Проект в детском саду ягоды грибы

Обновлено: 05.07.2024

Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и садовыми.

Задача педагога углубить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Свободно составлять рассказы по схеме – алгоритму о них. Придумывать концовки, проявляя творчество.

Участники проект: дети старшей группы, родители, педагоги.

Сроки реализации : краткосрочный

Тип проекта : творчески – игровой.

1. Познакомить с разнообразием грибов, ягод, выделив группы съедобных и несъедобных.

2. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов, ягод – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым.

3. Рассказать о строении грибов, ягод, объяснить, как правильно собирать их.

1.Развивать воображение и творческое мышление.

2.Развивать словарь. Обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, маслёнок, сыроежка и т.д.

3.Обучать составлению рассказа из личного опыта. Пересказывать литературный текст.

Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

1.Вызвать интерес к окружающему миру.

Формировать реалистическое представление о природе.

4.Развивать воображение, творческое мышление.

Активизировать внимание и память детей.

Разработка проекта .

1.Вспомнить с детьми грибы и ягоды.

2.Создать развивающую среду: подобрать экологические сказки, головоломки, ребусы, кроссворды, составление описательных загадок о грибах и ягодах.

3.Подобрать материал для репродуктивной деятельности.

Выполнение проекта .

Игровая деятельность .

Настольно – печатные игры:

Игры на развитие памяти:

Познавательное развитие.

Рассмотрение иллюстраций, картин с изображением ягод и грибов, муляжей.

Речевое развитие .

Продуктивная деятельность.

- Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

- Карточки для штриховки по теме.

Проект "Грибы и ягоды". Старшая группа.

Мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов и ягод и не могут объяснить полезную значимость даров лета. Именно поэтому мы с ребятами взялись реализовать проекта. Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов и ягод, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц.

Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме "Грибы и ягоды".

Задачи: обогатить знания детей о грибах и ягодах, познакомить с их полезными свойствами, с правилами безопасности, развивать умение различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему,

познакомить с новыми стихами и загадками, побуждать самих составлять загадки, стихи, воспитывать бережное отношение к природе.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Время реализации: краткосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, логопед, родители.

Дети могут рассказать о ягодах и грибах, их полезных свойствах, о правилах безопасности и бережного отношения в природе.

Освоены умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему.

Воспитанники знают новые стихи и загадки, могут рассказать свои сказки и рассказы о грибах и ягодах.

Продукт проектной деятельности.

Этапы работы: подготовительный.

- подбор методической и художественной литературы,

- подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка,

- подбор пособий и игр по данной теме,

- подготовка материалов для продуктивной деятельности,

- подготовить информацию для родителей: оформление папки-передвижки; размещение справочной информации по тематике: пальчиковая гимнастика, задачи по теме.

- чтение: В. Катаев "Дудочка и кувшинчик", Т. А. Шорыгин "Голубая ягодка", Георгиев "Ежик", В. Ситников "Клюква-жаровница",

- придумывание сказки "Ягодка-малинка", "О грибах",

- беседы: "Съедобные и несъедобные грибы", "Какие ягоды и грибы растут в наших садах и лесах", "Правила безопасного поведения в лесу", "Как заготавливают грибы и ягоды",

- рассматривание альбомов: "Грибы", "Ягоды",

- НОД по развитию речи: "Грибы и ягоды", "Ягоды", "Пересказ рассказа Я. Тайца "По ягоды", "Пересказ рассказа В. Катаева "Грибы",

- НОД по ФЦКМ: "Грибы, ягоды",

лепка "Грибы",

рисование "Грибная поляна", "Ягодка" (хохлома,

раскрашивание раскрасок : "Грибы и ягоды",

конструктивно-модельная деятельность "Гриб" (оригами,

- дидактические игры: "Назови и опиши ягоды садовые", "Что где растет", "Ягоды", "Узнай гриб по описанию", "Грибы и ягоды",

- игровые ситуации: "В лес за грибами",

- пальчиковая гимнастика: "Непоседа",

- выкладывание из счетных палочек "Грибы",

- подвижные игры: "У медведя во бору",

- вечер загадок: "Сладкая ягодка",

- разучивание песни " По малинку в сад пойдем",

- драматизация сказки "Под грибом",

- выставка детских работ по теме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.

Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.

Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.

Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

Развивать связную речь детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.

Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.

Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Разработка проекта

Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы :

Непосредственная образовательная деятельность

Просмотр мультфильмов

Презентация

Вечер загадок и отгадок

Дидактические игры :

Сюжетно-ролевые :

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Разучивание песни-игры с грибами.

Просмотр презентаций

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Мини-выставка рисунков

Работа с родителями .

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кадры и социальные партнеры :

2 . Материальные база :

репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы .

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Реализация всех видов работ по проекту.

- Выставка детских работ

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные :

- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

- будет созданы новыепечатные продукты;

- получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные :

- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Эффективность реализации проекта.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

- новые пособия дидактических игр;

- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Организация: Саратовская область, г. Балаково

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах, грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.
  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы:

Непосредственная образовательная деятельность

в детскую библиотеку.

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Разучивание песни-игры с грибами.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Работа с родителями.

Созданиедетских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Кадры и социальные партнеры:

  • Дети
  • Взрослые - воспитатели, учитель-дефектолог; музыкальный руководитель, родители.
  • социум – детская библиотека.

2. Материальные база:

  • оборудование: компьютер, проекционная система, интернет,DVDплеер, телевизор, музыкальный центр
  • программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
  • дидактическиеигры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

- Выставка детских работ

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные:

- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

- будет созданы новыепечатные продукты;

- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

- получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные:

- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

- новые пособия дидактических игр;

- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Читайте также: