Влияет ли на политическую культуру общества уровень вовлеченности учащихся в школьное самоуправление

Обновлено: 05.07.2024

Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа, политическая социализация.docx

Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися нормативного поведения, вторая – построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. На первый взгляд эти две задачи взаимоисключают друг друга. Однако это не совсем так. На самом деле они лишь отражают две стороны вхождения ученика в общество. Учащийся должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Не углубляясь в психолого-педагогические тонкости, отметим, что одним из следствий наших рассуждений является требование создания для учеников условий обязательного сравнения различных жизненных позиций (ценностных систем) и реального их выбора.

В управлении процессом социального воспроизводства можно выделить пять основных элементов 25 :

3. групповая экоструктура. Главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это – среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, который регламентирует и доступ к ресурсам;

4. организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний);

5. внешняя среда. Для индивида это прежде всего нормативно- ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это – объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.

Одной из составляющих социализации является относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа 26 .

Социальное воспитание – процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования и индивидуальной помощи им.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

По совокупности автономных параметров школа:

  • обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);
  • государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);
  • муниципальная (по ведомственной принадлежности);
  • открытая (по степени открытости–закрытости);
  • постоянная (по длительности функционирования);
  • разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу) 27 .

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

  • культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных; образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков – получения знаний, трудовых и т.п.);
  • регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);
  • коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);
  • организационно-управленческая;
  • социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);
  • производственно-экономическая;
  • общественно-политическая

2.2. Влияние и роль школы в политической социализации

Одну из главных ролей в политической социализации индивидов играет школа. Она, как уже было указано выше, оказывает влияние на процесс социализации через обучение, преподавание и через неформальные связи, которые там устанавливаются. В школу ребенок идет с определенным набором ролей и статусов. И здесь важна преемственность. Сильные расхождения и противоречия между процессами социализации в семье и школе могут тяжело отразиться на личности ребенка.

Если в семье он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не быть. Если в семье ребенку говорят одно, а в школе другое, то появляется опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.

Любое государство независимо от того, создано ли оно в результате революционного переворота, достигло ли независимости в ходе национально-освободительного движения или путем реформ восстанавливает некогда утраченную политическую систему, первейшей своей задачей, как правило, ставит воспитание своих граждан на идее национального единства. Система государственного образования и просвещения является наиболее существенным средством политической социализации разрозненных групп, поскольку в сферу их деятельности вовлечено очень большое число людей. Кроме того, семья по определению не в состоянии реализовать общественно значимую функцию интеграции и объединения.

Школа – это институт, через который власти имеют возможность осуществлять политическую социализацию целенаправленно, определяя политическое содержание образования и подбирая учителей, которые защищали бы официальные политические и внушали бы необходимость подчинения властям. В школах по всему свету дети на торжественных мероприятиях салютуют государственному флагу своей страны, исполняют национальные гимны, приобщаясь к чувству общности через отношение к национальным символам. Естественно, что сторонники государственной системы образования подчеркивают ее значимость для воспитания чувства гражданственности и взаимной ответственности человека и общества 28 .

В то же время, исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом была выявлена следующая зависимость 29 :

– чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности;

– чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой;

– чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера – ответственность;

– чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике.

Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье.

В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям 30 .

Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан.

Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

Перед учителями обществоведения, политологии стоит трудная задача – сформировать политическое сознание учащихся. Человек, не владеющий основами знаний по этим предметам, представляет собой идеальный объект для политического манипулирования. Недостаток достоверной информации ведёт к отчуждению общества от власти и не способствует формированию гражданских качеств личности. Трудно рассчитывать на реальные успехи в воспитании чувства гражданского долга и ответственности без повышения требовательности к уровню политической культуры.

Проблема влияния на политическое развитие детей и молодёжи исключительно острая, дискуссионная и выходит далеко за рамки чисто педагогической сферы, так как связана с формированием отношения к государству как центру публичной власти и его политике. В современных условиях необходимо искать адекватные пути развития общества, а также формы и способы включения в процесс политической социализации педагогов, воспитателей образовательных учреждений, руководителей и лидеров детских и молодёжных организаций, работников социальных структур.

Итак, школа – важнейший институт политической социализации, что обусловлено ее положением в государственной структуре, возможностью сочетания максимального количества факторов направленного, латентного и стихийного воздействия на формирование политических приоритетов молодежи. Основная роль школы в процессе политической социализации заключается в формировании условий для усвоения подрастаюшим поколением базовых политических норм и установок политического поведения в обществе с целью обеспечения стабильности политической системы и ее воспроизводства.

На формирование модели политической социализации в школе оказывают целенаправленное воздействие такие внешние факторы, как политический режим государства, политическая культура общества, церковь. Стихийно воздействуют на формирование модели семья, армия, СМИ, молодежные субкультуры. Внутренними агентами политической социализации в школе являются администрация, учителя, воспитатели и классные руководители, руководители общественных организаций (и в зависимости от времени и условий - священники, вожатые, попечители, шефы из трудовых коллективов).

Одной из важнейших задач, поставленных государством перед системой образования, является задача гражданского воспитания детей и подростков. Воспитательная работа в школе обладает большим потенциалом для формирования у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни, его гражданской идентичности, воспитания качеств личности будущего гражданина. Воспитание гражданственности школьников должно базироваться на предоставлении широких возможностей проявления социальной активности, основываться на получении реальных и практических навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Формирование гражданской позиции невозможно только через передачу знаний. Основным источником ее формирования является опыт социальной деятельности.

Набор методов формирования гражданской идентичности достаточно широк, но особое место среди них занимает создание в школе социальных практик. Наиболее удачной формой внутришкольной социальной активности является школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания.

В психолого-педагогической литературе "ученическое самоуправление" определяется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых задач.[1]

В структуре самоуправления школы выделяется три уровня: органы классного самоуправления, органы общешкольного ученического самоуправления, органы школьного соуправления.

Самоуправление на уровне класса

Одна из функций детского самоуправления является подготовка к будущей жизни и деятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Поэтому многие педагоги, в том числе и я, стараются подобрать формы и средства воспитания, позволяющие максимально вовлечь подростков в деятельность, способствующую развитию необходимых личностных и лидерских качеств.

Важная организационная сторона — делегирование ответственности и полномочий, т. е. передача части управленческих функций классного руководителя учащимся. Путем открытых выборов избирается староста класса. Ставка делается на скромность и ответственность, выдержанность и честность, умение признавать свои ошибки, исполнительность и неконфликтность. К обязанностям старосты относится:

контроль за успеваемостью и посещаемостью. Так, например, чтобы уйти с урока, по какой-то возникшей причине достаточно поставить в известность старосту;

учет пропусков уроков;

информирование одноклассников в случае необходимости;

оповещение группы о предстоящей дежурной неделе;

инициирование пересадки ребят;

работа ученического совета и распределение поручений по заданию совета старшеклассников.

Метод чередований организационных поручений продолжает действовать и при организации дежурства класса по школе. На этот период избирается ответственный дежурный. В его полномочия входит распределение учащихся по постам, назначение своих заместителей - ответственных по этажам, и общий контроль за качеством дежурства. Я этот процесс контролирую со стороны и вмешиваюсь, если старший дежурный обращается ко мне за помощью.

Структура классного самоуправления выглядит следующим образом:


Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.

определяет основные направления классной жизни;

осуждает возникшие проблемы( внеклассная работа, успеваемость,

посещаемость, дисциплина) и намечает пути их решения;

утверждает план работы на четверть;

избирает старосту, заслушивает и оценивает работу ученического

совета, состоящего из руководителей малых групп.

Заседание классного собрания проводится 1 раза в месяц, что контролируется старостой.

Такая структура классного самоуправления позволяет:

формировать умения руководить и подчиняться;

учить быть требовательными, объективными, самостоятельными;

способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

вырабатывать правильное отношение к критике;

создавать условия для проявления и развития способностей каждого

дать возможность четко и качественно организовать работу в группе;

выстроить отношения сотрудничества классного руководителя на уровне класса, группы и индивидуально.

Для меня, ученическое самоуправление-это такая универсальная форма работы, которая достаточно легко ложится на любой классный коллектив, для учащихся – это огромный социальный опыт, формирование навыка принятия решений, касающихся не только лично каждого, но и группы и коллектива в целом.

Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив, а также необходимое условие и средство воспитания гражданственности.

Школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, открыть новые грани способностей и талантов.

Ученическое самоуправление на уровне школы

Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: от поддержания порядка и дисциплины в школе до организации учебного процесса; от организации внеклассной и внешкольной деятельности учащихся до защиты учащихся, как участников образовательного процесса; от посредничества в разрешении внутришкольных конфликтов до волонтерского движения.

Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов,

В эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. Но развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит администрации школы, которые разрабатывают стратегию воспитательного процесса. Особая роль отводится заместителю директору по воспитательной работе, которая принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников, консультирует органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов. Важна и роль педагога – психолога. Он может участвовать в выявлении лидерских способностей детей, организовывать психологическую поддержку активистов самоуправления.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, с учетом своих особенностей и сложившихся традиций, наша школа выбрала принципы школьного самоуправления, одним из которых является принцип педагогического сопровождения и определила следующую модель :


Работа органов самоуправления строится на основе циклического чередования, которое методист Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Цикл повторяется при подготовке и проведении очередного КТД.

Участие в школьном самоуправлении способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.

Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.

И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.

Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.

Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.

Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.

Наша школьная модель ученического самоуправления

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.

С чего все начиналось?

С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.

Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:

  • какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
  • какую из моделей выбрать?
  • как помочь в создании самоуправления?

Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:

  • название.
  • для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
  • что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
  • цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
  • задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
  • имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
  • предполагаемые трудности, пути их решения:

Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.

В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.

В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.

В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.

На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.

Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:

СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.

Читайте также: