Составление устного рассказа по картинкам изложение на ту же тему по плану

Обновлено: 08.07.2024

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Рассказ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию)-более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо доказать ребенку, что его рассказ нужен, поддерживать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание- это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Сюжетный (повествовательный) рассказ- это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов - вначале (экспозиция) называется герой (или герои, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка, по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

Рассматривание картин, в раннем детстве преследует тройную цель:

1) упражнение способности к наблюдению;

2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3) развитие языка ребенка.

Ведя с детьми занятии по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями:

1) Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.

2) Но своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

3) Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребёнок проявляет интерес и внимание.

4) Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.

5) Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6) Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании педагогом и детьми речевого общения.

7) Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против неё полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8) Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, поскольку трехлетний ребенок еще не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

На данном этапе главным является учить детей рассматривать картинку, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной методический прием - вопросы педагога; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

Можно загадать загадку. Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы. М. М. Конина предлагает, например, такие “Расскажем кукле”, “Что мы расскажем собачке”. С помощью педагога дети с удовольствием расск5азывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.)

Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Педагог задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинкам.

Рассказывание по картинке проводится по вопросам и образцу рассказа педагога. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах всё чаще начинают появляться элементы творчества.

В старшей группе и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитания - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях педагог ставит ряд вопросов, которых как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умение, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали : фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками.

напомнить о доступной форме помощи зимующим птицам, учить бережному отношению к природе.

учить стройно и красиво излагать свои мысли;

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_vo_2_b_klasse_otkrytyy.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок

Проверь дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Улыбнулись друг другу. Желаю вам приятного учебного дня.

Сегодня у нас урок не обычный. Нас ждёт очень много разных трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности. Но мы с вами трудностей не боимся и со всеми справимся. Да? Тогда повторяйте за мной:

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я - хороший ученик!

Итак, мы начинаем наш урок!

4 слайд: - Какая бывает речь? (устная и письменная)

На доске появляются записи

2. Разговорная минута.

6 слайд: ( пейзаж поздней осени)

- Каких перелётных птиц вы знаете? Почему они улетают в тёплые края?

- Посмотрите, а какие птицы прилетели к нам на урок? (зимующие)
Назовите их.

  1. Есть такая зимующая птица клёст, которая в феврале выводит птенцов.
    Она делает гнездо на ели. А кормит птенцов семенами еловых шишек.
  2. Как зимуют птицы?

Ученик: - Зима — голодное время для птиц. Хоть природа и позаботилась о них, оставив ягоды рябины, боярышника, семена растений им на зиму, но этого мало. Зимы у нас долгие, холодные, морозные и этих природных запасов не хватает. Кроме этого, когда бывает очень морозная зима, лесные птицы перебираются в города. Здесь проще прокормится. Чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать её. Ведь сытой птице и холод не страшен.

4. Минута чистописания.

- Какой первый звук в слове птица? Расскажите о нём. П п

8 слайд: Списывание текста , вставляя пропущенные буквы:

Трудно птицам з. моеать.

Надо птицам п. могать.

- Какие буквы пропущены, почему?

( Проверка с помощью сигнальных карточек.)

Рябина - ча, ща. Калина - чу, щу.

Проверка домашнего задания

  1. А сейчас, соберите мозаику, чтобы получилась цельная картина птицы.
    (Каждой группе выдаются разрезные части рисунка птиц.)

( под музыку песни «Кто такие птички ?)

9слайд: ( Изображение птиц сорока,ворона,воробей)

  1. Что можете сказать об этих птицах? (зимующие, жители нашего города.)
  2. А ещё, каких птиц вы видели в нашем городе зимой?

Дома вы должны были найти или вспомнить интересные сведения, пословицы, поговорки, потешки, загадки, стихи про этих птиц. ( Ответы учащихся).

10 слайд (Изображение воробья)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

11 слайд (Изображение вороны)

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

12слайд: (Изображение сороки)

Сорока, сорока. Кашу варила.

Ты сорока - белобока, научи меня летать,

Ни высоко, ни далёко,

Чтобы солнышко видать.

  1. Что можно сказать об этих словах (сорока, ворона, воробей)?
    (словарные), запишите эти слова через запятую.
  2. Где можно проверить правописание этих слов? (в словаре)

Физкультминутка ( дети изображают движения различных птиц).

Птички - птички — птенчики,

Клюйте, клюйте крошки

Вот у нас с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Работа по теме урока.

Работа по картинкам учебника.

-Посмотрите, какую кормушку сделали мальчики.
Дети рассматривают по очереди картинки.

  1. Что изображено на первой картинке?
  2. Как работают мальчики, что можно сказать об их работе?
  3. Рассмотрите вторую картинку. Как они вешали на дерево свою
    кормушку?
  4. Рассмотрите третью картинку. Увидели мальчики результат своего
    труда?
  5. Как вы думаете, что они почувствовали, когда увидели, что столько птиц
    слетелось на их кормушку?
  6. Мы с вами попытались составить рассказ. Можем ли мы разделить наш
    рассказ на части? Как?

- В нашем рассказе три части. Каждой части соответствует своя картинка.
Кроме этого, каждая часть имеет своё название.

Читается план рассказа в учебнике.

- Я даю вам немного времени, вы должны приготовить устный рассказ по
картинкам, опираясь на план.

( Вначале - каждую часть рассказывает отдельный ученик. После этого можно попросить одного ученика пересказать рассказ полностью.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и Стрижи.

Прилетели птицы Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, Макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, Чижи, Галки и Стрижи, Комары, Кукушки.

Голуби, синицы, Аисты, Кукушки, Даже совы — Плюшки, Лебеди, скворцы. - Все мы молодцы!

- Ребята, сегодня утром, когда я шла в школу, со мной произошла

невероятная история. Я несла вам на урок стихотворение З.Александровой

разлетелось на кусочки. Помогите мне, пожалуйста, собрать это

стихотворение и прочитать его.

Перед каждой командой лежат 8 карточек с отдельными куплетами

должны определить порядок чтения стихотворения.

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь - сосед, Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний -Путешественник — скворец. Вот и песенке конец.

Анализ текста стихотворения.

2. Работа с перфокартой. ( Индивидуальная работа). 15, 16 слайды:

- Ребята, я показываю слова на слайде , а вы должны догадаться, какая буква стоит в
конце этого слова и обозначить её точкой в перфокарте. Устно подобрать
проверочное слово.

( Мороз, снег, лес, друг, город)

  1. Работа в группах: (каждая группа восстанавливает деформированные
    предложения, затем эти предложения собираются в единый текст)
  2. Составьте из данных слов предложения и напишите на листах.

- А теперь, составим, текст с этими предложениями.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.


Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.


Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.


Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

2. Забота о зайчике.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

Забота о зайце.




При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.




Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.

Презентация на тему: " ТЕМА:СОСТАВЛЕНИЕ УСТНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНКЕ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА. ЦЕЛИ УРОКА: - формирование умения составлять повествовательный текст." — Транскрипт:

1 ТЕМА:СОСТАВЛЕНИЕ УСТНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНКЕ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА. ЦЕЛИ УРОКА: - формирование умения составлять повествовательный текст по картинке; - развивать устную речь.

4 3. Чистописание. Спишите с доски следующие буквосочетания. Спишите с доски следующие буквосочетания.

5 4. Работа по теме урока. 1). Составление устного рассказа.

6 Рассмотри рисунок Рассмотри рисунок Кто изображён на рисунке? Кто изображён на рисунке? Чем они заняты? Чем они заняты? Куда направлялись мальчики? Куда направлялись мальчики? Из чего это видно? Из чего это видно? Что можно сказать о поступке мальчиков? Что можно сказать о поступке мальчиков? Составьте рассказ. Какое название подойдёт к этому рассказу? Составьте рассказ. Какое название подойдёт к этому рассказу? Подбери имена мальчикам. Подбери имена мальчикам.

7 2). Работа над пословицей. Прочитайте пословицу на стр.153. Прочитайте пословицу на стр.153. Какие ещё пословицы о доброте вы знаете? Какие ещё пословицы о доброте вы знаете?

8 5. Физкультминутка. Мы сейчас все дружно встанем, Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись Вправо, влево повернись Наклонись и поклонись! Наклонись и поклонись! Ручки вверх и ручки вбок Ручки вверх и ручки вбок И на месте прыг да скок! И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку А теперь бежим вприпрыжку Молодцы, мои зайчишки! Молодцы, мои зайчишки!

10 7. Запись текста. Подберите заголовок к тексту. Подберите заголовок к тексту. Запишите предложения в нужном порядке и продолжите рассказ. Запишите предложения в нужном порядке и продолжите рассказ.

11 8. Итог урока. Прочитайте рассказы, которые вы записали. Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?

12 9. Домашнее задание. Списать выделенные слова Списать выделенные слова на стр. 152, запомните произношение этих слов.

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Таким образом в процессе занятий вы сможете обратить внимание на лексикон ребенка, на умение создавать логическую цепочку, на грамотность и красоту его речи.

Если ребенок составил очень скудный рассказ, скажите ему следующее: "А теперь я составлю рассказ по этим картинкам" и составьте яркий и интересный рассказ, чтобы ребенок смог увидеть, как может отличаться текст по одним и тем же картинкам. При этом обязательно употребляйте описания предметов или героев, это поможет ему увеличить свой словарный запас.

Составь рассказ по картинкам "Женский день"

Составь рассказ по картинкам "Женский день"

Задание - Составь рассказ по картинкам "Женский день" потренирует ребенка в составлении текста своими словами на тему женского праздника 8 марта.

Читайте также: