Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных ууд в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Балацун Оксана Игоревна

Организация: БОУ Гимназия №1

Населенный пункт: Омская область, город Калачинск

Современная школа предстает перед нами частицей жизни, где каждого школьника готовят к будущему, учат полученную информацию, превращать в знания, а знания применять на практике. Школа должна научить ребят ориентироваться в мире реальных человеческих отношений и уметь жить в современном обществе. В Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных УУД обеспечивает возможность школьникам развивать социальную компетентность. Одним из ведущих методов, является метод проектов, который направлен на формирование коммуникативных УУД и получения новых знаний. Метод проектов приобретает все больше популярность за счет сочетания теоретических знаний и их практического применения. В основу проектов положена идея направленности учебно - познавательной и социальной деятельности школьников. Проект дает возможность ученику получить новые знания, индивидуально выполнять работу, которую ученик выбрал сам, участвовать в совместном труде, в процессе общения и коммуникации.

С первого класса, я стараюсь приучать детей к самостоятельной, поисковой и творческой деятельности. При организации проектной деятельности, обязательно учитываю возрастные особенности младших школьников. Темы, которые я предлагаю в качестве проектов, должны быть понятны и интересны ребенку.

Как показывает личный опыт работы, метод проектов, наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться уже в начальных классах. С уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность высокоэффективна для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.


К функциям универсальных учебных действий относятся:
1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, высокой социальной и профессиональной мобильности;
3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности учебной деятельности и школьной адаптации, рост отклонений в поведении..

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования. На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Основная задача учителя сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения.

Один из способов стимулирования познавательной учебной деятельности учащихся – использование проектной методики на уроках и во внеурочной деятельности. Основатели метода проектов американские ученые Дьюи и Килпатрик. предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня проектная методика успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная методика развивает у детей самостоятельность, активность, творчество; использование методики превращает ученика из объекта обучения в субъект. Учитель становится помощником и консультантом ученика в его творческой, исследовательской деятельности. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

В “Концепции модернизации Российского образования” подчеркивается, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться.

Таким образом, проектная методика сочетает в себе

1) компетентностно-деятельный подход к обучению

технологию развивающего обучения

Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы:

• Все члены группы активно вовлечены в активную исследовательскую деятельность.
• Все члены группы (команды) равны.
• В процессе работы группы не соревнуются.

• Ответственность за конечный результат несут все члены группы (групп), выполняющие проектное задание.
Я часто предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде рисунков, плакатов, анкет, презентаций. Ученикам предоставляется отличная возможность систематизировать полученные знания и навыки, а также возможность реализовать интеллектуальные и творческие способности. Начало проектной деятельности школьников среднего звена обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например “My family”, “Our house”, “My dreamtown” ,”Our district”, „Healthy eating“, “Heroes on the screen and in real life”, „Our names“, „My pet“.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);

– мини-исследовательские проекты (например, семьи в дикой природе, рейтинг любимых каналов). (6 класс)

Были и долгосрочные проекты: учащиеся пятых, седьмых классов переписывались с учащимися из американских школ и разрабатывали совместные проекты: “My Day”, “My Pet”, “Our city”.

- В данном проекте интересный момент - защита проекта.

Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования языка. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.

Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты

- лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

- трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

-трудно логически связно построить собственный текст.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики, 1989.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000

Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.

Перминова Л.М.Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

выполнила учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Мельникова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №1, г. Белая Калитва

Методические рекомендации предназначены учителям, работающим в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., организаторам внеурочной деятельности, родителям, помогающим детям в реализации проектной деятельности. В пособии рассмотрены приемы и методы проектной деятельности, позволяющие развивать творческую самостоятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Осуществление метода проектов может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

На первом этапе

постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности

На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе

происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска.

На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе

дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат.

На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

На четвертом этапе

подготовка к презентации

решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

Этапы проектной деятельности младших школьников:

заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой

обсуждают, предлагают собственные идеи

Планирующий или подготовительный

Организует деятельность по определению темы и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности

Осуществляют: разбивку на группы и распределение ролей; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

наблюдает, координирует, поддерживает

собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект

выступает участником коллективной оценочной деятельности

представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку

Основные условия применения метода проектов

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Возможные действия родителей

Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей

- помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

- записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Выбор и формулировка темы проектной работы

помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идет формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определения сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

прикинуть с ребенком выходы по каждой задаче, разбит объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнитель проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе - изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи несправедливого распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или иной обязанности.

Подготовка выводов по результатам проекта

может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Готовится отчет по результатам выполнения проекта и их публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.

Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта. Участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Актуальность проекта

В широком значении термин универсальные учебные действия, а именно коммуникативные универсальные учебные действия, означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Современная школа предстает перед нами частицей жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.

Содержание проекта

Цель проекта.

Собрать материалы о планетах звездной системы, изучить их, представить модель жизни на разных планетах, исходя из условий этой планеты, представить публично свой результат.

Задачи проекта.

Научить детей использовать имеющиеся знания в новых условиях. Полноценно осуществлять межпредметные связи на уроках окружающего мира, технологии и литературного чтения.

Развитие способностей: творческих на основе творения инопланетян; осуществлять продуктивные речевые действия; планирование высказывания; импровизация и воображение; целеустремленная работа, самостоятельный труд; становление добрых отношений в группах; умение работать сообща.

- воспитание уважительного отношения к источникам знаний (книга, энциклопедия, словарь и т.д.);

- воспитание гордости за достижения и успехи отечественной культуры;

- воспитание интереса к предмету окружающий мир, литературное чтение и технологии.

Я предполагаю, что благодаря моему проекту, учащиеся познакомятся:

- с характеристиками условий на планетах Солнечной системы;

- последовательностью планет системы;

- научатся моделировать ситуации выживания на других планетах..

1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.
2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.

1. Развивать коммуникативные умения учащихся.
2. Развивать творческие способности.

1. Повышать интерес к учебному процессу.
2. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Ход урока:
Организационный момент:
Проверка домашнего задания:
Проектная деятельность:

Погружение в проект

1. Вспомнить отличительные черты каждой планеты солнечной системы.
2. Составить таблицу, используя соответствующие знания.
3. Приготовиться к выступлению.

Учитель распределяет учеников на группы.
Каждая группа получает номер планеты (по удаленности от солнца) о которой собирает все сведения и вписывает в таблицу. Также на отдельном листке дети рисуют придуманного жителя этой планеты, с его отличительными чертами, по которым можно определить с какой он планеты.


Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, над предметные умения, методические рекомендации.

Важнейшей задачей современной системы образования является развитие универсальных учебных действий, одними из которых являются коммуникативные. Они обеспечивают:

– социальную компетентность и учет позиции других людей;

– умение слушать и вступать в диалог;

– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми [12, 76].

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

Одним из направлений деятельности педагога является организация процесса проектной деятельности, так как в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей.

Проектная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Обучение на основе проектов основывается на активном участие учеников в проектах, обеспечивающем их развитие и позволяющем им применять приобретённые на уроках знания и умения. Материал учебного предмета воспринимается более осмысленно, так как обучение основано на фактах из реальной жизни, и информация подаётся интересным для учеников образом, а большую её часть они добывают самостоятельно [13, 54].

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений:

– проектировочные (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий);

– исследовательские (выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы);

– информационные (самостоятельный поиск информации);

– кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач);

– коммуникативные (умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);

Таким образом, проектная деятельность развивает коммуникативные умения обучающихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества.

Учитель начальных классов при структурировании проектного процесса учитывает отсутствие у младших школьников навыков совместной деятельности, а также их возрастные особенности. В связи с этим занятия должны быть составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Проектную деятельность необходимо вести с первого класса. Вначале это реализовывать при тьюторской поддержке родителей, которые привлекаются для помощи в организации групповой работы с первоклассниками. Темы проектов выбираются учителем с учётом того, чтобы их названия были броскими, краткими и побуждали интерес к достижению результата. Впоследствии дети могут работать над проектами самостоятельно, используя консультацию учителя.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Её организация позволяет, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и несут ответственность.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности:

– обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению, учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;

– помогите детям управлять процессом собственного исследования;

– учитывайте индивидуальные особенности обучающихся;

– старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию;

– на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, постепенно формируйте у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий);

– грамотно распределяйте функции между участниками проекта на этапе формирования коллектива;

– учитывайте, при погружении в проект, психолого-педагогические механизмы воздействия на учащихся;

– относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика, поэтому работу в данном направлении лучше проводить во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов;

– учитывайте, что наибольшую эффективность в применении метода проекта имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология.

Таким образом, данные методические рекомендации могут использовать педагоги, организаторы внеурочной деятельности, родители в реализации проектной деятельности, которая активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Такая работа даст возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать неуверенность. Здесь каждый получает роль и является активным партнером в речевом общении.

Читайте также: