Какую роль в становлении системы образования на кубани сыграл к в россинский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первые школы на Кубани появились в 1803 г. Центром распространения грамотности долгие годы был церковный приход. Позже появились и другие формы обучения, среди них – частные и церковно-приходские школы, мужские и женские училища, гимназии.

В церковно-приходских школах основным предметом считался Закон Божий, на его преподавание и на изучение русского языка отводилось по 7 уроков в неделю, арифметике – 6 , пению – 5, церковнославянскому языку – 4, чистописанию – 3. Обучение начиналось с изучения ветхозаветной истории. Кроме того, детей знакомили с основными семейными и общественными обязанностями, обычаями и обрядами.

Церковно-приходская школа являлась народной, в ней начинали и заканчивали свое образование почти все питомцы. Из церковно-приходской школы дети выходили "прямо на тропу жизни".

При женских церковно-приходских школах девочек обучали вышиванию, шитью и вязанию. Их руками были вышиты церковные облачения для местных священников.

Способности, успехи и прилежания учащихся в ежегодных ведомостях отмечались следующим образом: "надежен", "с дарованием", "успевает", "понятлив", "слаб", "остр", "ленив", "кроток", "молчалив" и т. п.

Первые полковые школы и училища появились на Старой линии в 1832 г.

Полковая школа 17-го конного полка в станице Баталпашинской была учреждена в 1845 г., в ней обучались дети казаков – 30 мальчиков и 10 из числа горцев. В школе изучали Закон Божий, грамматику, арифметику – 1-ю и 2-ю части, чистописание.

Полковое училище в станице Сторожевой было открыто 1 января 1859 г., в нем обучалось 50 мальчиков, из них 30 содержались за счет родителей, а 10 сирот и неимущих – за счет войска. На учебные пособия из войсковых сумм отпускалось по 25 руб. серебром. Каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно.

Главным в работе учебных заведений было распространение "здравых знаний, развитие к дельному труду и основательному народному образованию". Указом Александра II запрещалось использовать их для политических целей.

В учебных заведениях постепенно внедрялись приемы и способы западного просвещения. Главным предметом на всех этапах обучения было родиноведение, получившее к этому времени широкое распространение в Англии, США, Италии, Японии, Германии и других странах. Такое образование было направлено на воспитание патриотизма и гордости детей за свою родину.

Родиноведение, по мнению известного кубанского ученого Ф. А. Щербины, должно быть отведено человеку, его взаимоотношениям и общественным формам сожительства, избегать фрагментарности, убогого невежества. "Это катехизис местного населения", который должен лечь в основу воспитания детей, занять умы зрелого возраста, стать неотъемлемою принадлежностью просвещения, основною чертою культурного развития.

В 60-е годы ХIХ в. в станицах 5-й бригады (Верхнее Прикубанье) под командованием полковника Кравцова одновременно было открыто несколько училищ.

На образование и воспитание детей казаков войско расходовало ежегодно более 100 тыс. рублей.

Как и по всей России, в казачьих учебных заведениях "мерами к ускорению процесса восприятия сведений служили оставление без обеда, стояние на коленях, дранье за волосы и уши", сажание в карцер.

Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны дали мощный толчок интенсивному школьному строительству. Войсковое правительство утвердило Положение о начальных народных училищах, главной задачей которых было распространение среди казаков знаний, религиозных и нравственных постулатов, воспитание любви к Отечеству.

К открытию школ войсковое правительство привлекало духовенство, станичных атаманов, командиров бригад и полков. За 4 года на Кубани было открыто более 100 учебных заведений, с 1864 по 1874 гг. – более 200 станичных школ. К этому времени относится и первая попытка организации всеобщего обязательного обучения. Нередко инициаторами выступали правления и станичные круги.

Активнее других в этом направлении действовали верхнекубанские казаки – хоперцы. 1 сентября 1865 г. по их инициативе в станице Баталпашинской было открыто женское училище, находилось оно в войсковом деревянном доме, содержалось за счет правления Екатеринодарского женского благотворительного общества, было подведомственно командиру 4-й бригады Кубанского казачьего войска полковнику Кравцову. В первый год существования в училище обучалось 108 девочек.

Реализация патриотических, духовно-нравственных и эстетических основ воспитания, кроме телесного развития и укрепления здоровья, проходила на уроках. Детям читали рассказы о подвигах героев земли русской, о важнейших и знаменательных исторических событиях, о заселении Черномории и Кавказской линии казаками, об образовании казачества, с ними разучивали патриотические песни, стихи.

Учитывая специфику и военизированный быт казачества, наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч требовал, чтобы воспитание казачат велось в направлении старых казачьих традиций, а дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине.

В 1911 г. в казачьих школах Кубанской области было подготовлено методическое пособие, основной целью которого было воспитание поколения казаков религиозного, выносливого, проникнутого горячей любовью к Родине, всегда готового с честью занять место в рядах ее защитников.

Для воспитания силы воли, неустрашимости, сознания чувства долга, повышения нравственного уровня был разработан "Устав казака". Основные его постулаты гласили:

1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;
2) казак верен своей стране;
3) казак обязан помогать другим;
4) казак – друг всем, без различия классов;
5) казак вежлив;
6) казак друг животных;
7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.

Заметную роль в развитии народного образования в Верхнем Прикубанье сыграл институт Почетных попечителей, избирались они на станичных кругах из числа тех, кто принимал активное участие в распространении образования, вносил пожертвования на строительство учебных заведений, приобретение школьных пособий.

Почетным попечителем учебных заведений станицы Баталпашинской был утвержден командир 4-й бригады полковник Кравцов. Позже женское училище передали на попечение Баталпашинскому уездному начальнику Н. Г. Петрусевичу.

В женском училище было три класса: в приготовительном занимались учительница, в двух старших – за особую плату учителя уездного училища. В училище изучали Закон Божий, русский язык, письмо, арифметику, важнейшие сведения из русской истории и географии, рукоделие и домашнее хозяйство. Ежедневно, кроме субботы, давали по 4 урока, один из них рукоделие. Все предметы вела надзирательница, получая 200 руб. в год. В субботу ученицам преподавали домашнее хозяйство. Дополнительно из станичных общественных сумм оплачивались квартиры учителей с отоплением и прислугой. Учителя получали по 25 руб. за годовой урок.

Станичные общества выделяли учебным заведениям участки земли для сдачи в аренду, что позволяло в определенной мере удовлетворять их материальные нужды.

В пореформенный период в Баталпашинском отделе, наряду с казачьими, были открыты одноклассные и двухклассные горские школы, в них изучались те же предметы, что и в казачьих, но вместо Закона Божьего изучалось мусульманское законоучение, с которым учеников знакомил мулла.

Дети горцев большей частью не знали русского языка, поэтому в первом полугодии с ними занимались разговорной речью, а во втором – приступали к изучению остальных предметов, предусмотренных для изучения в школах Кубанской области. Занятия посещали только мальчики, преимущественно из состоятельных семей.

Начальные школы и училища до конца XIX в. на Кубани являлись преобладающим типом учебных заведений и давали воспитанникам минимум необходимых знаний.

Значительное распространение в Верхнем Прикубанье к концу ХIХ в. получили специализированные сельскохозяйственные школы и ремесленные училища.

Образование в Кубанском казачьем войске имело свои особенности. Школы и училища являлись своего рода связующим звеном между семьей, домом и военной службой. В школах для мальчиков, кроме основных предметов, преподавались верховая езда, строй, плавание, гимнастика, фехтование, военные упражнения, соответствующие каждому школьному возрасту.

Такие подходы к образованию и воспитанию приближали школы, училища, гимназии к запросам казачества, его историческим традициям.

Религиозные постулаты укрепляли моральное состояние молодых людей, вселяли чувство покорности судьбе, устраняли страх перед смертью, делали равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию на благо родины.

Сформировавшаяся на Кубани система трудового, физического, военного воспитания, основывалась на исторически сложившихся традициях и была направлена на формирование гармонически развитой личности, в которой физическое, духовное и нравственное воспитание взаимно дополняли и обогащали друг друга, а в конечном итоге, создавали необходимые условия для общественно-полезной трудовой и военно- профессиональной деятельности.

006791

Протоиерей Кирилл Россинский

Просветитель Черноморского края – так называли протоиерея Кирилла Васильевича Россинского.
Он родился 17 марта 1774 года в семье священника. Будучи 29 лет от роду вместе со своею женою он приехал на Кубань, куда был назначен войсковым протоиереем. Отец Кирилл был очень образованным человеком, писал стихи, музыку, исторические и географические очерки, практиковал как врач. О нём говорили, что батюшка в любое время суток и в любую погоду по первой просьбе добирался до больного человека. Оказывал безвозмездно помощь болящему как священник и врач.

Кирилл Васильевич Россинский (1774-1825) - священник, протоирей.

  • Введение
  • Биография
  • Россинский на Кубани. Духовное просвещение
  • Образование
  • Последние годы жизни
  • Награды
  • Труды
  • Настоящее время
  • Заключение
  • Ссылки
  • Примечания

Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде, в семье священника-малороссиянина. Учился в Новороссийской духовной семинарии, где 20 апреля 1795 года был посвящён в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божиго при Новороссийской семинарии. В 1798 году 13 июня был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви. Строгий образ жизни и красноречивые проповеди, неотъемлемая любовь к Богу, как части его, обратили на Кирилла внимание епархиального начальства, - и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви.

Бархатная скуфья, палица, орден св. Анны II степени (19 января 1812, за заслуги по делу просвещения в крае)

На портрете Кирилла Васильевича Россинского, когда-то хранившемся в Александровском реаль

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Презентацию выполнила Учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7,Г.-к. Анапа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию выполнила Учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7,Г.-к. Анапа.

Презентацию выполнила Учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7,Г.-к. Анапа Кравцова Ирина Анатольевна

Первые просветители Кубани. становление образования у горцев новый этап школь.

Первые просветители Кубани. становление образования у горцев новый этап школьного строительства

Первая официальная школа на Кубани открылась 1 августа 1803 года. В г. Екатер.

Первая официальная школа на Кубани открылась 1 августа 1803 года. В г. Екатеринодаре по инициа -тиве тогдашнего войско- вого атамана Ф.Я. Бурсака. Грамоту по ней изучали по букварю, написанному на церковном языке, читали часослов и псалтырь.

Первым просветителем Черномории стал Кирилл Васильевич Россинский . ОН являлс.

Первым просветителем Черномории стал Кирилл Васильевич Россинский . ОН являлся смотрителем училища т.е. преобразо -ванной начальной школы.Училище преобра- зовали позже в четырёх-классную гимназию. Позже появились в 1812 году приходские школы.


1.Приходские школы на Тамани, в Щербиновском, Брюховецком, Гри- невском(ныне.

1.Приходские школы на Тамани, в Щербиновском, Брюховецком, Гри- невском(ныне Новониже стеблиевская)куренях. 2. Август 1818г-открытие Екатерино- дарского духовного приходского учи- лища 3. 17мая 1820 – открытие гимназии в Екатеринодаре на пожертвова- ния(14тыс.рублей)

В адыгском обществе , не знавшем письменности , имелись школы, в основном при.

В адыгском обществе , не знавшем письменности , имелись школы, в основном при медресе. В роли педагогов были муллы. В школах дети учились читать и писать на турецком языке. На территории к северу и востоку от Геленджика имелось уже 40 школ, в каждой от 10-40учеников. К30-40годам XIX в. Попытки российского правительства привлечь горцев к образованию через военно-учебные заведения. Они поступали без всякого знания русского языка и предварительной подготовки. 20ноября 1846г.в Новороссийске военные части открыли школу для обучения детей горцев. В них учились дети старейшин и адыгской знати.

Султан Крым –Гирей – 1861 Адиль –Гирей Кешев Ахмет Шаимов

Султан Крым –Гирей – 1861 Адиль –Гирей Кешев Ахмет Шаимов

Новый этап школьного строительства начался после отмены крепостного права и К.

Новый этап школьного строительства начался после отмены крепостного права и Кавказской войны . Он связан с именем наказного атамана Ф.Н. Сумарокова- Эльстона, который издал в 1863 19апреля циркуляр, подчеркивав- ший необходимость учреждения школ во всех станицах. 1868г- на Кубани 217 школ( 6944 учащ-ся) 1865 – 2 женских училища (293чел) 1863 - в Екатеринодаре открыто Кубанское Мариинское училище( мужское училище), где получали звания домашнего учителя. Сентябрь 1894 – Екатеринодарское епархиальное женское училище. 1879 – открытие Анапские мореходные классы. 1881- Екатеринодарская военно-фельдшерская школа.

Я узнал на уроке…….. Мне было интересно…….. Я хотел бы еще узнать…….

Я узнал на уроке…….. Мне было интересно…….. Я хотел бы еще узнать…….

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Презентация урока кубановедения "Становление народного образования на Кубани в XIXв." рассчитана на учащихся 8 -х классов. В этой презентации речь идет о людях , которые способствовали развитию образования на Кубани в 19 столетии. К народным прсветителям Кубани можно было отнести Кирилла Россинского, Федора Бурсака. Кроме просветителей славянского народа, в презентации упоминается о становлении адыгской грамоты, письменности , о просветителях адыгского народа, которые способствовали развитию письма и образованию первых учебных заведений для адыгов, первых спецучреждений для горных народов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 616 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 09.04.2015 6563
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 80 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кравцова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: