План урока истории в классе интегрированного обучения

Обновлено: 18.05.2024

Интегрированный урок по истории с обучением решения задач.Основные цели урока это: сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории; развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории; поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени; показать связь истории и математики при решении простейших исторических задач. Урок ведут два учителя по очереди включаясь в нужный момент урока. Ученики получают оценку по истории за знание материала, и по математике - за умение решать задачи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Интегрированные технологии

на уроках истории и обществознания

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, конкурентоспособной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Уроки истории и обществознания это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. На уроках обществознания изучаются общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. И обществознание и история связаны со многими предметами, то интеграция уроков приобретает особую актуальность.

Разрабатывая уроки истории и обществознания надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.

Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированного урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.

Близка к истории астрономия. Хорошо известно, как еще в древности люди ориентировались по звездам, как относились к солнечным затмениям. Невозможно обойти астрономию, например, рассказывая о путешествии Афанасия Никитина в Индию и т.д.

В современных условиях связь истории с астрономией актуализировалась еще больше. Причиной тому стала попытка ряда математиков создать новую хронологию мировой и отечественной истории, в том числе на основе пересмотра астрономических данных о солнечных затмениях, приливах и отливах…

Можно интегрировать уроки истории и обществознания.

На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории:

На основе одинаковых тем;

На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история – география; история-обществознание);

При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе. Можно выделить несколько типов интегрированных уроков:

Урок – деловая игра. Тему научно – технической революции 1960х годов можно провести, кооперируясь с учителями по физике и химии.

Основной формой организации обучения является урок. Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок отличается целеустремленностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Педагогические основы понятия интеграции 8
1.1 Понятие интеграции 8
1.2 Интеграция предметов: плюсы и минусы 12
1.3 Интегрированные уроки в начальной школе 14
Глава II Интегрированный урок как форма организации обучения 30
Заключение 46
Литература 47

Файлы: 1 файл

курсовая интегрированый урок.doc

Глава I Педагогические основы понятия интеграции 8

    1. Понятие интеграции 8
    2. Интеграция предметов: плюсы и минусы 12
    3. Интегрированные уроки в начальной школе 14

    Глава II Интегрированный урок как форма организации обучения 30

    Основной формой организации обучения является урок. Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок отличается целеустремленностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

    Как традиционные, классические, так и нетрадиционные уроки должны являться конкретным выражением и воплощением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся.

    В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.

    Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и тд.

    В настоящее время активно осуществляется процесс интеграции наук. Однако школьные программы составлены таким образом, что каждая дисциплина изучается как бы сама по себе, поэтому значение интеграции предметов в средней школе представляется очень существенным, особенно если учесть, что первые научные представления и видение целостной картины мира закладываются именно в школьном возрасте. Сегодня как никогда необходим междисциплинарный подход, плюралистические методики, позволяющие рассматривать всю динамику изменений. Для современной школы необходимы межпредметные интегрированные программы, которые обеспечили бы разгрузку содержания обучения, избавив школу от узкоспециальных тем, и помогли бы формированию основ единой картины мира, рационально распределив учебное время. Интегрированные уроки экономят время, устраняют ненужное дублирование, расширяют кругозор учащихся, позволяют избежать формализма в знаниях.

    Предметы гуманитарного цикла обладают наибольшим потенциалом для интеграции. Особенно широкое поле представляет интеграция истории и литературы – дисциплин, постоянно взаимодействующих между собой. Следует отметить, что в старших классах изучается довольно большое количество произведений, воссоздающих страницы прошлого нашей страны, в связи с чем установление интеграционных связей литературы и истории неизбежно. Более того – в современном обществе происходит переосмысление целей исторического и литературного образования: на первый план выдвигается не механическое запоминание и воспроизведение имен, фактов, дат, событий, но прежде всего – освоение ценностей различных исторических эпох, мысленная реконструкция в воображении поступков и взглядов реальных людей и литературных персонажей, живших в различные исторические периоды, умение оценить мир с позиции человека другой эпохи.

    Широким интеграционным потенциалом обладают такие школьные дисциплины, как история, введение в философию, литература , искусство, мировая художественная культура. Интеграция дисциплин гуманитарного цикла обеспечивает рассмотрение, осмысление и обобщение одних и тех же фактов, событий, явлений с разных сторон, позволяет уйти от обычного иллюстративного объяснения, подводит к философским, экономическим, политическим обобщениям, пониманию идей, теорий, объективных законов.

    В отличие от урока с использованием межпредметных связей интегрированный урок представляет собой иное по содержанию, постановке целей и структуре занятие. На интегрированных уроках сведения из разных наук не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом.

    Любой интегрированный урок начинается с раскрытия понятий, усвоение которых возможно только тогда, когда они представлены в разных знаково-символических системах. Интегрированный урок требует сочетания разнообразных видов человеческой деятельности (мыслительной, речевой, коммуникативной), сочетания научного и художественного. Центарльное место в процессе подготовки и проведения интегрированного урока отводится умению учителя так сформулировать проблему (тему) исследования, цели и вопросы для обсуждения, чтобы вывести учащихся на определенный уровень понимания языка различных предметов.

    Интегрированные уроки могут проводиться совместно двумя или несколькими учителями. Это гарантирует выявление не только общности взглядов, но и различия позиций в оценке одних и тех же событий, явлений, исторических личностей. Отсюда возникает необходимость диалога учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик. В то же время надо помнить, что интеграцонные процессы не исключают процессов дифференциации.

    Необходимо разработать такие интегрированные программы, которые обеспечили бы разгрузку содержания обучения, рационально распределили бы учебное время, что позволит сформировать у учащихся целостную картину мира.

    По своей организации и содержанию интегрированные уроки имеют четыре уровня:

    • Первый уровень, когда учителя стремятся сформировать единые подходы к определенным событиям, явлениям, научить школьников на основе этих подходов правильно строить устные ответы. В этом случае учителями вырабатываются единые цели и задачи, определяются общие понятия. Урок каждым учителем проводится самостоятельно. К первому уровню интеграции относится урок по составлению интервью или газетного репортажа.
    • Второй уровень, когда работа проводится в понятийно-информационном поле, где понятийный аппарат и информация очень близки. В этом случае учителя строго отбирают понятия, без которых невозможно изучение школьных дисциплин, согласуют предполагаемую информацию. При втором уровне учителя работают каждый на своем уроке или же вместе, согласовав свои функции.
    • Третий уровень, когда необходимо провести сравнительно-обобщающее изучение материала. В этом случае педагогами ставится задача научить старшеклассников сравнивать и противопоставлять явления, события, характеры, причины. Целесообразно проводить объединенный урок, увеличив время за счет обоих предмет. На уроке работают оба учителя.
    • Четвертый уровень, когда основная тяжесть работы ложится на учащихся, которые могут работать группами, парами. Школьники самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, героях. Учащимся предлагается установить связи, закономерности, тенденции между изучаемыми событиями, явлениями, историческими личностями. На этом уровне интеграции оба учителя работают в классе одновременно.

    Педагогические основы понятия интеграции.

    Развитие любой науки и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике обучения время от времени появляются новые слова-названия типа методист-исследователь, оптимизация обучения, технология учебного процесса и т.п. Последняя новация такого рода, получившая глобальное распространение, - это интеграция учебных предметов. Все это можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство: употребляя данные названия в научных и популярных изданиях, мы не заботимся о том, чтобы они, если без них действительно не обойтись, сразу же становились бы методическими терминами т.е. определялись бы сущностно, объясняя читателю, какие именно новые или привычные, но по-новому осознанные методические явления или обозначаются и затем употреблялись и понимались бы всеми специалистами в области методики однозначно. Без соблюдения этого условия всякие словесные новшества крайне вредны, т.к. создавая видимость новизны, провоцируют эклетику – субъективное, беспринципное сочетание разнообразных и порой несовместимых взглядов, рекомендаций, действий, чем окончательно запутывают и без того нелегкую практику обучения.

    Путь к нормализации положения в современной методике только один: прежде чем внедрять любое название, надо определять его терминологически…Посмотрим, что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения. И попробуем проанализировать.

    Латинское слово integratio – восстановление, восполнение; integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:

    1. объединение в целом каких-либо частей, элементов;
    2. процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем.

    Первое значение признается книжным, второе – экономическим т.е. терминологическим для данного рода наук.

    История методики обучения свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось, например, еще К.Д. Ушинским. Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне. Интегрируя учебные предметы в комплексы формируется раскрепощенная творческая личность.

    Однако нужно учесть, что чем младше ученик, чем он меньше умеет и знает, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов и тем осторожнее должны обращаться с интеграцией.

    Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений, навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использование внутри- и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция. Интеграция – это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществовавший ранее монолит особого качества. Интеграция – это всегда ограничение общего образования за счет его специализации. Вот почему без нее не обойтись без снижения качества подготовки в ВУЗе, но ее не следует переоценивать в школе.

    Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

    Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущее трудовой деятельности.

    Нарастающий поток общественной научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Появление в настоящее время все новой компьютерной техники дало возможность преподавателям сделать урок разнообразнее, интереснее. Я применяю компьютерную технику при проведении интегрированных уроков, что дает возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.

    Представление собственного инновационного педагогического опыта.

    Появление в настоящее время все новой компьютерной техники дало возможность преподавателям сделать урок разнообразнее, интереснее. Я применяю компьютерную технику при проведении интегрированных уроков, что дает возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.

    Интегрированный урок представляет собой синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно–ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. При котором собеседники нуждаются в друг друге, каждый внимателен к слову другого.

    Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? Есть ряд петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического блага России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

    Это оживляет внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятие исторического материала, облегчает его осмысливание учащимися.

    На повторительно–обобщающих уроках учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии.

    Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

    Эстетическое отношение к уроку можно привить с помощью искусства, которое на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного.

    Проблему эстетического восприятия на уроках истории призваны решать наглядные пособия. Это позволяет развивать у учащихся чувство прекрасного, образную фантазию, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать. Наглядное обучение является незаменимым способом создания у школьников четких, исторически правдивых представлений о прошлом. Наглядность служит опорой глубокого понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий и способствует эстетическому развитию школьников.

    Читайте также: