Управленческая деятельность руководителя школы
Обновлено: 02.07.2024
Одним из основных структурных компонентов педагогической системы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей, т.е. управляющей системы.
Структура управляющей системы большинства школ представлена тремя или четырьмя уровнями:
первый уровень – директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием. Он руководит советом школы, педсоветом, ученическим комитетом, общественными объединениями. Этот уровень определяет стратегию и тактику развития школы;
второй уровень – заместители директора, психолог, социальный педагог, помощник по административнохозяйственной части, руководители общественных объединений, участвующих в управлении школой;
третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители. Выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям. Детским объединениям, кружкам и т.д.;
четвертый уровень– учащиеся, органы классного и общешкольного самоуправления. Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень (субъект) управления является одновременно и объектом управления, по отношению к вышестоящему.
Вторым основным структурным компонентом управленческой системы является ученический коллектив, в котором выделяется два уровня управления: по вертикали (общешкольный и классные коллективы) и по горизонтали (ученические общественные организации, кружки, творческие и спортивные объединения и т.д.) в которых участвуют школьники.
Третьим основным структурным компонентом является содержание педагогического процесса, которое определяется стоящими перед школой целями и задачами. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания образования (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов) регулируется государственными образовательными стандартами и уставом образовательного учреждения.
Принципы образования и управления образованием определяют формы, методы и средства реализации содержания, отношения между педагогами и учащимися.
Структурные компоненты не существуют сами по себе они вплетены в деятельность субъектов и объектов управления. Образуя функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые базовые связи, возникающие в процессе деятельности педагога.
Функциональными компонентами являются: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование, отражающие движение педагогического процесса.
– организация деятельности администрации и всего коллектива школы;
– контроль за их деятельностью и качеством педагогического процесса;
– решение всех кадровых вопросов, определение учебной нагрузки для учителей;
– организация работы с родителями;
– разработка и реализация планов и программ развития образовательного учреждения.
Оценка деятельности руководителя определяется:
– по результатам работы школы;
– по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
– по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту, личностным качествам.
Директору школы помогают заместители. Число их может быть различным и зависит от типа школы и количества учащихся. Для эффективной работы школы необходимо как минимум три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научно-методической работе. В их функции входит работа по организации и контролю деятельности школьного коллектива по направлениям.
Управленческая культура руководителя школы
Изучаемые вопросы:
1. Основные компоненты управленческой культуры
2. Стили управления
(Ветхий завет, Книга притч Соломоновых, гл.4)
В любом случае культуру можно рассматривать как показатель деятельности и уровня ее развития. Только в первом случае акцент делается на результат (совокупность достижений), а во втором – на процесс (высокое развитие, умение).
Директор школы как руководитель самореализуется не только как управленец, но и как педагог и как личность, поэтому и оценка его управленческой деятельности по всем трем составляющим.
Человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры:
В настоящее время в педагогике широкое распространениеВ настоящее время в педагогике широкое распространение получила модель личности, разработанная академиком В.С. Ледневым, она представляет совокупность характеристик структуры личности, сформированной на основе известных работ А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, М.С. Кагана и других (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.- 224 с.).
Эта модель содержит три группы компонентов:
– социально-профессиональный опыт личности;
– функциональные механизмы психики (восприятие, речь, память и др.);
– типологические свойства личности (характер, темперамент, задатки, способности и т.д.);
В структуре педагогических способностей выделяют следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Первый представляет собой систему знаний и умений (общекультурных и профессиональных), составляющих основу профессиональной деятельности.
Второй компонент включает способности, которые обеспечивают реализацию поставленных целей и задач.
Третий компонент включает способности организации и самоорганизации.
Четвертый компонент обеспечивает эффективность общения и воздействия и взаимодействия в управленческом процессе.
Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связано с выделением этических норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и педагогического мастерства. Основными компонентами педагогической культуры являются:
- профессиональные знания и умения;
– личностные качества педагога и руководителя;
– опыт творческой и управленческой деятельности.
При этом выделяется три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный и профессионально-творческий. Управленческая культура в сфере образования выступает как часть профессионально–педагогической культуры. Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности. Основными компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент содержит совокупность управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в практическом руководстве современной школой. Например, это усвоение руководителем новых теорий и концепций управления и их творческое применение на практике.
Технологический компонент содержит способы, приемы и технологии управления. Уровень управленческой культуры зависит от степени овладения приемами и способами, технологиями решения актуальных проблем и задач как управленческой, так и управляемой систем.
Личностно-творческий компонент содержит способности руководителя к творчеству в освоении и применении новых технологий управления.
Поэтому он может рассматриваться группой как лидер вообще. Отдельным людям, используя этот стереотип, свойственно искать посты. Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом, т.е. феномен лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности.
– лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, в то время как руководитель действует официально;
– лидерство возникает стихийно, руководитель же назначается или избирается; – выдвижение лидера в основном зависит от настроения группы, в го время как руководство
– явление более стабильное;
– руководство подчиненными в отличие от лидера обладает более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;
– сфера действий лидера в основном малая группа людей, поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе.
С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили управления. Стиль и поведение руководителя в конкретной ситуации зависят от объективных и субъективных условий, от своеобразия жизненного и профессионального опыта, от личностных и профессиональных качеств. Выбор методов, средств, способов, технологий управления обусловливают стили педагогического управления, основные из которых: – автократический (самовластный стиль руководства), когда осуществляется единоличное управление, не допускаются другие мнения, осуществляется жесткий контроль за исполнением;
– авторитарный (властный стиль руководства), другие мнения выслушиваются, но решение принимается единолично; Этот стиль характеризуется деловыми, краткими распоряжениями, запретами без снисхождений, часто сопровождаемые угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Похвала и порицание работников крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы;
Поэтому существуют рекомендации подбирать на должность руководителя человека обладающего совокупностью необходимых профессиональных компетентностей (познание, авторитетность и опыт), личностных качеств и свойств, профессиональной направленностью (мотивами, интересами, ценностными установками и т.д.).
Компетентность – это уровень готовности к выполнению профессиональных функций. Среди основных компетенций: – социально-правовая и коммуникативная (профессиональные ЗУНы, владение приемами профессионального общения и поведения, взаимодействия с общественными институтами и людьми);
– специальная (подготовленность и самостоятельность владения профессиональными видами деятельности, умение решать типовые задачи и адекватно оценивать результаты труда);
– персональная (способность к постоянному профессиональному росту, повышению квалификации);
– экстремальная (способность действовать в усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов и т.д.);
– педагогическая (педагогически значимые качества: логическое мышление и творческий потенциал; эмпатия: сопереживание и действенная эмпатия; волевой самоконтроль: настойчивость и самообладание; профессионально-значимые психологические свойства: тип мышления и нервной системы; типологические особенности: интроверсия, амбоверсия, экстраверсия и невротизация; профессионально нежелательные качества: ригидность, социальная фрустированность и авторитарность);
– аутокомпетентность (адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций). Таким образом, мы получили представление об основных структурных компонентах управленческой культуры руководителя и их содержании. Эти познания могут послужить научному подходу к оценке деятельности руководителя школы и могут стать основой для разработки критериев и показателей оценивания управленца
Создание условий для функционирования и развития образовательного учреждения на основе организации инновационной деятельности.
Оценить 2540 0
Описание управленческой деятельности
директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы Бархатова В.Р.
Целью своей управленческой деятельности считаю создание условий для функционирования и развития образовательного учреждения на основе организации инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели определил следующие приоритеты:
Интеграция основного и дополнительного образования в едином образовательном процессе.
Освоение и внедрение гуманитарных инновационных практик в образовательный процесс.
Создание воспитательной системы, обеспечивающей формирование социальных умений и навыков, структуры поведения и ценностной ориентации личности.
Создание здоровьесберегающей среды школы
Организация инновационно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива направлена на структурное и содержательное обновление системы управления школой в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.
Управленческая команда школы выстраивает инновационную деятельность, определяя содержание и структуру образовательного пространства, исходя из логики возрастного развития с учетом задач возраста, преемственности и единого деятельностного подхода.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы является сохранение здоровья учащихся, включающее гармонизацию их психического, физического и эмоционального состояния. В течение последний трех лет наблюдается стабильная, а по некоторым показателям и положительная динамика показателей здоровья школьников.
В школе успешно функционируют спортивный зал, тренажерный зал, баскетбольная площадка, стадион, хоккейная коробка. Это способствует 80% занятости учащихся в спорте, представлению мест учащимся для презентации своих спортивных достижений.
Под моим руководством в школе активно внедряются инновационные практики с использованием современных инновационных технологий. В организации учебно-воспитательного процесса используются гуманитарные технологии, позволяющие эффективно сочетать знаниевую и личностно-ориентированную стороны педагогической деятельности.
Организована методическая служба школы, выстраивающая свою деятельность на инновационных практиках на основе программно-проектного подхода, ориентированная на решение проблем новых технологий (проектирование, исследование), педагогической рефлексии и межпредметной коммуникации. Модель методической службы выстроена на основе индивидуальных образовательных программ педагогов.
В школе создана и успешно функционирует целостная воспитательная система, направленная на обеспечение самоопределение личности ребенка, его успешной социализации. В школе нет проблем с преступностью и другими асоциальными проявлениями.
В целях усиления общественной составляющей в управлении школой по моей инициативе создан Управляющий совет, деятельность которого направлена на определение основных направлений развития школы, содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации. Заместитель председателя Управляющего совета школы, представитель родительской общественности нашего поселка.
Школа на протяжении трех лет показывает стабильные результаты по итоговой аттестации и ЕГЭ: по русскому языку, математике, истории, обществознанию. Учащиеся и выпускники школы – лауреаты стипендии главы района, активные участники, призеры и дипломанты фестивалей, конкурсов, олимпиад муниципального, Всероссийского и Международного уровней.
В своей работе способствую созданию условий для повышения профессионального мастерства педагогов, прохождения курсов повышения квалификации. Совместно с управленческой командой разработан устойчивый механизм внутришкольного повышения квалификации для развития творческого потенциала и обобщения передового опыта педагогов. Создана система профессионального становления и развития педагогов. Курсовую подготовку в школе прошли 100% педагогов, исследовательской деятельностью занимаются 48% учителей, освоили и используют в своей практике проектный метод 65% педагогов. Число педагогов, повысивших свою квалификационную категорию за последние четыре года, составляет 74%.
Эффективно организую координацию деятельности всех служб и модулей развития, планирование и контроль; поддерживаю морально-психологический климат в коллективе.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Функция управления, вид управленческой деятельности: анализ
Творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.
1. Изучение документации ОУ. 2. Наблюдение.
5. Изучение передового педагогического опыта,
5. Диагностические методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.
6. SWOT – анализ ОУ.
Итоговый анализ дает основание к исполнению последующих функций управленческого цикла.
Функция управления, вид управленческой деятельности: определение цели и планирование
Определить главную цель и задачи, состав и структуру действий, необходимых для их достижения, определить этапы, сроки и пути достижения цели
Постановка целей и принятие решений. Планирование позволяет координировать деятельность педагогического, студенческого и родительского коллективов, административного персонала. Данные планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
В практике работы образовательных учреждений СПО разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план в современных условиях разрабатывается на три года, на основе глубокого анализа работы ОУ за последние годы.
Годовой план охватывает период учебного года, включая летние каникулы.
Текущий план составляется на учебный семестр и является конкретизацией перспективного и годового плана ОУ.
Составление, утверждение и доведение перспективного, годового и текущего планов до исполнителей. Ознакомление с планами всех заинтересованных лиц.
Определение мотивации педагогов, студентов, администрации ОУ в достижении цели.
Функция управления, вид управленческой деятельности: организация
Определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого плана, выбор реальных наилучших путей выполнения плановых заданий.
Главным в организационной деятельности является вопрос, как реально, с помощью каких средств и действий воплотить в жизнь цели, определенную в планах ОУ. Организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления. Наиболее важным и исходным моментом организации является четкое определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их соответствия функциональным обязанностям. Вопросы подбора, подготовки, отбора и расстановки кадров являются сердцевиной организационного этапа управления в любом ОУ.
При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:
1) Отбор и расстановка имеющихся кадров. Постановка задач перед исполнителями.
2) Анализ и регулирование социально-психологическим климатом среди педагогов, среди студентов и среди административного персонала.
3) Стимулирование эффективности труда подчиненных и их саморазвития. Создание условий для профессионального роста подчиненных.
4) Обеспечение единой направленности действий педагогического и студенческого коллективов.
5) Оказание помощи непосредственно в процессе выполнения работы педагогам и административному персоналу ОУ, функционально и лично.
6) Установка обратной связи с участниками и ответственными лицами по исполнению задач, проведению мероприятий. Определение рефлексии педагогов и обучающихся по результатам работы на каждом этапе исполнения планов.
7) Корректировка методов, действий, мотивации исполнителей и участников процессов.
Оценка результатов исполнения конкретного дела. Инструктирование.
Формирование убежденности в важности выполнения данного поручения.
Выбор и применение форм стимулирования деятельности участников процессов.
Функция управления, вид управленческой деятельности : контроль и регулирование деятельности ОУ
Выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законы, нормы), в измерении и оценке результатов выполнения программы, а так же предупреждений и устранение возможных или фактических отклонений от заданных целей.
Под внутренним контролем понимается проведение представителями
администрации учреждения наблюдений, обследований, посещений занятий,
изучение документации, осуществляемых в порядке руководства и контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками
Учреждения законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта
РФ, муниципалитета, Учреждения в области образования.
Эффективность контроля и регулирования достигается:
Распределением объектов контроля между директором, его заместителями.
Четко очерченными целями проводимого контроля, использованием объективных критериев оценки обучения и воспитания.
Когда контролируются все педагогические и воспитательные процессы.
Когда привлекаются опытные педагоги, методисты, опытные представители администрации, имеющие компетентность проверяющего - знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозировать развитие результатов контроля.
Контролем административной и финансово-хозяйственной деятельности в ОУ .
Изучение документации, наблюдение, собеседование, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, позволяющие получить необходимую объективную информацию о результатах деятельности. Участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.
Проблема управления образовательной организацией является одной из ключевых в условиях новой стратегии образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
В общем, под управлением образовательной организацией понимают деятельность руководителя образовательной организации, направленную на обеспечение оптимального ее функционирования и переход на более высокий уровень развития [3, C . 2].
Практическая управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС основывается на интеграции в единый управленческий цикл функциональных звеньев управления, реализуемых в форме относительно самостоятельных видов деятельности .
Существует несколько функций управления образовательными организациями. Так, российский учёный в сфере психологии управления и образования, доктор психологических наук, профессор Валерий Семёнович Лазарев (род. 1947), выделяет планирование, организацию, руководство и контроль [2, С. 251]. Сформулированные В.С. Лазаревым функции управления справедливы не только в сфере образования, но и в общей теории менеджмента. Функции, более специфичные для управления образовательной организацией, были разработаны российским учёным в области педагогики , доктором педагогических наук, профессором Виталием Александровичем Сластёниным (1930-2010). В.А. Сластёнин относит к числу управленческих функций в образовательной среде педагогический анализ, целеполагание и регулирование [3, С. 3-4].
Основные характеристики перечисленных функций управления отражены в таблице 1.
Таблица 1 Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС1
Читайте также: