Какую практическую пользу приносит обучение письменной речи в школе

Обновлено: 04.07.2024

«Развитие устной и письменной речи как необходимое условие работы

Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Митасова Н.Г.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речевой деятельности.

Развитие речи и речевая деятельность

В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы необ-ходимо сочетать три подхода:

Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учи-телю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Речевое общение есть один из видов коммуникативной деятельности.

Ведущие принципы формирования и совершенствования речевой деятельности в процессе изучения литературы

Основные направления работы по развитию речи учащихся

Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных на-правлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода следующие направления:

Развитие устной речи

Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духов-ной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубле-ние процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс воз-рождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной куль-туры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искус-ства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расшире-ния тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к твор-честву. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Вместе с тем в обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государства, заметно развитие и других тенденций — бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического оскудения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Крайней бедностью отличается язык ораторских выступлений на различного рода съездах, заседаниях, собраниях, в телевизион-ных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, выражений откровенно грубых, неверная расстановка ударений). К сожалению, эти недо-статки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы. Иногда даже подобным образом страдает и речь учителей русского языка и литературы.
Формированию речевой культуры подрастающего поколения во многом препятствует пассивное познавание произведений через средства массовой информации, что заменяет и само чтение и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. Вот почему особо важно проводить работу по развитию устной речи в контексте деятельности, создавая такие ситуации речевого общения школьников на уроках литературы, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний.
Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи вся-кого рода оттенков в окружающей жизни.

Обучение выразительному чтению

Главная цель учителя при изучении поэзии - добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли. "Понять, какое чувство, настроение выражено в стихотворении, как менялась поэтическая интонация - значит сделать шаг в его эстетическом осмыслении".

Изменение интонации влечет за собой изменение смысла. Авторская постановка знаков препинания помогает в прочтении интонационной "партитуры" поэтического текста.
М. Цветаева "Облачко"
Облачко, белое облачко с розовым краем.
Вспыхнуло вдруг, розовея последним огнем.
Я поняла, что грущу не о нем,
И закат мне почудился - раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем.
Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.
Я поняла, что грущу о себе,
И закат мне почудился раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем
Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.
Плача о нем, я тогда поняла,
Что закат мне - почудился раем.
Предложим ученикам сравнить последние строчки в первой и в третьей стро-фе: опишите как меняется смысл фразы И закат мне почудился раем в зависимос-ти от того, в какой ее части стоит знак тире.
В 1 строфе акцент ставится на слове раем и смысл выражения в целом при-близительно может быть описан как "мне хорошо", "мне почудилось, что я в раю". В 3 строфе акцент переносится на слово почудился, и смысл всего выражения меняется на противоположный: "мне почудилось, что я в раю, т. е. "мне плохо".
Смысл в стихотворении отчетливо движется по всему тексту. Сравним: выплыло - вспыхнуло - кануло, не о нем - о себе - о нем, грущу - грущу - плачу.
Настроение лирической героини от первой строфы к третей меняется на про-тивоположное. И в первую очередь этот эффект создается интонацией, указанной средствами синтаксиса - перемещением тире из одной части фразы в другую.
Обучению выразительному чтению способствует словесное рисование (описание картин, возникающих в воображении); хоровое чтение (в унисон, в едином интонационном ключе); коллективная декламация (различные части текста различными учениками); чтение в лицах, по ролям (басни, диалоги в эпических произведениях).
Человек, свободно владеющий своим голосом, т.е. умеющий легко изменять его темп, громкость, высоту, обладающий хорошей дикцией, может выразить голосом различные чувства и переживания.

Пересказы художественного текста

В старших классах на уроках литературы редко обращаются к пересказу ху-дожественного текста, его заменяют другие разновидности речевой деятельности, высказывания продуктивного характера, содержащие анализ, оценку произведе-ния, раскрытие собственных позиций выступающего. В отдельных ситуациях воспроизводящие пересказы используются для проверки знания школьниками текста, как средство контроля за самостоятельным чтением и стимулирования его. Такое ограниченное понимание средства пересказа в старших классах снижает эффективность работы по постижению художественного произведения и развитию речи учащихся, особенно эмоционально-образной речи. Включенные в разнообразные речевые ситуации занятия художественным пересказом, а также пересказом, осложненным творческими заданиями, помогают ученикам старших классов практически усваивать стиль писателя; разбираться в литературном на-правлении; учиться говорить на заключенных в художественных произведениях образцах ораторского искусства, начиная с изучения древнерусской литературы и кончая современной. Пересказы значительно расширяют лексический запас уча-щихся, способствуют активному пополнению его образными средствами русско-го языка, художественными тропами.

Опираясь на формируемые в средних классах умения пересказывать худо-жественный текст, в старших классах эту работу необходимо совершенствовать с учетом задач изучения курса на историко-литературной основе.

Проблемно-дискуссионные доклады требуют от учащихся максимальной самостоятельности в анализе и оценке литературных материалов, в выборе структуры высказывания, в формулировке темы и задач, в использовании приемов общения с аудиторией. Такой доклад предполагает рассмотрение и учет разных позиций, высказанных критиками или литературоведами на произведение в целом или его художественные образы, обоснование собственного мнения. В своем выступлении докладчик может и полемизировать с позициями своих одно-классников, и убеждать их в правильности собственной точки зрения. Такие до-клады целесообразно заслушивать на уроках углубленного анализа текста, заклю-чительных занятиях, по обзорным темам, на уроках внеклассного чтения и разви-тия устной речи, на факультативных занятиях.

Развитие письменной речи

Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому

Письменные работы, проводимые в среднем звене школы, формируют у учащихся умения, необходимые для написания сочинений в старших классах при изучении курса литературы на историко-литературной основе. Для эффек-тивности обучения старшеклассников сочинениям очень важен вопрос о класси-фикации сочинений, что дает и преподавателю и учащимся необходимые целевые ориентиры.

Коммуникативная цель и отзыва, и рецензии – дать оценку предмету речи

(художественный текст). Оценочное высказывание включает в себя информаци-онную составляющую и собственно оценку. Первая может быть представлена описанием или повествованием, оценочная составляющая представлена рассуж-дением. Их соотношение в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии неодина-ково. Различны и способы включения оценки в структуру высказывания и ее аргументации.
Цель отзыва – поделиться впечатлением о прочитанном произведении ли-
тературы. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает не су-щественные стороны художественного произведения, а личность пишущего отзыв. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплоще ние в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет бóльшее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом до-казательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоцио-нально-оценочный характер. Отзыв может быть как развернутым, по сути похо-жим на рецензию, так и кратким. Только после объективного анализа можно при-ступать к субъективной оценке произведения. Чем больший объем литературо-ведческих знаний привлекается автором отзыва, чем глубже проводится анализ литературного произведения, тем сочинение становится ближе к собственно рецензии.
Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от
прочитанного. Цель рецензии – дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензент старается рас-крыть смысл названия, описывает особенности композиции произведения, уделя-ет мастерству писателя в выражении авторской позиции, особенностям стиля ху-дожника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет примерами из текста. Поэтому более важной в рецензии как речевом высказывании будет информацио-нная составляющая. По стилю рецензия может быть публицистична, носить поле-
мический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведеской статье.
В отличие от сочинения-отзыва в сочинении-рецензии аргументы, раскры-
вающие высказанную авторскую оценку, могут не иметь эмоционально-оценоч-ного оттенка, что является целью любого отзыва. Отзыв же как раз и пишется для выражения такой оценки. Собственное мнение может быть спорным, но если субъективный взгляд основан на понимании сущности произведения, он не будет восприниматься как попытка соригинальничать.
Основная подготовка школьников к домашнему и классному сочинениям
происходит на уроках, посвященных анализу произведения, но тем не менее необходимы уроки, на которых осуществляется специальная подготовка к
сочинению, — уроки обучающего сочинения.
Есть несколько подходов к формированию навыков написания сочинения:
1. Через подготовительные формы письменных работ (изложения по тексту с аналитическим заданием, пересказ-анализ).
2. Сочинения-миниатюры (анализ ключевых сцен крупного произведения или небольшого по объему; письменный ответ на проблемный вопрос о произведении; небольшие отзывы на книгу).
3. По этапам работы на материале одного произведения: обсуждение тем (объем, содержание) – отбор материала – составление развернутого плана в ходе беседы – цитирование – составление и обсуждение тезисов к плану – аргументация, подбор материала для раскрытия тезисов.
4. Через теоретический и практический разбор образцов сочинений.
5. Коллективное устное сочинение.
6. Через анализ ученических сочинений (рецензирование, комментирование, исправление несовершенных работ, стилистические правки).
Работа над сочинением представляет собой совокупность обычных для ре-
чевой деятельности фаз:
1) ориентировки в условиях речевой деятельности;
2) планирования содержания и формы сочинения;
3) реализации плана;
4) контроля и корректировки конечного результата.

На уроках развития письменной речи необходимо научить школьников разбираться в формулировке темы, отличать друг от друга близкие названия сочине-ний, но имеющие разные аспекты, на которых должен сосредоточить свое внима-ние пишущий, находить в теме ключевые слова, определяющие характер и после-довательность рассуждений. Типичной ошибкой школьников является подмена одной проблемы другой, замена собственных рассуждений по проблеме переска-зом содержания произведения или соответствующей статьи школьного учебника. Поэтому очень полезно на таких уроках обучающего сочинения сопоставлять формулировки тем и разрабатывать варианты развития рассуждения по той или иной теме.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизнен-ной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользует-ся им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе.

1. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. – Москва, 1962.
2. Колокольцев, Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – Москва, 1980.
3. Коровина, В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация. д-ра педагогических наук. – Москва,1994.
4. Ладыженская, Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся IV—Х классов в процессе изучения литературы в школе. – Москва,1985.
5. Леонов, С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в ст. кл.: методические приемы творческого изучения литературы. – Москва, 1999.
6. Мальцева, К.В. Развитие устной речи учащихся. – Киев, 1987.
7. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – Москва, 1985.
8. Озеров, Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – Москва, 1995.


Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том, чтобы способствовать усвоению языкового материала и помочь овладеть чтением и устной речью.

Наряду со служебным значением рассматриваемое умение имеет и свою важную, самостоятельную функцию, так как действующая программа выдвигает требования уметь составить письмо, текст о себе и т. д. Вряд ли найдется грамотный человек, который не писал бы писем. Второй аргумент в пользу письма — его воспитательная ценность, уважение к себе, к другу, к его интересам и т. д. Этот вид работы не только интереснее, но и к тому же позволяет произвольно, в соответствии с возможностями учащегося в области иностранного языка рассказать о себе, семье, погоде, увлечениях, а характер изложения мысли в письме допускает некоторую спонтанность, позволяя свободно переходить от темы к теме (личное письмо). Написание такого письма не выходит за пределы возможностей учащегося, но оно ставит их перед необходимостью:

1) владеть достаточным количеством языкового мастерства для выражения своих мыслей;

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень орфографического навыка;

3) владеть в определенной степени основными жанрами: повествованием, описанием, рассуждением;

4) уметь оформить письмо в соответствии с принятой в данном языке традицией.

В обучении иностранному языку выделяет три главных вида письменной речи:

1) контролируемое письмо (написание букв, слов и предложений)

2) направляемое письмо (с конкретным заданием, деловое письмо)

3) свободное письмо (описание картины, сочинения по теме и т. п.)

Данные умения письменной речи на иностранном языке нашли свое отражение в ФГОС, который определяет то, чему должны научиться выпускники средней школы. Эти требования таковы:

1) уметь делать выписки из текста;

2) уметь писать короткие поздравления, пожелания;

3) уметь заполнять анкету о себе;

4) уметь писать письмо без опоры на образец.

Не следует забывать о том, что работа над развитием письменной речи может проводиться лишь на том материале, который хорошо усвоен устно и который без труда используется учащимися в устной речи. Однако при наличии умения говорить учащиеся далеко не всегда овладевают умением написать свой монолог-высказывание, так как для этого необходимо преодоление трудностей, связанных с орфографией изучаемого языка. Недопустимыми следует считать ошибки графического порядка, связанных с незнанием звукобуквенных отношений (scool вместо school, pak вместо park и т. п.) Что касается грамматики слов, то к их написанию предъявляются более жесткие требования, так как усвоение определенного количества орфографических орфограмм дает возможность писать неограниченное количество слов.

Приобретение орфографических умений и навыков возможно лишь в результате систематического выполнения соответствующих упражнений: чем разнообразнее и интереснее, тем выше и эффективность. Для повышения интереса к орфографии наряду с упражнением (спишите, заполните) необходимо давать учащимся загадки, занимательные игры в слова, включающие элементы соревнований, кроссворд. Эти задания могут быть различными по степени сложности от заполнения пропусков до диктантов (зрительных, зрительно-слуховых, слуховых)

Для письменной речи необходимы элементарные умения в оперировании жанром. С этой целью нужно систематически предлагать учащимся небольшие упражнения творческого характера (сочинение о своем городе, о проведенных каникулах) Кроме того, очень важно не только описать события, но и дать субъективную оценку тому, о чем пишешь, выразить свое мнение.

Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточным запасом слов для школьников на своем родном языке и ограниченными возможностями для описания какого-либо события и изложения фактов на иностранном языке, с другой. Как нам представляется выход из этого положения, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности. В распоряжении учащихся должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно привлечь для описания увиденного или услышанного.

Начиная с первого года обучения, с азов фотографии и до старших классов, школьник накапливает определенный словарный запас слов, закрепляет изученные грамматические структуры предложений, изучает временные формы глаголов, изучает артикли, переходя от простого описания предмета, животного на начальном этапе обучения и до написания сочинения на заданную тему с определенным количеством слов. В помощь младшим школьникам можно предложить не только работу со словарем, но и систематическое ведение дневниковых заданий по темам, систематического характера, способствующих усвоению письменной речи, как уже неотъемлемой части обучения иностранного языку. Прививать интерес к языку и новым словам нужно планомерно, поэтапно. С этой целью можно использовать не только наглядный материал, но и видео-уроки, песни, стихи. Усложняя работу учащихся, совершенствовать их умения к овладению письменной коммуникативной компетенции, вместе с другими умениями речевой деятельности. Не следует забывать о сочетании письменной речи с аудированием, чтением и говорением.

Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, иностранный язык, устная речь, вид работы, письмо, слово, том, умение.

Обучение письменной речи в старших классах

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т. п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала. Также следует отметить, что письмо является обязательной частью ЕГЭ и ГИА, поэтому с нашей точки зрения, этот раздел нужно изучать более подробно.

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность. Исходя из этого, целью нашей работы является определение сущности и особенностей письменной речи, специфики обучения ей на старшем этапе обучения, разработка серии упражнений по этой проблеме.

Проблему обучения письменной речи мы рассматривали именно на старшем этапе потому, что уровень языковой компетенции старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов обучения. И если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.

В нашем исследовании мы определили цели и задачи обучения письменной речи, а именно - формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи обучения письменной речи состоят в том, чтобы сформировать у учащихся следующие умения и навыки:
1. употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
2. строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
3. пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
4. придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5. пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
6. логически последовательно излагать письменное высказывание.

Также в нашем исследовании мы отдельно рассматриваем трудности в овладении письменной речью, которые возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного высказывания. При оформлении связного письменного высказывания, когда внимание учеников смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания, трудности возрастают.

При изучении данной темы мы посчитали необходимым отметить также психологические особенности учащихся старших классов, поскольку это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, который характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности. В сфере речевого развития старший школьный возраст - это возраст общей культуры речи. Причем, в этом возрасте письменная речь уже может опережать развитие устной. В сочинениях старшеклассников отмечено совершенствование самостоятельности рассуждений, увеличение количества микротем и их языковая и смысловая насыщенность. Совершенствуется морфология, синтаксис и стилистика речи, связность, цельность, контекстность письменного высказывания. В целом речь старшеклассника становится более литературной, точной, богатой новыми словами. Часто по форме она оказывается более совершенной, чем по содержанию.

В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Соответственно целью старшего этапа является - обучение действиям, обеспечивающим использование письма в коммуникативных целях, которые реализуются упражнениями речевого характера, и сформировать действия, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме.


Обучение письменной речи в старших классах


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Гимназия №17 Приокский район, г.Нижний Новгород

Ф.И.О. Барсукова Татьяна Ивановна

Образование Высшее

Педагогический стаж 40 лет, 6 месяцев

Квалификационная категория Высшая

Место работы МБОУ Гимназия №17

Направление инновационной деятельности Методическая разработка

Тема инновационного опыта Обучение письму, как виду речевой деятельности

Форма представления опыта Выступления на педсовете, районном семинаре

Дополнительные сведения Номинация методические разработки

Письменная речь учащихся

«Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь-способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Tricia Hedge )

По ряду психологических соображений, связанных со школьными условиями обучения иностранному языку, центр тяжести в работе над письменной речью должен быть перенесен на домашнюю работу обучающихся. Таким образом, весь комплекс работ по указанным в программе разговорным темам, включающим развитие письменной речи, схематично мог бы быть представлен следующим образом:

1-й этап: устная работа в классе по отработанным для данной темы моделям

2-й этап: домашняя письменная работа учащихся для усвоения этих же моделей

3-й этап: устные речевые упражнения по данной теме в классе

4-й этап: домашняя письменная работа для развития письменной речи

Следует помнить, что характер задания по письменной речи зависит от двух факторов: степени языковой подготовленности учащихся и из возраста.

Первый фактор не нуждается в комментариях.

Совершенно иначе поступают учащиеся старших классов. Они стараются полностью осмыслить содержание услышанного или прочитанного, а затем уже передать его по возможности своими словами. При этом изменяется сам характер текста во внутренней речи: текст составляется не по отдельным предложениям, а по смысловым частям. Внешние связи между отдельными предложениями и частями текста, выражаемые младшими школьниками с помощью союзов и наречий, старшие учащиеся заменяют связями внутреннего, логического порядка. В соответствии с этим и должна строиться система упражнений в письменной речи.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связанны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле, о графической форме письменного текста.

Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения

Тезисы, т.е abstracts (краткое изложение, выступления), проекты, т.е. project (взгляд на состояние и изменения окружающего мира), очерки, т.е. essays (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы) рассказы(придумывание фабулы и сюжета), стихи(создание стихотворных произведений разной формы).

Личные письма оформляются следующим образом :

Адрес отправителя : 21 West Drive, Whitley Bay

Дата : 30 December 2006.

Завершение (Preclosing phrase): Looking forvard to hearing from you.

Name of applicant. Name of referee. Work address of referee. For how long have you know the applicant? Evaluate his / her ability to do the job .

Foreword. The objectives of primary education. Example illustrating the primary education system. Evaluation technique of effectiveness primary education. Graphs and diagrams. Pros and cons. Gap between social and educational change . Conclusion .

Творческой формой письменной речи может быть и собственное стихотворение. Стихи возможны в следующих видах: Стихи возможны в следующих видах: general poetry , rhythmic prose , poetic prose , question - answer poetry , shape poetry .

В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи. Для того, чтобы сделать управляемым написание кратких письменных

Произведений речи, используется прием заполнения пропусков из предложенных вариантов. Например, в следующей записке сделаны пропуски и даны на выбор возможные варианты для их заполнения:

Mam, Dad and I have gone to the…

So could you…because…(shop, garage, baker`s, Let the dog in, give a ring to school, wait for us, it is freezing, they are expecting it, there is no way we can give you the key).

the price is…(negotiable)

please…after 6 p.m. (Call)

Управлять заданием можно через структуру письменного произведения речи. Так письмо – жалоба может иметь следующую структуру :

Opening paragraph-states the reason for the letter.

Middle paragraph 1 – gives the precise nature of the complaint.

Middle paragraph 2 – explains the implications of the matter.

Closing paragraph – describes what. Action is needed to put the matter right.

Возможен так же вариант : win a holiday in BERMUDA Enter our FREE competition details inside the box.

Для выполнения письменного задания используется так же фактический материал.

Running costs - very low. A cage is needed.

Maintenance – very little. Average 8 minutes a day.

Enjoyment time - rather little. Less than 20 minute a day for most people.

Durability – fairly good. Maximum about 14 years.

Satisfaction – average. Assorted reasons given.

Useful information – seed diet. Added vitamins. The bigger the cage the better, etc.

Учащиеся получают и сравниваю аналогичную информацию о других животных и птицах. На этой основе готовятся рекомендации любителям домашних животных и птиц. Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала. В письменном задании варьируется объем письменного произведения речи. Он определяется количеством слов, включая служебные слова и артикли. В ходе выполнения задания объем, выраженный в количестве слов, строго соблюдается. Часть задания, превышающая этот объем, как правило не проверяется. В случае уменьшения объема письменного текста оценка может быть снижена за недостаточно полное и глубокое содержание. См. таблицу

Исполнение письменного замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля и объема письменного произведения речи. Формирование этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов:

1.Police appealed to Belgians yesterday to remove all garments from clothes – lines to frustrate 37 criminals who escaped from prison in standard striped prison attire during a strike by warders…

2. White warders were on strike37 prisoners escaped from a Brussels jail, Belgian police said yesterday.

3. I was totally amazed…when. I….er..learned about the…er the escape from…er from that prison in Brussels and…re..I certainly took everything from clothes-lines because..you know…et с .

Подобный опыт позволяет учащимся подражать в письменной речи как официальному, так и разговорному стилю. При обучении письменной речи важна тренировка воображения. Возможно следующее задание: Imagine that you are a social historian living 100 years from now . White an article for a popular magazine describing what everyday live was like in the distant 1990s. Refer to features of the 21 st century. Show scorn, pity or

Письменное задание может выполнятся в форме рецензии на литературное произведение, выставку, художественный, документальный фильм и т.д. Для написания рецензии возможна схема: The new … allows you to … This..is aims at… All they are grouped…The…is meant to….It can be used in…Moreover is can…Some…though don`t appeal to me because…. But on the…extremely useful in…This small…will enable me to…

Исполнение речевого замысла в письменном тексте невозможно без адекватного применения соединяющих конструкций ( connectives ). К ним относятся элементы типа actually , in fact , on the contrary , predictably , bot indeed , and , however , consequently , perhaps , hence , moreover и д.р. Успешное исполнение речевого замысла зависит так же от умений применять специальные выражения.

Например, для анализа статистического материала нужны выражения типа three out of four , almost half , only there in every hundred и др. Формой письменного задания является подготовка проекта выполнение задания включает следующие стадии : selecting the topic, selecting the main ideas, evaluating the validity the of ideas, using skimming and scanning techniques, drawing conclusion, defending one`s case, deducing the result, the result, weighing merits and demerits of the project.

Письменные задания могут иметь форму психологических опытов. Например, учащимся предлагается ответить на вопрос: What animals would you like to be ? What other animal would you like to be? If not the first and the second, what third animal would you like be?

Интерпретация рассказа следующая: качество первого животного – то, что хочет иметь ученик (умелость, хитрость, силу и т.п.); второе животное – реально обладаемые учеником качества; третье животное – качество ученика в глазах окружающих. Подобная интерпретация рассказов повышает интерес учащихся к письменным произведениям речи. Среди творческих письменных заданий особое место занимает написание рассказов ( story writing ). Для того, чтобы управлять исполнением задания, учащимся могут быть предложены вопросы, на которые им предлагается ответить в форме придумывания рассказов. Так, для написания рассказа « A Str

Can you describe the sound?

Can you describe the creature?

Can you say more about the creature`s appearance?

How did it go thought we wall?

How did you escape? Etc.

Отвечая на данные вопросы, ученик нумерует каждую строку своего рассказа, так как ответ на вопрос не должен превышать, длинны строки. Рассказ может принять следующий вид :

1. Once in the morning I heard a scratching sound.

2. I looked around and saw a shaggy animal.

3. It was half beast, half man.

4. It went thought the wall as though there was a door there/

5. I jumped off my bed hid behind the wardrobe. Etc .

Интересной формой письменных заданий является поэтическое творчество. В процессе этого творчества учащиеся, например, могут самостоятельно сочинять по образцу.

Таким образом, получается следующее практическое стихотворение:

Red, and purple, and blue.

A horse standing in deep water.

The horses riding across the blue and red road.

Coloured balloons everywhere around me. The coloured balloons are all gone…

Стихотворение может быть написано в ответ на следующие задания:

Line 1. Compare autumn to a leaf.

Line 2. Compare autumn to a vegetable garden.

Line 3. Compare autumn to the sky.

Line 4. Compare autumn to life.

Подсказки в написании стихотворения могут также быть следующие: Use the simile . Use the rhyme . Use the rhythm . Use the metaphor .

Стихотворение может иметь определенную конфигурацию, напоминающую форму описываемого предмета ( shape poetry ).

Lying on the ground

Resting in its

Конечные требования к обучению письменной речи включает формирование у обучающихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

Отмечаю в заключение, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности.

Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Читайте также: