Ваххабизм что это такое кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية ‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое течение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703—1792), являвшегося последователем Ибн Таймии (1263—1328) [Комм. 1] .

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабизм — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей [1] . Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Османской империи [2] .

В XVIII веке эмир города Эд-Диръия Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад ибн Микрин аль-Мурайди принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират, бывший небольшим государством, за короткое время стал обладать почти всей территорией Аравийского полуострова. Преемником Дирийского эмирата является сегодняшняя Саудовская Аравия.

В настоящее время в мире (особенно в России) в обществе особую остроту имеют проблемы, связанные с ростом религиозного экстремизма, в частности исламского. В общественном сознании исламский экстремизм прочно ассоциируется с ваххабизмом. В то же время некоторая часть мусульман считает последователей данного религиозного течения борцами за очищение ислама. Кто такой ваххабит? В чем отличие их от мусульман? Какова их идеология? Обо всем этом будет рассказываться в данной статье.

Кто они такие?


Кто такие ваххабиты в исламе? Для последователей традиционного ислама ваххабитом является тот, кто придерживается иного толкования религии. Таким образом, современное толкование намного шире и включает в себя всех мусульман, придерживающихся альтернативного толкования Ислама. Ваххабитами называют как действительных экстремистов, так и суннитов. Для того чтобы понять, кто такой ваххабит на самом деле, необходимо знать историю возникновения данного религиозного течения.

Возникновение


Основоположником данного религиозного течения является проповедник Мухаммад Абдель Ваххаб, который во второй половине XVIII века являлся лидером повстанческого движения на Аравийском полуострове за независимость от власти Османской империи. В качестве идеологической основы национально-освободительного движения использовались лозунги о необходимости борьбы за очищение ислама от нововведений. В основе идей Мухаммада Абдель Ваххаба было отрицание турецкого султана как верховного правителя всех мусульман. Таким образом, для обоснования национально-освободительной борьбы использовались религиозные лозунги, как это обычно и происходит до сих пор. В начале XIX века освободительное движение в Аравии было подавлено войсками турецкого султана. Некоторое время про ваххабитов никто ничего не слышал. Через сто пятьдесят лет их лозунги были вновь подняты молодым лидером Аль Саудом Абдельазизом, создателем королевства Саудовская Аравия. С открытием на территории Саудовской Аравии огромных нефтяных месторождений для распространения ваххабизма по всему исламскому миру появилась мощная финансовая подпитка.

История развития


Ваххабизм как идеологическое течение в исламе тесно связан с Саудовской Аравией и используется ее правящими кругами в достижении внешнеполитических целей получения господства в исламском мире. Но все же многие считают, что эти люди – не мусульмане. Ваххабиты стремятся очистить ислам, но методы, которые они применяют для этого, не поддерживаются священным Кораном.

В результате Арабо-израильской войны 1973 года произошло стремительное увеличение цен на нефть, что обусловило рост богатства правящей верхушки Саудовской Аравии. В Джидде создаются Организация исламская конференция и Исламский банк развития, которые стали мощным инструментом распространения саудовского влияния в мусульманских странах.

Ваххабиты в США


Ваххабизм также использовался США как идейная база противодействия вводу советских войск в Афганистан в 1979 году. Саудовская Аравия, США и Пакистан способствовали распространению его идей для организации джихада с целью борьбы с советским присутствием в Афганистане. Побочным эффектом этой политики стало появление хорошо обученных, имевших мощную идеологическую мотивацию многочисленных исламских боевиков, которые после афганской войны перешли к конфронтации с США и их союзниками. Именно в это время руками США была создана организация "Аль-Каида" под руководством Усамы бен Ладена, деятельность которой затем надолго стала для США одной из основных угроз.

Что происходит сегодня?


Отличия ваххабитов от мусульман

Рассмотрим основные особенности этого течения и его отличия от иных направлений ислама.

Ваххабизм в России


На территории Российской Федерации ваххабизм получил распространение преимущественно на Северном Кавказе (в Дагестане, Карачаево-Черкесии). Причиной этого является наличие в данных регионах многочисленных социально-экономических проблем (безработицы, бедности, коррупции в органах власти и правоохранительных органах). Ваххабиты Дагестана – это те люди, которые не нашли поддержки в решении своих проблем или посчитали себя ущемленными органами власти и представителями правоохранительных органов и в результате попали под влияние исламских радикалов. Распространению ваххабитских идей способствует деятельность эмиссаров из-за рубежа (в первую очередь из Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана), целью которых является отторжение Северного Кавказа от России и создание халифата. Их агитационной деятельности в конце 90-х годов XX века способствовали слабость государства и две чеченские войны. Распространению радикальных течений в исламе способствует религиозная неграмотность населения, особенно молодежи, исторические обиды (память о кавказских войнах, депортациях).

Причины ослабления влияния ваххабизма


До недавнего времени государство не могло противопоставить распространению экстремистских идей грамотно выстроенную национальную политику. В настоящее время по мере укрепления государственной власти, постепенного решения социально-экономических проблем, борьбы с коррупцией в органах власти, ограничения деятельности всевозможных неправительственных международных некоммерческих организаций влияние ваххабитов в регионе Северного Кавказа падает.

Внешние признаки

  1. Характерной внешностью выделяются ваххабиты. Фото указывает на неотъемлемый атрибут их внешности - бороду. Она, по мнению последователей ваххабизма, представляет собой обязательный признак мужчины. Однако в целях маскировки допускается коротко обстричь или вообще сбрить бороду. Для того чтобы не оказаться в поле зрения правоохранительных органов, ваххабиты пытаются маскироваться и не отличаться от основной массы мусульман. Их пропаганда часто носит скрытый характер. Подход с целью вербовки осуществляется после тщательного изучения кандидатов. В настоящее время центр усилий перенесен на работу с мусульманской молодежью. При этом используются неграмотность, незрелость, склонность к максимализму у молодых людей.
  2. Также внешними признаками, по которым можно отличить ваххабитов, является ношение укороченных брюк (выше щиколотки), наголо выбритая голова. Они также могут носить национальную одежду, принятую в арабских странах.
  3. Также существуют отличия в практике исполнения религиозных обрядов. Ваххабиты, будучи в мечети, не надевают на голову тюбетейку и не пользуются четками, что отличает их от обычных верующих.
  4. Ваххабиты ревностно следят за тем, чтобы их жены полностью закрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза. Также последователи радикального ислама положительно отзываются о порядках и государственном строе Саудовской Аравии и в последнее время террористического государства (ИГИЛ), запрещенного на территории Российской Федерации. Их пропагандистская литература часто не имеет выходных данных или выходит под эгидой следующих издательских домов: "Бадр", "Умма", "Тауба", "Фажруль-Исламийа (Фаджр)", "Ибрагим бин Абдуль-Азиз аль-Ибрагим", "Сантлада".

В последнее время ваххабиты часто называют себя салафитами.

Вывод

Следует понимать, что ваххабизм не является религиозным течением, характерным для российских мусульман, а был привнесен извне и является попыткой внешних сил дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Борьба с радикализмом должна включать в себя устранение причин, способствующих неприятию власти со стороны населения, проведению широкой просветительской деятельности, в первую очередь среди молодежи, которая наиболее восприимчива к воздействию чуждой нормам традиционного ислама религиозной пропаганды. Наряду с этим, соответствующим государственным органам необходимо отслеживать деятельность разного рода неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, осуществляющих пропаганду чуждых традициям России ценностей.

Начало политической истории ваххабизма было агрессивным, приверженцы учения начали борьбу за ослабление Османской империи. Первой жертвой ваххабизма стал Йемен. На захваченных территориях местное мусульманское население насильно обращалось в ваххабизм. Таким образом, была нарушена основа ислама – ненасильственный призыв к единому богу и веротерпимость. После этого ваххабиты приступили к миссионерской деятельности, которую проводили в племенах, населявших территории возле Медины и Мекки. Туда были отправлены ваххабитские эмиссары, основная задача которых заключалась в том, чтобы любыми способами и средствами добиться поддержки авторитетных мусульманских ученых (это было необходимо для внедрения в жизнь политических намерений ваххабитов).

Медина и Мекка были выбраны неслучайно. Дело в том, что исторически они были связаны и именем пророка Мухаммеда, потому в случае получения определенного влияния среди местного населения давало ваххабитам идеологическую поддержку в мусульманском мире. Таким образом, была подорвана еще одна черта ислама – любовь и уважение к пророку Мухаммеду. Мусульманское сообщество расценило деятельность ваххабитских эмиссаров, как вероотступничество, поэтому было принято решение всех тех, кто находился в Мекке и Медине, взять под стражу. Кроме того, ваххабитам было запрещено совершать паломничество к исламским святыням. Все эти решения принимались в годы правления Масуда Ибн Саида, с именем которого связаны первые репрессивные мероприятия по отношению к ваххабитам.

Таким образом, сторонники учения потеряли возможность достичь своих целей мирным путем. Все это привело к тому, что в 1785 году они совершили нападение на племена, находившиеся возле Мекки. Власти города оказались втянуты в войну, потому как выступили на защиту своих граждан. Однако весьма сложная экономическая и политическая ситуация, которая в то время наблюдалась в Аравии, привела к тому, что некоторые племена начали переходить на сторону ваххабитов, опасаясь расправы или соглашаясь на вознаграждение. В саму Мекку ваххабиты откладывали вход несколько раз, поскольку опасались сопротивления со стороны паломников. Когда же период паломничества (Хаджа) подошел к концу, ваххабиты сумели войти в город, причем взяли его без боя, поскольку правитель Голиб Ибн Мусаида нее хотел допустить кровопролития в священном месте. Более того, перед вступлением ваххабитов в Мекку, он даже подписал с ними соглашение о ненападении. Однако в 1800 году город был полностью блокирован, там начался голод. Не выдержав страданий горожан, правитель принял решение подписать мирный договор с захватчиками.

В том же 1800 году ваххабиты захватили Медину. Первое, что было ими сделано – разграблена комната, в которой находилась могила пророка Мухаммеда. Священные города находились под контролем ваххабитов на протяжении семи лет. В этот период времени они занимались разрушением куполов над могилами, разграблением священных мест, запрещали читать хвалу пророку. Кроме того, они также пытались ввести в мусульманском мире новые традиции, в частности, заставить брить головы не только мужчин, но и женщин. Все это не могло не вызвать протеста со стороны населения захваченных городов.

В 1806 году Османская империя взяла курс на укрепление власти. Одним из признаков того, что политическая ситуация начала меняться к лучшему, был указ Махмуд-хана II, согласно которому Мухаммад Али-паша (наместник в Египте) был наделен полномочиями собрать армию, чтобы оказать достойный отпор ваххабитам. Возглавил армию сын египетского правителя Тусун-паша. Первым достижением армии стало освобождение города Юмбу. Тем не менее, на этом успехи и закончились, потому что воины плохо знали местность, а полководцы допустили некоторые тактические просчеты. В 1807 году против ваххабитов выступил сам правитель Египта, который сумел освободить города Аль-Хадида и Ас-Софра, избежав вооруженных столкновений, и действуя исключительно политическими и тактическими методами (выплачивал денежное вознаграждение тем бедуинам, которые поддерживали его). Кроме того, благодаря тесному взаимодействию с правителем Мекки Голибом была освобождена Медина. После этого войска вошли в Джидду, а ваххабиты во главе со своим лидером Саудом покинули Мекку и скрылись. В 1809 году был арестован, а затем и казнен мединский лидер ваххабитов Мубарак Ибн Мадыян. Ваххабитский лидер Сауд умер в 1809 году, на его место стал его сын Абдуллах Ибн Сауд, который в 1815 году был взят в плен и казнен.

Так тогда закончили свой бесславный путь те, кто стал на путь лжи, обмана и насилия.

Что касается современного этапа существования ваххабитов, то они имеют очень мало общего с последователями аль-Ваххаба. И зарождение ваххабизма как новой религиозно-политической силы, произошло относительно недавно. Тем не менее, современный ваххабизм отличается большей жестокостью и агрессивностью. Среди преступлений, которые совершили и совершают сторонники учения, можно назвать отправку террористов в различные уголки мира, легитимизацию убийств, причастность к терактам, провокации конфликтов и войны между этническими группами, кланами и религиозными толками.

Несмотря на такой немаленький список преступлений, правящий режим Саудовской Аравии продолжает поддерживать его. Таким образом, на сегодняшний день, ваххабизм можно считать не просто религиозным учением – это скорее политический инструмент, которым пользуется семейство Сауда. Внедрение ваххабизма, по большому счету, стало возможным благодаря богатству и влиянию семейства, которое правит в Аравии, поэтому и дальнейшее существование учения тесно связано с сохранением правящего режима Саудовской Аравии.

Существующий в стране режим – это абсолютная монархия семейства Сауда. Почти все государственные посты занимают представители этого клана, потому вся иная религиозная деятельность жестоко подавляется. Ваххабизм настолько глубоко проник в саудовские структуры, что охватил даже систему образования и судопроизводство. Ваххабиты, помимо контроля над основными мусульманскими храмами в Медине и Мекке, распространяют свое учение через определенные организации, в частности, Организацию великих улемов, Организацию связей исламского мира, Организацию отвращения от зла и поощрения к добру. При этом остальные религиозные учения, и шиитские, и суннитские, не имеют никаких возможностей проводить свою агитацию. Более того, любая религиозная деятельность, помимо ваххабитской, в стране запрещена. Сектантская фанатичность и религиозный догматизм ваххабитов стали причиной экстремизации ваххабизма.

Необходимо отметить, что семейство Сауда имеет тесные явные и секретные связи с западными государствами, в частности, с Великобританией и Соединенными Штатами Америки. Для Запада такой откровенно прозападный режим, который сложился в Саудовской Аравии, в ближневосточном регионе, означает большие выгоды. Ваххабизм имеет большую культурную и этническую общность с арабскими народами, а потому может оказать помощь в реализации американских амбиций в регионе, и навязать волю американского руководства арабскому миру.

Саудовское правительство очень обеспокоено внешней демонстрацией своей жизни. Они всеми силами стремятся создать Халифат, но вот истинных мусульман для этого у них маловато, а в средствах массовой информации все чаще появляется информация о жестокости и насилии в мусульманских семьях.

Так, в конце прошлого года на одном из телеканалов появился репортаж о задержании видного религиозного проповедника по подозрению в издевательствах над своей пятилетней дочерью, в результате чего девочка умерла. У ребенка были диагностированы переломы руки, черепа, многочисленные ожоги и ушибы. Медицинское заключение содержит также информацию о том, что девочку пытали с помощью кнута и электрического тока. Немного раньше тот же канал сообщал о том, что был арестован салафит, который соблазнил более тысячи женщин, а затем шантажировал их фотографиями, вымогая деньги и драгоценности. Одна из женщин не побоялась донести на мужчину. Самое поразительное – это то, что он и ранее задерживался по подобным обвинениям, однако его отпускали, потому как по законам шариата, мужчина всегда прав. К слову сказать, в тех государствах, где женщины сильно ограничены в правах и обязаны носить паранджу, уровень насилия в семьях наиболее высокий. К примеру, в Афганистане эта цифра достигает 87 процентов, в Пакистане – 90 процентов, а в Саудовской Аравии подобные опросы вообще запрещены. Тем не менее, местная исследовательская группа Ашарк Аль-Аусат обнародовала данные, согласно которым уровень насилия в семьях Саудовской Аравии постоянно растет. А все потому, что в ваххабитских семьях женщина лишена права голоса, она не имеет права подавать на развод, получать наследство, получать образование и путешествовать, водить автомобиль. Все это и приводит к тому, что примерно 95 процентов женщин, которые проходят лечение в психиатрических клиниках страны, страдают от жутких депрессий и фобий.

Таким образом, ваххабизм стал официальной идеологией исламских государств – Саудовской Аравии и Катара. Ничего общего с классическим суннизмом он не имеет. У ваххабитов существуют свои доктрины и особые обряды, которые противоречат положениям ислама, они свободно изменяют высказывания пророка Мухаммада. Ваххабизм, по сути, фокусирует религию на воинственности и политике. Это история коррупции, политического шантажа и обмана. Это радикализм и экстремизм. И даже несмотря на то, что ваххабитов в мире не так много, они очень опасны, потому как хорошо организованы.

Многие удивятся, почему?

Представьте себе, что вы ответите в Судный день своему Господу, когда Он будет разгневан так, как не гневался ранее и не будет больше гневаться так после, что считали несправедливым склонять имя своего отца, но не видели проблем склонять Имя Господа Миров?! Да, аль-Уаххаб — имя моего и вашего Господа, Аллаха, Свят Он и Велик!

Сура 3, аят 8.

رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

Перевод смыслов: Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий !

Какова цель тех, кто распространяет это прозвище, которому нет места в Исламе?

Ответ: Одеть в одно одеяние секту хариджитов (тех, кто сбился с Прямого Пути, впал в радикальность, которое выражается как в актах террора, войны с мусульманами, такфир и т.д.) с теми, кто исповедует Ислам в том виде, котором он дошел до нас от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в понимании первых поколений мусульман (сподвижники, табиины, и те, кто строго последовал на ними) отвергая нововведения и ересь, появившееся после, пусть её и разукрашивают и она кажется прекрасной, хотя в Судный день она не принесет пользы, беря за основу схожесть во внешнем облике. Справедливо ли судить таким образом?

Для того, кто хочет больше не путаться в том вопросе, рекомендуем дочитать эту статью до конца. Ин ша Аллах, станет понятно.

Давайте попытаемся разобраться и дать всему этому соответствующее название.

Как появилось понятие ваххабизм?

Те, кто придумали назвать определенных мусульман ваххабитами, опираются на то, что середине и конце XVIII века жил теолог, исламский учёный Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб (да смилуется над ним Аллах). В годы его жизни, уже широко распространилась ересь в Исламе, такая, как поклонение могилам праведников, испрашивание помощи не у Аллаха, а у Его созданий или посредством их и т.п., что в корне противоречит сути религии Господа Миров, т.е. противоречит Единобожию. Поэтому он (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб) взялся призывать людей к истинному Исламу, опираясь на книгу Аллаха – Коран и Сунну (путь) Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он не принёс ничего нового в религию, не придумал от себя новые нормы и законы, а лишь, с соизволения Всевышнего, стал призывать к тому, к чему призывали все пророки и посланники, мир им всем, что было в Исламе, но люди позабыли и/или исказили.

Это было неугодно врагам Ислама, которых устраивало то, что мусульмане отклонились от основ своей религии, и тем заблудшим, которые проповедовали это заблуждение, эту ересь, с которой боролся Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб.

На призыв этого учёного ответили многие мусульмане, которым Аллах оказал милость и даровал понимание религии. Противники же этого решили дать им прозвище, а призыву – название.

Сура 61, 8 аят. Они хотят погасить свет Аллаха своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим.

Враги этого призыва понимали, что назвать призыв по имени учёного, которого звали Мухаммад, вызовет, как минимум, непонимание у большинства мусульман, так как это имя носил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, поэтому решили выбрать для этого имя его отца — Абдуль Ваххаба, сократив до Ваххаб. Сказали, что это течение – ваххабизм, а его последователи – ваххабиты. Естественно, это ложь, так как сами мусульмане, которые исправили своё вероубеждение, никак не связывали себя с каким-то течением или личностью современника, разве что брали у него, Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, знание и доказательства из Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на доводы об ошибочности в вероубеждении и поклонении современных, на то время, мусульман.

Кто тогда такие террористы, которые взрывают себя и других и совершают другие акты террора?

Это заблудшее течение в Исламе, последователи которого по-своему истолковывают аяты из Книги Аллаха, плохо думают о тех мусульманах, которые считают их заблудшими и чинящими зло и нечестие. У них есть имя – хариджиты (хавариджи).

‘Асым ибн Шумайх рассказывал, что Абу Са’ид аль-Худри говорил: “Сражаться с хариджитами для меня предпочтительней, чем сражаться с неверными!” Ахмад 3/33, Ибн Абу Шайба 15/303.

Как и в предыдущих религиях Аллаха, в Исламе произошло разделение на разные течения, и, за исключением одной, остальные впадут в нововведения и заблуждения разной степени тяжести.

По воле Всевышнего Аллаха, хариджиты пошли путём террора и силы. И то, что происходит сегодня из террора, под прикрытием Ислама – это деяния хариджитов, которые исповедуют заблуждение, отвергают и упрямо опровергают больших учёных, которые разъясняют им положения Ислама в вопросах, в которых хариджиты ошиблись и творят нечестие.

Аллах Всевышний также сказал (перевод смысла):

Как ранее было указано в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мусульманская община разделится на течения. Важные моменты этого хадиса можно понять из разъяснения шейха аль-Альбани:

Другим доказательством из Книги Аллаха является 100-й аят из суры Тауба (9, Покаяние):

Правильно ли использовать термины ваххабиты и ваххабизм?

В начале статьи мы уже указали на пагубность использования этих терминов. Ин ша Аллах, подытожим.

И в конце воздаю Хвалу Всевышнему, Аллаху, Свят Он и Велик, и да благословит Аллах печать пророков Мухаммада, его род, семью и сподвижников, а также тех, кто последовал за ними до самого Судного Дня. И да будем мы причислены к этой группе облагодетельствованных Господом Миров.

Для желающих подробнее изучить вопросы, связанные с Исламом и нюансами, указанными выше, рекомендую ознакомиться с ниже предложенной информацией:

Отдельная благодарность брату adiga за проверку статьи.

Ислам. Помощь в Исламе

Абу Ханифа родилься 80 хиджри а абдул Вахаб в 1111 хиджри и хотите сказать что он знал лучше ислам чем тот кто жил когда ещё сподвижники жыли ?Он знал ислам лучше чем Абу Ханифа,имам Шафи,имам Малик …….?

Ответ: Мусульманин мусульманина должен приветствовать Саламом перед тем, как задать вопрос. Спишу это на ваше незнание этой Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. А по сути вопроса:
1. где в статье указывается, что Мухаммад ибн АбдулУаххаб лучше кого-то из перечисленных вами предшественников? Он призывающий к истокам Ислама, к пути лучших из этой уммы — к пути сподвижников, которые, да, лучше и абу Ханифы, и аш-Шафии, и Малика, и Ахмада, да помилует их Аллах и дарует соседство в Раю с нашим Пророком Мухаммадом. Вы, такое впечатление, хотите выдать желаемое за действительное. Никто не оспаривает положение 4-х имамов этой уммы, как и тех, кто был до них, с ними и после них.
2. Кто-то может знать хадисы лучше, чем предшественник. Например, аль-Бухари, он знаток огромного количества хадисов, сам доверенный передатчик без сомнения. А абу Ханифа в вопросе хадисов был слабым передатчиком. Как и некоторые табиины. Это не умаляет их достоинств и приверженности сунне и Прямому Пути, но не делает никого — ни первых и последних из них безошибочными в этой умме, кроме самого Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
3. Поэтому то, что находим Истиной в Книге Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, мы принимает, а что противоречит этому — отбрасываем. И никто перед Аллахом не является исключением в этом вопросе — ни первые — ни последние, если только мы не стремимся следовать Истине от нашего Господа! И я прошу Аллаха засвидетельствовать, что не ставлю слова какой-либо личности выше слов Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. А когда не знаю — обращаюсь к обладателям знания, их разъяснению на основе Корана и достоверной Сунны. Да укрепит нас всех Аллах на следовании Истине! Амин!

Например, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Муаза ибн Джабаля — лучшим, кто разбирается в вопросах халяля и харама. Но разве мы ставим Муаза, да будет доволен им Аллах, выше абу Бакра, Умара, Усмана, Али (да будет доволен ими Аллах!)? Призадумайтесь над этим. Призадумайтесь, что сейчас есть хафизы Корана, как они были и во времена табиинов и последующих поколений, а ведь были среди сподвижников те, кто не знал Коран наизусть. Но ведь разве мы кого-то ставим выше сподвижников?! Мы берем то, что лучше и на то, что есть довод, что не противоречит Корану и Сунне. Мы следуем, не требуя доказательств на слова лишь за одним человеком — это Мухаммадом, Избранником Аллаха, да будет доволен им Аллах. А слова других сравниваем с тем, что ниспослал Аллах в Книге и Сунне.

Вот слова этих наших имамов, которые не возносились над Истиной и, в отличие от некоторых их поздних последователей, не идеализировали ни себя, ни свои знания:

Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах)

Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах)

Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах)

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах)

Хвала Аллаху, Который дарует понимание тому, кому пожелает. Да благословит Аллах и да приветствует Своего Посланника Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал их пути до самого Судного Дня. Амин.

Читайте также: