Что развивает игра на музыкальных инструментах в детском саду

Обновлено: 05.05.2024

Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария, в русской культуре – обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов, как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

  • анализ психопедагогической и искусствоведческой литературы
  • анализ существующего педагогического опыта
  • анализ собственной педагогической деятельности
  • опытно – экспериментальная работа
  • педагогические наблюдения.

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в две недели, согласно перспективного плана.

Контроль за качеством усвоения материала проводится в форме творческих вечеров, концертов для детей и родителей 2 раза в год (в середине и в конце учебного года).

В методических рекомендациях содержатся:

  • игровые упражнения,
  • творческие задания.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов, реализация художественных потребностей в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, дает ребенку много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большой активностью включаться в коллективную творческую деятельность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Развитие интереса к эстетической стороне действительности, формирование творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся. Воспитание инициативы и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

  • Формировать у детей интерес к народной культуре русского народа, воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; развивать творческие способностей детей.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного музыкального воспитания дошкольников:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, их органическую взаимность

Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов;

Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

Принцип последовательности, подразумевающий логическое усложнение задач музыкального образования детей 3 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара;

Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального фольклора знакомить детей с бытом, традициями, обрядами русского народа, их песнями, танцами, инструментами.

Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.

НОВИЗНА

Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольном учреждении:

  • в быту (самостоятельное музицирование детей)
  • в различных видах развлечений (тематических музыкальных вечерах, беседах – концертах, театрализованных постановках, спектаклях, играх)
  • детских праздниках и утренниках.

Инструменты нетрадиционного вида можно использовать и в самостоятельной действительности детей. Это обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, развивает вкус, потребность в общении с музыкой. В результате ребенок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта- исполнителя.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.

Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т.д.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап. Организационно – подготовительный

  • Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания, осмысление и определение темы
  • Изучение учебно – методической литературы, накопление практического опыта
  • Анализ и обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

2 этап. Внедренческий

  • Разработка программы
  • Осуществление опытно – экспериментальной работы, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы выявлялись и проверялись условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста
  • Создание развивающей среды
  • Изготовление дидактических игр

3 этап. Заключительный

  • Анализ и обобщение результатов исследования
  • Корректировка и утверждение перспективного планирования
  • Внедрение разработанной программы в учебный процесс.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Чтобы добиться всего этого, нужно соответствующее методическое обеспечение для реализации творческих планов:

  • В каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей (погремушки, ложки, металлофоны, инструменты нетрадиционного вида и др.)
  • Для проведения мероприятий развлечений и праздников музыкальный зал оформляется соответственно тематике мероприятия
  • После проведения мероприятий для родителей оформляются фотовыставки
  • В приемных групп оформляются информационные папки – передвижки для родителей по темам музыкального воспитания, развития творческих способностей детей данного возраста
  • Чтобы у детей остался в памяти праздник или развлечение, после его проведения дети свои впечатления выражают в рисунках, из которых оформляются выставки
  • Для большей заинтересованности детей к занятиям музыкой, собран и оформлен материал со стихами, поговорками, загадками о музыке

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Актуальность.

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Цель: Формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.

Основные задачи:

  • расширение музыкального кругозора детей;
  • формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

звуковысотного и тембрового слуха.

  • развитие творческого потенциала;
  • приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,
  • ознакомление детей с названиями инструментов, их тембром;
  • определение характера звучания инструментов;
  • освоение приемов игры на них.

Ожидаемые результаты:

  • Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе
  • Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения
  • Владеет навыками – движения и речи, слушания, исполнительства, сочинительства, общения, самовыражения
  • Имеет устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях
  • Знает различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них
  • Исполняет несложные песенки и мелодии на самодельных и различных музыкальных инструментах сольно, группой, в оркестре.

Виды инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,– свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Клавишно-язычковые – баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные – игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные – бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

В музыкально- дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Работа должна проводится организованно и последовательно, применяться разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Необходима большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

В этом возрасте необходимо в игровой форме, легко и непринужденно заинтересовывать этой деятельностью. Используемые инструменты в младшей группе очень просты: это маленькие маракасы, погремушки, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Для детей очень привлекательны различные самодельные инструменты.

Самое широкое применение на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы для развития метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только с речевой поддержкой. Педагог в работе с детьми данного возраста должен учитывать, что малыши не могут ждать пока на инструментах играют другие, поэтому необходимо использовать преимущественно групповые формы работы.

Погремушка

Цель: развитие чувства ритма, умение выполнять соответствующие движения.

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Цель:Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия: Матрешки трех величин: высокие – в зеленых сарафанах и платочках, средней величины- в синих, низенькие – в красных.

Количество - по числу играющих.

Цветы красного, зеленого и синего цвета (три).

Музыкально- дидактический материал : металлофон.

Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Воспитатель находится перед ними. Исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева – высокие, у сидящих справа – низкие, в центре – средней величины.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки", где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Поэтому во второй младшей группе мы стараемся использовать различные ударные инструменты.

"БАРАБАН"

А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой

Цели:

• развитие слухового внимания, чувства ритма, способности к звукоподражанию ;

• разучивание разных ритмических рисунков

• коррекция мелкой моторики рук, звукопроизношения;

• обучение правильному положению инструментов, воспроизведение звуков на барабане в определенном ритме, отстукивание палочками по столу, дотрагиваться ими друг друга в ритме.

1.У меня барабан.

Я стучу: бам, бам!

Бам, бам, бам, бам!

2.Саша, палочку возьми.

В барабан постучи.

Бам, бам, бам, бам!

3. Мы идем, мы идем,

Бам, бам, бам, бам!

Маршируют все дети.

Средняя группа.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, озвучивают стихи и сказки в театрализованных играх. В средней группе педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования (детский оркестр). Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его использовать на разных инструментах и в звучащих жестах.

Очень простой оркестр для средней группы. Поочередно: поем - играем.

Аранжировка Татьяны Копытовой. Идея и текст Марины Мишаковой.

Музыка - эстонская народная песня `У каждого свой музыкальный инструмент`.

Цель:развивать чувство ритма, выполнять соответствующие тексту движения.

ЭТО НАШ ПОДАРОК МАМЕ

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Бубны тоже не отстали,

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Гости, хлопайте в ладошки,

Помогайте нам немножко!

Мы для вас сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Старшая группа.

Дети уже много могут в этом возрасте, они проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно. В старшей при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно применяются в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Определи инструмент

Цель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слуха

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.

Также дети очень любят сказочки – шумелки. Например:

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки./ ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки. /МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. /ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы./ ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки, /КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки/ ТОН - БЛОК (рубель) РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер./ ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах /ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. /ПИЩАТЬ

Подготовительная к школе группа.

Музыка Ж. Металлиди

Эту веселую песенку мы поем по очереди: мальчики и девочки. Гамму дети играют на диатонических колокольчиках, называя ноты.

1.На уроке девочки сидят,

Девочки на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

2.На уроке мальчики сидят,

Мальчики на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

Очень любят дети игры-импровизации, где они могут руководить музыкальным процессом. Вначале дети стесняются, но постепенно с большим удовольствием сочиняют и исполняют придуманную музыку.

Цель:Развитие воображения, творческого потенциала ребенка.

Оборудование: музыкальные инструменты, палочка для дирижера.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Ее, конечно, нужно будет сочинить. Для этого надо выбрать себе 2-3 инструмента, встать перед музыкантами и показывать им по очереди, как, сколько и в каком порядке исполнять музыку, которую будет сочинять дирижер. Вот и получится музыка, которую ребенок сам сочинит и исполнит с помощью музыкантов.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, подходим к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.

Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Опыт работы

Мельяновская

Татьяна Влаладимировна

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

II. Теоретическая часть

2.1 Теоретическая база опыта……………………………………………………….9

2.2 Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания………………14

2.3 Обучение игре на детских музыкальных инструментах в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………16

2.4 Организация детского оркестра………………………………………………. 18

2.5 Использование самодельных инструментов в оркестре……………………. 21

III . Практическая часть

3.1 Этапы работы в оркестре………………………………………………………..23

IV . Анализ и результативность……………………………………………………..26

I. Введение

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, с помощью которых можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Именно поэтому музыкальный руководитель в своей работе с детьми активно использует игру на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.

В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить яснее мыслить и глубже чувствовать.

В этом деле, особенно на ранних его этапах, применение детских музыкальных инструментов, их использование вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему развитию.

Актуальность

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Эти ситуации можно избежать, если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских музыкальных инструментах.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

ЦЕЛЬ :

Развитие музыкальных , творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах .

ЗАДАЧИ :

1) Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2) Изучить особенности развития творческих способностей старших дошкольников.

3) Определить условия необходимые для развития музыкальных способностей у старших дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах.

4)Разработать методические рекомендации.

Объект исследования данной работы является процесс развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования – музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей применять игру на музыкальных инструментах, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Методологической основой исследования творческих способностей детей дошкольного возраста явились теории личностно- ориентированного подхода в развитии (Э.Кей, М.Монтессори, В.А. Левина, Л.С. Выгодский), деятельностного подхода (Р.С. Немов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Мелик-Пашаева)

Исследование выполнялось с опорой на работы по проблемам творческих способностей детей дошкольного возраста (Л.С. Ходанович, Н.К. Кононова, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлова), а также работы психологов и педагогов современности (Т.Э. Тютюнникова, К.Орфа, И.Г. Лаптева), указавших на значение использование детских музыкальных инструментов в развитии творческих способностей дошкольников.

При описании работы использовались следующие методы :

- изучение психолого-педагогической и методической литературы;

- метод оценки, сравнительный анализ;

Новизна опыта работы заключается в том, что раскрыты значение и педагогический потенциал использования детских музыкальных инструментов как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; организованы педагогические условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования детских музыкальных инструментов.

II . Теоретическая часть.

2.1.Теоретическая база опыта

Музыкальное детское творчество, является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в использовании детских музыкальных инструментов. Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский считали, что музыкальное детское творчество имеет большое значение в восприятии ребенка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребенка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.

В современном мире профессиональные педагоги-музыканты ставят перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помогающей раскрыть творческие способности, научить яснее мыслить и глубже чувствовать. А.В. Запорожец описывала, что применение детских музыкальных инструментов, особенно на ранних его этапах, вызывает огромный интерес у детей, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Выработка исполнительских навыков прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

По мнению Н.А. Ветлугиной основной целью музыкального воспитания в детском саду - это подготовка к школе эстетически воспитанного и творчески развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникать его настроением, мыслями, чувствами.

Н.А. Ветлугина отводит особую роль детским музыкальным инструментам, она считает, что они вызывают у детей особый интерес, ими пользуются и в детских садах, и в семье вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования детских музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях. Это и индивидуальное музицирование, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Н.Г. Кононова считает, что музицирование на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развивается, и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Также, по мнению Н.Г. Кононовой создание оркестра дошкольников – очень сложное и трудоемкое дело, но очень нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь. Детский оркестр не только объединяет ребят, углубляет их музыкальные познания, но и способствует их всестороннему творческому развитию. Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, не зависимо от того на каком инструменте ребенок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению занятий, открывает перед детьми мир звуков.

Детское музицирование, по мнению Т.С. Кравцовой обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания на детских праздниках, развлечениях и, конечно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. Дети легко играют на различных музыкальных инструментах, воодушевленно выполняют движения под русские народные мелодии, причем у каждого из них свои движения, никем более не повторяемые.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов, отмечая, что способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует, что способности не бывают врожденными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врожденными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребенка. Творческие способности могут проявиться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.

Л.С. Ходанович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определенным навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

Д.Б. Кабалевский писал, что музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей. Причем воспитывает не, только их художественный вкус, но и творческое воображение.

Развитию творческой личности дошкольника способствует педагогика К.Орфа. По мнению К.Орфа технология элементарного музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность. Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Таким образом, использование детских музыкальных инструментов в развитии творческих способностей - это творческие задания, специально организованные и включенные в процесс музыкальных занятий, включающие в себя задачи: сфантазировать, с импровизировать, сочинить, изменить, вообразить.


Детский оркестр.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов. Начав в 20-е годы 20 века с обучения детей игре на ударных инструментах, Н. А. Метлов ищет и конструирует, совершенствует мелодические инструменты, на которых они могли бы играть любимые мелодии, самостоятельно музицировать. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой системой записи нот.

Оркестр, состоящий из металлофонов и ксилофонов, обогащённый тембрами ударных и шумовых инструментов, стали называть детским оркестром. В детском оркестре Н. А. Метлова музыкантами-исполнителями были не только дети, но и взрослые — воспитатели, заведующий детским садом и родители. Это вызывало большой эмоциональный подъём, чувство ответственности, сотворчество детей и взрослых.

Актуальность. Значение детского музицирования:

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной, развиваются математические способности. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувство ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Игра на музыкальных инструментах — это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети слышат и сопоставляют звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности, улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности; овладению необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Помочь детям войти в игровой форме в мир музыки, сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные формы общения с ней. Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.

Игра в оркестре в соответствии с ФГОС ДО решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; развитие ладового, ритмического и мелодического слуха, улучшение качества пения, музыкально-ритмических движений; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Работа оркестра в ДОУ проводится организованно и последовательно,применяются разнообразные методы и приёмы, расширяется база детских музыкальных инструментов.

Этапы работы над произведением в оркестре детских музыкальных инструментов

Цель: используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического, духового, детского оркестра.

Задачи: развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей; учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического оркестра; дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры

Ресурсы: мультимедийная система; видео-фото презентация, папки-передвижки в группах.

2. Знакомство с музыкальным произведением, с историей его создания, автором.

Знакомство с музыкальными инструментами и техникой исполнения.

- Сделать аранжировку всего произведения в целом и отдельных элементов в частности.

3. Определить инструментальный состав детского оркестра, учитывая тембровое разнообразие:

- ударные инструменты без определённой высоты звука (барабаны, румбы, джингл-стик, маракасы, треугольники, колокольчики, тарелки, тамбурины с низким и высоким тоном звучания).

- ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

- электромузыкальный инструмент (синтезатор),

4. Разучивание мелодий на музыкальных мелодических инструментах.

5. Формирование у детей навыков игры в ансамбле, (приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками).

6. Подготовить живое исполнение музыкального сопровождения.

7. Исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.

Размещение участников детского оркестра.

Исполнители должны хорошо видеть руководителя, удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Инструменты лучше располагать свободно по группам: ксилофоны, металлофоны, соответственно размеру инструментов. Необходимо приучить маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Результаты работы:

На занятиях в оркестре осуществляется: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, музыкальная и двигательная деятельность; развитие общения, взаимодействие с детьми и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к деятельности; формирование устойчивого интереса к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной-эстетической деятельности потребность в этой деятельности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях (форма, ритм, темп, число, часть, целое, движение и покой); развитие фонематического слуха, слухового внимания, различение на слух различных инструментов, координации движений; развитие и совершенствование музыкальных способностей; формирование элементарных представлений о видах искусства; проявление индивидуальных черт каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности; преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, детский оркестр, обучение детей, игра, ребенок, способность.

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма, игра, чувство ритма, детская, музыкальное

Детский оркестр. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие.

Цель учебной работы в моём оркестре — это обучение детей профессиональным навыкам игры в духовом оркестре, развитие творческих способностей оркестрантов, воспитание сплочённого музыкального коллектива.

Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Дети так увлекаются игрой в оркестре, что родители, по их просьбе, делают вместе с малышами дома шумелки, звенелки, погремушки, шумовой оркестр детского сада также постоянно.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Именно игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в оркестре дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку.

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, ансамбля

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально-дидактических пособий и игр.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале.

Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара

Применение методики начального обучения игре в оркестре.

Библиографическое описание: Вакуленко И. В. Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного

Такое музицирование, на современном этапе является эффективным способом эстетического воспитания детей.

В старших группах дети смогли сыграть в оркестре несложные произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду.

- Формировать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах; - Формировать способность к совместному воспроизведению.

инструмент, ребенок, детский оркестр, развитие чувства ритма.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду. Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является.

Читайте также: