, в ее превращении из эмоциональной в рациональную, в способности отойти от своей позиции, в умении совмещать разные точки зрения.

Литература:

Гаспарова Е. М. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ М., 1998

Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963. - 319 с.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическаяготовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с

Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд.

Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1989. - С.39-43.

Читайте также: