Что должно быть в региональном уголке в доу

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество,талантливые люди.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада насыщена краеведческим содержанием:

В группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.

центры по краеведению

центры по краеведению

В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

семейные фотоальбомы

семейные фотоальбомы

Альбомы о птицах и животных нашего края

Альбомы о птицах и животных нашего края

Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки - малышки, сделанные руками детей.

библиотека сибирских писателей

лэпбук

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только центрами краеведения.

Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты

В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.

альбомы с образцами росписей

В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.

В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, атакже тех, которые занесены в Красную книгу. В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.М

центре конструирования

центре конструирования

КККроме помещений групп, для реализации регионального компонента программы, было использовано все пространство детского сада. На лестничных пролетах расположены фотовыставки, посвященные прошлому и настоящему города Новосибирска. В коридорах ДОУ были размещены выставки работ детей. На подоконниках внутренних окон были выставлены разнообразные макеты зданий и достопримечательностей города, сделанные детьми и их родителями. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

На других участках детского сада воспитатели и дети высаживали растения нашего региона. В летний период, на специально выделенном участке был посажен лекарственный огород.

лекарственный огород

лекарственный огород

лекарственный огород

Наш детский сад МКДОУ 281 уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Творческими группами педагогов ДОУ были разработаны следующие педагогические проекты по краеведению:

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_sreda_nrk.docx 25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советского района города Казани

Оформление предметно-развивающей среды с учётом

консультация для воспитателей

воспитатель по обучению

I квалификационной категории

Казань, 2017 год.

Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию Программы, которая не выдвигает жестких требований к ее организации. За Организацией оставляется право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды Организации должна учесть этнокультурную ситуацию развития детей.

Возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии учета специфики информационной социализации, возрастных, национальных и гендерных особенностей детей. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности: двигательной, включая формы активности с учетом традиций региона, игровой (народная подвижная, хороводная игры), коммуникативной (общение на татарском и русском языках), познавательно-исследовательской (исследование и познание культурных богатств, природы родного края), восприятия детской литературы, народного фольклора, изобразительного творчества, включая татарское декоративно-прикладное искусство, конструирования, музыкального творчества (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений татарских композиторов, пение татарских песен, исполнение татарских танцев, игра на народных музыкальных инструментах).

Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (Таблица).

Так, для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки, включая народные, материалы для разнообразных дидактических, режиссерских, сюжетно-ролевых игр, а также предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей.

Для этого в Организации должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть эстетично оформлены с художественным вкусом, необходимо предусмотреть зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Социально – коммуникативное развитие

- Куклы, в национальных костюмах народов Поволжья;

- народные игрушки (актюбинские и шемордановские);

- кукольная кровать (бишек);

- комплект постельного белья и кухонных принадлежностей с элементами татарской вышивки;

- кухонный инвентарь: столовая и чайная посуда, деревянные расписные ложки, глиняный кувшин, медный самовар, кумган, ведра с коромыслом, скалка, доска для раскатывания теста, и др.;

- мучные изделия из соленого теста (вак бэлиш, перемяч, чак-чак и др.);

- предметы ряжения (тюбетейка, платок, камзол, калфак и др.);

- картотека народных пословиц и поговорок.

- Матрешка пятикукольная, расписанная национальным орнаментом;

- наглядный познавательный материал (иллюстрации - карточки, электронная картотека, презентации PowerPoint, лэпбуки, коллекции, видеосюжеты);

- национальные костюмы народов Поволжья, включая обувь, головной убор, украшения (иллюстрации –карточки, электронная картотека);

- коллекция тканей, используемых при изготовлении национального костюма;

- предметы национального быта;

- фотоальбомы, буклеты, иллюстрированные книги с изображением достопримечательностей столицы Республики Татарстан - города Казани;

- комплект костюмов по профессиям (инженер-нефтяник, строитель и др.);

- геральдические знаки Республики Татарстан и Российской Федерации (флаг, герб, гимн);

- комплекты портретов Президентов РФ, РТ, мэра города;

- комплекты портретов писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и др. выдающихся личностей республики;

- фото-видео материалы, книги о подвигах героев Великой Отечественной войны (М. Джалиль, М.П. Девятаев, Г. Гафиатуллин, П.М. Гаврилов, Н.Г. Столяров и др.);

- фотоальбомы, наборы открыток, видеосюжеты, презентации исторических памятников, музеев, улиц родного города (села), событий прошлого;

- наглядные материалы, относящиеся к праздничным обычаям народов, населяющих Республику Татарстан (Каравон - русский народный праздник в РТ, Сабантуй-праздник плуга и др.);

- географическая карта, на которой обозначено положение Республики Татарстан (на карте и глобусе обозначить территорию республики, реки Волги и ее притоков Каму, Свиягу, Куйбышевское и Нижнекамское водохранилище, озеро Кабан, озера и реки окрестностей), крупные города РТ (Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Зеленодольск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь и др.);

- документальные (познавательные, развивающие) фильмы для детей о животных и растениях региона;

- гербарий растений родного края (деревья - дуб, липа, сосна, осина, ель, клен и др.; цветущие травы (лекарственные) - зверобой, душица, крапива, душистая мята и др.; полевые и луговые цветы - василёк, ромашка, колокольчик, клевер, фиалка луговая и др.), коллекция семян, плодов растений;

- иллюстрации лесных (луговых) ягод (земляника лесная, клубника луговая, малина, черника и др.);

- муляжи овощей, фруктов, грибов;

- иллюстрации с изображением домашних животных (корова, лошадь, овца, коза, собака, кошка и др.);

- картинки с изображением домашних птиц (петух, курица, цыпленок, утка, гусь, индюк и др.);

- иллюстрации с изображением животных, обитающих в регионе (волк, лисица, еж обыкновенный, белка, лось, медведь, рысь, лесная куница, заяц-беляк, заяц-русак и т.д.);

- иллюстрации с изображением зимующих птиц (сорока, ворона, синица, воробей, дятел, тетерев, глухарь, филин, сова и др.);

- иллюстрации с изображением перелетных птиц (ласточка, скворец, грач, иволга, кукушка, жаворонок, соловей и др.);

- иллюстрации с изображением водоплавающих птиц, (чайка, лебедь, гусь, утка, цапля и др.);

- иллюстрации с изображением пернатых хищников (сокол-сапсан, ястреб, сип белоголовый, гриф чёрный, орёл степной, беркут, коршун и др.);

- набор фигурок животных и птиц;

- Красная книга Республики Татарстан;

- документальный фильм для детей, наглядные пособия с изображением достопримечательностей остров-града Свияжск;

- документальный фильм для детей, наглядные пособия с изображением достопримечательностей древнего города Булгар.

- Татарско-русский словарь, русско-татарский словарь, словарь синонимов и др.;

- рабочие тетради для самостоятельной работы детей;

- детская библиотека (малые фольклорные жанры, татарские народные сказки, стихи татарских поэтов, сказки и рассказы татарских писателей и т.д.);

- комплект компакт дисков с аудио и видеозаписями

татарских народных сказок;

- печатная и/или электронная библиотека для взрослых;

- портреты детских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов Республики Татарстан;

- предметные, сюжетные, разрезные картинки;

- атрибуты к театрализованным, режиссерским играм, импровизациям; маски, полумаски;

- алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, материалы для создания интеллект-карт, мнемотаблицы для заучивания стихов, придумывания загадок;

- иллюстрации к татарским народным сказкам;

- набор репродукций татарских художников, иллюстрирующих книги для детей (Б. Альменов, Ф. Аминов, В. Булатов, Б. Урманче, Ю. Валиахметов, Р. Шамсетдинов, Л. Фаттахов и др.)

Художественно – эстетическое развитие

- комплект компакт-дисков с татарскими народными песнями, песнями в детском исполнении, музыкальными произведениями татарских композиторов и т.д.;

- музыкальные инструменты (или иллюстративный материал, звукозаписи): домбра, кубыз, мандолина, курай, гармонь, тальянка и др.;

- видеозапись Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан;

- видеозаписи детских хореографических и вокальных ансамблей республики;

- комплект портретов композиторов, художников, скульпторов, режиссеров, актеров театра, знаменитых певцов артистов Республики Татарстан;

- комплект костюмов для исполнения танцев народов Поволжья;

- комплект костюмов для импровизаций, театрализованных представлений;

- набор для составления цветочно-растительного орнамента татарского декоративно-прикладного искусства;

- иллюстрации (печатные и электронные) народных промыслов республики;

- разрезные картинки (предметные, сюжетные);

- комплект раскрасок;

- комплект силуэтов предметов одежды, быта, архитектурных ансамблей для самостоятельной деятельности;

- кукольный театр;

- Картотека игр народов Поволжья;

- атрибуты для национальных игр-состязаний (мешки, длинные палки, горшки, полотенца, вёдра с коромыслами, ложки и др.);

- мультипликационные фильмы о пользе здорового образа жизни, про здоровое питание;

- видеофильмы о XXVII Всемирной летней Универсиаде - 2013 г., XVI чемпионате мира по водным видам спорта – 2015 г. и др.

Шаехова Р.К. С өенеч – радость познания : Региональная образовательная Программа дошкольного образования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Оформление предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога МДОУ

Моделирование развивающей среды в группах ДОУ строилась:- по направлениям развития и образовательным областям;- с учетом принципа интеграции;- с учетом полоролевой специфики.


Презентация - Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ.

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.


Оформление предметно-развивающей среды на участке ДОУ

Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды на участке ДОУ.

оформление предметно развивающей среды

ребенку должна нравиться среда в которой он находится.

Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ группы №12 "Почемучки"

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их.


Оформление предметно-развивающей среды в ДОУ

Оформление предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.


ЦЕЛЬ:Развитие интереса и повышение знаний по математическому развитию, через обогащение предметно-пространственной среды. АКТУАЛЬНОСТЬ:§Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка .

Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за свою страну, уважения к традициям. Эти качества начинают воспитываться в кругу семьи, а затем и в стенах детского сада. От раннего формирования патриотического мировоззрения будет зависеть, станет ли новое поколение патриотами Родины и станут ли они в будущем отстаивать интересы государства.

Оформление патриотического уголка в детском саду

infografika-patrioticheskij-ugolok-1400-min

правила оформления по ФГОС

В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.

Требования к оформлению уголка:

  • Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
  • Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
  • Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
  • Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
  • Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.

gitdzhye

фото уголков

035-14467654342179
09876mitshhshgr
69694ue-795494932
298626-lort1448876036
594249p719

Патриотический уголок группы детского сада

Создание уголка начинается с составления информационно-материальной базы в соответствии с возрастом детей. На этом этапе необходимо двигаться в таких направлениях: общие знания о государстве, изучение и наглядная демонстрация народных традиций и особенности родного края.

Важно, чтобы патриотический уголок не только соответствовал требованиям ФГОС, но и имел необычное оформление, которое будет привлекать интерес детей. Правильная наполненность наглядным материалом — это необязательно официальные символы государства стандартного типа. Приветствуется творческая составляющая и креативность. Например, это могут быть картинки, рисунки детей, иллюстрации из детских книг, подходящие игрушки.

младшая группа, общие правила и фото

09876543

В младшей группе дети получают первоначальные знания о Родине. Акцент делается на самых простых деталях, чтобы малышам было под силу их освоить. В патриотическом уголке размещают информацию о городе, в котором живут дети, о богатстве родного края, его растительном и животном мире. Девочкам будут интересны куклы в национальных костюмах, а мальчикам ― игрушки в виде военной техники с символами страны.

Информационные составляющие патриотического уголка разделены на несколько блоков.

111

средняя группа, общие правила и фото

22detsad-298626-1448876036

Патриотический уголок для детей из средней группы оформляют в духе воспитания любви к их родному краю. Проводится обновление и доукомплектация созданного ранее уголка в младшей группе. Кроме размещения новой патриотической информации, важно стимулировать самостоятельную деятельность ребятишек. Они могут сделать тематические самоделки, например, флажки из цветной бумаги, или нарисовать рисунок любимых мест в городе, а потом украсить ими уголок. Также уголок можно использовать как место для чтения стихов, проведения бесед о Родине.

Правила подачи патриотической информации:

2izdchlstom

старшая группа, общие правила и фото

llllllllll

Для детей старшей группы важно в полной мере продемонстрировать величие Родины. Тут уместна информация о Великой Отечественной войне, о городах-героях, карта с хронологией прироста земель. В то же время величие России должно тесно переплетаться с достоинствами родного края детей.

Чем дополнить уголок:

3smitbyu

подготовительная группа, общие правила и фото

kkk

В подготовительной группе патриотический уголок активно пополняют материалами, которые подчеркивают самобытность родного края и страны в целом. Уместно добавление портретов героев страны, коллекции минералов, элементы предметно-декоративного искусства.

Что должно быть:

144
145

Уголок в детском саду шаблоны

шаблоны символы России

Для оформления патриотического уголка необходимы изображения официальных и народных символов страны. Распечатав готовые шаблоны, вы получите весь набор необходимых материалов.

В первую очередь необходимо создать патриотический посыл при помощи главного символа России — ее флага.

88


lentyi

На почетном месте разместите герб государства.

gerb_rf

Креативно будет смотреться герб, разрисованный ребятишками. В такой способ можно сразу провести тематический урок и усвоить информацию о гербе своей страны.

_27114411

Такой символ, как карта страны, будет ежедневно укреплять патриотические ценности группы.

screenshot_5

sh618_s_sinej_kartoj

шаблоны картинок для оформления

Чтобы заинтересовать детей и пробудить в них интерес к учению, используйте для оформления уголка яркие и красивые шаблоны национальных символов России.

bcb17990e7708fefc152c5427afaf88c
098shgnepka
uaivs

b8a99adf1a518fa407835f833e749716
3_ms-201
patriot_3
mm-miniatyura-moya-rodina-rossiya
img2
99
888

рамки для текста детский сад

shop_items_catalog_image3023

image

0100aayo-0188
zshhrpa
a47d1f95d713251b1211cbe3473668c0
0_56a66_a479d01d_xl
h
1548999630_205-2
99692249_2
vospitatiel-naia-rabota-s-klassom_1

шаблон красивый шрифт

Патриотический уголок можно оформить красивыми шрифтами. Если вы планируете использовать сразу несколько шрифтов, лучше их распределить, например, крупный и яркий шрифт подберите для заголовка, а более классический шрифт оставьте для подзаголовков.

Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Девочка в тематическом уголке

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

В уголке отдыха

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

В игровой зоне

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

В космическом уголке

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В уголке рисования

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

В православном уголке

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

В игровом уголке

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

В математическом уголке

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оформление уголков в помещении группы

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

Паспорта уголков

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

Библиотечный уголок

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

Развивающий уголок

В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

Физкультурный уголок

Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

Уголок экспериментирования

В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

Театральный уголок

Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

Игровая зона

Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

Уголок уединения

В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

Стенд в музыкальном уголке

На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

Эмблемы уголков в детском саду

Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

Уголок опытно-экспериментальной деятельности

Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

Читайте также: